Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ревизии Росфиннадзора ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

РЕВИЗИИ РОСФИННАДЗОРА

Государство постоянно осуществляет контроль целевого, рационального и эффективного использованием бюджетных средств. Поскольку бюджетное учреждение является полноправным участником бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ), при исполнении федерального бюджета в текущем финансовом году оно несет ответственность за использование бюджетных средств, которую не всегда осознают руководители и главные бухгалтеры бюджетных учреждений.

Полномочия органов Росфиннадзора

В настоящее время функциями контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в РФ наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор).

Росфиннадзор образован в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и действует на основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 <1>. В соответствии с Положением Росфиннадзор наделен такими основными полномочиями, как:

1. Осуществление контроля и надзора за:

- использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ;

- соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

2. Ведение в рамках своей деятельности производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

3. Организация профессиональной подготовки и переподготовки работников Росфиннадзора.

4. Взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

5. Осуществление иных функций в определенной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".

В целях исполнения возложенных на него полномочий Росфиннадзор имеет право:

1. Проводить ревизии и проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

2. Проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки.

3. Направлять в проверенные организации представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений бюджетного законодательства.

4. Осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также при реализации материалов ревизий и проверок. Порядок взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина России с Генеральной прокуратурой, МВД России и ФСБ России определен их совместным Приказом от 07.12.1999 N 89н/1033/717.

5. Направлять в правоохранительные органы информацию по фактам обнаруженных в ходе контрольных мероприятий подлогов, подделок и других злоупотреблений.

6. Привлекать к ревизиям для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.

7. Осуществлять контроль деятельности территориальных органов Росфиннадзора и подведомственных ему организаций.

Порядок проведения ревизий (проверок)

Сначала нам хотелось бы отметить, что понятия ревизии и проверки тождественны, несмотря на то что с научной точки зрения ревизия - это проверка всех операций экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов. Другими словами, под ревизией понимается сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период, а, в свою очередь, под проверкой - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на участках деятельности организации. Проверка носит выборочный характер, поэтому заведомо предполагает пропуск или исключение каких-либо обстоятельств, которые могут повлиять как на результат проверки, так и на деятельность проверяемого субъекта.

В соответствии с Приказом Минфина России N 42н <2> основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по таким направлениям, как:

- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

- обоснованность расчетов сметных назначений;

- исполнение смет расходов;

- использование бюджетных средств по целевому назначению;

- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;

- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

- полнота и своевременность расчетов с бюджетом;

- операции с основными средствами и нематериальными активами;

- операции, связанные с инвестициями;

- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

- формирование финансовых результатов и их распределение.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами Минфина России".

Ревизии (проверки) бывают комплексные, тематические и сквозные. Комплексная ревизия затрагивает всю финансово-хозяйственную деятельность ревизуемого объекта, а также операции по поступлению средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. При тематической ревизии проверяются отдельные вопросы по использованию государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности (например, получение, распределение, перечисление и использование средств федерального бюджета по конкретным статьям смет расходов).

Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" предусмотрено проведение ревизий (проверок) поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета, не реже одного раза в год.

Работникам, участвующим в проведение ревизии (проверки), выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем органа Росфиннадзора или его заместителем и заверяется печатью указанного органа. В соответствии с п. 9 Приказа Минфина России N 42н срок проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ. Как правило, срок ревизии (проверки) не может превышать 45 календарных дней. Однако он может быть продлен руководителем органа Росфиннадзора на основании мотивированного представления руководителя ревизионной группы.

Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой, или перечнем, основных ее вопросов. Программа должна быть подписана руководителем органа Росфиннадзора и содержать основные вопросы по финансово-хозяйственной деятельности:

1) Наличие уставных документов, лицензии.

2) Источники финансирования. Наличие утвержденных смет расходов по каждому источнику получения средств. Анализ результатов исполнения смет. Правильность отнесения затрат на соответствующие статьи расходов.

3) Правильность и обоснованность составления штатного расписания. Проверка обоснованности установления должностных окладов сотрудникам и применяемых надбавок и доплат, а также правильности начисления оплаты очередного отпуска и пособий по временной нетрудоспособности.

