Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Использование офшорных компаний в налоговом планировании и управлении активами организаций ("Право и экономика", 2006, N 1)



"Право и экономика", 2006, N 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФШОРНЫХ КОМПАНИЙ

В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

И УПРАВЛЕНИИ АКТИВАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с налоговым планированием и управлением российскими активами с использованием иностранных (офшорных) компаний. Международные организации ведут переговоры с правительствами стран, предоставляющих налоговые льготы или полное освобождение от уплаты налогов для компаний, имеющих так называемый офшорный статус. Многие страны под влиянием специальных комиссий вынуждены пересмотреть свою законодательную базу. Те страны, которые не соглашаются с предлагаемыми условиями, попадают в черный список Федерального агентства по борьбе с финансированием терроризма (далее - FATF).

Анализ практической ситуации показывает, что усложнение схем с использованием офшорных компаний, а также структур этих компаний является общемировой тенденцией и потому требует профессиональной консультации специалиста, способного разобраться в многочисленных и разнообразных вариантах.

Чтобы грамотно и эффективно вести бизнес, используя схемотехнику офшорных зон, необходимо на первом этапе изучить основные документы и законодательные акты, влияющие на работу с низконалоговыми компаниями: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д.

Российское законодательство не запрещает открытие компаний в странах низконалоговых юрисдикций. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 7 августа 2003 г. N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (в офшорных зонах)" уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных государствах и на территориях, в случае если банк-нерезидент имеет размер собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн евро, рассчитанной по курсу Центрального (национального) банка государства, на территории которого зарегистрирован банк-нерезидент, на дату последнего представления финансовой отчетности банком-нерезидентом, предшествующую дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений, и представил следующие документы с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык:

копии аудиторских заключений о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента с приложением форм финансовой отчетности, достоверность которых подтверждалась аудиторской организацией (аудитором) при вынесении заключения о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента, за последние три года деятельности;

документы, подтверждающие наличие у банка-нерезидента постоянного офиса в государстве, где зарегистрирован банк-нерезидент.

Уполномоченные банки представляют в Банк России информацию об открытых корреспондентских счетах "НОСТРО" в банках-нерезидентах и счетах "ЛОРО" банкам-нерезидентам в порядке, установленном Банком России.

При выборе юрисдикции инкорпорации необходимо учитывать "черный" список FATF. Страны, попавшие в "черный" список FATF:

2000 г.: Острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршаловы острова, Науру, Нигерия, Ниуэ, Филиппины, Россия, Сент Ките и Гренадины, Украина;

2001 г.: Острова Кука, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Сент Ките и Гренадины, Украина;

2002 г.: Острова Кука, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Сент Ките и Гренадины, Украина;

2003 г.: Острова Кука, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины;

2004 г.: Острова Кука, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины.

Таким образом, Россия из "черного" списка FATF вышла в 2002 г., а Украина - в 2003 г.

На 2005 г. в списке остались только Мьянма, Науру и Нигерия.

Вторым этапом при выборе юрисдикции должны быть изучены системы налогообложения и организации компаний в странах возможной низконалоговой инкорпорации.

Юрисдикция - Британские Виргинские острова

Законодатели Британских Виргинских островов (BVI) после двухлетнего обсуждения приняли поправки к основному регулирующему деятельность международных бизнес-компаний (IBC) закону, направленные на придание большей прозрачности корпоративной структуре. Эти изменения, вводящие новый режим для компаний, желающих выпускать акции на предъявителя, а также устанавливающие повышенные требования к директорам компаний, являются следствием направленности политики правительства страны на более плотное сотрудничество с признанными международными организациями по борьбе с терроризмом и легализацией средств, полученных преступным путем, и повышение финансовой репутации юрисдикции. Новый режим не запрещает выпуск компаниями акций на предъявителя, но устанавливает требование о передаче их на хранение "Уполномоченному или Признанному попечителю". Помимо этого для компаний, желающих выпускать акции на предъявителя, устанавливаются повышенные регистрационные и лицензионные пошлины. То есть в качестве попечителя акций рассматривается нерезидентный "попечитель", который должен быть расположен в стране, не входящей в список FATF. Кроме того, "Уполномоченный или Одобренный попечитель" должен обладать данными о бенефициарном собственнике акций, данными о лицах, имеющих интерес в связи с этими акциями, либо подтверждением об отсутствии таких лиц, однако данная информация не будет публично доступной. Введенные в законодательство поправки ужесточают требования:

записи о директорах компании должны храниться у регистрационного агента. Эта информация не является публично доступной и может быть предоставлена только по решению суда;

существующие компании обязаны предоставить копии соответствующих записей регистрационному агенту, в течение транзитного периода, равного одному году;

вновь создаваемые компании обязаны назначить директора в течение 30 дней с даты регистрации.

Согласно действующему законодательству международные бизнес-компании освобождены от уплаты всех налогов, и им вменяется в обязанность лишь оплата ежегодной лицензионной пошлины. Лицензионная пошлина может быть равна, как и прежде, 300 долл. США, но лишь в случае отказа от выпуска акций на предъявителя. Если будут выпущены акции на предъявителя, то лицензионная пошлина составит 1000 долл. США. Важным при выборе того или другого режима является также внесение соответствующих изменений в регистрационные документы компании. В качестве альтернативной юрисдикции можно рекомендовать регистрацию в Белизе или Доминике, где организационная структура компаний идентична структуре компаний, зарегистрированных на BVI, и представляет достойную конкуренцию островам как по возможностям использования компаний в различных схемах, направленных на минимизацию налогообложения, так и в целях соблюдения конфиденциальности информации о бенефициарных собственниках компании. В отношении альтернативной структуры хранения акций на предъявителя возможны различные варианты, например использование номинального сервиса, а также передача акций в траст. Последнее, однако, приведет к увеличению стоимости как регистрации компании, так и ее последующего сопровождения.

Юрисдикция - Лабуан

В настоящее время достаточно выгодно вести бизнес с использованием компаний, зарегистрированных в Лабуане. Лабуан является частью Малайзии и в октябре 1990 г. сформировался как международный офшорный финансовый центр. Практика показывает, что профессиональная помощь для развития офшорного бизнеса там очень хорошо развита: на территории Лабуана открыты представительства большинства крупнейших в мире аудиторских и консультационных компаний. По сравнению с некоторыми другими финансовыми центрами Лабуан является достаточно недорогим. Лабуан предлагает широкий спектр финансовых услуг, включающих в себя банковские, страховые, трастовый бизнес, управление ресурсами, инвестиционный холдинг и инвестиционный банкинг. Офшорные компании, зарегистрированные в Лабуане, могут удачно использовать преимущества разветвленной сети договоров об избежании двойного налогообложения, подписанных Малайзией со многими странами мира.

В Лабуане возможны следующие формы офшорного бизнеса: офшорная компания; иностранная офшорная компания; офшорное ограниченное партнерство; офшорный траст; офшорный банк; офшорная страховая компания.

На основании Закона Малайзии "Об Офшорных Компаниях" офшорной компании запрещено:

вести бизнес с резидентами Малайзии, за исключением случаев, когда это разрешено на основании Закона "Об Офшорных Банках, 1990 года" или Регистратором;

заниматься банковским бизнесом, за исключением случаев, когда это разрешено на основании Закона "Об Офшорных Банках, 1990 года";

вести бизнес в валюте Малайзии, за исключением случаев, когда компания оплачивает собственные административные или уставные расходы, и в случаях, оговоренных законом;

заниматься страхованием и перестрахованием, за исключением случаев, когда это разрешено на основании Закона "Об Офшорном Страховании, 1990 года";

оказывать услуги перевозки в Малайзии;

оказывать любые услуги в качестве трастовой компании.

При этом не будет считаться, что офшорная компания ведет бизнес с резидентами в следующих случаях:

она размещает или держит депозиты у лица, ведущего бизнес в Малайзии;

она обращается за профессиональным советом к адвокатам, аудиторам, бухгалтерам, трастовым компаниям, местным компаниям (компаниям, зарегистрированным на основании Закона Малайзии "О компаниях, 1965 года" (Malayzian Companis Act, 1965));

она готовит или хранит свои бухгалтерские книги и отчеты на территории Малайзии;

она проводит собрания своих директоров или членов на территории Малайзии;

она приобретает или арендует любое имущество для достижения целей компании или в качестве жилья для своих сотрудников;

она владеет в соответствии с положениями Закона Малайзии "Об Офшорных Компаниях, 1990 года" акциями, долговыми облигациями или другими ценными бумагами в компании, зарегистрированной на основании Закона Малайзии "Об Офшорных Компаниях, 1990 года", или в местной компании, или она владеет акциями, долговыми обязательствами или другими ценными бумагами в соответствии с операциями, которые проводятся в процессе обычной предпринимательской деятельности в связи с процедурой по займу денежных средств;

резидент Малайзии владеет акциями данной офшорной компании.

Ни офшорная компания, ни иностранная офшорная компания не имеют права предлагать свои акции широкой общественности для продажи.

Предложение акций широкой общественности возможно через трастовую компанию, которая является агентом офшорной компании. Объявления офшорных компаний или иностранных офшорных компаний, обращенные к широкой общественности, о размещении у них депозитов или кредитовании этих компаний должны обязательно регистрироваться у Регистратора. Наказанием за нарушение данного положения является тюремное заключение на срок 5 лет, или штраф в размере RM 30 000, или и то, и другое вместе. Регистрация не нужна, если компания единовременно не привлекает средства у более чем 20 человек. Офшорная компания может выпускать любое количество акций, указанное в ее Меморандуме. При этом цены и стоимость акций должны быть выражены в валюте, отличной от национальной валюты Малайзии. Кроме того, офшорная компания, приняв специальную резолюцию, может изменить условия своего Меморандума и Устава следующим образом: увеличить акционерный капитал путем выпуска новых акций; консолидировать и разделить весь или какую-либо часть акционерного капитала на акции большей стоимости; разделить свои акции или только их часть на акции меньшей стоимости; аннулировать акции, которые на момент принятия резолюции не были куплены или на покупку которых не было дано согласия каким-либо лицом. Увеличение акционерного капитала обязательно должно получить одобрение Регистратора.

Выпуск привилегированных акций на основании ст. 54 разд. 3 гл. IV Закона, а также конвертация уже выпущенных акций в привилегированные возможна только в случае, если в Уставе компании указаны права держателей привилегированных акций в отношении выплаты капитала, участия в распределении прибыли, получении кумулятивных или некумулятивных дивидендов, прав голоса.

В соответствии со ст. 78 указанного раздела доказательством права собственности на акции является сертификат, скрепленный печатью офшорной компании или ее филиала и выданный держателю акций. В сертификате, кроме того, должно быть указано: название компании и полномочия, на основании которых компания создана; адрес зарегистрированного офиса компании в Лабуане, место, где выпущен сертификат филиалом компании, адрес филиала; номинальная стоимость акций и выплаченная сумма; класс акций. В случае если условия указанного выше пункта не выполнены, держатель не будет иметь прав собственности на акции. А сама компания и весь ее руководящий состав будут виновны в нарушении в соответствии с указанным Законом.

Каждая офшорная компания в соответствии со ст. 87 разд. 2 гл. V должна иметь хотя бы одного директора, который может быть резидентом Малайзии. При этом на резидентов налагаются определенные ограничения в отношении возможности занимать должность директора в офшорной компании. Директором может быть как физическое, так и юридическое лицо. Юридическое лицо может выполнять свои функции как непосредственно, так и через номинального директора, который должен быть назначен письменно, но может выполнять функции номинального директора для нескольких компаний.

Каждая офшорная компания должна иметь одного или более секретарей, среди которых по крайней мере один должен быть резидентом Малайзии. Секретарем компании может быть как физическое, так и юридическое лицо. При этом юридическое лицо может действовать как непосредственно, так и через номинального секретаря, который должен быть назначен письменно и может выполнять функции секретаря для нескольких компаний. Резидентным секретарем может быть только руководящий сотрудник трастовой компании или местной компании, полностью принадлежащей трастовой компании. Секретарь компании отвечает за своевременную отправку Регистратору всех необходимых, в соответствии с Законом, документов и сведений, за ведение отчетов компании. На секретаря, который является резидентом Малайзии, как на руководящее лицо компании не налагаются никакие штрафы, которые налагаются на руководящий состав офшорной компании в соответствии с Законом. Оригиналы всех протоколов собраний офшорной компании должны обязательно храниться в зарегистрированном офисе офшорной компании. Каждая офшорная компания должна вести реестр акционеров, в котором должны указываться: имена, национальность, адреса, другая соответствующая информация об акционерах, информация об акциях, которыми владеет данный акционер, с указанием их номеров; дата внесения записи в реестр; дата исключения акционеров из реестра за последние 7 лет; дата каждой подписки на акции и номера акций по каждой подписке. Ответственность акционеров перед компанией ограничивается суммой, невыплаченной ими по своим акциям. Реестр акционеров должен храниться в зарегистрированном офисе офшорной компании и должен быть открыт для ознакомления каждому акционеру компании.

Офшорная компания, инкорпорированная в Лабуане, может иметь название на любом языке, но только с использованием латинского алфавита. В название обязательно должно быть включено слово Corporation (Корпорация), Incorporated (Инкорпорирована) или аббревиатура от этих слов "Corp." или "Inc", слово Limited (с ограниченной ответственностью) или аббревиатура "Ltd.", фраза Public Limited Company (публичная компания с ограниченной ответственностью) или сокращение "P.L.C.". Офшорная компания может изменить свое название путем принятия специальной резолюции и получения одобрения Регистратора. Каждая офшорная компания или иностранная офшорная компания должна разместить табличку с названием компании перед входом в свой зарегистрированный офис. Штраф за нарушение составляет RM 1000. Название компании также должно быть указано на ее печати, в деловой документации, балансе, счетах, официальных сообщениях, публикациях, переводных и простых векселях и т.д. Каждая офшорная компания должна иметь зарегистрированный офис в Лабуане, который должен являться основным офисом трастовой компании. Об изменении адреса зарегистрированного офиса компании обязательно должен быть уведомлен Регистратор в течение одного месяца с момента изменения адреса. Штраф за нарушение этого положения составляет RM 1000.

При регистрации офшорной компании необходимо предоставить Регистратору Меморандум и Устав компании с приложением другой необходимой информации и уплатить регистрационный взнос. Регистратором в офшорных компаниях в соответствии с Законом Малайзии "Об офшорных компаниях, 1990 года" является Служба Лабуана по Оказанию Офшорных Финансовых Услуг (Labuan Offshore Financial Services Authority), созданная на основании Закона Лабуана "О Службе по Оказанию Офшорных Финансовых Услуг, 1996 года" (Labuan Offshore Financial Services Authority Act). Подтверждением регистрации является сертификат об инкорпорации, выданный Регистратором. Меморандум каждой офшорной компании должен состоять из нескольких разделов, должен быть напечатан, датирован и содержать пункты: название компании; цели компании; размер акционерного капитала и на какие акции он подразделяется; полные названия/имена и адреса каждого акционера; подтверждение того, что подписчики компании согласны подписаться на указанное количество акций. Стоимость регистрации зависит от размера уставного капитала и составляет от RM 1000 до 5000. Ежегодная регистрационная плата составляет RM 2600. Кроме того, единоразово перед регистрацией с компании взимается плата в размере RM 50 за поиск/проверку названия компании. В течение 90 дней с момента инкорпорации совет директоров офшорной компании должен назначить одного или нескольких аудиторов компании. В течение 30 дней с момента назначения о назначении должен быть уведомлен Регистратор. Уведомление должно содержать письменное согласие аудитора принять эту позицию. Стандартная годовая стоимость услуг аудитора - RM 1000. Примерная годовая стоимость аренды составляет RM 40 000. Каждая офшорная компания должна ежегодно, не позднее 30 дней до годовщины инкорпорации компании, предоставлять Регистратору годовой отчет, подписанный директором и секретарем компании, с приложенными копиями всех необходимых документов. В некоторых случаях отчет должен быть также подписан аудитором. Штраф за нарушение этого положения налагается на компанию и на весь ее руководящий состав и составляет RM 2000.

