Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аспекты валютного контроля расчетных операций физических лиц ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 1)



"Бухгалтерия и банки", 2006, N 1

АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Какие документы регламентируют?

В процессе обслуживания операций частного сектора каждый банк сталкивается с операциями переводов (платежей) физических лиц. И если с рублевыми платежами по территории Российской Федерации проблем с точки зрения валютного контроля почти не возникает, то трансграничные денежные перечисления частных клиентов всегда вызывали вопросы, на которые порой трудно найти однозначный ответ. Отчасти это объяснялось излишней "зарегулированностью" валютного сектора экономики России до середины 2004 г. Два нормативных документа Банка России, регламентировавших переводы физических лиц с открытием счета (Положение ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 39) и без открытия счета (Порядок от 27 августа 1997 г. N 508), охватывали большую часть повседневно проводимых операций, но не давали ответа в нестандартных ситуациях (по ряду вопросов, возникавших при проведении страховых и налоговых платежей, платежей за третьих лиц и т.п.). В условиях действия принципа валютного законодательства "что не разрешено, то запрещено", последовательно проводимого Федеральным законом от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", банкам приходилось либо отказываться от таких операций, либо стараться всеми правдами и неправдами привязать их к разрешенному "стандарту".

С изменением валютного законодательства (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятые в связи с ним нормативно-правовые акты Банка России) принцип поменялся на противоположный: "что не запрещено, то разрешено". Однако, как оказалось, предоставленная свобода проведения операций не сняла всех вопросов при осуществлении трансграничных переводов физических лиц. Да и с частными платежами по России не все так однозначно.

Предлагаю вашему вниманию методику определения "болевых точек" при осуществлении банками валютного контроля по операциям перечисления денежных средств клиентов - физических лиц. Таких "точек" три:

- опасность проведения операции по счету клиента при наличии требования ее проведения через специальные счета (порядок ведения которых регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 116 "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов");

- несоблюдение требования о резервировании при осуществлении валютной операции (которое может устанавливаться как Правительством РФ, так и Банком России и порядок проведения которого регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврате суммы резервирования при осуществлении валютных операций");

- несоблюдение установленной процедуры проведения операции.

Резидент, нерезидент?

Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению валютных операций, выделим признаки, позволяющие определить статус физического лица, опираясь на один из основных принципов валютного законодательства - разделение субъектов правоотношений на резидентов и нерезидентов. Так как подходы к валютному регулированию операций различны, определение резидентства является отправной точкой к дальнейшему проведению валютного контроля.

Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит следующие определения понятий "резидент" и "нерезидент" в отношении физических лиц (ч. 1):

"6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

<...>

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части".

Таким образом, основным признаком статуса частного лица выступает его постоянное проживание на территории Российской Федерации. Распространенной ошибкой является приравнивание статуса валютного резидентства к налоговому резидентству. Согласно НК РФ (п. 2 ст. 11), статус налогового резидента определяется исходя из срока пребывания на территории РФ (не менее 183 дней в году), в то время как валютное законодательство акцентирует внимание именно на постоянном проживании.

Документальное подтверждение постоянного проживания содержится в документе, удостоверяющем личность физического лица. Согласно Положению ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к таковым документам относятся (Приложение 1):

"4.1. Для граждан Российской Федерации:

паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина - для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет;

общегражданский заграничный паспорт;

паспорт моряка;

удостоверение личности военнослужащего или военный билет;

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;

иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность.

4.2. Для иностранных граждан:

паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.

4.3. Для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации:

вид на жительство в Российской Федерации.

4.4. Для иных лиц без гражданства:

документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешение на временное проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

4.5. Для беженцев:

свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе;

удостоверение беженца".

На основании представленных выше документов банк определяет место постоянного проживания и соответственно статус клиента как резидента или нерезидента. Сложность в определении резидентства при анализе документов, удостоверяющих личность, может возникнуть по причине нетождественности понятий "гражданин РФ" и "резидент". Так, гражданин РФ, постоянно проживающий за границей, о чем свидетельствует отметка консульства России по месту постоянного проживания в его общегражданском заграничном паспорте, будет иметь статус "нерезидент". Лицо, имеющее двойное гражданство (РФ и иностранного государства), имеет право выбора - какой статус принять при проведении операции. Однако такая свобода выбора накладывает и определенные обязанности: если такой клиент открыл счет, допустим, как резидент, то в дальнейшем для проведения операций со статусом "нерезидент" все его "резидентские" счета в банке должны быть закрыты.

Иногда клиенты при обращении в банк представляют разрешение на постоянное проживание в иностранном государстве. Признание такого документа в качестве доказательства статуса нерезидента для граждан РФ представляется спорным. Этот документ не свидетельствует о факте постоянного проживания на территории иностранного государства, а подтверждает лишь право на проживание. По аналогии: свидетельство о собственности на квартиру не является подтверждением факта проживания в этой квартире.

Таким образом, физическое лицо может быть признано нерезидентом при предоставлении:

- для иностранных граждан: паспорта иностранного гражданина либо заменяющего его документа;

- для граждан России: общегражданского заграничного паспорта с отметкой консульства РФ о постоянном проживании на территории иностранного государства;

- для лиц без гражданства: вида на жительство иностранного государства, разрешения на временное проживание иностранного государства и других подобных документов.

Резидентом будет считаться физическое лицо, предоставившее:

- для граждан России: паспорт гражданина Российской Федерации (в отдельных случаях - общегражданский заграничный паспорт без отметок о постоянном проживании за пределами России);

- для иностранных граждан и лиц без гражданства: вид на жительство в Российской Федерации.

Следует также иметь в виду, что при наличии паспорта гражданина РФ физическое лицо будет считаться резидентом даже при отсутствии постоянной регистрации. Такой же статус остается у него и при наличии в общегражданском заграничном паспорте штампа "Для выезда на постоянное жительство".

После определения статуса клиента можно переходить непосредственно к анализу проводимой валютной операции. Для удобства переводы (платежи) резидентов и нерезидентов будут рассматриваться отдельно. Дополнительной градацией (исходя из требований валютного законодательства) будет служить статус получателя платежа.

Переводы резидентов в адрес нерезидентов

Основной принцип проведения валютного контроля заложен в ст. 6 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

"Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации".

Таким образом, последовательно применив к проводимой операции ст. ст. 7 и 8 (ст. 11 касается купли-продажи иностранной валюты и в рамках обсуждаемого вопроса не рассматривается), банк должен выявить признаки, по которым операция может попасть под режим специального счета (ст. 8) или резервирования (ст. 7). Если таких признаков не выявлено, действует положение абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона:

"Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений".

Статья 7 определяет порядок регулирования Правительством РФ операций движения капитала. Механизмом регулирования является требование резервирования определенной части от суммы валютной операции на нормативно установленный срок. Такое резервирование в одних случаях должно осуществляться до момента проведения валютной операции, в других - после. Что касается операций физических лиц - резидентов, то из состава статьи (за исключением редких случаев) к ним относятся:

- расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты (ч. 4);

- расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ч. 7).

Операции по ч. 7 ст. 7 подлежат предварительному резервированию до момента осуществления операции на сроки и в сумме, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 204. Однако для физических лиц Законом предусмотрено послабление: им разрешено без ограничений производить расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года (ч. 9 ст. 8). Предполагается, что учет суммы по клиентам в течение календарного года банк должен вести самостоятельно. Если же приобретаемая резидентом доля не выражена в ценных бумагах, то к ч. 9 ст. 8 платеж отнести не удастся. В этом случае до осуществления перевода резидент обязан зарезервировать 25% от перечисляемой суммы на срок 15 календарных дней. Такая же обязанность возникает при осуществлении платежа по основаниям, указанным в ч. 7 ст. 7 при превышении ограничения в 150 000 долл. США в год (кроме того, здесь возникает обязанность проведения операции через специальный счет, но об этом ниже).

К ч. 4 ст. 7 относятся переводы в порядке предоплаты за товары и услуги, поставка (исполнение) которых ожидается более чем через 180 дней после совершения платежа. В то же время действующий в настоящее время порядок резервирования по этой категории операций, установленный Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 302, распространяет обязанность резервирования только на случаи осуществления оплаты за работы, услуги и интеллектуальную деятельность. Таким образом, авансовая оплата товара (при приобретении того же автотранспорта) может проводиться без ограничений. При авансовой оплате работ, услуг и интеллектуальной деятельности установлено требование резервирования 10% от суммы осуществленной предварительной оплаты на срок 15 календарных дней по сроку в день истечения 180 календарных дней с даты платежа. Следовательно, на момент платежа требования резервирования у физического лица не возникает и перевод может быть осуществлен без ограничений.

Вопрос о резервировании может встать при повторном платеже клиента по договору, по которому уже была осуществлена предоплата на срок более 180 дней в случае, если на момент очередного платежа у клиента уже наступила обязанность по резервированию. Формально эта обязанность лежит на клиенте - согласно п. 2.1 Инструкции N 114-И, резидент обязан самостоятельно внести сумму резервирования в том же банке, через который проводилась валютная операция. Вместе с тем банки при осуществлении валютной операции клиента обязаны (в соответствии с гл. 7 Инструкции N 114-И) проверить выполнение резидентом требования по резервированию. Если оно не было исполнено, операция не может быть совершена.

Одновременно Инструкция N 114-И оперирует понятием "операция клиента, по которой органом валютного регулирования установлено требование о резервировании". Это можно отнести к первоначальной операции, не затрагивая (и, следовательно, не накладывая ограничений) на все последующие в рамках одного договора. Если с правовой точки зрения такая трактовка возможна, пройти проверку Банком России, не получив замечания по неисполнению требований Инструкции N 114-И, для банка будет проблематично. Подобные ситуации могут возникать при проведении платежей за обучение, которые растянуты во времени (сроком исполнения услуг по обучению является дата окончания оплаченного периода), но порой требуют дополнительных платежей, отстоящих от первого более чем на 180 дней. Похожие проблемы могут возникнуть и при платежах по договорам страхования.

Расчеты и переводы по оплате товара (работ, услуг) интеллектуальной деятельности по факту поставки (выполнения), а также авансовые платежи с поставкой в срок до 180 дней не являются операциями движения капитала и под действие ст. 7 не подпадают.

В ст. 8 изложен порядок регулирования валютных операций движения капитала Банком России. Для банков это более болезненная статья, так как ответственность за ее несоблюдение ложится непосредственно на банк, допустивший нарушение. Сразу следует отметить, что Инструкцией N 116-И установлен единственный специальный счет для физических лиц - резидентов - счет типа "Ф", открываемый (как и все остальные специальные счета физических лиц) на балансовом счете 408 19. Статья 8 устанавливает следующие применимые к физическим лицам - резидентам операции, при которых расчеты должны проводиться через специальный счет:

- расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

- расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

- операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

- исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам.

Первые два пункта относятся к расчетам клиента в иностранной валюте по заключенным с нерезидентом кредитным договорам (договорам займа). Отправление перевода, как и его зачисление, в этом случае должно проводиться через счет типа "Ф". Из этого правила есть только одно исключение, установленное п. 2.3 Инструкции N 116-И:

"2.3. Расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов".

Необходимо также помнить, что физическое лицо по валютным операциям, заключающимся в осуществлении расчетов и переводов при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в рублях нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в рублях от нерезидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, обязано предоставлять в банк дополнительную информацию. Ее состав и порядок предоставления установлены гл. 2 Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Исключение предусмотрено для случаев, когда общая сумма кредитного договора не превышает 5000 долл. США (или эквивалента).

По операциям с внешними ценными бумагами следует снова обратиться к ч. 9 ст. 8, освобождающей физических лиц - резидентов от резервирования и спецсчетов по суммам переводов до 150 000 долл. США в год. Если сумма совершенных клиентом операций с внешними ценными бумагами превысит в течение календарного года установленный максимум, переводы на сумму превышения подлежат проведению через специальный счет резидента типа "Ф".

В ходе анализа платежа физического лица по ст. ст. 7 и 8 Закона определяются операции, подлежащие резервированию (обязанность клиента) и проведению через специальный счет (ответственность банка). Особняком стоят операции перевода без открытия счета. Они регулируются ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ и (в его развитие) Указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов". Как явствует из названия Указания, оно определяет условия только трансграничных переводов и только при переводе из России. Суммовое ограничение для таких переводов установлено в размере не более 5000 долл. США (или эквивалента). Ограничений по суммам для переводов, направляемых из-за границы в адрес физических лиц - резидентов, закон не содержит (как в случае с зачислением на счет резидента, так и при выплате перевода без открытия счета).

Более того, в качестве ограничительных мер по операциям отправления и получения перевода без открытия счета законом предусмотрено только суммовое ограничение. Этот момент нередко вызывает вопросы у банков в части отслеживания операций, подлежащих проведению через специальные счета. Однозначного решения здесь нет. Одни банки выработали методику проверки платежей без открытия счета как подлежащих проведению через спецсчета по назначению платежа. Другие ввели суммовое ограничение (те же 5000 долл. США), в рамках которого документы у клиента не запрашиваются, но сверх этой суммы действует обычная методика проверки. Для отражения в учете переводов, отправляемых физическими лицами - резидентами из РФ, был введен новый счет 409 12 (ранее эти платежи проводились по счету 409 11, который теперь оставлен для расчетов на территории РФ).

Затронув бухгалтерское отражение операций, следует отметить еще один момент, который нередко вызывает вопросы. Речь идет о получении банком перевода, подлежащего выплате переводополучателю без открытия счета. Согласно Указанию ЦБ РФ от 11 июня 2004 г. N 1446-У "О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", поступившие средства должны быть зачислены на один из следующих счетов:

- 409 09 "Переводы в Российскую Федерацию";

- 409 10 "Переводы в Российскую Федерацию нерезидентам".

Однако на основании только кредитового авизо без анализа документов, удостоверяющих личность переводополучателя (как было показано выше), невозможно определить его статус как резидента или нерезидента. Эта проблема вставала и в период действия старого валютного законодательства - порядок отражения операции с тех пор не менялся. В ответ на многочисленные запросы банков Банк России в лице департамента бухгалтерского учета и отчетности рекомендовал (Письмо от 17 декабря 2002 г. N 18-2-2-6/2659) суммы денежных переводов в иностранной валюте, поступающие в банк из-за границы, в случаях, когда невозможно однозначно (до явки переводополучателя) установить, является ли переводополучатель резидентом или нерезидентом, учитывать на балансовом счете 409 09. На балансовом счете 409 10 он посчитал целесообразным учитывать суммы переводов, по которым переводополучатели однозначно являются нерезидентами.

Отдельно следует сказать о возможности переводов резидентов нерезидентам без открытия счета по территории РФ. Часть 3 ст. 14 Закона содержит закрытый перечень валютных операций, которые могут совершаться резидентом без открытия счета. Помимо уже упомянутых трансграничных переводов это могут быть (в части рассматриваемого вопроса):

- передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

- дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

- завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.

Все иные валютные операции предполагаются к проведению (независимо от валюты платежа) через счета физических лиц - резидентов.

Затрагивая переводы без открытия счета, нельзя не остановиться на проблеме определения статуса получателя платежа при совершении клиентом банка такого перевода. Так как валютное законодательство содержит разграничение в статусе получателя, такой вопрос возникает как при трансграничных переводах, так и по переводам по территории России (во втором случае исключением являются переводы, отправляемые со счета 409 11 с зачислением на счета получателей, статус которых становится ясен из номера балансового счета). Банк России нормативно не обозначил порядок такой проверки, оставив ее на усмотрение банков. В то же время сами банки довольно осторожно стараются пользоваться этим правом, понимая абсурдность требования документального подтверждения статуса получателя от частных клиентов. Решением этой проблемы (хотя и достаточно спорным) может служить подпись клиента на бланке заявления (перевода), подтверждающая тот или иной статус получателя.

Переводы между резидентами

Переводы между физическими лицами - резидентами, носящие характер валютных операций, регулируются ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ. В отличие от общей либеральной направленности нового валютного законодательства в этой части операций продолжает действовать принцип "что не разрешено, то запрещено". Надо признать, что по прошествии года полноценного действия закона (основные его статьи вступили в действие 18 июня 2004 г.) положения ч. 1 ст. 9, содержащей перечень разрешенных валютных операций между резидентами, были существенно дополнены. Пожалуй, самым важным с точки зрения рассматриваемого вопроса стало дополнение ч. 1 п. п. 12 и 13, разрешившими осуществление:

"12) переводов физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента;

13) переводов физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках".

До внесения дополнений эти операции также проводились, но по причине отсутствия прямого разрешения и невозможности определения статуса контрагента по переводу (как было показано выше) их либо списывали на расчеты с нерезидентами, либо увязывали с ч. 3 ст. 14 Закона и Указанием N 1412-У в части контроля только суммы перевода.

Среди других разрешенных расчетов в иностранной валюте между резидентами следует отметить:

- операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в бюджеты РФ и ее субъектов - чаще всего это таможенные сборы и пошлины, уплачиваемые физическими лицами в иностранной валюте;

- операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на них в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;

- переводы и расчеты с уполномоченными банками, в том числе внесение средств на счета (вклады), получение (возврат) кредитов, исполнение договоров поручительства и залога и т.п.

Отдельно следует рассмотреть операции физических лиц - резидентов по перечислению средств на их счета, открытые в банках за пределами территории РФ. Такие операции регулирует ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ, предусматривающая при первом переводе предоставление клиентом банку:

- уведомления с отметкой налогового органа об открытии счета за рубежом в случае перевода на счет в иностранной валюте, открытый в странах - членах ОЭСР или ФАТФ;

- регистрационного документа, свидетельствующего о предварительной регистрации в налоговом органе открываемого счета (до момента его открытия) в случае перевода на счет в иностранной валюте, открытый в странах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также на счета в рублях, независимо от страны, в которой они открыты.

До недавнего времени отсутствовали нормативно установленные формы уведомлений, и в такой ситуации банки допускали представление любой формы документа с отметкой налогового органа о его принятии. С момента утверждения форм уведомления и регистрационного документа (Приказ ФНС России от 6 октября 2005 г. N САЭ-3-24/493 "Об утверждении формы уведомления резидентами налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 17 октября 2005 г. N 623 "Об утверждении Правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации") обязательным условием проведения платежа является представление их банку при первом платеже.

Переводы нерезидентов

Прежде всего следует отметить, что переводы между нерезидентами осуществляются без ограничений. Это положение закреплено в ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ. Отсутствие в Законе запрета на проведение нерезидентами операций без открытия счета снимает ограничения на подобные расчеты. Однако вопросы начинают возникать при отражении таких переводов в учете. Если для переводов без открытия счета из РФ для нерезидентов выделен отдельный балансовый счет 409 13, то для переводов иностранной валюты нерезидентами по территории РФ отдельный счет отсутствует. Проведение таких операций через счет 409 11 формально идет вразрез с Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета...", которое в преамбуле Плана счетов содержит следующее определение:

"Счета для нерезидентов оговорены словом "нерезидент", счета без указания слова "нерезидент" используются для учета операций резидентов".

Счет 409 11 "Транзитные счета" признака "нерезидент" не имеет. В то же время отсутствие в Плане счетов альтернативного счета для проведения операции не может с правовой точки зрения являться причиной отказа в осуществлении законодательно разрешенной операции. Таким образом, использование счета 409 11 оправданно.

Что касается расчетов физических лиц - нерезидентов с резидентами, то фактором риска является только режим специального счета, который может быть предписан нерезиденту в случае (ч. 3 ст. 8 с учетом введенных Инструкцией N 116-И спецсчетов):

- расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в рублях резидентами нерезидентам - счет типа "В2";

- расчетов и переводов при получении кредитов и займов в рублях резидентами от нерезидентов - счет типа "В1";

- операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), - счета "С", "А", "О", "В2";

- операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также с исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам - счета "С", "А", "О", "В1", "В2".

Помимо собственно требования проведения ряда операций по специальным счетам Банк России Указанием от 29 июня 2004 г. N 1465-У установил требование о резервировании по операциям, проводимым по специальным счетам "С", "В1" и "В2". Сумма резервирования колеблется от 2% до 25% от суммы операции, срок размещения - от 15 до 365 календарных дней. Однако есть и позитивный момент: в случае если срок возврата основной суммы долга по предоставляемому нерезидентом резиденту кредиту (займу) в рублях составляет более трех лет, нерезидент, согласно п. 4.4 Инструкции N 116-И, освобождается от обязанности проведения операции через специальный счет (а следовательно, и резервирования).

Дополнительным моментом контроля операций нерезидентов со стороны банков является код валютной операции, проставляемый в порядке, определяемом Инструкцией N 117-И, на их расчетных документах при осуществлении платежей в рублях. Это требование относится как к юридическим лицам, так и к физическим лицам - нерезидентам. Единственное исключение - переводы физических лиц - нерезидентов без открытия счета. На такие переводы требования гл. 1 Инструкции N 117-И о представлении документов при проведении валютных операций, в том числе о проставлении в расчетном документе кода валютной операции, не распространяются.

Следует иметь в виду, что, согласно ч. 8 ст. 8 Закона, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в рублях (если иное не установлено Банком России). Таким образом, по физическим лицам - нерезидентам валютный контроль сосредотачивается вокруг их рублевых операций, в то время как операции в иностранной валюте проводятся без ограничений.

В изложенной выше методике проведения валютного контроля по расчетным валютным операциям физических лиц намеренно опущены особенности проведения операций по специальным счетам и порядок резервирования. Обозначены лишь условия, при которых операция переходит из разряда обычных в категорию, требующую особого контроля. Целью данной статьи было отразить общий принцип построения валютного контроля, не углубляясь в детали, но показав основные моменты риска банка при проведении подобных операций. Специфика переводов частных клиентов может быть разнонаправленной в зависимости от банка и региона, но общие моменты укладываются в приведенную схему работы и успешно функционируют на практике.

В заключение хочется отметить, что валютное законодательство России в новом его представлении довольно гибко. Оно содержит целый ряд реперных точек контроля со стороны Правительства РФ и Банка России. Контроль этот выражается, как уже было показано, посредством процедур резервирования и осуществления операций через специальные счета. Не все из предусмотренных ограничений введены в действие на настоящий момент. Выше упоминалось только одно "послабление" - нераспространение режима резервирования по авансовым платежам при приобретении товаров (в отличие от работ и услуг). Среди возможных мер, направленных на ужесточение валютного контроля, которые могут затронуть расчетные операции физических лиц, можно назвать расчеты и переводы, связанные с покупкой (продажей) внешних ценных бумаг, которые могут быть ограничены для нерезидентов введением режима специального счета и (или) резервирования. В то же время введение таких мер, как и их отмена, зависит от конкретных макроэкономических изменений и в конечном счете направлено на поддержание устойчивости рубля и платежного баланса России.

Р.Мозговой

Подписано в печать

20.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Практические аспекты подготовки финансовой отчетности по МСФО (Продолжение) ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 1) >
Статья: Продажа бумаг с обратным выкупом ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.