|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Аудит учетной политики ("Аудиторские ведомости", 2006, N 1)
"Аудиторские ведомости", 2006, N 1
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.
В ходе проверки учетной политики аудитор анализирует: - наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; - соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; - полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности; - соблюдение учетной политики; - утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются: - приказ (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации; - рабочий план счетов бухгалтерского учета; - перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - правила документооборота и технологии обработки учетной информации; - утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации; - пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным. Анализ и оценка учетной политики влияют на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, что отражено в отдельных стандартах аудиторской деятельности. Например, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита" при разработке общего плана и программы аудита аудитору необходимо принимать во внимание учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения, а также влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. Согласно Стандарту N 4 "Существенность в аудите" аудитор обязан принимать во внимание качественный аспект существенности в ходе проверки, в частности примером качественного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности является недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием. В соответствии с Правилом (стандартом) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" при оценке факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий со стороны аудируемого лица, аудитор может принять решение более внимательно проанализировать принципы выбора и применения руководством аудируемого лица учетной политики, особенно в части признания доходов, оценки активов и капитализации затрат. В соответствии с Правилом (стандартом) N 6 "Аудиторское заключение" по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Исходя из сказанного аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. Например, на первом этапе целесообразно собрать ответы на следующие вопросы: - имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики; - имеется ли в организации учетная политика; - утверждено ли положение о бухгалтерской службе; - утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии; - ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики; - корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета; - оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией; - сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы; - утвержден ли график документооборота; - имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики; - имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия); - имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике; - утвержден ли график проведения инвентаризации; - проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком; - проводятся ли обязательные инвентаризации; - проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений; - ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности; - определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета; - определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки). На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, пример которой приведен ниже, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.
—————T——————————————T——————————————————————————————T—————————————¬ | N | Элемент |Возможные варианты/необходимые| Нормативно— | | п/п| учетной | процедуры | правовой | | | политики | | документ | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ | 1 | Организационно—технический раздел | +————+——————————————T——————————————————————————————T—————————————+ |1.1 |Организация |Структурное подразделение, |Пункт 2 ст. 6| | |ведения учета |возглавляемое главным | Закона | | | |бухгалтером; | N 129—ФЗ | | | |Должность бухгалтера в штате; | | | | |На договорных началах со | | | | |специализированной | | | | |организацией; | | | | |Руководитель | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.2 |Форма |Централизованная; | Статья 6 | | |организации |Децентрализованная; | Закона | | |учета |Смешанная | N 129—ФЗ | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.3 |Организация |Положение о бухгалтерской | Статья 6 | | |бухгалтерской |службе; | Закона | | |службы |Должностные инструкции; | N 129—ФЗ | | | |Положение о филиалах и других | | | | |структурных подразделениях; | | | | |Положение о внутренней | | | | |отчетности; | | | | |Организация системы | | | | |внутреннего контроля | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.4 |Технология |Ручной способ; |Пункт 7 ст. 9| | |обработки |Ручной способ с частичным | Закона | | |учетной |применением средств | N 129—ФЗ | | |информации |автоматизации; | | | | |Автоматизированный способ | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.5 |Применяемая | | Закон | | |компьютерная | | N 129—ФЗ | | |программа | | | | |(в случае | | | | |автоматизи— | | | | |рованного | | | | |учета) | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.6 |Имеется ли |Да; | Пункт 9 | | |приказ |Нет | ПБУ 1/98 | | |о принятии | | | | |организацией | | | | |учетной | | | | |политики | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.7 |Утвержден ли |Да; |Пункт 2 ст. 6| | |организацией |Нет; | Закона | | |рабочий план |Разрабатывается на основании | N 129—ФЗ, | | |счетов |типового Плана счетов |п. 5 ПБУ 1/98| +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.8 |Утверждены ли |Неунифицированные формы | Статья 9 | | |формы |первичных документов | Закона | | |первичных |не применяются; | N 129—ФЗ | | |документов, |Неунифицированные формы | | | |по которым не |применяются и утверждены | | | |предусмотрены |в качестве приложения | | | |унифицирован— |к учетной политике (отдельным | | | |ные формы |положением) | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.9 |Установлен ли |Утвержден в приложении |Пункт 3 ст. 6| | |перечень лиц, |к учетной политике; | Закона | | |имеющих право |Утвержден в отдельных | N 129—ФЗ | | |подписи |положениях по бухгалтерскому | | | |первичных |учету | | | |документов | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.10|Определена ли |Утвержден график | | | |технология |документооборота; | | | |обработки |Определены лица, ответственные| | | |учетной |за хранение документов | | | |информации | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.11|Утвержден ли |Утверждены необходимые формы | Закон | | |график |неунифицированных документов; | N 129—ФЗ | | |документо— |Определены лица, ответственные| | | |оборота |за составление и хранение | | | | |документов | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.12|Определены ли |Утверждены порядок и сроки | Статья 12 | | |порядок |проведения инвентаризации | Закона | | |и сроки |во внутренних положениях; | N 129—ФЗ, | | |проведения |Проведены инвентаризации | Методические| | |инвентаризации|в случаях, установленных | указания по | | |имущества и |законодательством | инвентариза—| | |финансовых | |ции имущества| | |обязательств | | и финансовых| | | | |обязательств,| | | | | утвержденные| | | | | Приказом | | | | | Минфина | | | | | России от | | | | | 13.06.1995 | | | | | N 49 | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.13|Заключены ли |Да; | Статья 232 | | |договоры |Нет | Трудового | | |о полной | | кодекса | | |материальной | | Российской | | |ответствен— | | Федерации, | | |ности | | Порядок | | |с материально—| | ведения | | |ответственными| | кассовых | | |лицами | | операций | | | | | в Российской| | | | | Федерации, | | | | | утвержденный| | | | | Решением | | | | | Совета | | | | | директоров | | | | | Банка России| | | | |от 22.09.1993| | | | | N 40 | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.14|Имеются ли у |Да; | | | |организации |Нет | | | |структурные | | | | |подразделения,| | | | |выделенные на | | | | |отдельный | | | | |баланс | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.15|Утвержден ли |По отнесению материальных | Методические| | |состав |ценностей по сроку службы | указания | | |постоянно |к оборотным средствам или ОС; |по бухгалтер—| | |действующих |По установлению сроков | скому учету | | |комиссий |использования НМА, ОС; | основных | | | |По определению | средств, | | | |целесообразности и | утвержденные| | | |непригодности объектов ОС; | Приказом | | | |По списанию материалов | Минфина | | | | | России | | | | |от 13.10.2003| | | | | N 91н, | | | | | ПБУ 6/01, | | | | | ПБУ 14/2000 | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.16|Утвержден ли |Утвержден перечень лиц, | Порядок | | |порядок |имеющих право на получение | ведения | | |расчетов |денежных средств; | кассовых | | |с подотчетными|Установлены сроки представле— | операций | | |лицами |ния авансовых отчетов; |в Российской | | | |Сформулированы правила | Федерации | | | |оформления авансовых отчетов | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.17|Имеются ли |Да; | | | |у организации |Нет | | | |иностранные | | | | |представи— | | | | |тельства | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |1.18|Порядок |По правилам, установленным в | МСФО 14, | | |ведения учета |стране нахождения иностранной | МСФО 27 | | |иностранных |компании, если последние | | | |представи— |не противоречат МСФО; | | | |тельств |По правилам, применяемым | | | | |в Российской Федерации | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ | 2 | Методологический раздел | +————+——————————————T——————————————————————————————T—————————————+ |2.1 |Определен ли |Исходя из цены, по которой |Пункты 32, 11| | |способ оценки |в сравнимых обстоятельствах | ПБУ 6/01 | | |ОС, |обычно организация определяет | | | |приобретенных |стоимость аналогичных | | | |не за денежные|ценностей; | | | |средства |Исходя из стоимости, | | | | |по которой в сравнимых | | | | |обстоятельствах приобретаются | | | | |аналогичные объекты ОС | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.2 |Определен ли |Линейный; | Пункт 18 | | |способ |Уменьшаемого остатка; | ПБУ 6/01 | | |начисления |Списания по сумме чисел лет | | | |амортизации |срока полезного использования;| | | | |Списания стоимости | | | | |пропорционально объему | | | | |продукции (работ) | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.3 |Определен ли |Посредством начисления | Пункт 18 | | |порядок |амортизации согласно | ПБУ 6/01 | | |списания |выбранному способу; | | | |приобретенных |Путем списания на затраты на | | | |книг и брошюр |производство (расходы на | | | |и т.