|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Последствия признания не подлежащими применению документов ФНС (МНС) России ("Все о налогах", 2006, N 1)
"Все о налогах", 2006, N 1
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ФНС (МНС) РОССИИ
В статье проанализировано информационное сообщение Минюста России от 15 августа 2005 г. о недействительности ряда приказов и разъяснительных писем ФНС (МНС) России.
15 августа 2005 г. Минюст России обнародовал Информацию, в соответствии с которой отменен ряд приказов и писем ФНС (МНС) России. Как вести себя в этой ситуации налогоплательщику? В результате проверки Федеральной налоговой службы был выявлен ряд документов, содержащих правовые нормы и подлежащих государственной регистрации в Минюсте России, которые на государственную регистрацию в установленном порядке не представлялись. Итак, какие документы не были представлены на государственную регистрацию? 1. Приказ МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (с изм., внесенными Приказом МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/415@); 2. Приказ МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления";
3. Приказ МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@ "О внесении изменений и дополнений в Приложения к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"; 4. Приказ ФНС России от 26.01.2005 N САЭ-3-16/14@ "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФНС России"; 5. Приказ ФНС России от 02.02.2005 N САЭ-3-16/26@ "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности территориальных органов ФНС России"; 6. Приказ ФНС России от 08.02.2005 N САЭ-3-16/33 "Об утверждении Временного положения "Об оказании материальной помощи работникам территориальных органов ФНС России"; 7. Приказ ФНС России от 10.02.2005 N САЭ-3-16/38@ "Об утверждении Временного положения "О порядке установления ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, ежемесячных надбавок за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, и их премировании"; 8. Письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-05/48@ "О налогообложении выплат в иностранной валюте взамен суточных"; 9. Письмо ФНС России от 08.02.2005 N ГИ-6-22/96@ "О применении упрощенной системы налогообложения"; 10. Письмо ФНС России от 09.02.2005 N ГВ-6-05/99@ "О налогообложении ЕСН дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС"; 11. Письмо ФНС России от 11.02.2005 N ГВ-6-05/118@ "О применении главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации". Минюст России указал, что согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Сославшись на данный Указ, Минюст России сообщил, что перечисленные одиннадцать документов ФНС (МНС) России не подлежат применению, как не прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изм. и доп.). Проанализируем правовые последствия признания не подлежащими применению документов, затрагивающих интересы всех категорий налогоплательщиков.
Документы, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения
Отмена Приказа МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, по мнению автора, не приведет к каким-либо серьезным правовым последствиям для налогоплательщика. Дело в том, что данный Приказ МНС России внес изменения и дополнения в Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, которым утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения. Он дополнил формы этих документов таким реквизитом, как основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Теперь индивидуальные предприниматели могут не указывать свой ОГРНИП при заполнении документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения. Письмом ФНС России от 08.02.2005 N ГИ-6-22/96@ разъяснено два вопроса, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения: - условия применения упрощенной системы налогообложения организациями и предпринимателями, которые по одному из видов деятельности переведены на уплату ЕНВД; - порядок учета доходов и расходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при осуществлении расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) векселями. Представляется, что признание недействующим данного Письма не повлечет для налогоплательщиков изменений в применении норм налогового законодательства и правовых последствий, так как оно издано на основании двух разъяснений Минфина России (см. Письма Минфина России от 27.12.2004 N 03-03-02-02/19 и от 31.12.2004 N 03-03-02-02/20).
Документы, регулирующие исчисление и уплату единого социального налога
В Письме ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-05/48@ указано, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, выданные членам экипажа судов, являются по существу надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда. К таким выплатам не применяется пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, и, следовательно, данные выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке. По мнению автора, решение Минюста России по недействительности Письма ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-05/48@ не повлечет правовых последствий для налогоплательщика, так как это Письмо по указанному вопросу дублирует позицию, изложенную в Письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72. В Письме ФНС России от 09.02.2005 N ГВ-6-05/99@ разъяснено, что суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом. Очевидно, что признание данного Письма недействующим не в интересах налогоплательщика. Ведь налоговые органы на местах зачастую занимают по названному вопросу противоположную позицию, что приводит к судебным спорам (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 10.03.2005 N Ф09-649/05-АК). Однако аналогичные разъяснения имеются в Письме Минфина России от 24.01.2005 N 03-05-02-04/8. Письмо ФНС России от 11.02.2005 N ГВ-6-05/118@ содержит ответы на три вопроса: - применение ограничения по сумме налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; - перечисление авансовых платежей по единому социальному налогу; - расчет и уплата единого социального налога адвокатами, которые ведут свою деятельность в адвокатском кабинете. Заметим, что по первым двум вопросам такая же позиция, как и у ФНС России, изложена в Письмах Минфина России от 17.01.2005 N 03-05-02-04/2 и от 18.01.2005 N 03-05-02-04/3. Однако по третьему вопросу автору не удалось обнаружить аналогичных писем Минфина России и ФНС России. В то же время позиция, подобная выраженной в Письме ФНС России от 11.02.2005 N ГВ-6-05/118@, неоднократно высказывалась представителями ФНС России в частном порядке.
Документы, регулирующие применение единого сельскохозяйственного налога
Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 утверждены документы, регулирующие процедуры перехода, постановки на учет плательщика единого сельскохозяйственного налога и возврата на общий режим налогообложения. А если отменены Приложения N 1 к Приказу (форма N 26.1-1 "Заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей") и N 5 (форма N 26.1-5 "Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения"), то каким образом нужно уведомлять налоговый орган о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возвращении на общий режим налогообложения? По мнению автора, проблема здесь отсутствует в силу того, что нормами гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ не предусмотрено, что форма заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и форма заявления о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения утверждаются органом, уполномоченным в области налогов и сборов. Следовательно, форма заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, утверждаемая органом, уполномоченным в области налогов и сборов, носит рекомендательный характер и налогоплательщик может оформить данные документы в свободной форме. Заметим, что к аналогичным выводам пришел также ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 09.11.2004 N А42-5179/04-28 в отношении другого специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения.
Документы, регулирующие вопросы налогового администрирования
Приказом МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ утверждены документы, которыми должны обмениваться банки и налоговые органы при открытии, закрытии или изменении счетов организаций и индивидуальных предпринимателей. Заметим, что утвержденные бланки выдавались банками до 23 августа 2004 г. и подлежали приему налоговыми органами до 20 сентября 2004 г. включительно в связи с тем, что Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были утверждены новые формы указанных документов (см. также Письмо МНС России от 17.08.2004 N 24-3-03/571@).
С.О.Пономарев Специалист по налогам и сборам Подписано в печать 20.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |