|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об изменениях, внесенных Федеральными законами N N 131-ФЗ, 133-ФЗ, 137-ФЗ ("Все о налогах", 2006, N 1)
"Все о налогах", 2006, N 1
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ N N 131-ФЗ, 133-ФЗ, 137-ФЗ
Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2006 г.) внесены изменения в гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, согласно которой транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяли ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговым периодом признавался календарный год. Федеральным законом указанный выше порядок изменен. Введены отчетные периоды по налогу и, соответственно, обязанность уплачивать авансовые платежи. Однако законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. В новой редакции гл. 28 НК РФ определены отчетные периоды для налогоплательщиков, являющихся организациями, - I, II и III кварталы календарного года. Причем такие налогоплательщики рассчитывают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Суммы авансовых платежей по налогу, уплачиваемые по истечении каждого отчетного периода, равны 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом установлено, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при введении налога может предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Уточняется, что срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, так как до указанной даты налогоплательщик должен представить налоговую декларацию за предыдущий налоговый период.
Глава 28 НК РФ дополнена ст. 363.1 "Налоговая декларация", которой, в частности, установлено, что формы налоговой декларации по транспортному налогу и налогового расчета по авансовым платежам утверждаются Минфином России. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, т.е. за I квартал - не позднее 30 апреля; за II квартал - не позднее 31 июля; за III квартал - не позднее 31 октября. Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Изменения уточняют порядок исполнения полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну. Так, установлено, что, в случае если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, в арбитражном процессе по делу о банкротстве должен участвовать представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении должника указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника, а к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (если у должника имеется лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну). При наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, арбитражный суд обязан направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего, а также информация о наличии или об отсутствии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. Согласно внесенным Федеральным законом дополнениям в список кандидатур не могут быть включены лица, не имеющие допуска к государственной тайне по установленной форме, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух и пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такого допуска в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию. В случае если арбитражные управляющие члены заявленной саморегулируемой организации не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация не позднее чем через пять дней с даты получения запроса сообщает об этом в арбитражный суд. После получения такого сообщения арбитражный суд в течение двух дней обращается в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию, если указанная организация не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для повторного представления указанной организацией списка кандидатур в порядке, установленном п. 3 ст. 45 Закона о банкротстве. Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2006 г.) внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ и Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", связанные с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров. В частности, изменен порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках. Действие ст. ст. 46 и 47 НК РФ, устанавливающих порядок взыскания недоимок и пеней, ранее распространялось только на организации, с 1 января 2006 г. такой порядок установлен и для индивидуальных предпринимателей. Действие данных статей будет применяться также при взыскании штрафов. Внесенными изменениями запрещено производить взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества, предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей будет производиться в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. В гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ внесен ряд уточнений. Так, определено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения. Глава 14 НК РФ дополнена ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа". В ней, в частности, указано, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, налоговым органам дано право взыскивать налоговые санкции с налогоплательщиков самостоятельно без обращения в суд. До принудительного исполнения взыскания налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику-предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, и лишь после того, как срок, указанный в требовании о ее уплате, истек, а оплата не произведена, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению. Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в суде или вышестоящем органе. В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Ранее согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскивались с налогоплательщиков только в судебном порядке. С 1 января 2006 г. налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, в случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случаях, если сумма штрафа превышает указанные суммы и если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание производится в судебном порядке. Федеральным законом внесены также изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). Основные изменения касаются введения единого порядка принудительного взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5000 руб., в отношении юридических лиц - 50 000 руб., осуществляется территориальными органами ПФР на основании собственного решения. В случае если размер причитающейся к уплате недоимки превышает указанные суммы, взыскание недоимки, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами ПФР в судебном порядке. Федеральный закон N 167-ФЗ дополнен ст. 25.1 "Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации". Приведенный в ней порядок взыскания аналогичен порядку взыскания недоимок по налогам, сборам, пеням и штрафам, определенному ст. ст. 46, 47 и 103.1 НК РФ. При этом установлено, что поданные в соответствии с гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ и не рассмотренные арбитражным судом до 1 января 2006 г. заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании Федерального закона N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
О.Е.Михалева Налоговый консультант Подписано в печать 20.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |