Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: "Тюнинг" для бюджетирования ("Консультант", 2006, N 1)



"Консультант", 2006, N 1

"ТЮНИНГ" ДЛЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

В настоящее время немало российских компаний внедрило бюджетирование. Но иногда это лишь дань моде, так как некоторые из предприятий недовольны системой. С ними согласны и зарубежные эксперты, которые считают, что бюджетирование неэффективно и ресурсоемко. Однако деньги на постановку системы потрачены, поэтому отказываться от нее нежелательно. Как же действовать руководству компании, чтобы превратить бюджетирование в нужный управленческий элемент?

В последние годы появилось новое видение роли бюджетирования в управлении предприятием. Так, ряд экспертов характеризуют этот инструмент как неоправданно дорогостоящий и недостаточно эффективный в условиях современной конкурентной среды. А по оценкам компании Ford Motor Company затраты на бюджетирование в 2003 г. составили для нее 1,2 млрд долл.

Консультанты по управлению Хоуп Джереми и Фрейзер Робин в своей книге по управленческому учету приводят ряд аргументов в пользу разрушения системы бюджетирования, искоренения самой идеологии бюджетного мышления. Авторы выдвигают тезис о том, что бюджетирование является "контрактом с заданными результатами". Оно толкает менеджмент на манипуляции с информацией и полностью исключает свободу в принятии эффективных решений, направленных на достижение стратегических целей компании. Хоуп Джереми и Фрейзер Робин предлагают последовать успешному опыту таких компаний, как Ahlshell и Leyland Trucks, и перейти от бюджетирования к использованию "концепции управления за рамками бюджета", базирующейся на следующих моментах:

- мотивация относительного успеха;

- четкое определение границ, в которых может действовать каждый исполнитель, работая на достижение стратегических целей компании;

- полная открытость и одинаковая доступность информации для всех уровней менеджмента;

- ответственность за результаты подразделений и непосредственных исполнителей.

Но необязательно действовать так радикально, как предлагают зарубежные эксперты. Российские компании в силах оптимизировать существующую систему бюджетирования. Для этих целей можно использовать сбалансированную систему показателей и систему ключевых показателей деятельности.

Ориентир на стратегические цели

Система бюджетирования прежде всего является технологией оперативного управления. В подавляющем большинстве случаев бюджеты разрабатываются на год с разбивкой по месяцам. При этом далеко не всегда система бюджетирования ориентирована на конкретные результаты и увязана со стратегическими целями.

Опыт работы с крупными российскими компаниями свидетельствует о том, что достаточно распространенной является следующая ситуация. В масштабах холдинга разрабатывается стратегия, отвечающая интересам акционеров, но они не могут ее контролировать в краткосрочном периоде. Вместе с тем система бюджетирования должна строиться в контексте миссии и с учетом стратегических целей предприятия. Значит, в рамках бюджетирования должна собираться информация для оценки деятельности в отчетном периоде, позволяющая сверять координаты и при необходимости оперативно уточнять траекторию движения к стратегическим ориентирам. Чтобы контролировать приближение к стратегическим целям по итогам квартала и месяца, нужно увязать бюджетные статьи и аналитические разрезы бюджетной модели с факторами, влияющими на достижение цели.

Примечание. Бюджетирование не нужно только в редких случаях

Елена Оксенойд, и.о. генерального директора ООО "КЛ Саппорт":

"С моей точки зрения, бюджетирование необходимо. Я считаю, что есть только три случая, когда введение этой системы затратно и не нужно.

Во-первых, если на предприятиях среднего и крупного бизнеса собственниками и исполнителями являются одни и те же лица. Во-вторых, эта система не нужна представителям малого бизнеса (ПБОЮЛ, ЧП, упрощенцы). И в-третьих, если на предприятии производятся однородные операции, не предполагающие расширения сфер хозяйственной деятельности".

Эффективной технологией сопряжения стратегических и тактических целей деятельности предприятия, работающего в системе бюджетирования, является сбалансированная система показателей (BSC - Balanced Scorecard) <*>. BSC дает возможность предприятию согласованно реализовывать процессы стратегического планирования и создания годового бюджета. Максимальный эффект сочетания технологий бюджетирования и BSC в решении задач стратегического и оперативного управления достигается при автоматизации этих процессов на единой платформе, что позволяет существенно сократить трудоемкость и оперативность получения оценки того, насколько удалось продвинуться в направлении поставленных целей за отчетный период.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее об этом см. "Консультант" N 19 (с. 59) за 2005 г.

KPI для центров финансовой ответственности

Политика управления бизнесом, направленная на достижение многомерной цели, реализуется с использованием системы ключевых показателей эффективности (KPI - Key Performance Indicators), которые разрабатываются для предприятия в целом и каждого центра финансовой ответственности (ЦФО). Система KPI имеет древовидную структуру и соответствует финансовой структуре, на которой основана система бюджетирования.

Рассмотрим в качестве примера крупную строительную компанию (далее - Холдинг). Здесь стратегические цели отражены в системе KPI на уровне Холдинга следующим образом:

- увеличение экономической добавленной стоимости (блок "Финансы");

- увеличение рентабельности продаж (блок "Клиенты");

- выполнение графиков и смет строительно-монтажных работ, обеспечение ритмичности производства продукции стройиндустрии (блок "Бизнес-процессы");

- формирование укомплектованного штата высококвалифицированных работников (блок "Развитие и обучение").

Набор показателей эффективности отдельных ЦФО существенно зависит от роли этого центра ответственности в системе управления и от выполняемых им функций. В таблице представлен фрагмент системы ключевых показателей эффективности Холдинга. Значения этих показателей устанавливаются с учетом хозяйственных возможностей предприятия и тенденций развития сектора рынка, на котором работает предприятие (например, увеличение объемов выполненных подрядных строительных работ, рост объемов продаж).

Ключевые показатели эффективности Холдинга по блоку

"Финансы"

     
   ————————T————————————T———————————————————T———————————————————————¬
   |Вид ЦФО| Структурная|Ключевые показатели|  Источник информации  |
   |       |   единица  |эффективности (KPI)|                       |
   |       |  компании  |                   |                       |
   +———————+————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Центр  |Холдинг     |Экономическая      |Консолидированный      |
   |стои—  |            |добавленная        |бюджет доходов и       |
   |мости  |            |стоимость          |расходов (БДР)         |
   |       |            |Рентабельность     |Холдинга,              |
   |       |            |активов (ROA)      |консолидированный      |
   |       |            |                   |бюджетный баланс       |
   |       |            |                   |Холдинга               |
   +———————+————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Центр  |Управляющая |Рентабельность     |Консолидированный БДР  |
   |инвес— |компания    |инвестиций (ROI)   |Холдинга,              |
   |тиций  |(УК)        |                   |консолидированный      |
   |       |            |                   |инвестиционный бюджет  |
   |       |            |                   |Холдинга,              |
   |       |            |Рентабельность     |консолидированный БДР  |
   |       |            |продаж             |Холдинга,              |
   |       |            |по маржинальной    |БДР УК к выручке       |
   |       |            |прибыли            |от реализации          |
   |       |            |Доля управленческих|                       |
   |       |            |расходов в выручке |                       |
   +———————+————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Центр  |Департамент |Маржинальная       |БДР коммерческой       |
   |маржи— |коммерческой|прибыль            |деятельности УК        |
   |нальной|деятельности|по коммерческой    |                       |
   |прибыли|УК          |деятельности       |                       |
   |       +————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |       |Департамент |Исполнение смет    |Бюджет формирования    |
   |       |трубопровод—|строительно—       |стоимости объекта      |
   |       |ного строи— |монтажных работ —  |передвижной            |
   |       |тельства УК |отклонение от      |механизированной       |
   |       |            |сметной стоимости  |колонны                |
   |       |            |СМР в отчетном     |                       |
   |       |            |периоде в целом    |                       |
   |       |            |и по отдельным     |                       |
   |       |            |объектам           |                       |
   |       |            |строительства      |                       |
   |       |            |и видам работ      |                       |
   |       +————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |       |Проектный   |Рентабельность     |Бюджет                 |
   |       |отдел УК    |выполнения         |проектно—изыскательских|
   |       |            |проектных работ    |работ                  |
   +———————+————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Центр  |Отдел продаж|Выполнение плана   |Бюджет продаж          |
   |дохода |УК          |продаж продукции   |                       |
   |       |            |предприятий        |                       |
   |       |            |стройиндустрии —   |                       |
   |       |            |отношение          |                       |
   |       |            |фактической выручки|                       |
   |       |            |отчетного периода  |                       |
   |       |            |к плановой,        |                       |
   |       |            |выраженное         |                       |
   |       |            |в процентах        |                       |
   +———————+————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Центры |Планово—    |Отклонение         |Бюджет управленческих  |
   |управ— |экономичес— |фактических        |расходов в разрезе     |
   |ленчес—|кий отдел,  |управленческих     |планово—экономического,|
   |ких    |финансовый  |расходов от бюджета|финансового            |
   |затрат |отдел,      |                   |и юридического отделов |
   |       |юридический |                   |                       |
   |       |отдел УК    |                   |                       |
   +———————+————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Центры |Цех         |Производительность |Макет управленческого  |
   |норма— |производства|труда (выработка   |учета "Состав,         |
   |тивных |кирпича, цех|на 1 работающего)  |численность и движение |
   |затрат |производства|рабочих цеха       |персонала", бюджет     |
   |       |плитки      |Затраты на 1 руб.  |затрат на производство |
   |       |завода      |товарной продукции |кирпича/плитки, бюджет |
   |       |керамических|Отклонение         |производства кирпича/  |
   |       |материалов  |общецеховых затрат |плитки, бюджет         |
   |       |            |от норматива       |общецеховых затрат цеха|
   |       |            |                   |кирпича/плитки         |
   L———————+————————————+———————————————————+————————————————————————
   

