|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации ("Право и экономика", 2006, N 1)
"Право и экономика", 2006, N 1
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" утверждены основные направления по реформированию бюджетного процесса в 2004 - 2006 гг. Цель реформы - переориентация бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами". Необходимыми условиями этой переориентации является приведение структуры и содержания бюджетной классификации РФ и бюджетного учета в соответствие с задачами реформы. Одно из основных направлений реструктуризации бюджетной классификации РФ и интегрируемого с ней бюджетного учета - применение института администрирования ко всем операциям, проводимым органами государственной власти в рамках исполнения бюджетов РФ.
Принципиально новым моментом, заложенным в концепцию реформирования бюджетного процесса, является введение понятия администратора поступлений в бюджетную систему РФ (администратора доходов, администратора поступлений от привлечения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ). Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" за федеральными органами государственной власти закреплены основные источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ (Приложение 11.1 к Федеральному закону от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ или Приложение 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 г. N 114н). Приложением 12 к тем же Указаниям за федеральными органами государственной власти закреплены источники финансирования дефицитов бюджетов РФ. Закрепление основных источников поступлений в бюджетную систему РФ за федеральными администраторами осуществляется посредством прикрепления кода администратора (1 - 3 знак кода бюджетной классификации), значение которого соответствует значению кода прямого получателя средств федерального бюджета, к коду вида доходов (4 - 11 знак кода бюджетной классификации доходов) и коду вида источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов (4 - 17 знак кода бюджетной классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ). Органы государственной власти субъектов РФ вправе закреплять источники поступлений в бюджетную систему РФ за соответствующими органами государственной власти субъекта РФ, если иное не предусмотрено Приложениями 11 и 12 к упомянутым Указаниям. Органы местного самоуправления вправе закреплять источники поступлений в бюджетную систему РФ за соответствующими органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено Приложениями 11 и 12 к тем же Указаниям и законодательством субъекта РФ. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ администраторы поступлений в бюджетную систему РФ выполняют следующие функции: осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты суммы платежа в бюджетную систему РФ; ведут бюджетный учет поступлений в бюджетную систему РФ; принимают решение о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы платежа;
осуществляют взыскание пеней и штрафов, начисленных по обязательным платежам в бюджетную систему РФ; осуществляют контроль за перечислением суммы платежа в бюджетную систему РФ; формируют отчетность о поступлениях и прогноз поступлений на среднесрочную перспективу. Порядок исполнения указанных функций администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации органами государственной власти. Осуществление администратором поступлений контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты суммы платежа в бюджетную систему РФ предполагает доведение до плательщиков необходимых реквизитов получателя, указываемых в соответствующих полях расчетных документов. Правила заполнения указанных полей утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2004 г. N 106н. В полях "ИНН получателя" и "КПП получателя" указываются ИНН, КПП администратора (его территориального органа) и название Управления Федерального казначейства по субъекту РФ (в скобках - название администратора), осуществляющего кассовое обслуживание единого счета бюджета. В поле получателя "N счета" указывается номер единого счета бюджета, открытого в Банке России, по согласованию с Управлением Федерального казначейства по субъекту РФ. В поле 104 указывается код бюджетной классификации, определяемый для каждого источника поступлений в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 г. N 114н. Следует отметить, что выполнение администратором поступлений рассматриваемой функции является необходимым условием выполнения остальных функций. Отсутствие контроля со стороны администратора за процедурой оформления платежных документов приведет к росту невыясненных поступлений, сопровождающемуся ростом кредиторской задолженности органов Федерального казначейства, появлением дебиторской задолженности в расчете между администратором и плательщиками с последующим обязательством администратора осуществить уточнение, возврат (зачет) ошибочно перечисленных сумм в бюджетную систему РФ. Осуществление администратором функции ведения бюджетного учета соответствующих поступлений в бюджетную систему РФ предполагает отражение операций, проводимых администратором и сопровождающихся уплатой платежей в бюджетную систему РФ, в разрезе бюджетных счетов единого Плана счетов согласно Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н (далее - Инструкции по бюджетному учету). Порядок выполнения рассматриваемой функции администратором доходов имеет существенные отличия по сравнению с порядком выполнения функции бюджетного учета источников финансирования дефицитов бюджетов, осуществляемой администратором поступлений от привлечения источников финансирования дефицитов бюджетов. Это отличие связано с введением концепции учета изменений стоимости активов государственного сектора, возникающих в основном за счет привлечения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, реализованной в Инструкции по бюджетному учету. Отметим, что поступления в бюджетную систему РФ делятся на текущие доходы, не изменяющие приведенную стоимость активов государственного сектора, и доходы от реализации активов (непроизведенных и нематериальных активов, объектов основных средств, ценных бумаг и иных форм участия в капитале), привлечения государственных кредитов (пассивов), заимствований, преобразующие текущие доходы в активы с приведенной стоимостью. В рамках кодов бюджетной классификации РФ указанное разделение отражается в кодах операций сектора государственного управления (17 - 20 знак бюджетной классификации). Образующим элементом бюджетного учета текущих доходов бюджетов РФ является определение момента начисления соответствующих доходов. Для доходов от налогов и сборов, администрируемых органами Федеральной налоговой службы, и таможенных пошлин, администрируемых органами Федеральной таможенной службы, момент начисления определен, соответственно, Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом РФ. Для доходов от прочих неналоговых платежей четкое определение момента начисления указанных поступлений законодательством РФ не предусмотрено. Теоретически момент начисления связан с моментом появления права требования к плательщику об уплате суммы платежа в бюджетную систему РФ за оказываемые плательщику услуги. Однако, учитывая сложную иерархическую структуру органов государственной власти - администраторов доходов, в ряде случаев лицам, ответственным за ведение бюджетного учета, отразить своевременно в бюджетном учете начисленные в соответствии с вышеуказанным определением суммы не представляется возможным, в связи с чем до внесения соответствующих поправок в законодательство РФ порядок предоставления первичной информации о начисленных суммах лицам, ответственным за ведение бюджетного учета, утверждается нормативным правовым актом администратора соответствующих доходов. Ведение администратором бухгалтерского учета начисления доходов бюджетов РФ в 2005 г. осуществляется на основании объемов кассовых поступлений. С 1 января 2006 г. бухгалтерский учет начисления и поступления доходов бюджетов РФ должен выполняться в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету. Для отражения в бухгалтерском учете операций начисления и поступления текущих доходов администратор использует следующие счета: расчеты с дебиторами (увеличение дебиторской задолженности) - при начислении доходов администрирующим их органом с отражением указанной операции по дебету; доходы учреждения - при начислении доходов администрирующим их органом с отражением указанной операции по кредиту, при начислении сумм возвратов налогов, распределенных между бюджетами разных уровней, с отражением указанной операции по дебету; расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам, - при подтверждении территориальными органами Федерального казначейства факта уплаты начисленных администратором доходов с отражением указанной операции по дебету; расчеты с дебиторами (уменьшение дебиторской задолженности) - при подтверждении территориальными органами Федерального казначейства факта уплаты начисленных администратором доходов с отражением указанной операции по кредиту. При отражении в бухгалтерском учете операций начисления и поступления доходов от реализации активов помимо счетов, указанных выше, администратор использует следующие счета: доходы от реализации активов - при списании объекта по балансовой стоимости, списании первоначальной стоимости реализованных акций и иных форм участия в капитале с отражением указанной операции по дебету; уменьшение стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов - при списании объекта по балансовой стоимости с отражением указанной операции по кредиту; уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале - при списании первоначальной стоимости реализованных акций и иных форм участия в капитале с отражением указанной операции по кредиту. При отражении в бухгалтерском учете операций начисления и поступления доходов от внешних и внутренних заимствований, государственных кредитов, а также сумм погашения бюджетных ссуд администратор использует следующие счета: поступления средств на единый счет бюджета (поступления средств бюджета в иностранной валюте) - при поступлении доходов от внешних и внутренних заимствований, государственных кредитов, а также сумм погашения бюджетных ссуд с отражением указанной операции по дебету; поступления в резервные фонды от возврата бюджетных ссуд и кредитов - при поступлении доходов от привлечения государственных кредитов, а также сумм погашения бюджетных ссуд с отражением указанной операции по кредиту; поступления в резервные фонды от заимствований - при поступлении доходов от внешних и внутренних заимствований с отражением указанной операции по кредиту. Исполнение администратором поступлений функции принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм осуществляется в следующем порядке. По предъявлении письменного заявления плательщика с приложением платежных документов с отметкой банка об уплате излишне уплаченной суммы администратор поступлений обязан проверить указанное требование плательщика на соответствие с законодательством, предусматривающим случаи, при которых плательщик вправе требовать возврат излишне уплаченных сумм. В случае предъявления заявления на возврат излишне уплаченной суммы, удовлетворяющего требованиям законодательства, администратор обязан проверить факт уплаты указанной суммы по данным территориальных органов Федерального казначейства, а по результатам проверок - определить сумму, подлежащую возврату за счет средств соответствующих бюджетов. Администратор оформляет распоряжение на возврат соответствующей суммы и платежное поручение на возврат для их последующего представления в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета поступлений в бюджетную систему РФ органами Федерального казначейства, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н. Возврат излишне уплаченной суммы осуществляется территориальными органами Федерального казначейства со счетов бюджетов по получении от администратора поступлений платежных документов, оформленных в соответствии с п. 3 Порядка. Отметим, что согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2006 г. по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ. В 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" кассовое обслуживание исполнения бюджетов в части поступлений от региональных и местных налогов, сборов и иных платежей осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при условии недотационности субъекта РФ. В то же время единый счет бюджетов, используемый для зачисления всех поступающих доходов бюджета, привлечения источников финансирования дефицита бюджета, обслуживается органами Федерального казначейства, в связи с чем порядок осуществления возврата излишне уплаченной суммы исполнительными органами власти субъекта РФ, осуществляющими кассовое обслуживание бюджета субъекта РФ, утверждается по согласованию с Федеральным казначейством. Осуществление администратором функции контроля за перечислением суммы платежа в бюджетную систему РФ предполагает проведение сверки начисленной суммы и соответствующей ей фактически поступившей в бюджетную систему РФ суммы, факт уплаты которой подтверждается органами Федерального казначейства. В случае выявления недостачи администратор вправе принять меры по взысканию недостающей суммы. Формирование администратором отчетности о поступлениях и прогноза поступлений на среднесрочную перспективу осуществляется в следующем порядке. В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утв. Приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н, администратор поступлений в бюджетную систему РФ представляет органу, организующему исполнение бюджета, отчеты об исполнении адмнистрируемых доходов бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" администраторы поступлений в федеральный бюджет предоставляют ежеквартально, до 10-го числа месяца, предшествующего первому месяцу квартала, прогноз помесячного поступления доходов федерального бюджета, источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
С.С.Бычков Заместитель начальника Отдела методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ Подписано в печать 22.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |