Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Перестрахование: формы договоров ("Аудиторские ведомости", 2006, N 1)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 1

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ: ФОРМЫ ДОГОВОРОВ

Договоры перестрахования направлены на выстраивание отношений между перестрахователем и перестраховщиком. Выделяют типы, формы и виды перестрахования, которые в совокупности составляют структуру перестраховочных правоотношений.

Основу классического перестрахования составляет издавна существующая форма перераспределения - дробление риска между несколькими страховыми организациями - перестраховщиками. В классическом перестраховании перераспределяются, как правило, только один или несколько однородных рисков, причем на определенный срок и, как правило, с определенными участниками перестраховочных отношений. При этом первостепенную роль в классическом перестраховании играет задача обеспечения финансовой устойчивости страховщика путем перераспределения риска, а уж потом формирование вторичного страхового фонда (перераспределение страхового фонда).

Финансовое или альтернативное перестрахование несколько шире, чем классическое перестрахование, ибо помимо перераспределения риска в перестраховании происходит перераспределение страхового фонда, иначе говоря, перераспределение финансовых активов страховщиков (речь не идет о чистых активах). Или, как характеризует К.Е. Турбина, финансовое перестрахование представляет собой отношение между страховщиком и перестраховщиком, связанное с перераспределением как страхового, так и финансового риска, присущего страховой деятельности, на долгосрочной основе - более одного года) (1).

Факультативное перестрахование представляет собой наиболее простую форму перестрахования, в соответствии с которым по каждому отдельному перераспределению риска участники договора перестрахования заключают самостоятельный и индивидуальный договоры перестрахования. Принцип заключения факультативного договора перестрахования основан на простейшем методе заключения обычного договора страхования. При факультативном перестраховании страховщик основного договора страхования направляет или передает будущему перестраховщику всю необходимую информацию о принятом на страхование риске и предлагает ему этот риск в перестрахование. Другой существенной и отличительной чертой факультативного перестрахования является то, что прямой страховщик сам выбирает, кому предложить риск в перестрахование, а перестраховщик, взвесив все "за" и "против" и соотнося их с основными принципами своей деятельности, решает, принять ли на себя часть риска и в каком объеме (2).

Договор факультативного перестрахования оформляется согласно ст. 940 ГК РФ в письменной форме. Обычно перестрахователь передает перестраховщику письменное предложение в виде двух экземпляров бордеро, в котором указываются все признаки и особенности предлагаемого в перестрахование риска. Если перестраховщик принимает эти условия риска, то он подписывает оба экземпляра бордеро, один из которых возвращает перестрахователю. С этого момента возникают перестраховочные отношения.

В факультативном перестраховании действуют традиционные для перестрахования правила и обычаи, в частности перестраховщик, как правило, полностью разделяет судьбу передающей компании. Тем не менее, если дело доходит до судебного разбирательства, возможность обращения в арбитражный суд должна оговариваться в специальной статье договора перестрахования. Другой путь - разрешение возникшего спора в третейском суде. Последнее установлено Французским гражданским кодексом (ст. 1443), определяющим, что оговорка о третейском суде должна быть предусмотрена либо в самом соглашении, либо в документе, на который он ссылается (3).

Облигаторное перестрахование - это форма договоров перестрахования, по условиям которых страховщик обязуется передавать все принятые им на страхование риски по определенным объектам страхования перестраховщику, а перестраховщик в свою очередь обязуется принимать в перестрахование указанные риски. При этом перестраховщик не должен выражать каким-либо образом свое согласие по каждому отдельному риску, принимаемому в перестрахование. Считается, что перестраховщик полностью полагается на страховщика по основному договору страхования в части принятия на страхование риска, его оценки, определения размера страховой премии и прочих условий страхования. Поэтому исключительным правом выбора по принятию на страхование рисков обладает только страховщик основного договора страхования, который оценивает эти риски по собственному усмотрению, без получения предварительного согласия на это у перестраховщика.

По условиям облигаторного перестрахования страховщик основного договора вправе по собственному усмотрению определять страховую премию, принимать надлежащие меры в отношении управления полисами, по которым должно быть осуществлено перестрахование, и урегулировать убытки, как он считает нужным в общих интересах страховщика и перестраховщика. Если цедент (страховщик основного договора) действует с грубой небрежностью или намеренно в ущерб интересам перестраховщика, то последний может быть не связан решениями цедента. Таким образом, обязанность перестраховщика следовать действиям цедента относится к праву цедента управлять своими делами. Иными словами, объем и передел обязанности следовать действиям цедента соответствуют праву страховщика-цедента управлять своим бизнесом (4).

