|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Я получила в наследство квартиру. Нотариус велел мне произвести оценку недвижимости у оценщика, чтобы посчитать госпошлину от рыночной стоимости. Другой нотариус, ведущий деятельность в нашем городе, в таких случаях исчисляет госпошлину от оценочной стоимости БТИ. Однако наш нотариус, со ссылкой на позицию ВАС РФ, настаивает, что исчислять госпошлину следует от рыночной стоимости. Кто же прав? ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 1)
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 1
Вопрос: По завещанию я получила в наследство квартиру. При оформлении наследства нотариус велел мне произвести оценку недвижимости у обладающего лицензией оценщика, чтобы посчитать госпошлину от рыночной стоимости. Проведение оценки стоит недешево, а госпошлина от рыночной стоимости квартиры в десятки раз выше, чем при ее расчете от стоимости БТИ. При этом другой нотариус, не уполномоченный оформлять подобные документы в нашем районе, однако ведущий деятельность в нашем же городе, в таких случаях исчисляет госпошлину от оценочной стоимости БТИ. Однако наш нотариус, со ссылкой на позицию ВАС РФ, настаивает, что исчислять госпошлину следует от рыночной стоимости. Кто же прав? Н.А.Малкова
Ответ: По нашему мнению, Вы вполне можете отстоять свою позицию, воспользовавшись предложенными нами аргументами. С 1 января 2005 г. государственная пошлина является налоговым сбором. Правила ее уплаты с 1 января 2005 г. регулируются гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса, введенной в Кодекс Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ. Данная глава заменила собой Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине". Таким образом, государственная пошлина с 1 января 2005 г. получила статус налогового сбора с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, которым она была включена в перечень федеральных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13 НК РФ. Теперь под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ). Для сравнения: прежним Законом государственная пошлина определялась как установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Следовательно, с 1 января 2005 г. на правила уплаты госпошлины распространяются все правила, принятые в Налоговом кодексе в отношении уплаты налогов и сборов. Одним из таких правил является положение п. 7 ст. 3 НК РФ. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В случае с определением суммы госпошлины с имущественного наследства существует неясность в отношении того, какая оценочная стоимость должна являться базой для ее исчисления: оценка БТИ или рыночная стоимость, определенная специализированным независимым оценщиком? Из соответствующей статьи Налогового кодекса неясно, от какой суммы исчисляется госпошлина (см. фрагмент документа).
Фрагмент документа. Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий
1. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию: - детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей; - другим наследникам - 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей.
Таким образом, данная неясность должна толковаться в пользу налогоплательщика. Кроме того, согласно п. 6 ст. 3 НК РФ "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". В данном случае этого не произошло. Однако требование проводить оценку рыночной стоимости имущества у специализированного оценщика означало бы возложение на плательщика сборов дополнительной обязанности, в то время как расчетная база для исчисления госпошлины уже определена БТИ. Поскольку уплата указанного сбора (госпошлины) подпадает под юрисдикцию налогового (а не гражданского) права, то следует обратить внимание на мнение налоговых органов по вопросам оценки имущества. Так, для определения размера налога на наследуемое имущество ФНС России требует с налоговых органов применять стоимость имущества на основе оценки БТИ. Также и для исчисления налога на имущество, полученное в виде подарка, налоговые органы должны руководствоваться определенной в БТИ инвентаризационной стоимостью имущества (см., например, Письмо ФНС России от 14.04.2005 N 21-5-07/96@). Что касается судебных решений, принятых до отмены Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", а также разъяснений любых ведомств, принятых до введения в Налоговый кодекс гл. 25.3 "Государственная пошлина", то правоприменители вправе не руководствоваться ими, поскольку с 1 января 2005 г. взимание госпошлины регулируется налоговым законодательством. А в нем в отношении всевозможных разъяснений различных ведомств и судов есть четкое правило: во всех случаях налогоплательщик (плательщик сбора) должен руководствоваться именно Налоговым кодексом. И уж тем более никакие федеральные органы власти и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ в редакции Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ). Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Как видно из данного положения, решения судов (любой инстанции!), нормативные акты органов исполнительной власти, местного самоуправления, равно как и разъяснения Федеральной нотариальной палаты, в этот перечень не входят. Согласно п. 1 ст. 6 НК РФ акт о налогах и сборах признается не соответствующим налоговому законодательству, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты. В ст. 4 НК РФ указано, что ни один орган не может издавать какие-либо акты, изменяющие или дополняющие законодательство о налогах и сборах. Поэтому указание Вашим нотариусом на решение ВАС РФ, дополнившее правило определения базы для исчисления размера госпошлины положением о том, что такое исчисление должно производиться на основе рыночной стоимости недвижимого имущества, несостоятельно. Кроме того, в п. 8 ст. 333.25 "Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий" НК РФ прямо определено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения, то есть БТИ. Таким образом, НК РФ не ограничивает право плательщика сборов исчислять таковой от стоимости оценки БТИ. Хотим отметить, что плательщиком сбора в данном случае являетесь Вы, а Ваш нотариус является таким же правоприменителем в отношении налогового законодательства, как и Вы сами. Согласно п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Таким образом, если Вы оплатите госпошлину, исчислив ее по оценке БТИ, нотариус обязан оформить Вам свидетельство о праве на наследство. В случае его отказа Вы имеете право обратиться в суд.
С.Д.Иванова Юрист издательства Подписано в печать 20.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |