Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Не все, что обособлено, - подразделение ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 47)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 47

НЕ ВСЕ, ЧТО ОБОСОБЛЕНО, - ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Если организация создает обособленное подразделение, ей предстоит выполнить ряд формальных процедур - зарегистрировать подразделение, сдавать отчетность по его местонахождению, перечислять налоги отдельной платежкой. Однако в некоторых случаях таких неудобств можно избежать. Нужно лишь правильно оформить соответствующие документы.

Чем опасен филиал

С созданием обособленного подразделения Налоговый кодекс связывает сразу несколько обязанностей плательщика. Во-первых, организация, образовавшая подразделение, должна встать на учет в налоговом органе по местонахождению филиала. Сделать это нужно в течение месяца со дня создания подразделения. Нарушение этого срока влечет штраф в размере 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф возрастает вдвое (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Во-вторых, появление филиала влечет иной порядок уплаты налогов. Например, авансовые платежи и налог на прибыль в территориальный и местный бюджеты в таком случае надо платить отдельно. При этом нужно рассчитать долю прибыли, которая приходится на подразделение.

Здесь, правда, надо заметить, что Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ дал некоторое послабление тем организациям, у которых подразделения находятся на территории того же субъекта РФ. С 1 января следующего года такие организации могут не распределять прибыль и платить налог централизованно. Но и эти упрощения не снимают другой проблемы: стоит организации ошибиться с территориальным КБК, и налоговое обязательство исполненным не посчитают. Кроме того, при наличии филиалов увеличивается и количество деклараций налогоплательщика.

Разберем на составляющие

Естественно, что у организаций, создающих небольшие подразделения, возникает вопрос: можно ли избежать подобной мороки? Чтобы понять, как упростить жизнь в таком случае, обратимся к определению обособленного подразделения. Оно содержится в п. 2 ст. 11 НК РФ. Обособленное подразделение организации, согласно этой статье, - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видим, из определения следует, что подразделение не будет считаться обособленным, если не будет территориальной обособленности либо не будут создаваться рабочие места на срок более месяца. Так как в случае с подразделением от признака обособленности уйти не получится, то единственный способ избежать постановки на учет и раздельной уплаты налогов - не создавать рабочие места.

Меняем договор

И сделать это не так уж сложно. Дело в том, что НК РФ не дает определения термина "рабочее место". Поэтому мы можем взять его из других отраслей законодательства, в частности трудового (ст. 11 НК РФ). Трудовой же кодекс признает рабочим место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Обратите внимание, что в определении используется термин "работник". А значит, рабочее место появляется только там, где трудятся лица, заключившие с организацией трудовой договор. Ведь согласно ст. 20 Трудового кодекса работник - это одна из сторон трудовых отношений, лицо. Значит, если в филиале заняты лица, заключившие с организацией гражданско-правовые договоры, то об обособленном подразделении говорить нельзя. Причем не важно, какой именно договор заключен - оказания услуг, выполнения работ, агентский или даже авторский, - подразделения все равно не будет.

Кроме того, не будет подразделения и в случае, если в нем трудятся сотрудники, полученные по договору аутсорсинга. Ведь и в этой ситуации между организацией и сотрудниками нет трудовых отношений.

Сложности с арендой

Есть у смены договора и минусы. Во-первых, добавляется работы бухгалтерии - перед выплатой вознаграждения по каждому сотруднику нужно оформить и подписать акт выполненных работ. А в нем нужно точно указать, какую именно работу (услугу) выполнил для организации каждый конкретный сотрудник. Кроме того, если таким образом трудоустроено значительное количество сотрудников, к организации могут возникнуть вопросы у трудинспекции. Она может усмотреть в этом уклонение от предоставления работникам гарантий, положенных по ТК РФ.

Избежать этого можно, если в подразделении заняты сотрудники, полученные по договору аутсорсинга. Ведь в этом случае сотрудники оформлены именно по трудовому договору, что автоматически снимает возможные претензии со стороны трудинспекции. По этой же причине бухгалтерии не придется составлять акты по каждому сотруднику.

Второй минус смены договора выявляется, если для сотрудника, работающего по гражданско-правовому договору, нужно арендовать офисное помещение. Тогда организации трудно будет обосновать включение арендной платы в расходы по налогу на прибыль. Ведь фактически офис снимается для другого лица.

Е.Караваев

Юрист

Подписано в печать

16.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Временные разницы прошлого года в текущей отчетности ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 47) >
Статья: "Совершенствование налогового администрирования не должно означать увеличение его фискальной составляющей..." ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 47)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.