п. |продажу) полностью по мере их | | | |изданий, а |отпуска в производство или | | | |также объектов|эксплуатацию | | | |ОС стоимостью | | | | |не более | | | | |10 000 руб. | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.4 |Определен ли |Путем применения | Пункт 15 | | |порядок |дифференцированных индексов, | ПБУ 6/01 | | |проведения |разработанных Госкомстатом | | | |переоценки ОС |России; | | | | |Путем прямого пересчета | | | | |стоимости объектов основных | | | | |средств по рыночным ценам | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.5 |Определен ли |Включение затрат в | | | |порядок учета |себестоимость отчетного | | | |ремонта |периода; | | | |производствен—|Накапливание затрат; | | | |ных ОС |предварительно в составе | | | | |расходов будущих периодов без | | | | |создания резерва; | | | | |Путем создания резерва | | | | |расходов на ремонт ОС | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.6 |Определены ли |Исходя из срока действия | Пункт 17 | | |сроки |патента, свидетельства и | ПБУ 14/2000 | | |полезного |других ограничений сроков | | | |использования |использования объекта; | | | |НМА (по |Исходя из ожидаемого срока | | | |отдельным |использования НМА, в течение | | | |группам) |которого организация получает | | | | |доход; | | | | |Исходя из количества продукции| | | | |или иного натурального | | | | |показателя или объема работ, | | | | |ожидаемого к получению в | | | | |результате использования НМА; | | | | |Устанавливаются в расчете на | | | | |20 лет (но не более срока | | | | |деятельности организации) | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.7 |Определен ли |Линейный исходя из норм, | Пункт 15 | | |способ |исчисленных на основе срока их| ПБУ 14/2000 | | |начисления |полезного использования; | | | |амортизации |Списание стоимости | | | |НМА |пропорционально объему | | | | |продукции (работ, услуг); | | | | |Уменьшаемого остатка | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.8 |Определены ли |Путем накопления | Пункт 18 | | |способы |соответствующих сумм на | ПБУ 14/2000 | | |отражения в |отдельном счете 05; | | | |бухгалтерском |Путем уменьшения | | | |учете |первоначальной стоимости | | | |амортизацион— |объекта | | | |ных отчислений| | | | |по НМА | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.9 |Определен ли |По фактической себестоимости | | | |порядок |их приобретения; | | | |отражения в |По учетным ценам с | | | |учете |использованием счетов 15 и 16 | | | |приобретения и| | | | |заготовления | | | | |МПЗ | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.10|Определен ли |По себестоимости каждой | Пункт 16 | | |способ |единицы; | ПБУ 5/01 | | |списания |По средней себестоимости; | | | |отпущенных в |По себестоимости первых по | | | |производство |времени приобретения МПЗ | | | |материалов |(ФИФО); | | | | |По себестоимости последних по | | | | |времени приобретения МПЗ | | | | |(ЛИФО) | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.11|Определен ли |Пропорционально стоимости | Указания | | |порядок |(учетным ценам списанных | о порядке | | |списания |в производство (проданных) |составления и| | |отклонений |материальных ценностей); |представления| | |фактической |Полностью в конце отчетного |бухгалтерской| | |себестоимости |месяца; | отчетности, | | |МПЗ от их |Полностью в течение отчетного | утвержденные| | |учетной цены |квартала | Приказом | | | | | Минфина | | | | | России | | | | |от 22.07.2003| | | | | N 67н, | | | | | п. п. 131, | | | | | 132 | | | | | Методических| | | | | указаний | | | | |по бухгалтер—| | | | | скому учету | | | | | материально—| | | | | производст— | | | | | венных | | | | | запасов, | | | | | утвержденных| | | | | Приказом | | | | | Минфина | | | | | России | | | | |от 28.12.2001| | | | | N 119н (с | | | | | изм. и доп. | | | | | от | | | | | 23.04.2002) | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.12|Определен ли |Транспортные расходы по | Пункты 6, 13| | |порядок учета |доставке товаров сверх цены на| ПБУ 5/01 | | |готовой |товар, установленной | | | |продукции по |договором, отражаются | | | |заготовке и |в составе фактических затрат | | | |доставке на |на приобретение; | | | |склад |Транспортные расходы по | | | | |доставке товаров сверх цены на| | | | |товар, установленной | | | | |договором, отражаются | | | | |в составе расходов на продажу | | | | |счета 44 по статье | | | | |"Транспортные