4) Целесообразность и законность расходования бюджетных средств на хозяйственные цели: оплата коммунальных услуг, аренды, услуг по охране помещений, аудиторских и консультационных услуг и т.д.

5) Ревизия денежных средств в кассе и кассовых операций за весь ревизуемый период. Снятие остатков денежной наличности и других ценностей в кассе.

6) Проверка соблюдения порядка выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Своевременность представления авансовых отчетов, правильность оформления оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы. Анализ переходящих остатков задолженности, их причины и реальное состояние.

7) Ревизия банковских операций по бюджетным и расчетным счетам. Источники поступления денежных средств на указанные счета. Достоверность, законность и целесообразность банковских операций. Наличие оправдательных документов и их соответствие банковским выпискам и бухгалтерским данным.

8) Использование средств на капитальный и текущий ремонт зданий, наличие смет, правильность применения расценок, норм лимитированных и прочих затрат, применяемых в проектно-сметной документации и актах выполненных работ.

9) Проверка эффективности расходования средств на содержание автотранспортных средств. Соблюдение Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте N Р3112194-0366-03, утвержденных Министерством транспорта РФ 29.04.2003.

10) Поверка сохранности основных средств и товарно-материальных ценностей. Состояние их инвентарного и аналитического учета, условия хранения и эксплуатации.

11) Анализ законности образования и использования внебюджетных средств, их учет. Источники образования внебюджетных средств. Наличие утвержденных смет доходов и расходов. Правильность отнесения расходов за счет внебюджетных средств на соответствующие статьи. Полнота возмещения на бюджетные счета учреждения расходов по использованию коммерческими организациями зданий, сооружений, оборудования и имущества, принадлежащего учреждению. Совмещение должностей в коммерческих организациях штатными работниками учреждения, условия совмещения.

12) Состояние бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

13) Анализ аналитического учета дебиторской и кредиторской задолженности. Правильность отражения задолженности на балансовых счетах. Достоверность расчетно-платежных операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ задолженности по срокам и характера ее возникновения. Принимаемые меры по снижению задолженности и т.д.

По прибытии на ревизуемый объект руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии (проверки). Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить выполнение машинописных работ и т.п.

При проведении ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организации проверяются учредительные, регистрационные, плановые, отчетные бухгалтерские и другие документы по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций. Определяется точность заполнения бланков, наличие всех необходимых реквизитов, сопоставляются показатели отчетности по данным первичного бухгалтерского учета, проводится арифметическая проверка первичных документов, проверяется фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи денежных средств, материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг, и т.п.

Кроме того, в ходе ревизии (проверки) участники ревизионной группы могут получать письменные объяснения от должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий (проверок), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

В случае если выявлены неточности либо возникли сомнения в законности и правильности проведенных финансовых операций, осуществляются встречные ревизии путем сравнения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Нецелевое использование средств

федерального бюджета

Согласно ст. 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием.

Более расширенное определение нецелевого использования бюджетных средств было изложено в Письме Минфина России N 3-А2-02 <3>, согласно которому к нецелевому использованию бюджетных средств относились:

- направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

- осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

- оказание финансовой поддержки;

- расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.;

- недостача материальных ценностей;

- расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Минфином России (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.);

- убыль сверх норм материальных ценностей, приобретение которых было осуществлено за счет средств, выделенных из федерального бюджета.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Письмо Минфина России от 16.04.1996 N 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета".

Однако Приказом Минфина России N 64н <4> указанное Письмо было признано утратившим силу с 01.11.2001.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Приказ Минфина России от 13.08.2001 N 64н "О признании утратившим силу Письма Минфина России".

Обратите внимание: Приказ Минфина России N 64н возвращен Минюстом без регистрации (Письмо Минюста России от 30.08.2001 N 07/8720-ЮД).

Практика проведения проверок целевого

использования бюджетных средств

Условия целевого использования бюджетных средств определяются федеральным законом, который утверждает бюджет на очередной финансовый год, а также бюджетной классификацией, используемой при его составлении, в которой каждый рубль расписан по главам, разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и кодам экономической классификации бюджетов всех уровней РФ, - это видно при получении лимитов бюджетных обязательств.