KPI верхнего уровня можно детализировать в зависимости от специфики предприятия. Так, объем привлеченных инвестиций можно разбить на проекты, реализуемые компанией, а объем продаж - на группы товаров (услуг). Для расчета KPI используются данные системы бюджетирования и управленческого учета (формулы для вычисления KPI сконструированы из бюджетных статей и показателей управленческого учета).

Результаты работы компании в контуре "Финансы" оцениваются при помощи контрольных показателей, которые применяются для контроля использования ресурсов (расходы на сырье и материалы, электроэнергию, оплату труда и т.д.). Обычно данные показатели предусмотрены бюджетами (бюджетом движения денежных средств, БДР, бюджетами продаж). Введение контрольных показателей позволяет управлять ЦФО, устанавливая лимиты, нормативные значения или предельные границы принимаемых показателей (например, лимит расходов на мобильную связь).

Рекомендации

Не стоит до основания разрушать систему бюджетирования, даже если она стала недостаточно эффективным инструментом управления. Она должна обеспечивать прозрачную оперативную взаимосвязь результатов не только с факторами, повлиявшими на их получение, но и с целями компании. Руководство на основе анализа результатов бюджетного процесса должно иметь возможность принимать решения, ориентированные на реализацию стратегии. Как минимум нужно воспользоваться такими менее рискованными советами:

- совершенствовать методологию бюджетирования, внедрив в бюджетную модель KPI и увязав тем самым систему оперативного управления со стратегическим менеджментом;

- оптимизировать трудозатраты по поддержанию системы бюджетирования, например пересмотрев обоснованность детализации бюджетной модели или перейдя на более современный программный продукт, интегрированный с учетными системами;

- перейти на платформу, поддерживающую как систему бюджетирования, так и стратегический менеджмент, в частности контроль исполнения и корректировку стратегии (для этого можно использовать, например, ERP-системы Axapta, Oracle или специализированный программный продукт Geac);

- развивать систему мотивации на основе бюджетирования, интегрируя личные цели сотрудников с целями компании. Недопустимо примитивное использование бюджетирования "процент снижения затрат или процент роста рентабельности - процент премии".

М.Траченко

Директор

департамента постановки

управленческого учета и бюджетирования

компании "ФДП Технолоджис"

Подписано в печать

23.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Коммерческий кредит - от анализа к действиям ("Консультант", 2006, N 1) >
Статья: Как создать стоимость для акционера ("Консультант", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.