Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учетная политика в целях налогообложения (Продолжение) ("Финансовая газета", 2005, N 51)



"Финансовая газета", 2005, N 51

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета",

2005, N 50)

При начислении амортизации в налоговом учете у налогоплательщика есть право использовать специальные повышающие коэффициенты, которые устанавливаются к основной норме амортизации (ст. 259 НК РФ). Выбор того или иного коэффициента должен быть закреплен в учетной политике:

1. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Перечень таких основных средств определяется организацией самостоятельно и закрепляется в приложении к учетной политике.

2. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 применяется для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Коэффициенты, указанные в п. п. 1 и 2, не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

3. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 применяется в отношении собственных основных средств организациями-налогоплательщиками (сельскохозяйственные организации промышленного типа, например птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты).

4. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 применяется для амортизации основных средств, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие гл. 25 НК РФ, организациями-налогоплательщиками, передавшими (получившими) это имущество. Организации также вправе применять методы и нормы, существовавшие на момент передачи (получения) имущества.

5. По решению руководителя организация-налогоплательщик вправе начислять амортизацию по нормам амортизации ниже установленных ст. 259 НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Применение повышенных норм амортизации приводит к увеличению расходов на сумму амортизационных отчислений и целесообразно для организаций, в связи с тем что первоначальная стоимость основного средства будет отнесена на расходы, признаваемые для налогообложения, в кратчайшие сроки.

Пример. Руководством птицефабрики принято решение об установлении в отношении собственных основных средств для целей амортизации использование повышенного коэффициента 1,5. В собственности у птицефабрики находится автомобиль-фургон первоначальной стоимостью 350 000 руб., срок использования автомобиля - 6 лет. Вычислим сумму ежемесячной амортизации без использования коэффициента (первый вариант) и с использованием коэффициента (второй вариант).

Первый вариант. Сумма ежемесячной амортизации составляет 350 000 руб. / (6 лет х 12 месяцев) = 4861,11 руб.

Второй вариант. Сумма ежемесячной амортизации составляет 350 000 руб. / (6 лет х 12 месяцев) х 1,5 = 7291,67 руб.

Таким образом, применение повышающего коэффициента позволит отнести стоимости автомобиля на расходы, признаваемые в целях налогообложения, за 4 года.

Согласно налоговому законодательству организации вправе устанавливать способ начисления амортизации при вводе объекта основных средств в эксплуатацию. Для возможности маневра в выборе такого способа в учетной налоговой политике целесообразно указать, что он устанавливается распоряжением руководителя организации одновременно со сроком полезного использования при вводе объекта основных средств.

Организации, приобретающие основные средства, бывшие в употреблении, могут устанавливать норму амортизации с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками, т.е. уменьшать срок использования на количество лет фактического использования данного имущества. Данный срок организация-налогоплательщик может определить самостоятельно с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Создание резервов. Для выравнивания величины колебаний затрат в течение отчетного периода на практике широко используется метод резервирования затрат, позволяющий затраты включать в издержки не напрямую, а финансируя за счет специального резерва. При этом необходимо подчеркнуть, что метод резервирования применяется только в случае, когда величина затрат зависит от факторов, не связанных с объемами выручки или производства (например, поломка оборудования или необходимость оплаты отпуска работников).

Создание резервов преследует достижение нескольких целей:

обеспечение финансирования крупных периодических затрат;

равномерное включение (распределение) затрат между налогооблагаемыми базами различных отчетных (налоговых) периодов;

выравнивание промежуточных финансовых результатов.

НК РФ предоставляет организации-налогоплательщику возможность выбора целого ряда резервов, например:

на ремонт основных средств;

на предстоящую оплату отпусков работников;

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

на выплату вознаграждения по итогам работы за год;

на гарантийный ремонт и обслуживание;

под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг;

по сомнительным долгам.

Размеры создаваемых резервов не могут превышать определенных предельных сумм (за исключением резерва под обесценение ценных бумаг).

Формирование и использование резервов напрямую влияет на величину себестоимости и налогооблагаемых баз, а следовательно, и на конечный финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности организации. Таким образом, создавая резервы, можно уменьшать величину налоговых обязательств организации путем получения отсрочек уплаты налога на прибыль. Создание резервов позволяет учитывать произведенные организацией расходы равномерно в течение налогового периода, тем самым увеличивая расходы и уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль. При этом номинальная величина налоговых платежей остается неизменной, меняются лишь сроки уплаты налогов, сдвигаясь на следующие отчетные периоды. Экономия достигается благодаря уменьшению покупательной способности денег с течением времени. Чтобы определить "стоимость" денег в будущем, широко применяется метод дисконтирования. В ходе расчетов при методе дисконтирования используется определяемая экспертным путем ставка дисконтирования (годовая и квартальная), величина которой зависит от различных факторов - изменения курсов валют, инфляции, конъюнктуры рынка, рисков самой организации и др.

Учет расходов на ремонт основных средств. В соответствии с НК РФ организации имеют право осуществлять налоговый учет расходов на ремонт основных средств одним из следующих способов:

единовременно - организации обязаны признавать эти расходы в том отчетном (налоговом) периоде, когда они были осуществлены в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ);

равномерно в течение двух и более налоговых периодов - используя резерв, создаваемый за счет себестоимости в течение отчетного года (ст. ст. 260, 324 НК РФ).

Раскрывая моменты признания расходов по ремонту основных средств в учетной политике по налогообложению, организации следует отразить, в частности, порядок списания расходов на ремонт основных средств, а при создании резерва - факт его создания, срок использования резерва и порядок подтверждения сумм резерва.

Размер отчислений при создании данного резерва исчисляется исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива, который определяется и утверждается организацией в учетной политике. Совокупная стоимость основных средств - это сумма первоначальной стоимости всех основных средств на начало налогового периода. Предельная сумма отчислений в резерв на ремонт исчисляется исходя из периодичности проведения ремонта, стоимости и частоты замены частей основных средств. В сумму резерва включаются стоимость запасных частей, расходы на оплату труда работников, производящих ремонт, и прочие расходы по ремонту. Резерв формируется за счет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержки производства исходя из сметной стоимости ремонта.

Фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств списываются за счет заранее сформированного соответствующего резерва. Максимальная величина данного резерва не должна превышать фактическую величину расходов на ремонт основных средств за последние три года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Если сумма фактических расходов на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток фактических затрат включается в прочие расходы на дату окончания отчетного (налогового) периода для целей налогообложения. В ситуации, когда размер резерва превышает сумму произведенных расходов на ремонт, сумма такого превышения включается в состав доходов для целей налогообложения на последнюю дату текущего налогового периода. Если в соответствии с графиком проведения капитального ремонта резерв формируется на финансирование ремонта в течение более чем одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не включается в состав доходов для целей налогообложения.

Пример. При формировании учетной политики для целей налогообложения на предстоящий 2006 г. организацией принято решение о создании резерва на ремонт основных средств.

Фактические затраты на ремонт основных средств за последние три года составили:

в 2003 г. - 90 000 руб.;

в 2004 г. - 110 000 руб.;

в 2005 г. - 130 000 руб.

Следовательно, предельная сумма отчислений в резерв на 2006 г. составит (90 000 + 110 000 + 130 000) / 3 = 110 000 руб.

Годовая сумма затрат исходя из графика проведения ремонта и согласно его сметной стоимости составляет 108 000 руб. Ежемесячная сумма отчислений в резерв равна 108 000 руб. / 12 месяцев = 9000 руб.

Рассмотрим два возможных варианта.

Первый вариант. Предположим, что сумма фактических затрат на ремонт основных средств за 2006 г. составила 120 000 руб.

В этом случае в течение I, II, III кварталов организация вправе признать расходы на отчисления в резерв в сумме 27 000 руб. ежеквартально, всего 81 000 руб. Фактические расходы в полном объеме (120 000 руб.) будут приняты для целей налогообложения только по окончании года.

Второй вариант. Предположим, что сумма фактических затрат на ремонт основных средств за 2006 г. составила 75 000 руб. В этом случае в течение I, II, III кварталов организация вправе признать расходы на отчисления в резерв в сумме 27 000 руб. ежеквартально, всего 81 000 руб. Таким образом, отчисления в резерв только за 9 месяцев года превысят величину фактических расходов на ремонт. По итогам года в целях налогообложения будут приняты к учету фактически понесенные расходы в сумме 75 000 руб.

Если организацией не был создан заранее резерв под ремонт основных средств, то использование способа учета затрат на ремонт в составе расходов будущих периодов, применяемого в бухгалтерском учете, для целей налогообложения не предусмотрено. Таким образом, затраты, произведенные организацией на ремонт основных средств, будут признаваться в фактическом размере в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

Учет расходов на формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (ст. 266 НК РФ). Отметим, что уточнение, касающееся того, что сомнительным долгом является задолженность по реализации продукции, появилось в НК РФ начиная с 1 января 2006 г. Ранее сомнительная задолженность не была четко связана с реализацией товаров (работ, услуг).

В учетной налоговой политике отражаются следующие данные:

состав сомнительных долгов (суммы, должники, сроки возникновения);

размер создаваемого резерва;

сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

При формировании учетной политики на следующий год необходимо уточнять как эти данные, так и остаток неиспользованного резерва.

Для целей налогообложения прибыли суммы по созданию резервов по сомнительным долгам включаются во внереализационные расходы организации только при условии, что доходы определяются методом начисления.

Величина резерва исчисляется по каждому сомнительному долгу по результатам проведения инвентаризации дебиторской задолженности в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично:

по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму резерва включается вся сумма долга;

по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней в резерв включается 50% суммы долга;

по сомнительным долгам со сроком возникновения менее 45 дней резерв не создается.

Предельная величина создаваемого резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Если в дальнейшем сомнительная задолженность будет признана безнадежной, то сумма долга списывается не в уменьшение прибыли, а за счет заранее созданного резерва. Если задолженность погашается должником, то резерв восстанавливается и увеличивает налогооблагаемую базу по прибыли. Следовательно, использование резерва по сомнительным долгам позволяет организации-налогоплательщику списывать сомнительную задолженность в уменьшение налогооблагаемой прибыли еще до того момента, как она будет признана безнадежной.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными для взыскания) признаются долги перед организацией:

по которым истек установленный срок исковой давности;

по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения;

на основании акта государственного органа;

на основании акта о ликвидации организации.

Просроченная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) переходит из разряда сомнительной в безнадежную и подлежит списанию на убытки. Однако перед тем, как списать, ее надо истребовать. Для этого следует направлять должнику претензионные письма, требовать от него частичной оплаты, обращаться с иском в суд и т.д. Истребованной признается задолженность, которая в результате обращения в арбитражный суд должна быть взыскана с дебитора в бесспорном порядке.

