Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Влияние тарифов страховых взносов на уровень пенсионного обеспечения ("Право и экономика", 2006, N 1)



"Право и экономика", 2006, N 1

ВЛИЯНИЕ ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

НА УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Тариф страховых взносов работодателей от фонда заработной платы в Пенсионный фонд оказывает большое влияние на стабильность уровня пенсионного обеспечения. В связи с рыночными преобразованиями и введением распределительно-накопительной системы вопросы реформирования централизованно-распределительной системы пенсионного обеспечения нуждаются в отдельном рассмотрении. В статье внимание уделено изменениям, носящим принципиальный характер.

Прежде всего речь идет о законодательном "превращении" в 2001 г. социальных страховых взносов от фонда заработной платы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в так называемый единый социальный налог. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70 "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" этот налог снижен с 35,6% до 26% и должен применяться с 1 января 2005 г. До 1 января 2005 г. единый социальный налог от фонда заработной платы рассчитывался по тарифам по следующим нормативам согласно Федеральному закону от 2000 г., действующему с 1 января 2001 г. (табл. 1).

Таблица 1

Тарифы пенсионных взносов от фонда заработной платы,

действовавшие до 1 января 2005 г.

     
   ——————————T—————————————T———————————T—————————————————————————T——————————————¬
   |Налоговая|  Пенсионный |    Фонд   |   Фонды обязательного   |     Итого    |
   |база на  |     фонд    |социального| медицинского страхования|              |
   |каждого  |  Российской |страхования+————————————T————————————+              |
   |отдельно—|  Федерации  | Российской|Федеральный |Террито—    |              |
   |го       |             | Федерации |фонд        |риальные    |              |
   |работника|             |           |обязатель—  |фонды       |              |
   |нарас—   |             |           |ного        |обязатель—  |              |
   |тающим   |             |           |медицинского|ного        |              |
   |итогом   |             |           |страхования |медицинского|              |
   |с начала |             |           |            |страхования |              |
   |года     |             |           |            |            |              |
   +—————————+—————————————+———————————+————————————+————————————+——————————————+
   |До       |28,0%        |4,0%       |0,2%        |3,4%        |35,6%         |
   |100 000  |             |           |            |            |              |
   |руб.     |             |           |            |            |              |
   +—————————+—————————————+———————————+————————————+————————————+——————————————+
   |От       |28 000 руб. +|4000 руб. +|200 руб. +  |3400 руб. + |35 600 руб. + |
   |100 001  |15,8%        |2,2%       |0,1%        |1,9%        |20,0%         |
   |руб. до  |с суммы,     |с суммы,   |с суммы,    |с суммы,    |с суммы,      |
   |300 000  |превышающей  |превышающей|превышающей |превышающей |превышающей   |
   |руб.     |100 000 руб. |100 000    |100 000 руб.|100 000 руб.|100 000 руб.  |
   |         |             |руб.       |            |            |              |
   +—————————+—————————————+———————————+————————————+————————————+——————————————+
   |От       |59 600 руб. +|8400 руб. +|400 руб. +  |7200 руб. + |75 600 руб. + |
   |300 001  |7,9%         |1,1%       |0,1%        |0,9%        |10,0%         |
   |руб. до  |с суммы,     |с суммы,   |с суммы,    |с суммы,    |с суммы,      |
   |600 000  |превышающей  |превышающей|превышающей |превышающей |превышающей   |
   |руб.     |300 000 руб. |300 000    |300 000 руб.|300 000 руб.|300 000 руб.  |
   |         |             |руб.       |            |            |              |
   +—————————+—————————————+———————————+————————————+————————————+——————————————+
   |Свыше    |83 300 руб. +|11 700 руб.|700 руб.    |9900 руб.   |105 600 руб. +|
   |600 000  |2,0%         |           |            |            |2,0%          |
   |руб.     |с суммы,     |           |            |            |с суммы,      |
   |         |превышающей  |           |            |            |превышающей   |
   |         |600 000 руб. |           |            |            |600 000 руб.  |
   L—————————+—————————————+———————————+————————————+————————————+———————————————
   

В связи с этим важно отметить, что по Закону о едином социальном налоге, кроме подоходного налога (12%) из начисленной заработной платы высчитывается еще 1% на социальные нужды, которым этот Закон "компенсирует" отмену 1,5% страховых взносов на формирование фонда занятости, предназначенных Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) для социальной защиты безработных - на пособия по безработице. Таким образом, вся система социального страхования указанным Законом N 70 была превращена в систему государственного налогообложения, интегрированную в общий поток сложной структуры налогообложения.

Новый российский парламент принял новый Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70 о сокращении единого социального налога с 35,6% до 26,0% с соответствующим сокращением тарифов страховых взносов от фонда заработной платы в Пенсионный, Медицинский фонды и Фонд социального страхования (см. табл. 2).

Таблица 2

Тарифы страховых взносов от фонда заработной платы,

действующие с 1 января 2005 г.

     
   ——————————T—————————————T————————————T——————————————————————————T——————————————¬
   |Налоговая|  Пенсионный |     Фонд   |    Фонды обязательного   |     Итого    |
   |база на  |     фонд    | социального| медицинского страхования |              |
   |каждого  |  Российской |страхования +—————————————T————————————+              |
   |отдель—  |  Федерации  | Российской | Федеральный |Террито—    |              |
   |ного     |             |  Федерации |     фонд    |риальные    |              |
   |работника|             |            |обязательного|фонды       |              |
   |нарас—   |             |            | медицинского|обязательно—|              |
   |тающим   |             |            | страхования |го          |              |
   |итогом   |             |            |             |медицинского|              |
   |с начала |             |            |             |страхования |              |
   |года     |             |            |             |            |              |
   +—————————+—————————————+————————————+—————————————+————————————+——————————————+
   |До       |20,0%        |3,2%        |0,8%         |2,0%        |26,0%         |
   |280 000  |             |            |             |            |              |
   |руб.     |             |            |             |            |              |
   +—————————+—————————————+————————————+—————————————+————————————+——————————————+
   |От       |56 000 руб. +|8960 руб. + |2240 руб. +  |5600 руб. + |72 800 руб. + |
   |280 001  |7,9%         |1,1%        |0,5%         |0,5%        |10%           |
   |руб. до  |с суммы,     |с суммы,    |с суммы,     |с суммы,    |с суммы,      |
   |600 000  |превышающей  |превышающей |превышающей  |превышающей |превышающей   |
   |руб.     |280 000 руб. |280 000 руб.|280 000 руб. |280 000 руб.|280 000 руб.  |
   +—————————+—————————————+————————————+—————————————+————————————+——————————————+
   |Свыше    |81 280 руб. +|12 480 руб. |3 840 руб.   |7 200 руб.  |104 800 руб. +|
   |600 000  |2,0% с       |            |             |            |2,0%          |
   |руб.     |с суммы,     |            |             |            |с суммы,      |
   |         |превышающей  |            |             |            |превышающей   |
   |         |600 000 руб. |            |             |            |600 000 руб.  |
   L—————————+—————————————+————————————+—————————————+————————————+———————————————
   

Сокращению, как это видно из табл. 1, 2, подверглись тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд - с 28 до 20%, в Фонд социального страхования - с 4 до 3,2%, в фонды обязательного медицинского страхования - для федерального фонда тариф увеличился с 0,2 до 0,8%, а для территориальных фондов - сократился с 3,4 до 2,0%.

Сокращение тарифов страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд, существенно уменьшает (на 8,0%) поступления пенсионных отчислений, и, соответственно, значительно сокращает с 1 января 2005 г. размеры средств, направляемых на жизнеобеспечение пенсионеров.

Новый 20-процентный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд применяется с 1 января 2005 г., согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г., по которому налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года определена до 280 000 руб. Уменьшение тарифа с 28 до 20% авторы Закона пытаются компенсировать увеличением налоговой базы (со 100 000 до 280 000 руб.), учитывая рост среднемесячной зарплаты в стране. Проведя аналогичный предыдущему расчет, получим, что теперь с суммы 700 000 руб. в Пенсионный фонд будет отчислено 83 280 руб., а не 85 300 руб., как по старому тарифу.

Недостаточно ясным также остается вопрос о сэкономленных работодателем 9,6% от размеров фонда заработной платы, поскольку страховые взносы уменьшились с 35,6 до 26,0%. По логике вещей, эти 9,6% должны переместиться в начисляемую для выдачи на руки работника часть заработной платы. Но согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70 9,6% фонда заработной платы фактически исчезли из этого фонда, увеличив прибыль работодателя. Поэтому указанный Закон сокращает не только поступления взносов в Пенсионный фонд, т.е. в бюджет, но и заработную плату почти на 10%, поскольку в Законе отсутствует пункт о соответствующем увеличении начисляемой работнику заработной платы.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. развивает смешанную распределительно-накопительную систему пенсионного обеспечения, соответственно, делит работников на две группы:

лица 1966 г. рождения и старше, страховые взносы которых направляются на финансирование страховой и базовой частей пенсии;

лица 1967 г. рождения и моложе, страховые взносы которых идут на финансирование трех частей их будущих пенсий: базовую, страховую и накопительную. Базовая и страховая части поступают в бюджет, а накопительная до наступления пенсионного возраста накапливается на персональных счетах, специально открываемых для каждого работника 1967 г. рождения и моложе (см. табл. 3).

Таблица 3

     
   ——————————————T———————————————T—————————————————————————————————¬
   |   База для  |Для лиц 1966 г.|Для лиц 1967 г. рождения и моложе|
   |  начисления |    рождения   +————————————————T————————————————+
   |  страховых  |  и старше на  |       На       |       На       |
   |   взносов   | финансирование| финансирование | финансирование |
   |  на каждое  |   страховой   | страховой части|  накопительной |
   |  физическое | части трудовой| трудовой пенсии| части трудовой |
   |     лицо    |     пенсии    |                |     пенсии     |
   | нарастающим |               |                |                |
   |    итогом   |               |                |                |
   |с начала года|               |                |                |
   +—————————————+———————————————+————————————————+————————————————+
   |До 280 000   |14,0%          |8,0%            |6,0%            |
   |руб.         |               |                |                |
   +—————————————+———————————————+————————————————+————————————————+
   |От 280 001   |39 200 руб. +  |22 400 руб. +   |16 800 руб. +   |
   |руб. до      |5,5% с суммы,  |3,1% с суммы,   |2,4% с суммы,   |
   |600 000 руб. |превышающей    |превышающей     |превышающей     |
   |             |280 000 руб.   |280 000 руб.    |280 000 руб.    |
   L—————————————+———————————————+————————————————+—————————————————
   

В этой таблице отсутствует 6% страховых взносов в бюджет для финансирования так называемой социальной (базовой) пенсии для всех лиц пенсионного возраста, независимо от их трудового стажа и участия в страховых взносах. После отделения этих 6% от 20% страховых взносов остается 14% взносов. Такая дифференциация тарифов ставит вопрос о том, с какого возраста работник должен накапливать часть своих взносов на своем лицевом счете. Лица старшего возраста, которым до достижения пенсионного возраста остается 15 - 20 лет, уже не могут рассчитывать на накопление взносов, достаточных для повышения гарантий своего жизнеобеспечения при выходе на пенсию. Поэтому страховые взносы лиц старше 1967 г. рождения по Закону не делятся на страховую и накопительную части. Это деление применяется для лиц моложе 1967 г. рождения, т.е. накапливать взносы на своих лицевых счетах надо смолоду.

А.А.Новиков

К. э. н.,

доцент Московского института

экономики, менеджмента

и права РЭА им. Г.В. Плеханова,

специалист в области актуальных проблем

социально-экономического развития России

и эволюции пенсионной системы России

Подписано в печать

22.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Использование офшорных компаний в налоговом планировании и управлении активами организаций ("Право и экономика", 2006, N 1) >
Статья: Выплаты по больничным подросли ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.