Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проверка использования бюджетными учреждениями федерального имущества ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

ПРОВЕРКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Целями проверки использования бюджетными учреждениями федерального имущества являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере.

Прежде чем говорить об основных этапах проверки федерального имущества, рассмотрим, какими правами обладает учреждение, которое пользуется данным имуществом.

Определим понятие учреждения. Руководствуясь ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Собственник федерального имущества передает данное имущество учреждению и, кроме того, осуществляет финансирование учреждения.

Так как бюджетное учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления этим имуществом (ст. ст. 296, 298 ГК РФ), собственник федерального имущества в лице Правительства РФ должен контролировать использование бюджетными учреждениями федерального имущества.

Основные вопросы проверки

Проверке подлежат бухгалтерские и другие документы, подтверждающие наличие объектов федерального имущества и правомерность их использования в проверяемом периоде. При проверке следует проанализировать бухгалтерскую и статистическую отчетность, представленную в проверяемом периоде бюджетным учреждением главному распорядителю средств, обратив особое внимание на правильность ее оформления, достоверность и полноту учета средств, поступивших от использования федерального имущества, а также соблюдение требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность бюджетных учреждений при осуществлении финансовых и хозяйственных операций с федеральным имуществом.

Проверку использования федерального имущества можно разделить на несколько этапов.

Организация учета федерального имущества,

государственная регистрация права

оперативного управления на недвижимое имущество,

а также права постоянного (бессрочного)

пользования земельным участком

На первом этапе проверки использования федерального имущества:

1) Определяется фактическое наличие производственных, технических, коммунальных и других зданий и сооружений жилого фонда, а также иного находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества. Проверяется полнота и правильность его учета.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Стоит отметить, что объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимости с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.04.2004 N 213-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ". Помимо вышеуказанных материальных ценностей к объектам недвижимости относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и иное имущество.

Движимым имуществом являются денежные средства, ценные бумаги и другие объекты основных средств, не относящиеся к недвижимости.

2) Проводится проверка закрепленного на праве оперативного управления имущества за учреждением, включение его в реестр федерального имущества и государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество, а также права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Как было установлено Постановлением Правительства РФ N 3 <1>, закрепление на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным государственным учреждениям находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляет Мингосимущество России в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, если иной порядок не установлен федеральными законами и указами Президента РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений".

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Минимущества России переданы образованному Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество).

В соответствии с п. 7 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 696 <2>, для учета федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, бюджетное учреждение должно представить в территориальное управление Росимущества в субъекте РФ (ранее - в соответствующий территориальный орган Мингосимущества России или в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ, наделенный правами территориального органа Мингосимущества России) следующие документы:

- заявление за подписью руководителя бюджетного учреждения на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета;

- карту учета федерального имущества, имеющегося у учреждения, с перечнем объектов недвижимости по утвержденной форме;

- копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".

В перечне объектов недвижимости в обязательном порядке содержится информация, указывающая на индивидуальные особенности объектов:

- основание нахождения объекта у бюджетного учреждения;

- инвентарный номер объекта ОС;

- дата и номер паспорта БТИ;

- балансовая и остаточная стоимость объекта основных средств;

- его общая площадь и этажность;

- кадастровый номер и площадь земельного участка;

- данные об обременении (нахождении объекта в аренде, ипотеке) и другие сведения, установленные ГК РФ.

Помимо недвижимого имущества в состав имеющегося у бюджетного учреждения федерального имущества включается и движимое имущество, но не все, а в зависимости от его стоимости. Так, Распоряжением Мингосимущества России от 30.07.1998 N 802-р "О составе имеющегося у юридических лиц федерального движимого имущества, подлежащего учету в реестре федерального имущества" в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 696 было установлено, что в состав федерального движимого имущества, подлежащего учету в реестре, включается движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает тысячекратный размер установленной законом минимальной заработной платы (в настоящее время - 100 000 руб.), а также нематериальные активы.

В связи с тем что состав федерального движимого имущества был утвержден Распоряжением Мингосимущества России позже, чем Постановление Правительства РФ N 696, данные в карте учета федерального имущества по движимому имуществу, балансовая стоимость которого превышает тысячекратный размер установленной законом минимальной заработной платы, приводят в соответствии с Распоряжением Мингосимущества России от 19.04.1999 N 564-р "Об утверждении Рекомендаций по проведению процедуры учета федерального имущества". Если количество таких видов имущества более одного, то указывают их суммарную балансовую стоимость, а перечень имущества представляют отдельным списком.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества объектов учета выдает бюджетному учреждению территориальное управление Росимущества по субъекту РФ. Бюджетные учреждения, получившие свидетельства, должны представить в территориальное управление Росимущества по субъекту РФ:

- при изменении данных об объектах учета - ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом (двух месяцев с начала текущего года), копии балансовых отчетов и иных документов, подтверждающих изменение данных;

- ежегодно до 1 апреля текущего года, обновленные карты учета федерального имущества.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" бюджетное учреждение должно подать в территориальный орган Федеральной регистрационной службы на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (до 01.01.2005 - Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества) заявление о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, которое выдает территориальный орган Федеральной регистрационной службы на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

3) Проводится проверка принятых мер по выполнению требований Распоряжения Правительства РФ N 1453-р <3> о передаче до 01.01.2005 в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, находящихся на балансе учреждения.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р "О завершении до 31.12.2004 передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы".

Согласно данному Распоряжению Правительства РФ N 1453-р федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, было поручено завершить до 31.12.2004 передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность".

Правомерность и обоснованность использования

федерального имущества

На втором этапе проверки проверяется фактическое использование федерального имущества. При выявлении фактов неправомерной сдачи бюджетным учреждением федерального имущества в аренду или неправомерного распоряжения имуществом необходимо определить потери доходов федерального бюджета.

Следует учесть, что в соответствии со ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Эффективность использования федерального имущества

бюджетными учреждениями - арендодателями этого имущества

Отдельным бюджетным учреждениям законодательством РФ предоставлено право быть самостоятельными арендодателями федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, научные учреждения, учреждения научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, государственные учреждения культуры и искусства, государственные учреждения федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственные архивные учреждения, имеющие государственный статус (при условии, что они финансируются на основании смет доходов и расходов).

Статьей 29 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что в 2005 г. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов этих учреждений. Поступившие от сдачи в аренду имущества средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства. Данные средства являются дополнительным источником бюджетного финансирования материально-технической базы бюджетного учреждения.

При проверке эффективности использования указанными учреждениями федерального имущества проверяющими должно быть обращено внимание на:

1. Соблюдение установленного порядка сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений.

2. Наличие заключенных договоров на сдачу в аренду помещений, их государственную регистрацию (при заключении договоров на срок более одного года).

В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения (в том числе и нежилого помещения), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

3. Соответствие заключенных договоров аренды действующему законодательству. Письмом Минимущества России N НГ-30/16725 <4> доведены рекомендуемые образцы примерных договоров аренды и безвозмездного пользования федеральным имуществом.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Письмо Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 "О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования".

4. Учет договоров аренды в реестре договоров Росимущества. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 3 договоры на передачу в аренду или в безвозмездное пользование находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, заключаемые в соответствии с законодательством РФ организациями, за которыми эти объекты закреплены в установленном порядке, подлежат обязательному учету в реестре договоров территориального управления Росимущества по субъекту РФ. Порядок учета таких договоров и осуществления контроля за их исполнением определяется Росимуществом.

5. Сопоставление фактически занимаемой площади и сданного в аренду имущества с заключенными договорами. Правомерность использования арендаторами площадей.

При выполнении контрольного мероприятия осуществляется осмотр всех зданий, помещений с целью выявления случаев их использования сторонними юридическими и физическими лицами без заключения договоров аренды и взимания платы. Осмотр служебных помещений рекомендуется проводить специально созданной комиссией с участием работников бюджетного учреждения и представителя проверяющей стороны. При выявлении фактов неэффективного использования площадей, в том числе занятых арендаторами площадей в больших размерах, чем предусмотрено заключенными договорами аренды или актами передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений, необходимо определить потери доходов федерального бюджета.

6. Правильность установления арендной платы, полноту и своевременность ее уплаты. Случаи зачисления доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, минуя счета органов Федерального казначейства, или на лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Своевременность и полноту расчетов по арендной плате. Реальность кредиторской и дебиторской задолженности по срокам и характеру ее возникновения. Акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами по арендной плате. Эффективность мер, принимаемых к погашению задолженности по арендной плате.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при передаче в аренду федерального имущества оценка объектов аренды является обязательной. Поэтому размер арендной платы устанавливается равным величине годовой арендной платы, указанной оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости имущества, составленного в соответствии с требованиями законодательства РФ об оценочной деятельности.

7. Наличие договоров, заключенных с арендаторами на возмещение расходов по содержанию и эксплуатации зданий, сооружений и нежилых помещений, правильность определения затрат, предъявленных к возмещению. Факты оплаты за счет средств федерального бюджета коммунальных услуг по зданиям, сооружениям и нежилым помещениям, занимаемыми арендаторами и сторонними организациями.

При установлении факта такой оплаты она в соответствии со ст. 289 БК РФ характеризуется как нецелевое использование бюджетных средств.

Стоит отметить, что согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Примерным договором аренды, приведенным в Письме Минимущества России N НГ-30/16725, предусмотрена обязанность арендодателя федерального имущества после подписания договора аренды заключить отдельный договор на эксплуатационные, коммунальные и административно-хозяйственные услуги.

Письмами Минфина России от 12.08.2002 N 3-12-5/49, от 05.07.2002 N 3-12-3/31 разъяснено, что арендаторы должны осуществлять перечисление средств в возмещение затрат бюджетного учреждения - арендодателя за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги на его лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Бюджетные учреждения в соответствии с заключенными договорами с поставщиками услуг и выставленными им счетами оплачивают коммунальные услуги путем перечисления средств на расчетные счета поставщиков со своего лицевого счета получателя средств федерального бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

8. Указание в договорах аренды штрафных санкций за нарушение условий договора.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденного Приказом Минфина России от 20.06.2004 N 57н, пеня за неуплату или неполную уплату арендной платы за аренду федерального имущества в установленный договором срок подлежит перечислению арендаторами в доход федерального бюджета по коду 000 1 11 05031 01 0800 120 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти..." классификации доходов бюджетов РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н.

9. Случаи заключения договоров на сдачу в аренду федерального имущества со сторонними организациями без возмещения ими расходов по аренде, хозяйственному обслуживанию или оплаты этих расходов по заниженным расценкам.

Состояние бухгалтерского учета и отчетности

В ходе четвертого этапа проводится проверка достоверности отчетных данных по имуществу. При проверке бухгалтерских отчетов и балансов необходимо обратить внимание на полноту отражения за отчетный период всех операций по использованию имущества и результатов инвентаризации имущества, тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число отчетного периода, а также данных бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета, согласование взаимосвязанных показателей по учету имущества.

Проверка сохранности федерального имущества,

закрепленного за бюджетным учреждением

На заключительном этапе проверки контролирующие органы:

1. Проверяют периодичность, своевременность, полноту и правильность проведения бюджетной организацией инвентаризации имущества, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации.

2. Устанавливают, есть ли приказ руководителя организации на проведение инвентаризации, участвуют ли в составе инвентаризационной комиссии соответствующие работники, в том числе работники бухгалтерии, определен ли приказом объем, порядок и сроки проведения инвентаризации.

3. Следят за полнотой отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации имущества, соответствием данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за отчетный период, а также данных отчетов (балансов) данным синтетического и аналитического учета.

4. Проводят инвентаризацию закрепленного за учреждением имущества.

Инвентаризация может осуществляться как выборочно, по отдельным объектам или наименованиям имущества, так и сплошным порядком. Порядок проведения инвентаризации имущества определен Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Результаты инвентаризации отражаются в Ведомости учета по форме ИНВ-26, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

Н.Муромов

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

23.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ревизии Росфиннадзора ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1) >
Статья: Земельный налог ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.