Документальным подтверждением невозможности погашения должником задолженности перед организацией могут служить:

выписка из Единого государственного реестра или справка налогового органа о ликвидации должника;

уведомление ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) или решения суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации-должника;

акт судебного исполнителя о невозможности взыскания задолженности с должника.

При наличии таких документов задолженность при отсутствии резерва по сомнительным долгам должна списываться с баланса организации на финансовые результаты как безнадежная.

Пример. У организации на 31 декабря 2005 г. возник сомнительный долг в размере 100 000 руб. Срок исковой давности составляет три года.

Первый вариант. Организация для целей налогообложения не применяет резерв по сомнительным долгам. Следовательно, по истечении трех лет - в 2008 г. списывается безнадежная задолженность в сумме 100 000 руб. на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Второй вариант. При формировании учетной политики на 2006 г. принято решение о создании резерва по сомнительным долгам. Следовательно, в 2006 г.:

по истечении 45 дней с даты, оговоренной условиями договора как дата оплаты, создается резерв по сомнительным долгам в размере 50% суммы дебиторской задолженности - 50 000 руб. (100 000 руб. х 50%);

по истечении 90 дней со дня образования задолженности размер резерва по сомнительным долгам увеличивается до 100% от суммы долга - 100 000 руб.;

налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2006 г. уменьшается на сумму созданного резерва по сомнительным долгам - 100 000 руб.

В 2008 г. безнадежная задолженность списывается за счет сформированного резерва. Таким образом, использование резерва позволяет списать сумму задолженности за счет созданного резерва в сумму расходов, принимаемых для целей налогообложения, уже в 2006 г., а не в 2008 г., как это было бы при отсутствии резерва.

Сумма не полностью израсходованного в текущем налоговом периоде резерва по сомнительным долгам может переноситься на следующий отчетный (налоговый) период. При формировании резерва по сомнительным долгам на будущий год необходимо принимать во внимание неиспользованный остаток данного резерва за предшествующий год. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма вновь создаваемого по итогам инвентаризации резерва больше остатка резерва за предыдущий год, то разницу необходимо учесть как внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Погашение сомнительного долга в течение года не влечет за собой немедленного присоединения резерва по нему к финансовому результату. Уменьшение величины резерва происходит только при списании с баланса сомнительного долга, по которому он был создан. По окончании года неиспользованный остаток резерва присоединяется к прибыли следующего года.

Учет расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Организации-налогоплательщики могут самостоятельно принимать решение о необходимости создания резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с заключенными договорами с покупателями предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока (ст. 267 НК РФ).

В учетной налоговой политике отражаются факт создания резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию и размер отчислений в резерв.

Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров (работ). Величина резерва определяется исходя из определенного процента от суммы выручки. Сам размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных организацией расходов по ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года. Если организация ранее не осуществляла реализацию товаров с гарантийным сроком ремонта и обслуживания, то резерв создается в размере, не превышающем ожидаемых расходов на данные затраты (п. 4 ст. 267 НК РФ). Ожидаемые расходы - это расходы, предусмотренные в плане выполнения гарантийных обязательств с учетом срока гарантии. При созданном резерве расходы по гарантийному обслуживанию проданной продукции списываются за счет суммы резерва. Если сумма фактически произведенных расходов больше суммы резерва, то разница включается в прочие расходы. Причем ст. 267 не конкретизировано, что включение в состав прочих расходов должно производиться только по окончании налогового периода.

Если организация не полностью израсходовала резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию в текущем налогом периоде, то неизрасходованная сумма может быть перенесена на следующий налоговый период.

По окончании налогового периода организация корректирует размер резерва исходя из доли фактически произведенных расходов по гарантийному обслуживанию и ремонту в объеме выручки от реализации товаров (работ) за истекший период.

Пример. Организация, реализующая бытовую технику, при разработке учетной политики для целей налогообложения на 2006 г. приняла решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию холодильников. За предыдущие три года объем выручки от реализации холодильников составил 250 млн руб., фактические затраты на гарантийный ремонт - 5 млн руб.

В учетной политике будет показан резерв в размере 2% (5 000 000 / 250 000 000 х 100%). Таким образом, при реализации холодильников в предстоящем году организация будет производить отчисления в резерв по гарантийному ремонту в размере 2% от суммы выручки.

Предположим, что сумма выручки от реализации холодильников в 2006 г. составит 300 млн руб. Следовательно, предельный размер отчислений в резерв за 2006 г. составит 6 млн руб. (300 000 000 х 2%). На эту сумму будет уменьшена налогооблагаемая прибыль.

Первый вариант. Фактические расходы на гарантийный ремонт за 2006 г. составили 8 млн руб. Соответственно сумма фактических расходов в сумме 6 млн руб. списывается за счет созданного резерва без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли. Сумма фактических расходов в размере 2 млн руб., превышающая размер резерва, списывается за счет прочих расходов.

Второй вариант. Фактические расходы на гарантийный ремонт за 2006 г. составили 4 млн руб. Соответственно вся сумма произведенных расходов списывается за счет сформированного резерва, налогооблагаемая база не уменьшается. Сумма неиспользованного резерва (2 млн руб.) переносится на следующий налоговый период.

Применение данного резерва является выгодным для организаций, так как начисление расходов в виде отчислений в резерв производится на дату реализации соответствующей продукции, т.е. до момента, когда расходы на гарантийный ремонт реально возникнут.

Учет расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату вознаграждения по итогам года или вознаграждения за выслугу лет. Организация может создавать резерв на оплату предстоящих отпусков и/или резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов, включая сумму единого социального налога (далее - ЕСН) с этих расходов (ст. 324.1 НК РФ). Например, процент отчислений в резерв на оплату отпусков определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. А затем в течение года ежемесячно, исходя из определенного норматива, сумма отчислений в резерв признается в составе расходов. Для этих целей организации целесообразно составлять документ, содержащий указанные расчеты.

В учетной налоговой политике отражаются факт образования резерва, размер отчислений в резерв и порядок корректировки размера резерва.

Не использованные на конец налогового периода суммы резерва обязательно включаются в состав налоговой базы текущего налогового периода. Если при составлении очередной учетной политики организация принимает решение о нецелесообразности создания резерва на предстоящий год, то сумма неиспользованного оставшегося резерва для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Аналогичным образом осуществляется формирование и использование резервов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (ст. 324.1 НК РФ).

Пример. Организацией составлен предварительный расчет расходов на оплату труда сотрудников и отчислений на социальные нужды на предстоящий налоговый период:

оплата труда, включая ЕСН - 700 000 руб.;

сумма расходов на оплату отпусков, включая ЕСН - 100 000 руб.

Ежемесячно в резерв на оплату отпусков следует отчислять следующую сумму, представляющую собой процент от фонда оплаты труда, включая ЕСН:

700 000 руб. х 1,19048% = 8333,33 руб.,

где 1,19048% = 100 000 руб. / 700 000 руб. х 100% / 12 мес.

Резерв на расходы, направляемые на социальную защиту инвалидов. Начиная с 1 января 2006 г. общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, имеют право создавать резерв на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, на срок не более пяти лет.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть зафиксированы факт создания резерва и размер отчислений в резерв.

Сумма отчислений в создаваемый резерв, определяемая в соответствии со сметой на реализацию программ социальной защиты, включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода (ст. 267.1 НК РФ). При этом предельный размер отчислений не может превышать 30% полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли без учета резерва.

Если фактические расходы оказались больше величины созданного резерва, то разница включается в состав внереализационных расходов. Сумма резерва, не полностью использованная в течение запланированного периода, включается во внереализационные доходы текущего отчетного (налогового) периода.

Существенно, что создавая данный резерв, организация должна представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода. При нецелевом использовании средств они включаются в налоговую базу налогового периода, в котором произошло нецелевое использование.

Отнесение процентов по долговым обязательствам на расходы. Организация вправе выбрать метод отнесения на расходы в целях налогообложения прибыли процентов, исчисляемых и уплачиваемых по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ). Долговыми обязательствами в данной ситуации являются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады и др.

В учетной политике для целей налогообложения на усмотрение налогоплательщика необходимо закрепить один из возможных вариантов отнесения процентов на расходы:

в размере, существенно не отклоняющемся от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же налоговом периоде на сопоставимых условиях;

в размере, равном ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равном 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Долговые обязательства на сопоставимых условиях - это долговые обязательства, выданные в той же валюте и на те же сроки в сопоставимых суммах и под аналогичные обеспечения. Существенным отклонением величины процентов является отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения.

Необходимо обратить внимание, что с 1 января 2006 г. уточняется понятие применяемой ставки рефинансирования Банка России. В отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, применяется ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств. В отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Пример. Организация 10 марта 2006 г. получила кредит в банке - 1 000 000 руб. сроком на 60 дней под 40% годовых. Предположим, что на 10 марта 2006 г. ставка рефинансирования Банка России составляла 14%.

Первый вариант. Других сопоставимых кредитов в I квартале 2006 г. организация не получала. Следовательно, проценты для целей ст. 269 НК РФ, которые уменьшают доходы текущего периода, исчисляются из ставки рефинансирования по следующей формуле:

1 000 000 х 14% х 1,1 х 60 154 000

     
       —————————————————————————— = ——————— = 25 315,07 руб.
                365 дней             6,083
   
   Второй вариант. В I квартале 2006 г. организация получила следующие кредиты.
   1. 1 марта 2006 г. — на сумму 1 100 000 руб. на 60 дней под 35% годовых.
   2. 5 марта 2006 г. — на сумму 950 000 руб. на 45 дней под 30% годовых.
   3. 19 марта 2006 г. — на сумму 1 200 000 руб. на 60 дней под 40% годовых.
   4. 25 марта 2006 г. — на сумму 850 000 руб. на 60 дней под 25% годовых.
   В учетной политике организации для целей налогообложения указано, что сопоставимыми считаются кредиты и займы, которые выданы в одной валюте и на один срок, но при этом суммы таких долговых обязательств не должны отличаться более чем на 15%. Следовательно, кредиту от 10 марта 2006 г. аналогичны кредиты, которые выданы в рублях на 60 дней. Критерию по сумме удовлетворяют кредиты 1 и 4.
   Статьей 269 НК РФ предусмотрен следующий порядок расчета при наличии сопоставимых долговых обязательств.
   1. Средний уровень процента (сумма первого аналогичного кредита х %—ную ставку + сумма второго аналогичного кредита х %—ную ставку + ...) / сумма всех аналогичных кредитов
   или:
   (1 100 000 х 35% + 850 000 х 25%) / (1 100 000 + 900 000) = 597 500 / 2 000 000 = 0,29875.
   2. Если проценты по полученному кредиту превышают средний уровень процента более чем на 20%, то уменьшить доходы текущего периода можно будет только на сумму:
   средний уровень процента + средний уровень процента х 20%.
   Таким образом, в нашем примере величина предельного отклонения составит 29,88% х 20% = 5,98%. Следовательно, процентная ставка по кредиту, полученному 10 марта 2006 г., в пределах которой организация имеет право уменьшить доходы текущего периода, составляет 29,88% + 5,98% = 35,86%.
   3. Сумма, на которую организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль:
   
       1 000 000 х 35,86% х 60    358 600  
       ——————————————————————— = ———————— = 58 947,95 руб.
               365 дней            6,083
   
   Признание доходов при методе начисления. Доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, по которым нельзя четко определить связь между доходами и расходами, организация может распределять самостоятельно (ст. 271 НК РФ).
   Налогоплательщик вправе применять методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом по своему усмотрению, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Это может быть с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете, или иной экономически обоснованный метод признания доходов.
   Порядок признания расходов при методе начисления. Если в договоре не указан срок оплаты и связь между доходами и расходами не может быть четко определена или определяется косвенным путем, организация может распределять расходы самостоятельно. В данном случае НК РФ предусмотрены следующие варианты:
   если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предполагается поэтапная сдача товаров, то расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов;
   расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
   Списание стоимости ценных бумаг. Статьей 280 НК РФ установлено, что в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
   если фактическая цена сделки находится в интервале цен (между минимальной и максимальной ценами сделки) по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;
   если отклонение фактической цены сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги, по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
   В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.
   С 1 января 2006 г. вводится положение о том, что для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Банка России. В случае, когда организация определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемый метод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
   Также для организаций—налогоплательщиков предусмотрено несколько способов определения стоимости выбывающих ценных бумаг:
   по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
   по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
   по стоимости единицы.
   Выбранный организацией способ в обязательном порядке фиксируется в учетной налоговой политике. Сравнительный анализ экономических преимуществ от выбора того или иного способа возможно проводить аналогично методике выбора способа списания материально—производственных запасов. Следовательно, и выводы, сделанные по результатам такого анализа, аналогичны.
   Порядок исчисления налога на прибыль и уплаты авансовых платежей. Существует несколько вариантов исчисления сумм налога на прибыль и несколько схем уплаты авансовых платежей. Выбранный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения и не может изменяться в течение налогового периода.
   Статьей 286 НК РФ предусмотрены следующие варианты:
   сумма налога определяется по итогам каждого отчетного (налогового) периода (квартала, полугодия, 9 месяцев) исходя из прибыли, подлежащей налогообложению, исчисленной с начала налогового периода и до окончания отчетного (налогового) периода. Помимо этого уплачиваются ежемесячные авансовые платежи;
   сумма налога определяется исходя из фактической прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода и до окончания соответствующего месяца. Уплачивается налог ежемесячными авансовыми платежами. О выборе данного порядка уплаты налога организация—налогоплательщик обязана сообщить налоговым органам до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данный порядок уплаты;
   если доходы организации от реализации продукции за последние четыре месяца не превышают в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал, то организация вправе перейти на квартальную уплату налога на прибыль по итогам отчетного периода. Данный порядок уплаты применяется до тех пор, пока организация не превысила указанный норматив доходов от реализации.
   Уплата налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения. Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, начисляют и уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет по месту нахождения головной организации без распределения между обособленными подразделениями. Сумма налога на прибыль, уплачиваемая в бюджеты субъектов Российской Федерации, должна распределяться между головной организацией и обособленными подразделениями исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяемой согласно базе распределения. База распределения определяется организацией самостоятельно и должна быть неизменна в течение налогового периода.
   Статьей 288 НК РФ предусмотрено два варианта распределения сумм налога на прибыль между головной организацией и обособленным подразделением согласно:
   среднесписочной численности работников за весь отчетный (налоговый) период;
   сумме расходов на оплату труда.
   С 1 января 2005 г. среднесписочная численность работников и остаточная стоимость амортизируемого имущества определяются за весь отчетный (налоговый) период.
   
   Пример. Образовательное учреждение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность в Москве, имеет в г. Одинцово обособленное подразделение (филиал), выделенное на отдельный баланс. Налоговая база по налогу на прибыль за I квартал 2006 г. в целом по организации составляет 550 000 руб. Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль производится ежеквартально. Ниже представлены расчеты сумм налога.
   
   Среднесписочная численность сотрудников
   за I квартал 2006 г., человек
     
   ———————————————————T——————————————————————T——————————————————————¬
   |                  |По организации в целом|      По филиалу      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Январь 2006 г.    |          75          |          13          |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Февраль 2006 г.   |          75          |          15          |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Март 2006 г.      |          80          |          17          |
   L——————————————————+——————————————————————+———————————————————————
   

Среднесписочная численность за I квартал по организации составляет (75 + 75 + 80) / 3 = 77 человек.

Среднесписочная численность за I квартал по филиалу составляет (13 + 15 + 17) / 3 = 15 человек.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества

за I квартал 2006 г., руб.