Следует отметить, что для договоров перестрахования существенное значение имеет полноценная реализация принципа наивысшей добросовестности. Реализация данного принципа предусматривает добросовестное поведение участников договора перестрахования при исполнении договора. Причем добросовестность поведения должна сопровождаться адекватностью поведения и действий между участниками сделки при исполнении встречных обязательств.

Добросовестность поведения со стороны страховщика прямого договора страхования сводится в основном к правильной оценке принимаемого на страхование риска. От него требуется реальная оценка степени вероятности наступления страхового случая, учитывая возможные рисковые обстоятельства, точный расчет страховых тарифов исходя из этой степени вероятности. Кроме того, он должен достоверно определить признак случайности, информированность страхователей о рисковых обстоятельствах, а также ряд других условий, связанных с оценкой страхового риска. В свою очередь от перестраховщика также требуется встречное добросовестное исполнение своих обязательств по возмещению страховой выплаты перестрахователю в случае реализации страхового риска.

Изложенные принципы добросовестного поведения участников договора перестрахования могут быть зафиксированы в договоре облигаторного перестрахования в форме специальных оговорок, которые предписывают конкретные и определенные действия участников договора перестрахования. Эти оговорки приобретают признаки существенных условий договора облигаторного перестрахования в соответствии со ст. 432 ГК РФ и подлежат обязательному исполнению участниками договора. Односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств или недобросовестное их исполнение законом запрещается (ст. 310 ГК РФ), равно как отказ от встречного исполнения обязательства (ст. 328 ГК РФ).

Принцип наивысшей добросовестности со стороны перестраховщика предполагает недопустимость одностороннего отказа перестраховщика от принятия у перестрахователя передаваемого им риска. Подобные действия не только приводят к разрушению определенного и конкретного договора облигаторного перестрахования (ибо это частный случай, который подлежит урегулированию в добровольном или в принудительном порядке), но и создают неблагоприятные прецеденты, отрицательно влияющие на традиции и обычаи, сложившиеся в перестраховании.

Однако возможны ситуации, когда перестраховщики по облигаторному перестрахованию вынуждены отказываться от принятия в перестрахование полностью или частично определенной доли риска в силу возникшей временной финансовой сложности с целью исключить в будущем неисполнение своих обязательств по договору. В такой ситуации перестраховщик обязан заблаговременно проинформировать об этом страхователя основного договора, предоставляя ему право оценить свои финансовые возможности без учета ответственности перестраховщика, прежде чем принять на страхование тот или иной риск. Подобная обязанность перестраховщика должна быть оговорена в договоре облигаторного перестрахования.

Отношения по облигаторному перестрахованию оформляются по принципу генерального полиса (ст. 941 ГК РФ) путем заключения генерального договора облигаторного перестрахования. Условия, на которых подлежит заключению генеральный договор облигаторного перестрахования, предварительно согласовываются между участниками договора. В договоре, как правило, предусматриваются все без исключения основные условия и оговорки о процедуре принятия рисков, их оценки, о следовании судьбе и решениям, о порядке и сроках уплаты страховой премии, страхового возмещения, арбитражные оговорки, а также ряд других оговорок, предусматривающих возможность полноценной реализации сделки по перестрахованию. Указанные условия должны отражать полноценную волю сторон договора перестрахования с целью исполнения договора без судебного вмешательства. На этом, собственно говоря, и базируются перестраховочные отношения.

Факт заключения генерального договора облигаторного перестрахования еще не свидетельствует о том, что в перестрахование передан конкретный и определенный риск. Этим договором определяются лишь общие условия дальнейших взаимоотношений по конкретным рискам. А фактическая передача конкретного риска в перестрахование оформляется путем принятия перестраховщиком окончательного бордеро - одностороннего документа перестрахователя, в котором содержатся все сведения о конкретном риске, передаваемом в перестрахование (наименование страхователя, вид риска, полученная премия, доля риска - ответственности перестраховщика, доля премии перестраховщика, срок страхования), т.е. все существенные условия договора страхования, определенные в ст. 942 ГК РФ. Окончательному бордеро предшествует предварительное бордеро, с которым знакомится перестраховщик для предварительной оценки принимаемого в перестрахование риска. На стадии ознакомления с предварительным бордеро перестраховщик вправе уточнить и получить дополнительную информацию о передаваемом риске. В последнее время все чаще для ускорения процесса бордеро передается в электронной форме с последующей передачей данного документа на бумажном носителе.

Пропорциональное перестрахование относится к разновидности договора перестрахования, по условиям которого доля перестраховочной премии распределяется между участниками договора перестрахования пропорционально их участию в убытке. Критерием определения пропорционального перестрахования является соответствие в процентном соотношении между убытком и премией по договору перестрахования. Это наиболее распространенный вид договоров перестрахования, так как по нему у участников договора имеется возможность заранее вычислить и спланировать свои финансовые показатели с целью обеспечения финансовой устойчивости.

