|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет подписки на периодические издания ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 1)
"Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 1
УЧЕТ ПОДПИСКИ НА ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Практически каждая организация выписывает периодические издания для своих сотрудников. Существует несколько вариантов заключения договора подписки: - непосредственно с издательством; - со специализированными агентствами по подписке; - через отделения связи. Рассмотрим специфику договора подписки в гражданском праве и особенности налогообложения и учета изданий у подписчиков.
Правовые аспекты договора подписки
Согласно Правилам распространения периодических печатных изданий по подписке, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 N 759, прием подписки на периодические печатные издания - это и есть оформление договора подписки на такие издания. Договор подписки квалифицируется как договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). По этому договору одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Поэтому договор подписки должен оформляться в письменном виде. Он считается заключенным, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст. 432 ГК РФ договор подписки заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) издательством и ее акцепта (принятия предложения) подписчиком (юридическим или физическим лицом). Договор считается заключенным в момент получения издательством акцепта (ответа лица, которому адресована оферта, о ее принятии). Акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ). Иными словами, когда издательство (специализированное агентство-посредник) направляет подписчику счет с предложением об оплате подписки на периодическое печатное издание, а подписчик этот счет оплачивает, то это свидетельствует о заключении сделки купли-продажи в письменной форме (п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ). Оплаченный счет в данном случае подтверждает факт заключения договора, так как подписчик, оплатив счет, согласился со всеми его условиями. Акцепт можно осуществить и оформив подписку на почте - для этого достаточно заполнить абонемент в почтовом отделении и внести деньги в кассу. Однако основной вопрос при этом возникает у бухгалтерии: как правильно отразить подписку в налоговом и бухгалтерском учете.
Возмещение НДС при подписке на периодику
Что касается обложения НДС периодики, то большинство изданий, необходимых организациям в работе, облагаются по льготной ставке. Периодические печатные издания, а также книги, связанные с образованием, наукой и культурой, облагаются НДС по ставке 10%, если только эти журналы, газеты и брошюры не имеют рекламного либо эротического содержания (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ). Для принятия к вычету НДС, уплаченного за подписку, организации необходимо выполнить два условия: - периодическое издание, на которое подписалась организация, должно содержать информацию, необходимую работникам в их трудовой деятельности, т.е. носить производственную направленность; - для принятия НДС к вычету обязательным условием является наличие счета-фактуры.
Бухгалтер на перепутье
Направо пойдешь - налог уплатишь
Традиционно бухгалтеры относят оплату за подписку в состав расходов будущих периодов и равномерно списывают их в расходы по фактам получения периодики. Отметим, что описанный порядок отнесения расходов на подписку не приведен ни в одном нормативном акте. Однако не стоит забывать, что с сумм, отнесенных на расходы будущих периодов, необходимо платить налог на имущество. Такое мнение, в частности, высказано в Письмах УМНС России по г. Москве от 21.01.2003 N 23-10/2/04456 и от 03.11.2003 N 23-10/2/61906, где налоговики призывают бухгалтеров отражать эти суммы как расходы будущих периодов на счете 97 и включать в базу для расчета налога на имущество.
Налево пойдешь - неверно учтешь
Другая точка зрения состоит в том, что выписываемые газеты и журналы - это основные средства (ОС), стоимость которых можно сразу списывать на затраты в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01. Таким образом отражают подписные издания библиотеки и учреждения, где журналы и газеты наравне с книгами и учебниками приходуются в библиотечный фонд, признаваемый основным средством. В результате эта позиция перекочевала в учебники по бухучету и стала своего рода классикой. Однако с момента введения в действие гл. 25 НК РФ возникли расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом. В результате в рамках рассматриваемой позиции в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском, периодические издания стали относиться к основным средствам, но не могли включаться в состав амортизируемого имущества (пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ). Указанные разницы надо было отражать по правилам ПБУ 18/02. Это привело к пересмотру устоявшейся позиции, которая вряд ли является целесообразной для большинства организаций. За исключением библиотек, учреждений, учебных заведений и крупных корпораций, фирмы обычно не держат библиотечных фондов. В результате далеко не для всех организаций оправдано оформление такого основного средства, как библиотечный фонд (со всей сопутствующей этому документацией по учету и начислению амортизации). Если же внимательно прочесть определение ОС, становится очевидным, что издания не отвечают требованиям, позволяющим отнести их в состав ОС - срок службы у них менее 1 года и стоимость вряд ли будет выше 10 000 руб. Через 12 месяцев периодика превратится в макулатуру, и использовать ее по первоначальному назначению, то есть для получения свежей информации, будет нельзя.
Прямо пойдешь - правду найдешь
Существует и третья точка зрения, рекомендующая рассматривать расходы на подписку как авансы. Этот путь и рекомендует автор настоящей статьи для большинства компаний. В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерском учету "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы возникают у организации, когда происходит выбытие активов или возникновение обязательств. При оплате подписки на периодические издания факта выбытия активов нет, а происходит замена одного актива другим, то есть вместо денежных средств в активе появляется дебиторская задолженность издательства. Новых обязательств при этом не возникает, а соответственно, и расходы в этот момент не появляются. Следовательно, в этом случае логичнее средства за подписку учитывать не в составе "расходов будущих периодов", а в составе "авансов выданных". Однако в соответствии с нормами ст. 256 НК РФ стоимость приобретенных изданий (книги, брошюры, периодическая литература) включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения. Следовательно, в целях налогового учета стоимость периодического издания можно отнести в состав прочих расходов только в момент фактического получения журнала.
М.С.Ракова Налоговый юрист Подписано в печать 20.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |