Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Утеря или уничтожение документов: предотвращение, последствия, восстановление ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 51)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 51

УТЕРЯ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ:

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ

От непредвиденных обстоятельств никто не застрахован, поэтому к возможным негативным последствиям лучше быть готовым. В этой связи бухгалтеру полезно знать, что влечет за собой утеря или уничтожение документов, а также пути выхода из этой непростой ситуации.

Сроки и порядок хранения документов

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Конкретные сроки хранения первичных документов и отчетности содержатся в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Росархивом 06.10.2000 (с изм. и доп. от 27.10.2003).

Требование хранить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и подтверждающие полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги, содержится также в НК РФ. Согласно п. п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ указанные документы следует хранить в течение четырех лет.

Основным нормативным актом, регламентирующим порядок хранения документов в организации, является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (далее - Положение).

В соответствии с п. 6.6 Положения главный бухгалтер обеспечивает сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив. Документы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером (п. 6.2 Положения).

Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и должны быть переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений (п. 6.4 Положения).

Выдача первичных документов из бухгалтерии и архива работникам других структурных подразделений, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению руководителя организации или главного бухгалтера (п. 6.6 Положения).

При несоблюдении требований к хранению документов в случае их утраты организации будет весьма сложно доказать свою невиновность в совершении налоговых правонарушений.

Что необходимо предпринять в случае утери

или уничтожения документов

В случае пропажи или гибели документов руководитель организации должен прежде всего назначить приказом комиссию по расследованию причин утраты документов (п. 6.8 Положения). Результаты работы комиссии следует оформить актом, утвержденным руководителем организации.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Кроме того, при выявлении фактов хищения, а также в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ обязательно проведение инвентаризации, по результатам которой необходимо составить по возможности подробный перечень (опись) утраченных документов.

Помимо этого организации необходимо подтвердить причину утраты документов внешними оправдательными документами. В случае пожара следует получить справку из органов государственной противопожарной службы, если документы похищены - справку из органов внутренних дел, при затоплении помещения - акт о затоплении от собственника помещения, справку из ЖЭКа. Перечень украденных или уничтоженных документов, составленный представителями указанных органов и служб, может в дальнейшем послужить весомым аргументом при возникновении споров с налоговой инспекцией.

После того как все доказательства причины утраты документов будут собраны, следует уведомить налоговые органы о факте потери или уничтожения документации. Безусловно, сделать это нужно до назначения налоговой проверки. Целесообразно оформить уведомление в письменном виде на имя руководителя налоговой инспекции с приложением копий справок соответствующих органов и перечня утраченных документов.

Следующий шаг - восстановление утраченных документов. Попытаться сделать это необходимо, так как:

действия по восстановлению документов будут важным аргументом в судебном разбирательстве с налоговым органом. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что, если организация не предпринимает никаких действий по восстановлению пропавших документов, факт утраты документов в результате чрезвычайных обстоятельств не признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика (Постановления ФАС ВСО от 28.07.2003 N А33-20597/02-СЗн-Ф02-2227/03-С1; ФАС СКО от 24.05.2005 N Ф08-1523/05-911А; ФАС ЦО от 30.05.2005 N А64-1904/04-10). Отсутствие мер по восстановлению документов может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК РФ);

если документы не будут восстановлены, налоговый орган может воспользоваться правом, предоставленным ему пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определять суммы налогов расчетным путем на основании данных о налогоплательщике и об аналогичных налогоплательщиках. Высока вероятность, что рассчитанные таким образом налоги будут больше, чем отраженные в налоговых декларациях, на основании чего будут доначислены суммы налогов, пени, и возникнут соответствующие штрафные санкции.

Порядок восстановления документов зависит от того, какие именно документы утрачены. Так, при утрате бухгалтерской и налоговой отчетности организации следует обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении копий сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды. Данный запрос целесообразно оформить вместе с уведомлением о пропаже или уничтожении документов, о котором говорилось выше.

Для восстановления банковских документов организации необходимо обратиться в обслуживающий банк с запросом о предоставлении копий платежных документов и выписок. Если сохранилась электронная база бухгалтерской программы, то восстановить утраченные регистры бухгалтерского и налогового учета не составит труда, после чего на основании данных регистров следует сформировать подробный перечень утраченных первичных документов. В случае потери или уничтожения данных бухгалтерской программы единственным источником информации о подлежащих восстановлению первичных документах будут копии банковских документов. На их основе можно составить реестр контрагентов, к которым необходимо обратиться с просьбой о предоставлении копий всех документов, касающихся их взаимоотношений с организацией (договоров, счетов, счетов-фактур, актов, накладных и т.п.).

Последствия утраты документов

При отсутствии документов, подтверждающих правильность расчета налогов, могут применяться следующие санкции:

штраф по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета. Размер штрафа составляет: 5000 руб. - если нарушение допускалось в течение одного налогового периода; 15 000 руб. - если нарушение допускалось в течение более одного налогового периода; 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. - если в результате нарушения была занижена налоговая база;

штраф по ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в размере 20% от неуплаченных сумм налога, а если будет доказан умышленный характер нарушения - в размере 40% от неуплаченных сумм налога;

штраф по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, при выявлении факта неуплаты или неполной уплаты налога с налогоплательщика будут взысканы суммы неуплаченного налога и пени.

Наиболее благоприятная для налогоплательщиков арбитражная практика сложилась относительно применения в рассматриваемом случае санкций по ст. 126 НК РФ. При рассмотрении дел, касающихся применения штрафа по ст. 126 НК РФ при утере или уничтожении документов, в большинстве случаев суд указывал, что исходя из содержания данной статьи, а также ст. 93 НК РФ, регламентирующей порядок истребования документов у налогоплательщика, ответственность по ст. 126 наступает, только когда соответствующие документы имеются у налогоплательщика в наличии. Если же документы на момент истребования отсутствовали, то в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.

В качестве примеров подобных судебных решений можно привести Постановления ФАС СЗО от 04.11.2003 N А42-3207/03-20; от 29.09.2003 N А44-1202/03-С15; от 16.06.2004 N А52/4734/2003/2.

Иная ситуация наблюдается в отношении применения штрафа по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В данном случае формально факт нарушения очевиден: у организации отсутствуют первичные и другие документы. Однако при грамотной аргументации организация имеет шансы убедить суд в отсутствии своей вины в совершении данного налогового правонарушения. Речь идет о применении ст. ст. 109 и 111 НК РФ. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. При этом на основании пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания). Поэтому утрата документов не по вине организации не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 120 НК РФ.

Примерами судебных решений, в которых установлено отсутствие вины налогоплательщика в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ, являются Постановления ФАС СЗО от 14.09.2004 N А13-180/04-14; от 04.08.2004 N А13-4401/03-11; от 16.06.2004 N А52/3/04/2; ФАС ВСО от 17.08.2004 N А33-17993/03-С3-Ф02-3180/04-С1.

Организация может также попытаться убедить суд в том, что утеря документов не по ее вине (в результате пожара, затопления, кражи, стихийного бедствия) является смягчающим обстоятельством в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, в этом случае размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза на основании п. 3 ст. 114 НК РФ.

И наконец, при утрате документов весьма вероятно применение к организации штрафа по ст. 122 НК РФ, а также взыскание сумм недоплаты налогов и пеней. Аргументами в пользу налогоплательщика в данном случае также будут отсутствие вины в совершении налогового правонарушения и наличие смягчающих обстоятельств.

Как отмечалось выше, при выявлении факта отсутствия документов налоговые органы нередко прибегают к определению сумм налогов расчетным методом на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. В этом случае организация может попытаться доказать в суде, что налоговые органы применили неверный подход или неправильную методику при расчете налогов таким способом. Аргументами, подтверждающими неправильный выбор налоговой инспекцией аналогичного налогоплательщика, могут служить:

произвольное определение аналогичной организации (Постановление ФАС ДВО от 30.06.2004 N Ф03-А59/04-2/1476);

применение слишком ограниченного числа критериев для сравнения организаций: например, использовался только показатель среднесписочной численности работников (Постановление ФАС СЗО от 24.12.2002 N А05-5351/02-314/14);

выявление существенных отличий аналогичной фирмы от налогоплательщика по основным показателям (Постановление ФАС ЗСО от 19.04.2004 N Ф04/2025-417/А03-2004).

В случае, когда при отсутствии документов исчисление сумм налогов производится налоговой инспекцией исходя из сумм доходов, показанных в декларации, но без учета расходов, суд также может встать на сторону налогоплательщика. Так, может быть указано, что налоговая инспекция не воспользовалась своим правом на определение суммы налога расчетным путем, а исчисление налоговой базы без учета расходов неправомерно (Постановления ФАС СЗО от 14.09.2004 N А13-180/04-14, ФАС ВСО от 01.09.2005 N А19-4140/05-15-Ф02-4364/05-С1).

И.Кензеева

К. э. н.,

ведущий аудитор

ООО "Столичный аудиторъ",

ассистент кафедры

бухгалтерского учета и аудита

Государственного университета управления

Подписано в печать

21.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Сделки РЕПО: учет и налогообложение ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 51) >
Статья: Выплата пособий по временной нетрудоспособности ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 51)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.