В соответствии со ст. 123 Закона каждая иностранная офшорная компания должна иметь зарегистрированный офис в Лабуане, который должен являться основным офисом трастовой компании. Обо всех изменениях в расположении зарегистрированного офиса в течение месяца необходимо уведомлять Регистратора. За нарушение указанного положения взимается штраф в размере RM 1000 с иностранной офшорной компании и с каждого руководящего работника компании. Основным требованием к названию офшорной компании является то, что оно должно быть принято Регистратором. Кроме того, компания не должна использовать другого названия, кроме зарегистрированного, во всех сделках, осуществляемых ею в Лабуане.

В соответствии со ст. 129 Закона компания не позднее 30 дней со дня годовщины регистрации должна представлять Регистратору ежегодный отчет с приложением всех подтверждающих документов.

Иностранная офшорная компания, как и офшорная компания, может владеть акциями, долговыми обязательствами или другими ценными бумагами в местной компании (кроме трастовой компании), однако такое владение не должно равняться контрольному пакету в местной компании и должно быть одобрено Регистратором. При этом в случае, когда резидент владеет акциями, долговыми обязательствами или другими ценными бумагами в офшорной компании, эта компания не может владеть акциями, долговыми обязательствами или другими ценными бумагами в местной компании.

Иностранной офшорной компании запрещено заниматься предпринимательской деятельностью в Лабуане без регистрации в соответствии с законом. Иностранная компания, зарегистрированная по законодательству своей страны, может обратиться к Регистратору с просьбой принять ее регистрацию, распространив ее и на Лабуан, как если бы она была зарегистрирована на основании законодательства Малайзии.

Таким образом, прежде чем начать бизнес в Лабуане, иностранная офшорная компания должна предоставить Регистратору следующие документы:

заверенную копию сертификата о регистрации или инкорпорации, полученного в месте регистрации/инкорпорации, или подобный документ;

заверенную копию своего Устава, Меморандума или Учредительного договора, либо другого документа, заменяющего эти;

список директоров или руководящего состава компании, составленного в соответствии с требования Закона;

в случае если в указанном выше списке присутствуют лица, являющиеся резидентами Лабуана и одновременно членами местного совета директоров, в меморандуме должны подробно оговариваться их права и обязанности;

доверенность за печатью иностранной компании с указанием названия трастовой компании, которая уполномочена обслуживать иностранную компанию;

декларация ответственного лица трастовой компании, представленная в установленной форме;

подтверждение об оплате регистрационного сбора.

В случае одобрения всех полученных документов Регистратором регистрация осуществляется путем непосредственной регистрации самих документов и выписки сертификата установленной формы. Стоимость регистрации составляет RM 6000. Ежегодная регистрационная плата составляет RM 5300. Плата за поиск/проверку названия компании составляет RM 50 и взимается единоразово перед регистрацией. Иностранная офшорная компания вносит ежегодную плату не позднее чем на 30-й день от годовщины регистрации. О любых изменениях в информации, содержащейся в регистрационных документах, иностранная офшорная компания должна уведомлять Регистратора в течение одного месяца с момента внесения изменений. Это относится и к изменениям акционерного капитала компании. В соответствии со ст. 126 Закона иностранная офшорная компания, в случае если она решит прекратить свою деятельность в Лабуане, должна уведомить об этом Регистратора в течение одного месяца с момента прекращения деятельности. Определенная процедура должна также быть соблюдена в случае ликвидации или роспуска компании.

Налогообложение офшорной компании, инкорпорированной в Лабуане в соответствии с Законом Малайзии "Об Офшорных Компаниях, 1990 года", осуществляется на основании Закона Лабуана "О Налоге на Офшорную Предпринимательскую Деятельность, 1990 года". В соответствии со ст. 2 указанного Закона офшорная предпринимательская деятельность представляет собой офшорную торговую деятельность и офшорную неторговую деятельность, осуществляемую офшорной компанией в Лабуане или через Лабуан в валюте, отличной от валюты Малайзии, с нерезидентом или с другой офшорной компанией, но не включает в себя услуги перевозки. При этом под офшорной неторговой деятельностью понимается деятельность, осуществляемая офшорной компанией или от ее имени и имеющая отношение к владению инвестициями в виде ценных бумаг, участия в уставном капитале, в виде кредитов, депозитов и недвижимости. Офшорная торговая деятельность подразумевает банковскую, страховую, торговую, управленческую лицензионную и любую другую деятельность, которая не относится к офшорной неторговой деятельности. При этом для осуществления банковской и страховой деятельности компания должна получить лицензию в соответствии с действующим законодательством. В случае если офшорная компания осуществляет офшорную торговую и офшорную неторговую деятельность, будет считаться, что она осуществляет офшорную торговую деятельность.

Офшорная компания, осуществляющая офшорную предпринимательскую деятельность, будет ежегодно облагаться налогом в отношении осуществляемой ею деятельности. Офшорная компания, осуществляющая офшорную торговую деятельность, будет облагаться налогом по ставке 3%, исчисляемого ежегодно от суммы налогооблагаемого дохода. При этом налогооблагаемым доходом будет считаться чистая прибыль компании, указанная в ее аудиторском отчете. По желанию, офшорная компания, ведущая офшорную торговую деятельность, может в течение 3 месяцев с начала налогового периода, заполнив особую форму установленного образца, обратиться к Генеральному директору Налоговой службы (Director-General of Inland Revenue) с просьбой перевести ее на фиксированную ставку налога. В данном случае налог будет составлять RM 20 000.

Офшорная компания, которая занимается офшорной предпринимательской деятельностью, относящейся к офшорной неторговой деятельности, не подлежит обложению налогом.

В течение трех месяцев с начала периода налогообложения офшорные компании, занимающиеся офшорной торговой и офшорной неторговой деятельностью, должны отправлять в Налоговую службу на имя ее Генерального директора декларацию о доходах за текущий налоговый год. Нарушение налогового законодательства наказывается штрафом в размере до RM 5000, тюремным заключением на срок до 2 лет или и тем и другим вместе. За намеренное предоставление неправильных или ложных сведений взимается штраф в размере не более RM 10 000, или виновный приговаривается к тюремному заключению на срок до 3 лет, или применяются оба наказания одновременно. Дивиденды, выплачиваемые офшорной компанией своим акционерам, в соответствии со ст. 126 Закона Малайзии "Об Офшорных Компаниях, 1990 года" должны выплачиваться только из прибыли.

Налогооблагаемым доходом является доход, полученный любым лицом из источника в Малайзии или полученный в Малайзии из-за пределов Малайзии. Освобожден от налогообложения доход из источников за пределами Малайзии, полученный в Малайзии любым лицом, не являющимся резидентом Малайзии. с 1991 г. доход, полученный в отношении офшорной предпринимательской деятельности, осуществляемой офшорной компанией, не подлежит обложению налогом.

Договора об избежании двойного налогообложения являются обычным средством, позволяющим снизить налог на репатриацию доходов, отправляемых иностранной дочерней компанией в материнскую холдинговую компанию. И чем больше у страны сеть таких договоров, подписанных с разными странами, тем больше у нее возможности снизить налог на репатриацию на входящие дивиденды. Поэтому наличие у страны как можно более разветвленной сети договоров об избежании двойного налогообложения дает ей возможность стать привлекательной юрисдикцией для холдинговых компаний.

Малайзия имеет договора об избежании двойного налогообложения со следующими странами: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина (ограничен морскими и воздушными перевозками), Бангладеш, Бельгия, Венгрия, Вьетнам, Германия, Дания, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Италия, Канада, Китай, Маврикия, Мальта, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Польша, Республика Корея, Россия, Румыния, Саудовская Аравия (ограничен морскими и воздушными перевозками), Сингапур, Соединенные Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки (ограничен морскими и воздушными перевозками), Социалистическое Зимбабве, Судан, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Япония. Большинство таких договоров устанавливают низкие или нулевые ставки для налога на репатриацию доходов, выплачиваемых из страны. Однако многие договоры также содержат положения, по которым дивиденды, выплачиваемые из доходов, освобожденных от налогообложения согласно законодательству Малайзии, принимаются как дивиденды, выплаченные из дохода, с которого был выплачен налог. Такое положение не дает возможности получателю дивидендов на получение налогового кредита на дивиденды, освобожденные от налогообложения, в своей собственной стране.

Например, роялти, выплачиваемые из Малайзии в Австрию, Данию, Бельгию, Германию, Францию, Финляндию, Нидерланды, Норвегию, Шри-Ланка, Швецию, Швейцарию, Таиланд, Россию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и т.д., облагаются по ставкам от 0 до 10%.

Проценты, выплачиваемые из Малайзии в перечисленные страны, - по ставке от 0 до 15%, а дивиденды - по ставке 0%.

Таким образом, офшорная компания, зарегистрированная в Лабуане, представляется достаточно привлекательной в качестве элемента для налогового планирования в холдинговых структурах, поскольку к таким компаниям применяется нулевая или низкая ставка налога на прибыль (в зависимости от рода ее деятельности). К ним также не применяется налог с оборота, импортные пошлины, акцизы, пошлины на экспорт (за исключением нефтепродуктов), а многочисленная сеть договоров об избежании двойного налогообложения, подписанных Малайзией со многими странами мира, дает возможность выбора наиболее благоприятной страны для построения схемы по оптимизации налогообложения. Однако при выборе страны-партнера для целей применения договоров об избежании двойного налогообложения необходимо проверять, не исключила ли данная страна Лабуан из налоговых льгот, предоставляемых данным договором. Дания в данном случае является одной из европейских стран, распространяющих налоговые льготы и на Лабуан.

Юрисдикция - Гонконг

Особый интерес для регистрации компаний с целью повышения эффективности налогового планирования и управления активами представляет Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики. Гонконг (Сянган) известен широкому кругу лиц как деловой и финансовый центр Азии. 30 июня 1997 г. Великобритания вернула Гонконг Китаю после столетней аренды. С этих пор Гонконг имеет статус особого административного района, который сохранит еще 50 лет. Этот статус позволяет Сянгану, пребывая в составе Китая, иметь привилегии и особенности, которые у него были до 1997 г. По данным агентства Chesterton Petty, совокупный рост экономики Гонконга составил в 2004 г. 6%. По мнению двух других влиятельных агентств - HSBC и DBS, в 2005 г. рост экономики составит 5 и 4,5% соответственно. Гонконг привлекает системой налогообложения и относительной несложностью требований корпоративного права.

Систему налогообложения Гонконга характеризуют следующим образом: низкая ставка налога на прибыль, которая в ряде случаев может равняться нулю; налогообложению подлежат только доходы, полученные на территории Гонконга; отсутствие налогообложения на прирост капитала, дивиденды или проценты; гибкая система налоговых списаний.

Иностранные инвесторы в Гонконге могут выбрать разные организационно-правовые формы ведения бизнеса. Наиболее распространены такие формы, как компании, представительства иностранных компаний. Компании могут быть как с ограниченной, так и с неограниченной ответственностью. Наиболее приемлемой формой для ведения бизнеса и самой распространенной среди иностранных инвесторов в Гонконге является компания с ограниченной ответственностью. Ответственность акционеров ограничивается размером их долевого участия в уставном капитале компании вне зависимости от того, был ли капитал оплачен или нет. Компания с ограниченной ответственностью может быть частной или публичной.

Частной признается та компания, которая ограничивает право передачи акций и имеет максимум 50 акционеров. Частные компании не имеют права публично размещать свои акции и облигации. Несмотря на это характерное отличие частных компаний, именно они очень часто используются инвесторами для ведения бизнеса на территории Гонконга. Частные компании имеют упрощенную процедуру регистрации. Помимо этого, они не обязаны представлять свою финансовую отчетность третьим лицам, что делает их в глазах иностранных инвесторов намного привлекательнее по сравнению с публичными компаниями. Частной компании достаточно хранить свою отчетность в месте, которое будет выбрано ее директорами как наиболее подходящее. Чтобы воспользоваться преимуществами частной компании, надо оговорить при ее создании, что компания регистрируется как частная, т.к. в Гонконге действует правило, согласно которому те компании, которые не являются частными, автоматически расцениваются как публичные.

Для создания компании достаточно одного акционера. В регистр компаний подается заявление о намерении создать компанию с приложенным пакетом необходимых для регистрации документов (например, копии устава компании). По окончании проверки документов компании выдается сертификат о регистрации, и она может начинать свою деятельность. Каждая зарегистрированная компания имеет постоянный адрес в Гонконге. Ко всем компаниям предъявляется требование о назначении аудиторов, а также о необходимости проведения ежегодных собраний акционеров (с соблюдением ряда нехитрых условностей). Существенно облегчает работу отсутствие требования о проведении ежегодного собрания на территории Гонконга. Также нет никаких требований в отношении того, что директор компании должен быть резидентом Гонконга. Однако директорами публичных и частных компаний, которые входят в состав групп, не могут быть юридические лица. Компании достаточно иметь директора.

Вновь созданное представительство иностранной компании должно в течение месяца со дня регистрации предоставить в регистр компаний копию решения об образовании представительства, список директоров, имена и адреса лиц, имеющих право принимать решения и осуществлять действия от имени компании. Если организуется представительство иностранной публичной компании, то необходимо представить копию бухгалтерской отчетности, отчетов о деятельности группы, копии заключений директоров и аудиторов компании. К некоторым представительствам частных компаний также применяются аналогичные требования, если эти частные компании в стране своей регистрации должны выполнять требование по опубликованию ежегодной отчетности.

Гонконг, до недавнего прошлого протекторат Великобритании, обладает классическим институтом траста. Траст может быть организован и в самом Гонконге, и за его пределами. По гонконгскому законодательству, трасты не обязаны представлять какую-либо отчетность по результатам своей деятельности, в том числе и аудиторскую. Это обстоятельство делает гонконгский траст привлекательным для многих потенциальных бенефициарных собственников.

Налогом облагается только та прибыль, которая была сформирована на территории этой страны.

Даже если иностранный источник дохода напрямую связан с компанией в Гонконге, его прибыль не подлежит налогообложению.

Гонконг работает по признанным международным стандартам учета. Налоги на доходы можно разделить на три основных типа: налог на прибыль, налог на заработную плату и налог на имущество. Прибыль, полученная от операций, осуществленных непосредственно на территории Гонконга, первые два года будет облагаться налогом по ставке 17,5%, в дальнейшем - 16%. В Гонконге не существует налога на дивиденды и прирост капитала. Что касается налога на заработную плату, в качестве таковой рассматривается не только оплата труда, но и комиссионные, бонусы, различного рода вознаграждения за предоставленные услуги, а также социальные пособия. Стандартная ставка налога на заработную плату - 15%, но она может быть дифференцирована. Помимо перечисленных, взимаются и другие налоги и сборы. Но ими облагаются исключительно те компании, которые ведут непосредственную деятельность на территории Гонконга. К ним относятся, например, гербовый сбор, взимаемый при передаче прав на недвижимость (2,75%) и при передаче прав на ценные бумаги и акции (0,3%); акцизы на некоторые виды товаров (например, на алкогольную и табачную продукцию); сбор, взимаемый при регистрации автомобилей; налог на зрелища; налог, взимаемый с владельцев гостиниц; налог на игорный бизнес; аэропортовые сборы. НДС в Гонконге отсутствует.

Однако в налоговой системе Гонконга есть один существенный недостаток: эта юрисдикция имеет соглашение об избежании двойного налогообложения только с Бельгией. Поэтому в основном Гонконг популярен для регистрации международных торговых посредников: налоги за такие операции здесь не взимаются.

В настоящее время Гонконг ведет переговоры с рядом стран с целью заключения соглашений об избежании двойного налогообложения. Это сделает данную юрисдикцию интересной с точки зрения регистрации там холдинговых структур.

А.А.Бурдина

К. э. н.,

доцент кафедры Института

бухгалтерского учета и аудита,

специалист по налогообложению

Подписано в печать

22.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации ("Право и экономика", 2006, N 1) >
Статья: Влияние тарифов страховых взносов на уровень пенсионного обеспечения ("Право и экономика", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.