     
   ———————————————————T——————————————————————T——————————————————————¬
   |                  |По организации в целом|      По филиалу      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |На 01.01.2006     |        950 000       |        325 000       |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |На 01.02.2006     |        945 000       |        315 000       |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |На 01.03.2006     |        930 000       |        300 000       |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |На 01.04.2006     |        920 000       |        295 000       |
   L——————————————————+——————————————————————+———————————————————————
   

Остаточная стоимость амортизируемого имущества за I квартал по организации составила (950 000 + 945 000 + 930 000 + 920 000) / 4 = 936 250 руб.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества за I квартал по филиалу составила (325 000 + 315 000 + 300 000 + 295 000) / 4 = 308 750 руб.

Сумма расходов на оплату труда

за I квартал 2006 г., руб.

     
   ———————————————————T——————————————————————T——————————————————————¬
   |                  |По организации в целом|      По филиалу      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Январь 2006 г.    |        620 000       |        72 000        |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Февраль 2006 г.   |        625 000       |        84 000        |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Март 2006 г.      |        665 000       |        96 000        |
   L——————————————————+——————————————————————+———————————————————————
   

Сумма расходов на оплату труда за I квартал 2006 г. по организации составила 620 000 + 625 000 + 665 000 = 1 910 000 руб.

Сумма расходов на оплату труда за I квартал 2006 г. по филиалу составила 72 000 + 84 000 + 96 000 = 252 000 руб.

Первый вариант. В учетной политике для целей налогообложения закреплен порядок распределения прибыли согласно удельному весу среднесписочной численности работников подразделения в общей среднесписочной численности организации.

Доля прибыли, приходящаяся на филиал, исходя из среднесписочной численности:

550 000 руб. х (17 чел. / 77 чел. + 308 750 руб. / 936 250 руб.) / 2 = 550 000 х (0,2208 + 0,3298) / 2 = 550 000 х 0,2753 = 151 415 руб.

Второй вариант. В учетной политике для целей налогообложения закреплен порядок распределения прибыли согласно удельному весу расходов на оплату труда работников подразделения в общей сумме расходов на оплату труда работников организации.

Доля прибыли, приходящаяся на филиал, исходя из расходов на оплату труда:

550 000 руб. х (252 000 руб. / 1 910 000 руб. + 308 750 руб. / 936 250 руб.) / 2 = 550 000 х (0,1319 + 0,3298) / 2 = 550 000 х 0,2309 = 126 995 руб.

Если у организации есть несколько обособленных подразделений, зарегистрированных в одном субъекте Российской Федерации, то начиная с 1 января 2006 г. прибыль между ними и соответственно налоговые платежи можно не распределять. Разъяснения, касающиеся данного порядка распределения и уплаты налога на прибыль, приведены в Письме ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@.

Головной организации необходимо самостоятельно выбрать одно обособленное подразделение, через которое будет производиться уплата налога в соответствующий бюджет, и сообщить до начала налогового периода о данном решении в налоговые органы, в которых обособленные подразделения состоят на учете в данном регионе (ст. 288 НК РФ). Сумма прибыли, подлежащая уплате в бюджет данного субъекта Российской Федерации, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Сообщить необходимо как в налоговую инспекцию обособленного подразделения, через которое будет производиться уплата, так и в налоговые инспекции подразделений, через которые налог больше уплачиваться не будет. Рекомендуемые формы таких уведомлений приводятся в Приложении к Письму N ММ-6-02/916@.

Если же и головная организация, и обособленные подразделения находятся в одном регионе, то организация может принять решение об уплате налога на прибыль как через одно из обособленных подразделений, так и через головную организацию. Последнее представляется более целесообразным, так как, составив одну налоговую декларацию, отчитываться придется только головной организации перед своей налоговой инспекцией.

Сумма ежемесячных платежей в I квартале 2006 г. по ответвленному обособленному подразделению (или головной организации) будет определяться по всем обособленным подразделениям, находящимся в том же регионе, исходя из суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2005 г.

Элементы учетной политики по налогу на прибыль

     
   ————T————————————————T——————————————————————————————T————————————¬
   | N |Элементы учетной|   Варианты учетной политики  |   Ссылка   |
   |п/п|    политики    |          на 2006 г.          |  на НК РФ  |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 1 |        2       |               3              |      4     |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  1|Порядок ведения |Налогоплательщик              |Статьи 313 и|
   |   |налогового учета|самостоятельно устанавливает  |314         |
   |   |                |порядок ведения налогового    |            |
   |   |                |учета.                        |            |
   |   |                |Организация имеет право       |            |
   |   |                |решать, дополнять ли          |            |
   |   |                |применяемые регистры          |            |
   |   |                |бухгалтерского учета          |            |
   |   |                |необходимыми реквизитами и    |            |
   |   |                |формировать тем самым регистры|            |
   |   |                |налогового учета или вести    |            |
   |   |                |самостоятельные регистры      |            |
   |   |                |налогового учета              |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  2|Метод (момент)  |1. Метод начисления           |Статьи 248, |
   |   |признания       |2. Кассовый метод             |252, 271 —  |
   |   |доходов/расходов|                              |273         |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  3|Порядок         |Перечень прямых расходов      |Пункт 1     |
   |   |признания       |открыт.                       |ст. 318     |
   |   |расходов на     |Налогоплательщик имеет право  |            |
   |   |производство и  |самостоятельно определять     |            |
   |   |реализацию      |расходы, относимые к прямым, и|            |
   |   |                |закреплять соответствующий    |            |
   |   |                |перечень в учетной политике   |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  4|Оценка объектов |Налогоплательщик может        |Пункт 1     |
   |   |незавершенного  |самостоятельно выбирать       |ст. 319     |
   |   |производства    |порядок распределения прямых  |            |
   |   |                |расходов на незавершенное     |            |
   |   |                |производство и на             |            |
   |   |                |изготовленную продукцию,      |            |
   |   |                |который должен применяться не |            |
   |   |                |менее чем в двух налоговых    |            |
   |   |                |периодах                      |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  5|Метод оценки    |1. Метод оценки по стоимости  |Пункт 8     |
   |   |сырья и         |единицы запасов (товара)      |ст. 254,    |
   |   |материалов,     |2. Метод оценки по средней    |п. 1 ст. 268|
   |   |используемых при|стоимости                     |            |
   |   |производстве    |3. Метод оценки по стоимости  |            |
   |   |товаров         |первых по времени приобретений|            |
   |   |(выполнении     |(ФИФО)                        |            |
   |   |работ, оказании |4. Метод оценки по стоимости  |            |
   |   |услуг); покупных|последних по времени          |            |
   |   |товаров         |приобретений (ЛИФО)           |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  6|Метод начисления|1. Линейный метод             |Пункты 1 и 3|
   |   |амортизации     |2. Нелинейный метод           |ст. 259     |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  7|Применение      |1. Специальный коэффициент не |Пункты 7, 8 |
   |   |специальных     |выше 2 — для амортизируемых   |и 10 ст. 259|
   |   |коэффициентов   |основных средств, используемых|            |
   |   |амортизации     |для работы в условиях         |            |
   |   |                |агрессивной среды и/или       |            |
   |   |                |повышенной сменности          |            |
   |   |                |2. Специальный коэффициент не |            |
   |   |                |выше 3 — для амортизируемых   |            |
   |   |                |основных средств, которые     |            |
   |   |                |являются предметом финансовой |            |
   |   |                |аренды (договора лизинга)     |            |
   |   |                |3. Специальный коэффициент не |            |
   |   |                |выше 2 — для                  |            |
   |   |                |сельскохозяйственных          |            |
   |   |                |организаций промышленного типа|            |
   |   |                |4. Специальный коэффициент не |            |
   |   |                |выше 3 — для основных средств,|            |
   |   |                |которые являются предметом    |            |
   |   |                |договора лизинга, заключенного|            |
   |   |                |до введения в действие гл. 25 |            |
   |   |                |НК РФ                         |            |
   |   |                |5. Начисление амортизации по  |            |
   |   |                |нормам амортизации ниже       |            |
   |   |                |установленных ст. 259 НК РФ — |            |
   |   |                |по решению руководителя       |            |
   |   |                |организации                   |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  8|Применение      |Налогоплательщик имеет право  |Пункт 1.1   |
   |   |амортизационной |включать в состав расходов    |ст. 259     |
   |   |премии          |отчетного (налогового) периода|            |
   |   |                |расходы на капитальные        |            |
   |   |                |вложения в размере не более   |            |
   |   |                |10% первоначальной стоимости  |            |
   |   |                |основных средств и расходов в |            |
   |   |                |случаях достройки,            |            |
   |   |                |дооборудования, модернизации, |            |
   |   |                |технического перевооружения,  |            |
   |   |                |частичной ликвидации основных |            |
   |   |                |средств                       |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   |  9|Формирование    |Сумма создаваемого резерва по |Статья 266  |
   |   |резерва по      |сомнительным долгам не может  |            |
   |   |сомнительным    |превышать 10% выручки         |            |
   |   |долгам          |отчетного (налогового)        |            |
   |   |                |периода, определяемой в       |            |
   |   |                |соответствии со ст. 249 НК РФ |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 10|Формирование    |Налогоплательщик              |Статья 267  |
   |   |резерва по      |самостоятельно определяет     |            |
   |   |гарантийному    |предельный размер отчислений в|            |
   |   |ремонту и       |этот резерв                   |            |
   |   |гарантийному    |                              |            |
   |   |обслуживанию    |                              |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 11|Формирование    |Нормативы отчислений          |Статьи 260 и|
   |   |резерва расходов|налогоплательщик утверждает   |324         |
   |   |на ремонт       |самостоятельно                |            |
   |   |основных средств|                              |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 12|Формирование    |Налогоплательщик вправе       |Статья 324.1|
   |   |резерва на      |создавать резерв предстоящих  |            |
   |   |оплату отпусков,|расходов на оплату отпусков,  |            |
   |   |резерва на      |резерв на выплату ежегодного  |            |
   |   |выплату         |вознаграждения за выслугу лет |            |
   |   |ежегодного      |и по итогам работы за год     |            |
   |   |вознаграждения  |                              |            |
   |   |за выслугу лет и|                              |            |
   |   |по итогам работы|                              |            |
   |   |за год          |                              |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 13|Формирование    |Налогоплательщик —            |Статья 267.1|
   |   |резерва на      |общественная организация      |            |
   |   |расходы на цели,|инвалидов (соответствующий    |            |
   |   |обеспечивающие  |требованиям ст. 264 НК РФ)    |            |
   |   |социальную      |вправе создавать резерв под   |            |
   |   |защиту инвалидов|расходы на цели,              |            |
   |   |                |обеспечивающие социальную     |            |
   |   |                |защиту инвалидов, на срок не  |            |
   |   |                |более 5 лет                   |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 14|Метод отнесения |По выбору налогоплательщика   |Статья 269  |
   |   |процентов по    |возможно признание процентов  |            |
   |   |долговым        |по долговым обязательствам,   |            |
   |   |обязательствам к|используя один из методов:    |            |
   |   |расходам        |по среднему уровню процентов, |            |
   |   |                |взимаемых по долговым         |            |
   |   |                |обязательствам на сопоставимых|            |
   |   |                |условиях в том же квартале;   |            |
   |   |                |в размере ставки              |            |
   |   |                |рефинансирования Банка России,|            |
   |   |                |увеличенной в 1,1 раза — по   |            |
   |   |                |рублевым долговым             |            |
   |   |                |обязательствам, на 15% — по   |            |
   |   |                |обязательствам в иностранной  |            |
   |   |                |валюте                        |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 15|Метод списания  |1. По стоимости первых по     |Пункт 9     |
   |   |на расходы      |времени приобретений (ФИФО)   |ст. 280     |
   |   |стоимости       |2. По стоимости последних по  |            |
   |   |выбывших ценных |времени приобретений (ЛИФО)   |            |
   |   |бумаг           |По стоимости единицы          |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 16|Метод           |Налогоплательщик вправе       |Пункт 2     |
   |   |распределения   |самостоятельно установить     |ст. 271,    |
   |   |дохода при      |принципы и методы             |ст. 316     |
   |   |методе          |распределения дохода от       |            |
   |   |начисления      |реализации по производствам с |            |
   |   |                |длительным (более одного      |            |
   |   |                |налогового периода)           |            |
   |   |                |технологическим циклом, если  |            |
   |   |                |условиями заключенных         |            |
   |   |                |договоров не предусмотрена    |            |
   |   |                |поэтапная сдача работ (услуг):|            |
   |   |                |1. Равномерно                 |            |
   |   |                |2. Пропорционально доле       |            |
   |   |                |фактических расходов отчетного|            |
   |   |                |периода в общей сумме         |            |
   |   |                |расходов, предусмотренных в   |            |
   |   |                |смете                         |            |
   |   |                |3. Иной экономически          |            |
   |   |                |обоснованный метод            |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 17|Критерии        |При наличии затрат, которые с |Пункт 4     |
   |   |отнесения затрат|равными основаниями могут быть|ст. 252     |
   |   |к тем или иным  |отнесены одновременно к       |            |
   |   |группам расходов|нескольким группам расходов,  |            |
   |   |                |налогоплательщик вправе       |            |
   |   |                |самостоятельно определить, к  |            |
   |   |                |какой именно группе отнести   |            |
   |   |                |такие расходы                 |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 18|Порядок         |Налогоплательщик вправе:      |Пункт 2     |
   |   |исчисления      |1. Перейти на уплату          |ст. 286     |
   |   |налога и        |ежемесячных авансовых платежей|            |
   |   |авансовых       |исходя из фактической прибыли.|            |
   |   |платежей        |При этом система уплаты       |            |
   |   |                |авансовых платежей остается   |            |
   |   |                |неизменной в течение          |            |
   |   |                |налогового периода            |            |
   |   |                |2. Не переходить на уплату    |            |
   |   |                |ежемесячных авансовых платежей|            |
   |   |                |исходя из фактической прибыли |            |
   +———+————————————————+——————————————————————————————+————————————+
   | 19|Показатель,     |Налогоплательщики, имеющие    |Пункт 2     |
   |   |применяемый для |обособленные подразделения,   |ст. 288     |
   |   |определения доли|вправе выбрать в качестве     |            |
   |   |прибыли,        |показателя, используемого для |            |
   |   |приходящейся на |определения доли прибыли,     |            |
   |   |организацию и ее|приходящейся на каждое        |            |
   |   |обособленные    |обособленное подразделение:   |            |
   |   |подразделения   |1. Среднесписочную численность|            |
   |   |                |работников и удельного веса   |            |
   |   |                |остаточной стоимости          |            |
   |   |                |амортизируемого имущества     |            |
   |   |                |2. Сумму расходов на оплату   |            |
   |   |                |труда                         |            |
   L———+————————————————+——————————————————————————————+—————————————
   

Используя все описанные возможности, предоставляемые учетной политикой для снижения налоговых платежей, организации необходимо позаботиться о том, чтобы применяемые методики не вступали в противоречие с основополагающими принципами разработки и функционирования учетной политики. Кроме того, нельзя забывать о том, что каждое принимаемое решение в отношении управления деятельностью организации, а следовательно, влияющее и на финансовые результаты деятельности, связано с риском ошибок. Поэтому выбор методики ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организации должен быть экономически целесообразен и обоснован соответствующими сравнительными расчетами. Особенно сложно бывает обеспечить последовательность применения учетной политики из-за существенных изменений как в хозяйственной жизни, так и в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения. Важно также находить оптимальное соотношение между интересами хозяйствующих субъектов и внешних пользователей отчетной информации.

О.Антошина

К. э. н.,

доцент

Н.Титкова

Преподаватель

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Всероссийской государственной

налоговой академии при Минфине России

Подписано в печать

21.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение главы 26.3 НК РФ (Продолжение) ("Финансовая газета", 2005, N 51) >
Статья: Финансовая отчетность по операциям с инвестиционной собственностью (Окончание) ("Финансовая газета", 2005, N 51)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.