расходы" | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.13|Отражен ли |По продажной стоимости с | Пункт 13 | | |способ оценки |отдельным учетом наценок | ПБУ 5/01 | | |товаров для |(скидок) на счете 42; | | | |организаций |По стоимости приобретения | | | |розничной |(покупным ценам) | | | |торговли | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.14|Учет выпуска |По фактической | | | |готовой |производственной | | | |продукции |себестоимости; | | | | |По нормативной (плановой) | | | | |себестоимости | | | | |(с использованием счета 40); | | | | |По прямым статьям затрат | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.15|Определен ли |По величине заработной платы | | | |способ |производственных рабочих; | | | |распределения |По величине прямых | | | |косвенных |материальных затрат; | | | |расходов |По величине общих прямых | | | | |затрат; | | | | |По величине выручки от | | | | |реализации продукции (работ, | | | | |услуг) | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.16|Определен ли |Полностью в отчетном году их | Пункт 9 | | |порядок |признания в учете; | ПБУ 10/99 | | |списания |Распределяются между | | | |расходов на |проданными и непроданными | | | |продажу |товарами (продукцией, работ, | | | | |услуг) | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.17|Определен ли |По фактической | | | |порядок оценки|производственной | | | |незавершенного|себестоимости; | | | |производства |По нормативной (плановой) | | | | |производственной | | | | |себестоимости; | | | | |По прямым статьям затрат; | | | | |По стоимости сырья, материалов| | | | |и полуфабрикатов | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.18|Определен ли |Равномерно в периоде, | Пункт 9 | | |порядок |к которому относятся; | ПБУ 10/99 | | |списания |Пропорционально объему | | | |расходов |выпущенной продукции; | | | |будущих |Иным способом, например | | | |периодов |пропорционально выручке | | | | |от продаж | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.19|Принято ли |Принято решение создавать | | | |решение о |резервы на оплату отпусков | | | |создании |работникам; выплату | | | |резерва |вознаграждения за выслугу лет;| | | |предстоящих |по итогам работы за год; на | | | |расходов и |ремонт ОС; производственных | | | |платежей |затрат по подготовительным | | | | |работам в связи с сезонным | | | | |характером производства и на | | | | |другие цели, предусмотренные | | | | |законодательством; | | | | |Принято решение не создавать | | | | |резервы | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.20|Создание |Путем создания резерва | | | |резерва по |по сомнительным долгам; | | | |сомнительным |Без создания резерва | | | |долгам |по сомнительным долгам | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.21|Создание |Путем создания резерва | | | |резерва на |по сомнительным долгам; | | | |гарантийный |Без создания резерва | | | |ремонт и |по сомнительным долгам | | | |гарантийное | | | | |обслуживание | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.22|Переводится ли|Переводится; | Пункт 6 | | |долгосрочная |Не переводится до истечения | ПБУ 15/01 | | |задолженность |срока действия договора | | | |по заемным | | | | |средствам в | | | | |краткосрочную | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.23|Отражение |В составе операционных |Пункты 19, 20| | |дополнительных|расходов в том отчетном | ПБУ 15/01 | | |расходов на |периоде, в котором они были | | | |обслуживание |произведены; | | | |заемных |Как дебиторская задолженность | | | |средств |с последующим отнесением ее | | | | |суммы в состав операционных | | | | |расходов в течение срока | | | | |погашения заемных обязательств| | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.24|Порядок учета |Уменьшают затраты по |Пункты 25, 26| | |доходов от |полученным займам и кредитам; | 32 ПБУ 15/01| | |временного |Доходы отражаются по кредиту | | | |вложения |счета 08 в корреспонденции со | | | |заемных |счетами учета денежных средств| | | |средств |и финансовых вложений | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.25|Порядок |Признаются в первоначальной | Пункты 8, 9,| | |отражения |стоимости в сумме фактических | 11 ПБУ 19/02| | |первоначальной|затрат на их приобретение; | | | |стоимости |Признаются прочими | | | |финансовых |операционными расходами | | | |вложений, | | | | |таких как | | | | |ценные бумаги | | | | |(кроме сумм, | | | | |уплачиваемых в| | | | |соответствии с| | | | |договором | | | | |продавца) | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.26|Определен ли |По первоначальной стоимости | Пункт 26 | | |способ оценки |каждой единицы бухгалтерского | ПБУ 19/02 | | |при выбытии |учета финансовых вложений; | | | |стоимости |По средней первоначальной | | | |финансовых |стоимости; | | | |вложений, по |По первоначальной стоимости | | | |которым не |первых по времени приобретения| | | |определяется |финансовых вложений (способ | | | |текущая |ФИФО) | | | |рыночная | | | | |стоимость | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.27|Определен ли |Линейный; | Пункт 11 | | |способ |Списания расходов | ПБУ 17/02 | | |списания |пропорционально объему | | | |расходов по |продукции (работам, услугам) | | | |НИОКР и | | | | |технологичес— | | | | |ким работам | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.28|Способ учета |С применением счетов 20 — 29; | | | |затрат по |С применением счетов 20 — 39 | | | |обычным видам | | | | |деятельности | | | +————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————+ |2.29|Определен ли |За счет чистой прибыли | Статья 42 | | |порядок |организации; | Закона | | |начисления |За счет средств фондов | N 208—ФЗ, | | |дивидендов |специального назначения; | ст. 28 | | | |За счет резервного капитала | Закона | | | | |N 14—ФЗ (для | | | | | ООО — | | | | |распределение| | | | | прибыли) | L————+——————————————+——————————————————————————————+—————————————— Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы. В рамках организационно-технического раздела анализируются следующие вопросы. 1. Кем осуществляется налоговый учет в организации (ст. 313 НК РФ): - главным бухгалтером; - бухгалтерской службой; - структурным подразделением и др. 2. Как составлены формы первичной учетной документации (ст. ст. 313, 315 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ): - на основе первичных документов бухгалтерского учета; - на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета. 3. Какова технология обработки информации для налогового учета: - ручная; - автоматизированная; 4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета (ст. 314 НК РФ): - на основе первичных документов бухгалтерского учета; - на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета. 5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров. 6. Утвержден ли график документооборота. В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС. При проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы. 1. Определен ли метод начисления амортизации для объектов основных средств (п. 1 ст. 259 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ; п. 10 ст. 259 НК РФ): - линейным методом; - нелинейным методом; - с применением понижающих коэффициентов; - без применения понижающих коэффициентов. 2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности (п. 7 ст. 259 НК РФ). 3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств (ст. ст. 260, 324 НК РФ): признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат; создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС. 4. Определен ли метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 6 ст. 254 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ): - по себестоимости единицы запасов; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО); - по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО). 5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции (п. 1 ст. 319 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ). 6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений (ст. 288 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ): - среднесписочная численность работников; - сумма расходов на оплату труда. 7. Определен ли порядок признания доходов и расходов (ст. ст. 271, 272 и 273 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ): - кассовый метод; - метод начисления. 8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления (ст. 300 НК РФ). 9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ). При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы. 1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ). 2. Каков налоговый период уплаты НДС (п. 2 ст. 167 НК РФ): - календарный месяц; - квартал. 3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (п. 2 ст. 288 НК РФ в редакции от 06.06.2005 N 58-ФЗ). 4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений (п. 2 ст. 175 НК РФ). 5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности). 6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности. Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу "учетная политика" и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Кроме того, дополнив представленный документ рекомендациями аудитора, можно включить его в письменную информацию (отчет аудитора).
Литература
1. Нестерова Е.А., Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика - 2003: бухгалтерская и налоговая. Организационный, методический и технический аспекты. Учебное пособие. - М.: ФБК-Пресс, 2003. - 232 с. 2. Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтера и финансиста. Учебное пособие. - М., 2003. - 232 с. 3. Климова М.А. Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета. - М.: ФБК-Пресс, 2003. - 240 с. 4. Аврова И.А., Андреев А.В. Учетная политика для целей налогообложения на 2005 год. - М.: Статус-Кво, 2005. - 192 с. 5. Гукаев В.Б. Учетная политика. Учебное пособие. - М.: Бератор, 2004. - 288 с. 6. Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика. Практическое руководство. Учебное пособие. - М.: ФБК-Пресс, 2004. - 344 с.
К.К.Арабян Преподаватель кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Подписано в печать 15.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |