Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации ("Право и экономика", 2006, N 1)



"Право и экономика", 2006, N 1

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ

В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" утверждены основные направления по реформированию бюджетного процесса в 2004 - 2006 гг. Цель реформы - переориентация бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами". Необходимыми условиями этой переориентации является приведение структуры и содержания бюджетной классификации РФ и бюджетного учета в соответствие с задачами реформы. Одно из основных направлений реструктуризации бюджетной классификации РФ и интегрируемого с ней бюджетного учета - применение института администрирования ко всем операциям, проводимым органами государственной власти в рамках исполнения бюджетов РФ.

Принципиально новым моментом, заложенным в концепцию реформирования бюджетного процесса, является введение понятия администратора поступлений в бюджетную систему РФ (администратора доходов, администратора поступлений от привлечения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ). Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" за федеральными органами государственной власти закреплены основные источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ (Приложение 11.1 к Федеральному закону от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ или Приложение 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 г. N 114н). Приложением 12 к тем же Указаниям за федеральными органами государственной власти закреплены источники финансирования дефицитов бюджетов РФ. Закрепление основных источников поступлений в бюджетную систему РФ за федеральными администраторами осуществляется посредством прикрепления кода администратора (1 - 3 знак кода бюджетной классификации), значение которого соответствует значению кода прямого получателя средств федерального бюджета, к коду вида доходов (4 - 11 знак кода бюджетной классификации доходов) и коду вида источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов (4 - 17 знак кода бюджетной классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ). Органы государственной власти субъектов РФ вправе закреплять источники поступлений в бюджетную систему РФ за соответствующими органами государственной власти субъекта РФ, если иное не предусмотрено Приложениями 11 и 12 к упомянутым Указаниям. Органы местного самоуправления вправе закреплять источники поступлений в бюджетную систему РФ за соответствующими органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено Приложениями 11 и 12 к тем же Указаниям и законодательством субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ администраторы поступлений в бюджетную систему РФ выполняют следующие функции:

осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты суммы платежа в бюджетную систему РФ;

ведут бюджетный учет поступлений в бюджетную систему РФ;

принимают решение о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы платежа;

осуществляют взыскание пеней и штрафов, начисленных по обязательным платежам в бюджетную систему РФ;

осуществляют контроль за перечислением суммы платежа в бюджетную систему РФ;

формируют отчетность о поступлениях и прогноз поступлений на среднесрочную перспективу.

Порядок исполнения указанных функций администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации органами государственной власти. Осуществление администратором поступлений контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты суммы платежа в бюджетную систему РФ предполагает доведение до плательщиков необходимых реквизитов получателя, указываемых в соответствующих полях расчетных документов. Правила заполнения указанных полей утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2004 г. N 106н. В полях "ИНН получателя" и "КПП получателя" указываются ИНН, КПП администратора (его территориального органа) и название Управления Федерального казначейства по субъекту РФ (в скобках - название администратора), осуществляющего кассовое обслуживание единого счета бюджета. В поле получателя "N счета" указывается номер единого счета бюджета, открытого в Банке России, по согласованию с Управлением Федерального казначейства по субъекту РФ. В поле 104 указывается код бюджетной классификации, определяемый для каждого источника поступлений в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 г. N 114н.

Следует отметить, что выполнение администратором поступлений рассматриваемой функции является необходимым условием выполнения остальных функций. Отсутствие контроля со стороны администратора за процедурой оформления платежных документов приведет к росту невыясненных поступлений, сопровождающемуся ростом кредиторской задолженности органов Федерального казначейства, появлением дебиторской задолженности в расчете между администратором и плательщиками с последующим обязательством администратора осуществить уточнение, возврат (зачет) ошибочно перечисленных сумм в бюджетную систему РФ.

Осуществление администратором функции ведения бюджетного учета соответствующих поступлений в бюджетную систему РФ предполагает отражение операций, проводимых администратором и сопровождающихся уплатой платежей в бюджетную систему РФ, в разрезе бюджетных счетов единого Плана счетов согласно Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н (далее - Инструкции по бюджетному учету).

Порядок выполнения рассматриваемой функции администратором доходов имеет существенные отличия по сравнению с порядком выполнения функции бюджетного учета источников финансирования дефицитов бюджетов, осуществляемой администратором поступлений от привлечения источников финансирования дефицитов бюджетов. Это отличие связано с введением концепции учета изменений стоимости активов государственного сектора, возникающих в основном за счет привлечения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, реализованной в Инструкции по бюджетному учету. Отметим, что поступления в бюджетную систему РФ делятся на текущие доходы, не изменяющие приведенную стоимость активов государственного сектора, и доходы от реализации активов (непроизведенных и нематериальных активов, объектов основных средств, ценных бумаг и иных форм участия в капитале), привлечения государственных кредитов (пассивов), заимствований, преобразующие текущие доходы в активы с приведенной стоимостью. В рамках кодов бюджетной классификации РФ указанное разделение отражается в кодах операций сектора государственного управления (17 - 20 знак бюджетной классификации).

Образующим элементом бюджетного учета текущих доходов бюджетов РФ является определение момента начисления соответствующих доходов. Для доходов от налогов и сборов, администрируемых органами Федеральной налоговой службы, и таможенных пошлин, администрируемых органами Федеральной таможенной службы, момент начисления определен, соответственно, Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом РФ. Для доходов от прочих неналоговых платежей четкое определение момента начисления указанных поступлений законодательством РФ не предусмотрено. Теоретически момент начисления связан с моментом появления права требования к плательщику об уплате суммы платежа в бюджетную систему РФ за оказываемые плательщику услуги. Однако, учитывая сложную иерархическую структуру органов государственной власти - администраторов доходов, в ряде случаев лицам, ответственным за ведение бюджетного учета, отразить своевременно в бюджетном учете начисленные в соответствии с вышеуказанным определением суммы не представляется возможным, в связи с чем до внесения соответствующих поправок в законодательство РФ порядок предоставления первичной информации о начисленных суммах лицам, ответственным за ведение бюджетного учета, утверждается нормативным правовым актом администратора соответствующих доходов.

Ведение администратором бухгалтерского учета начисления доходов бюджетов РФ в 2005 г. осуществляется на основании объемов кассовых поступлений. С 1 января 2006 г. бухгалтерский учет начисления и поступления доходов бюджетов РФ должен выполняться в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету.

Для отражения в бухгалтерском учете операций начисления и поступления текущих доходов администратор использует следующие счета:

расчеты с дебиторами (увеличение дебиторской задолженности) - при начислении доходов администрирующим их органом с отражением указанной операции по дебету;

доходы учреждения - при начислении доходов администрирующим их органом с отражением указанной операции по кредиту, при начислении сумм возвратов налогов, распределенных между бюджетами разных уровней, с отражением указанной операции по дебету;

расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам, - при подтверждении территориальными органами Федерального казначейства факта уплаты начисленных администратором доходов с отражением указанной операции по дебету;

расчеты с дебиторами (уменьшение дебиторской задолженности) - при подтверждении территориальными органами Федерального казначейства факта уплаты начисленных администратором доходов с отражением указанной операции по кредиту.

При отражении в бухгалтерском учете операций начисления и поступления доходов от реализации активов помимо счетов, указанных выше, администратор использует следующие счета:

доходы от реализации активов - при списании объекта по балансовой стоимости, списании первоначальной стоимости реализованных акций и иных форм участия в капитале с отражением указанной операции по дебету;

уменьшение стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов - при списании объекта по балансовой стоимости с отражением указанной операции по кредиту;

уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале - при списании первоначальной стоимости реализованных акций и иных форм участия в капитале с отражением указанной операции по кредиту.

При отражении в бухгалтерском учете операций начисления и поступления доходов от внешних и внутренних заимствований, государственных кредитов, а также сумм погашения бюджетных ссуд администратор использует следующие счета:

поступления средств на единый счет бюджета (поступления средств бюджета в иностранной валюте) - при поступлении доходов от внешних и внутренних заимствований, государственных кредитов, а также сумм погашения бюджетных ссуд с отражением указанной операции по дебету;

поступления в резервные фонды от возврата бюджетных ссуд и кредитов - при поступлении доходов от привлечения государственных кредитов, а также сумм погашения бюджетных ссуд с отражением указанной операции по кредиту;

поступления в резервные фонды от заимствований - при поступлении доходов от внешних и внутренних заимствований с отражением указанной операции по кредиту.

Исполнение администратором поступлений функции принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм осуществляется в следующем порядке.

По предъявлении письменного заявления плательщика с приложением платежных документов с отметкой банка об уплате излишне уплаченной суммы администратор поступлений обязан проверить указанное требование плательщика на соответствие с законодательством, предусматривающим случаи, при которых плательщик вправе требовать возврат излишне уплаченных сумм.

В случае предъявления заявления на возврат излишне уплаченной суммы, удовлетворяющего требованиям законодательства, администратор обязан проверить факт уплаты указанной суммы по данным территориальных органов Федерального казначейства, а по результатам проверок - определить сумму, подлежащую возврату за счет средств соответствующих бюджетов.

Администратор оформляет распоряжение на возврат соответствующей суммы и платежное поручение на возврат для их последующего представления в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета поступлений в бюджетную систему РФ органами Федерального казначейства, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н.

Возврат излишне уплаченной суммы осуществляется территориальными органами Федерального казначейства со счетов бюджетов по получении от администратора поступлений платежных документов, оформленных в соответствии с п. 3 Порядка.

Отметим, что согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2006 г. по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ. В 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" кассовое обслуживание исполнения бюджетов в части поступлений от региональных и местных налогов, сборов и иных платежей осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при условии недотационности субъекта РФ. В то же время единый счет бюджетов, используемый для зачисления всех поступающих доходов бюджета, привлечения источников финансирования дефицита бюджета, обслуживается органами Федерального казначейства, в связи с чем порядок осуществления возврата излишне уплаченной суммы исполнительными органами власти субъекта РФ, осуществляющими кассовое обслуживание бюджета субъекта РФ, утверждается по согласованию с Федеральным казначейством.

Осуществление администратором функции контроля за перечислением суммы платежа в бюджетную систему РФ предполагает проведение сверки начисленной суммы и соответствующей ей фактически поступившей в бюджетную систему РФ суммы, факт уплаты которой подтверждается органами Федерального казначейства. В случае выявления недостачи администратор вправе принять меры по взысканию недостающей суммы.

Формирование администратором отчетности о поступлениях и прогноза поступлений на среднесрочную перспективу осуществляется в следующем порядке. В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утв. Приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н, администратор поступлений в бюджетную систему РФ представляет органу, организующему исполнение бюджета, отчеты об исполнении адмнистрируемых доходов бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" администраторы поступлений в федеральный бюджет предоставляют ежеквартально, до 10-го числа месяца, предшествующего первому месяцу квартала, прогноз помесячного поступления доходов федерального бюджета, источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

С.С.Бычков

Заместитель начальника

Отдела методологии

формирования расходных

обязательств и исполнения

бюджетов Департамента

бюджетной политики

Министерства финансов РФ

Подписано в печать

22.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Право выбора ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 52) >
Статья: Использование офшорных компаний в налоговом планировании и управлении активами организаций ("Право и экономика", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.