При выявлении нецелевого использования средств федерального бюджета органы Росфиннадзора на основании первичных документов сопоставляют фактически произведенный расход с предполагаемым (планируемым) при финансировании расходов согласно лимитам бюджетных обязательств или смете расходов и доходов учреждения. Например, если в чеке при получении денежных средств в кассу указаны командировочные расходы (код 110400 "Командировки и служебные разъезды" ЭКР; с 01.01.2005 суточные отражаются по подстатье 212 "Прочие выплаты" ЭКР; оплата проезда - по подстатье 222 "Транспортные услуги" ЭКР; оплата общежития, мест в гостиницах - по подстатье 226 "Прочие услуги" ЭКР), то и выплаты по расходным кассовым ордерам должны содержать ту же экономическую информацию. Следовательно, подотчетное лицо должно представить соответствующие первичные документы, подтверждающие целевое использование средств, а именно проездные билеты, квитанции об оплате проживания в гостинице, а не копии товарных чеков о приобретенных канцелярских товарах. В свою очередь, денежные средства, полученные на выплату заработной платы, не могут выдаваться в подотчет на хозяйственные нужды, командировки и т.д.

Нецелевое использование средств также встречается при проведении ремонтных работ. Особенно это было актуально в период действия указаний, утвержденных Приказом Минфина России N 127н <5>. Например, заключив договор на проведение текущего ремонта помещения, здания, бюджетополучатель оплачивал расходы по коду 111030 "Оплата текущего ремонта зданий и сооружений" ЭКР. Однако при ревизии (проверке) контролеры-ревизоры делали выводы о капитальном характере ремонтных работ, предусмотренных по коду 240330 "Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, за исключением капитального ремонта жилого фонда" ЭКР. Данное нарушение связано с незнанием законодательства, регулирующего нормы и правила организации и проведения ремонтно-строительных работ, требований нормативных документов Госстроя России.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Приказ Минфина России от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

На практике знания только бухгалтерского учета и бюджетного законодательства зачастую бывает недостаточно. Тем не менее экономической классификации необходимо уделять повышенное внимание. Нецелевое использование по функциональной классификации (целевые статьи, виды расходов) встречается достаточно редко. Например, руководители в силовых ведомствах, получая финансирование по виду расходов 603 "Вещевое обеспечение военнослужащих", допускают использование денежных средств по видам расходов 605 "Обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей" или 601 "Денежное довольствие военнослужащих", но придерживаются при этом целевого направления по целевой статье и кода экономической классификации.

Необходимо отметить, что бюджетное учреждение, финансируемое на основании сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования (ст. 237 БК РФ). И это не будет в ходе проверки расценено как нецелевое использование бюджетных средств.

Оформление результатов ревизии (проверки)

По результатам ревизии (проверки) составляется акт, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации (п. 17 Приказа Минфина России N 42н). Один экземпляр акта вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении и с указанием даты получения. Для ознакомления руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации с актом ревизии и его подписания руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 дней.

При наличии возражений или замечаний по акту подписавшие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы в течение 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения.

Обратите внимание: при отказе руководителя или главного бухгалтера подписать акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы в конце акта делает отметку об ознакомлении с актом и отказе в его подписании. Один экземпляр акта остается в органе Росфиннадзора, другой высылается в ревизуемую организацию по почте и в нем проставляется отметка о его получении организацией.

Материалы ревизии состоят из акта и приложений к нему. На каждое приложение в акте ревизии имеются ссылки. В свою очередь, акт ревизии состоит из вводной и описательной частей (п. 18 Приказа Минфина России N 42н).

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

- наименование темы ревизии;

- дату и место составления акта ревизии;

- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

- проверяемый период и сроки проведения ревизии;

- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

- сведения об учредителях;

- основные цели и виды деятельности организации;

- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

Материалы ревизии (проверки) представляются руководителю органа Росфиннадзора в течение 3 дней после подписания акта. Итоги ревизии (проверки) сообщаются руководителем органа Росфиннадзора в организацию, осуществляющую руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Ответственность за нецелевое использование

бюджетных средств

Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей учреждений - получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления, уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

При обнаружении нецелевого использования средств федерального бюджета инспектор Росфиннадзора в день подписания акта ревизии (проверки) составляет Протокол об административном правонарушении (далее - Протокол). Первый экземпляр Протокола не позднее суток с момента его составления вместе с материалами ревизии (проверки) направляется должностному лицу Росфиннадзора, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, которое руководствуется нормами, закрепленными в Административном кодексе, в том числе гл. 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении" КоАП РФ.

Второй экземпляр Протокола лицо, проводившее ревизию (проверку), вручает под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом лицо, проводившее ревизию (проверку), разъясняет лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в частности: знакомиться с материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; обжаловать постановление по делу, о чем делается запись в Протоколе. После рассмотрения дела оформляется определение о назначении времени и места рассмотрения дела, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, и иные определения в соответствии с КоАП РФ. Определение (определения) лицами, которые подлежат вызову для рассмотрения дела, вручается под роспись либо высылается по почте с уведомлением.

По окончании рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо, рассматривавшее данное дело, немедленно объявляет вынесенное им постановление. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого вынесено данное постановление, или его представителю.

В случае наказания в виде административного штрафа (в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ административный штраф налагается: на должностных лиц - в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ) лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 "Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания" КоАП РФ. Оплата производится согласно банковским реквизитам, указанным в постановлении, и денежные средства зачисляются в федеральный бюджет.

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок судебному приставу-исполнителю направляется письмо для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

При нецелевом расходовании бюджетных средств на сумму свыше 1,5 млн руб. материалы ревизии передаются в прокуратуру или другие правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Статья 285.1 УК РФ предусматривает следующую ответственность: должностное лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб., либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (нецелевое использование бюджетных средств на сумму свыше 7,5 млн руб.), налагается штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако это не означает завершения всех мер воздействия органами государственного финансового контроля, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перед окончанием ревизии руководителю проверяемой организации, допустившей нецелевое использование средств федерального бюджета, направляется предписание о том, чтобы организация в течение месяца с даты подписания акта возместила расходы бюджета и представила документ, подтверждающий возмещение средств. Если в указанный срок такой документ не будет представлен, то в течение одного рабочего дня оформляется уведомление о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета, которое вместе с копиями акта ревизии и первичных документов, подтверждающих факт нецелевого использования средств федерального бюджета, направляется в Росфиннадзор. Дальнейшая реализация контрольных мероприятий осуществляется согласно Приказу Минфина России от 08.02.2005 N 16н "Об утверждении Порядка сокращения в 2005 году лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой РФ".

Организациям, к которым приходят с проверкой, следует иметь в виду, что любые действия контролирующих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кроме того, отметим другие виды нарушений, которые могут быть выявлены при ревизии (проверке):

- переплата по заработной плате в результате неправильного установления окладов, тарифных разрядов по ЕТС, надбавок и иных выплат;

- нарушение порядка исчисления среднего заработка;

- нарушение порядка оформления и оплаты листков по временной нетрудоспособности;

- нарушение правил бухгалтерского учета в части оформления первичных учетных документов, применения бланков неустановленной формы;

- нарушение порядка ведения расчетов с подотчетными лицами в части сроков сдачи авансовых отчетов, несвоевременного возврата подотчетных сумм, повторной выдачи аванса лицам, не представившим отчет или не вернувшим остаток по ранее выданному авансу;

- возмещение расходов по найму жилья сверх установленных норм работникам, которые не относятся к федеральным гражданским служащим;

- возмещение расходов по добровольному страхованию на транспорте при проезде к месту командировки и обратно или при проживании в гостинице;

- превышение лимита денежной наличности в кассе;

- нарушение порядка списания материалов и основных средств;

- списание ГСМ сверх установленных норм расхода;

- невозмещение арендаторами при сдаче в аренду федерального имущества расходов по коммунальным услугам;

- нарушение порядка организации конкурсов и иных способов закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд;

- завышение стоимости и объемов выполненных работ при проведении капитального или текущего ремонта помещений.

Ю.Некрасова

Эксперт журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

23.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет нематериальных активов ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1) >
Статья: Проверка использования бюджетными учреждениями федерального имущества ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.