Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/567 "Об уплате налога на доходы физических лиц"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 16.11.2005 N 04-1-03/567

"ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ">

Приобретая необходимые для осуществления своей деятельности сырье, материалы и товары у индивидуальных предпринимателей или прибегая к услугам частнопрактикующих лиц (адвокатов, нотариусов), организация невольно становится для этих физических лиц источником полученных доходов. Такая же ситуация складывается и при покупке у граждан имущества, которое принадлежит им на праве собственности. Нужно ли в перечисленных случаях фирме исполнять обязанности налогового агента и представлять в инспекцию сведения о выплаченных этим лицам суммах доходов? Вопрос актуальный и интересный, поскольку с подобными ситуациями может столкнуться каждая организация, а положения Налогового кодекса однозначного ответа не дают. В большинстве случаев такую неопределенность инспекторы на местах трактуют в выгодном для себя свете, что зачастую расходится с точкой зрения организаций и предпринимателей, являющихся источником дохода для физических лиц. Причем руководством к действию проверяющих, как правило, служат разъяснения работников вышестоящей налоговой службы.

Однако теперь можно надеяться, что инспекторы пересмотрят свои убеждения. В комментируемом Письме работники главного налогового ведомства привели отличную от своих прежних суждений точку зрения. Данные разъяснения, несомненно, порадуют большинство организаций и предпринимателей, поскольку высказанная специалистами позиция целиком и полностью отвечает их взглядам и интересам. Кроме того, можно предположить, что отныне в своей ежедневной работе проверяющие будут учитывать эти разъяснения вышестоящей организации.

Суть проблемы

Законодательство закрепляет за налоговыми агентами ряд обязанностей (п. 3 ст. 24 НК РФ). В их числе поименовано требование представить в инспекцию по месту своего учета документы, необходимые для проверки правильности расчета, удержания и перечисления в бюджет налогов. В отношении организаций и предпринимателей, которые являются источником доходов для физических лиц, таким документом является справка о суммах выплаченных этим лицам доходов и удержанных налогов по форме N 2-НДФЛ, которую налоговый агент должен представить в свою инспекцию (п. 2 ст. 230 НК РФ).

В то же время в отношении некоторых видов доходов, источником выплаты которых являются организации и предприниматели, Налоговый кодекс предусматривает ряд исключений. Так, рассчитать и заплатить налог самостоятельно должны индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, а также некоторые физические лица в отношении определенных видов доходов (ст. ст. 227, 228 НК РФ). И по сути это предписание означает, что в "услугах" агента эти налогоплательщики не нуждаются.

Налоговый агент - это лицо, на которое законодательством возложена обязанность рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 1 ст. 24 НК РФ). А так как физические лица должны делать это самостоятельно, следовательно, в отношении выплат этим лицам организация не признается налоговым агентом. Значит, и необходимость представления сведений о суммах выплаченных им доходов автоматически отпадает.

Однако специалисты налоговой службы на этот счет изначально придерживались иного мнения, а приведенные выше аргументы ими даже не рассматривались. Так, в отношении частных нотариусов позиция налоговых работников получила отражение в Письме УМНС России по г. Москве от 23.12.2002 N 27-08н/62778, а о доходах, выплаченных гражданам организаторами игорного бизнеса, налоговое ведомство высказалось в Письме от 02.07.2004 N 22-1-15/1134. В целом позиция налоговых работников такова. Налоговый кодекс позволяет не представлять сведения о выплаченных при приобретении товаров (продукции, работ, услуг) доходах лишь индивидуальным предпринимателям и только при условии, что они предъявят определенные документы (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ). Но на частных нотариусов эта норма не распространяется, а в отношении выплат остальным лицам ст. 230 Налогового кодекса каких-либо исключений не предусмотрено. Поэтому организации (предприниматели), являющиеся для них источником полученных доходов, должны представлять в инспекцию отчетность по форме N 2-НДФЛ в обязательном порядке.

В поисках справедливости

Вполне понятно, что такое положение дел не устраивало большинство "вынужденных" налоговых агентов. По их мнению, проверяющие приписывали организациям и предпринимателям лишние обязанности. И, когда дело доходило до привлечения к налоговой ответственности, им ничего не оставалось делать, как искать справедливости в судебном порядке. И, надо сказать, в этом вопросе арбитры занимали сторону организаций и предпринимателей, поскольку находили требования проверяющих неправомерными (Постановления ФАС Поволжского округа от 01.03.2005 N А49-7379/04-276А/11, ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2005 N А17-827/2005-19, ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2005 N А52-6745/2004/2, ФАС Московского округа от 18.02.2005 N КА-А40/489-05).

Кроме того, не так давно по сходному вопросу высказалось финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 13.05.2005 N 03-05-01-04/128). Специалисты отметили, что в случаях, когда в отношении выплаты физическим лицам доходов организация не признается налоговым агентом, требования ст. 230 Налогового кодекса об обязательном представлении сведений на нее не распространяются. Однако заметим, что это были частные разъяснения финансистов.

Наконец, к такому же выводу пришло и налоговое ведомство.

Адекватное решение

В отношении доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям, позиция сотрудников главного налогового ведомства не претерпела изменений. Как и прежде, специалисты указывают на определенные требования, при соблюдении которых лицо, являющееся для коммерсантов источником полученных доходов, освобождается от обязанности подавать в инспекцию справки по форме N 2-НДФЛ (Письма МНС России от 19.04.2004 N 04-3-01/217 и от 28.09.2001 N ШС-6-14/734). То есть агент может не представлять сведения о суммах выплаченных предпринимателям доходов за приобретенные у них товары или выполненные ими работы (оказанные услуги) в случае, если они предъявят документы, свидетельствующие об их регистрации в качестве предпринимателей и постановке на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 230 НК РФ). По мнению специалистов, данное положение является единственным условием, соблюдение которого предоставляет ему такую возможность.

В отношении же выплат за оказанные услуги частным нотариусам, а также за приобретенное у граждан имущество разъяснения налоговых работников куда более интересны. В отличие от прежних воззрений теперь специалисты считают, что организациям и предпринимателям, которые для этих лиц являются источником полученных доходов, сведения представлять не нужно. Свою позицию специалисты аргументируют тем, что последних законодательство обязывает рассчитывать и платить подоходный налог самостоятельно. Следовательно, организации и предприниматели, приобретающие у них товары (работы, услуги), не признаются налоговыми агентами и, значит, представлять сведения не обязаны.

В заключение отметим, что приведенные налоговыми работниками разъяснения носят частный характер. Поэтому в случае возникновения споров с проверяющими организации и предприниматели могут обжаловать необоснованные требования инспекторов в судебном порядке. Сложившаяся судебная практика показывает, что арбитры не поддерживают требования налоговых работников.

Н.Ю.Чекмарева

Эксперт "НА"

Подписано в печать

23.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 23.11.2005 N 03-05-02-04/202 <Об уплате единого социального налога с сумм начислений по заработной плате>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 02.11.2005 N 03-11-05/94 <О порядке уменьшения сумм единого налога на вмененный доход на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за индивидуального предпринимателя>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.