Пропорциональный договор перестрахования бывает двух видов - квотный и эксцедентный.

Квотное пропорциональное перестрахование - это вид перестрахования, по которому доля перестраховщика определяется в самом начале, в момент подписания генерального облигаторного договора перестрахования, в определенной квоте или доле, причем по всем страховым рискам, которые принимает на страхование страховщик основного договора страхования. Соответственно в этой же доле подлежат перераспределению полученная страховщиком страховая премия, а также убытки, которые надлежит выплатить при наступлении страхового случая.

Эксцедентный пропорциональный договор перестрахования заключается в тех случаях, когда принимаемый страховщиком основного договора страхования на страхование риск превышает заранее определенную долю его собственного удержания. Эта превышающая часть суммы собственного удержания страховщика называется эксцедентом суммы, которая и подлежит пропорциональному перераспределению между остальными участниками договора перестрахования в заранее определенных объемах ответственности, причем по каждой линии риска в отдельности.

Кроме эксцедента сумм договор перестрахования может заключаться на базе эксцедента убытка. По таким условиям договора ответственность перестраховщика наступает, только если размер наступившего убытка превышает сумму собственного удержания страховщика основного договора страхования. Например, если на собственном удержании у страховщика основного договора страхования находится убыток в сумме 1 000 000 руб., возникший убыток сверх указанной суммы называется эксцедентом убытка, который подлежит перераспределению между перестраховщиками.

Непропорциональное перестрахование является разновидностью перестрахования, по условиям которого в перестрахование передается только та часть убытка, которая не была пропорционально перераспределена между страховщиками и превышает собственное удержание страховщика основного договора страхования. По сути, перестрахованию подлежит возникающая и пропорционально не учтенная часть убытка, которая подлежит повторному перераспределению, но уже не на основе известной доли ответственности каждого участника договора перестрахования, а заново по новой договоренности.

Разнообразие форм и разновидностей перестрахования позволяет участникам договоров перестрахования осуществлять перестраховочные операции таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить финансовую устойчивость страховщиков, а с другой - обеспечить перестраховщиков перестраховочной емкостью.

В процессе реализации договоров перестрахования на практике нередко возникают вопросы, связанные с урегулированием конфликтов интересов, затрагивающих нескольких перестраховщиков, если страховой риск был перераспределен между несколькими перестраховщиками. Речь идет о возможных конфликтах, которые возникают в процессе урегулирования убытков и порождают судебные споры. Эти споры возникают в основном по двум основаниям. Первое основание - несогласие перестраховщиков с обстоятельствами страхового случая, наступление которого признано страховщиком основного договора страхования. Второе основание - несогласие перестраховщиков с размером убытка, признанного страховщиком основного договора страхования по факту наступившего страхового случая.

Подобные конфликты должны быть урегулированы в порядке и на условиях, предусмотренных договором перестрахования. К таким условиям относится следование судьбе и решениям страховщика основного договора страхования. При этом основным аргументом в судах и на практике должен быть тезис о том, что, раз договорились, необходимо строго исполнять условия договоренности. Ранее подобные оговорки в договорах перестрахования имели характер императивного значения, что лишало перестраховщиков права на оспаривание мнения страховщика, даже если оно было подкреплено судебным решением.

Тем не менее подобная практика не нашла поддержки в ВАС РФ, который в п. 21 своего Информационного письма от 28.11.2003 N 75 указал, что, если риск страховщика перестрахован несколькими перестраховщиками, решение, вынесенное арбитражным судом по спору между страховщиком и одним перестраховщиком, не освобождает от доказывания обстоятельств, установленных этим решением, при рассмотрении спора между тем же страховщиком и другими перестраховщиками (5). Данным разъяснением ВАС РФ придал большее значение и статусу перестраховщика в договорах перестрахования, ибо ранее прослеживалась некоторая "зависимость" перестраховщика от воли страховщика основного договора.

Литература

1. Турбина К.Е. Теория и практика страхования. - М.: Анкил, 2003. С. 474.

2. Пфайффер К. Введение в перестрахование. - М.: Анкил, 2000. С. 22.

3. Турбина К.Е. Экономика страхования и перестрахования. - М.: Анкил, 1996. С. 40.

4. Пфайффер К. Введение в перестрахование. - М.: Анкил, 2000. С. 28.

5. Вестник ВАС РФ. - N 1. 2004. С. 95.

В.Ю.Абрамов

К. ю. н.,

руководитель

юридического департамента

ОАО "САК "Энергогарант"

Подписано в печать

15.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оценка незавершенного производства в строительных организациях ("Аудиторские ведомости", 2006, N 1) >
Статья: Аудит учетной политики ("Аудиторские ведомости", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.