Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Участие налоговых агентов в уплате НДС ("Финансовое право", 2006, N 1)



"Финансовое право", 2006, N 1

УЧАСТИЕ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ В УПЛАТЕ НДС

Традиционно налоговые агенты привлекаются к уплате прямых налогов, а именно налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Их участие в исполнении налоговой обязанности вызывается необходимостью воплощения принципа удобства налогообложения и обеспечения эффективного налогового администрирования. В последнее время интерес законодателя к институту налоговых агентов возрастает, что проявляется в совершенствовании норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих исчисление, удержание и перечисление ими косвенного налога - налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В соответствии со ст. 161 НК РФ налоговые агенты привлекаются к уплате НДС в следующих случаях.

1. При приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах.

2. При предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.

3. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах" предусматривается еще одно основание привлечения налоговых агентов к уплате НДС, вступающее в силу с 1 января 2006 г.: при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3130.

В каждом из перечисленных случаев отношения по исполнению налоговой обязанности возникают только с участием указанных в НК РФ налогоплательщиков и источников выплаты.

При приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве таковых. Налоговыми агентами признаются иностранные организации, добровольно вставшие на налоговый учет по НДС, а также российские организации и индивидуальные предприниматели.

По общему правилу как российские, так и иностранные организации подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах при наличии оснований, предусмотренных ст. 83 НК РФ <2>. Следовательно, если у иностранной организации отсутствуют транспортные средства, недвижимое имущество, обособленные подразделения на территории Российской Федерации, данная организация не является плательщиком налогов по соглашению о разделе продукции, то она вправе не вставать на налоговый учет. На такие иностранные организации распространяет свое действие норма, закрепленная в п. 1 ст. 161 НК РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См. также: Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25; Приказ МНС России от 28 июля 2003 г. N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах" // Еженедельное приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы". 2003. 27 авг. N 31.

Налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Налогообложение производится по расчетным налоговым ставкам в размере 9,09 или 15,25% в зависимости от вида товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ.

При сдаче в аренду государственного или муниципального имущества налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете и являющиеся арендаторами указанного имущества. Обязанность налоговых агентов возникает у них даже при условии, что они сами плательщиками НДС не являются либо освобождены от обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

В данном случае интересным представляется вопрос, возникают ли у арендатора обязанности по исчислению, удержанию и перечислению суммы НДС, если арендодатель-организация, у которой государственное имущество, являющееся предметом договора аренды, находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении.

В Определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 384-О <3> отмечается, что порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т.е. составляющего государственную казну (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. N 1.

Если организациям такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), исчисление и уплата в бюджет НДС осуществляются ими самостоятельно.

Пунктом 1 ст. 149 НК РФ предусмотрена льгота для арендодателей, предоставляющих в аренду помещения иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, освобождающая от налогообложения эти операции. Данная норма действует, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения, утвержден совместным Приказом МИД России N 13747 и МНС России N БГ-3-06/386 от 13 ноября 2000 г. <4>

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См.: Приказ МИД России и МНС России от 13 ноября 2000 г. N 13747/БГ-3-06/386 "Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям" // Экспресс-Закон. 2001. N 11.

Налоговые агенты определяют налоговую базу как сумму арендной платы с учетом НДС по каждому арендованному объекту имущества. Налогообложение производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25% в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> См. также: Калачева С.А. Аренда офисных, торговых, складских помещений. М.: Книга сервис, 2003. С. 138 - 139; Красноперова О.А. Арендные отношения: бухгалтерский учет и налогообложение. М.: ЗАО "Гросс Медиа Ферлаг", 2004. С. 79 - 80; Ямалтынов Т. Учет НДС в некоммерческих организациях при аренде федерального имущества // Финансовая газета. 2003. N 1 (59). С. 8 - 9.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Обязанность по исчислению и перечислению НДС у налоговых агентов в бюджет возникает вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС. При этом круг налогоплательщиков НК РФ не определен.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме за счет средств, полученных от продажи указанного имущества. Налоговая база определяется в общем порядке с учетом акцизов (для подакцизных товаров) исходя из рыночной стоимости имущества (ст. 40 НК РФ). Налогообложение производится по налоговой ставке в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Последний случай участия налоговых агентов в уплате НДС предполагает заключение договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров между иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, и организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность при реализации последними на территории Российской Федерации товаров указанных иностранных лиц.

Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДС возлагаются на организации и индивидуальных предпринимателей, а налогоплательщиками НДС признаются поручитель, комитент или принципал, товары которых реализуются продавцами - налоговыми агентами <6>. До настоящего времени в судебной практике возникали ситуации, когда товары на территории Российской Федерации продавались иностранными лицами через посредников, а исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет последними не осуществлялось, так как п. 2 ст. 161 НК РФ предусматривает исполнение обязанностей налоговых агентов лишь лицами, приобретающими товары (работы, услуги) у иностранных лиц <7>. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2004 г. N КА-А40/10462-04 отмечается, что ЗАО "Санофи" не является налоговым агентом в соответствии со ст. 161 НК РФ, т.к. им не приобретались товары у иностранного лица, и, следовательно, обязанности у данной фирмы по уплате НДС при реализации фармацевтических препаратов не существует. В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ ЗАО "Санофи", как налогоплательщик НДС, осуществляющий посредническую деятельность, исчисляет и включает в декларации по НДС только суммы дохода, полученные им от иностранной фирмы в виде посреднических вознаграждений, и НДС, исчисленные с таких сумм.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> См.: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3130.

<7> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2004 г. N КА-А40/10462-04; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 января 2004 г. N КА-А40/10745-03.

Налоговая база определяется как стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Налогообложение производится по налоговым ставкам в размере 10 и 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Помимо этого п. 1 ст. 156 НК РФ возлагает на российские организации и индивидуальных предпринимателей обязанность по уплате НДС в отношении оказываемых иностранному лицу посреднических услуг при исполнении этих договоров. Налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждений или любых иных доходов <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> См. также: Лозовая А.Н. Определение налоговой базы по НДС и уплата налога налоговыми агентами // Налоговый вестник. N 11. 2005. С. 35 - 36.

При реализации на территории Российской Федерации имущества со специальным статусом и товаров иностранных лиц налоговые агенты не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям, так как данным правом обладают только покупатели - налоговые агенты, а не продавцы товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В НК РФ не установлены сроки исчисления и удержания НДС налоговыми агентами, что следует рассматривать как пробел налогового законодательства. Предлагаем дополнить п. 3 ст. 174 НК РФ абзацем следующего содержания: "Налоговые агенты удерживают исчисленную сумму налога в момент фактической выплаты дохода от реализации товаров (работ, услуг), арендной платы или средств, полученных от реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, и ценностей, перешедших по праву наследования государству, а также средств, полученных от реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров".

Налоговые агенты перечисляют НДС в общем порядке, который предусмотрен ст. 45 НК РФ. Сроки перечисления НДС установлены в ст. 174 НК РФ. В соответствии с п. 4 указанной статьи в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщиком. Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручения на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручения на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности средств для уплаты всей суммы налогов <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> См. также: Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "Экзамен", 2004. С. 129.

По сути, данная норма устанавливает дополнительный запрет для кредитных организаций и тем самым дополняет нормы части первой НК РФ, определяющие их правовой статус. Вместе с тем меры ответственности банков за нарушение этого запрета законодательно не определены, что делает эту норму декларативной. Наиболее действенным продолжением этого запрета могло бы стать введение в гл. 18 НК РФ соответствующих санкций. Однако ответственность банков установлена в гл. 18 НК РФ безотносительно к каким-либо налогам. Поэтому введение в состав этой главы нормы, устанавливающей ответственность за нарушение запрета, предусмотренного ст. 174 НК РФ, нецелесообразно. Представляется необходимым установить общую ответственность за исполнение банками поручений налоговых агентов на перечисление денежных средств в пользу налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручения на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности средств для уплаты всей суммы налогов.

Таким образом, в ст. 174 НК РФ определены специальные сроки перечисления НДС лишь в отношении налоговых агентов по операциям с иностранными организациями, не состоящими в налоговых органах. В остальных случаях применяются общие сроки перечисления НДС, которые предусмотрены п. 1 ст. 174 НК РФ. В соответствии с ним уплата НДС по всем операциям на территории Российской Федерации, за исключением операций, связанных с пересечением таможенной границы, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В этой связи интересным является вопрос о сроках перечисления НДС налоговыми агентами, которые не являются налогоплательщиками. Поскольку по НДС два вида налоговых периодов - 1 месяц и I квартал, то в этом случае неясно, когда именно такие налоговые агенты обязаны перечислять налог. Частично эта проблема разрешается в п. 5 ст. 173 НК РФ, в соответствии с которым если лицо освобождено от исполнения обязанности плательщика НДС или вовсе не является плательщиком НДС и выставляет счета-фактуры покупателям, то на него возлагается обязанность по исчислению данного налога. Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога этими лицами производится по итогам каждого налогового периода, исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Правовое положение налоговых агентов различается в зависимости от того, являются ли они плательщиками НДС или освобождены от обязанностей налогоплательщиков. Это касается сроков предоставления налоговой декларации и прав использования налоговых вычетов.

Так, если налоговые агенты одновременно являются плательщиками НДС, то они обязаны предоставить налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 163 и п. 5 ст. 174 НК РФ). В данном случае налоговый период составляет календарный месяц. Если же налоговые агенты не являются налогоплательщиками, то налоговый период составляет квартал (п. 2 ст. 163 и п. 5 ст. 174 НК РФ).

Налоговая декларация представляется налоговыми агентами по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 31н <10>. Ими заполняются титульный лист и разд. 1.2 декларации "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" и разд. 2.2 декларации "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом". Если налоговые агенты осуществляют операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то ими заполняется разд. 5 декларации "Операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации". Если налоговые агенты являются одновременно налогоплательщиками, ими дополнительно заполняются разделы, предусмотренные для налогоплательщиков: разд. 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика", разд. 2.1 "Расчет общей суммы налога" и другие разделы <11>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> См.: Приказ Минфина от 3 марта 2005 г. N 31н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения" // Российская газета. 2005. 14 апр.

<11> См. также: Шапошникова О. Новые формы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость // Финансовая газета. N 20 (700). С. 6.

В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. С учетом изложенного возложение обязанности представлять налоговые декларации не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов не соответствует ст. 80 НК РФ.

Арбитражные суды отказывают налоговым органам в исках о привлечении налоговых агентов к ответственности за непредставление налоговых деклараций, мотивируя свои решения тем, что в диспозиции ст. 119 НК РФ субъектом ответственности называется налогоплательщик. Вместе с тем сам термин "налоговая декларация" неприменим к отчетной документации налоговых агентов. Поэтому п. 5 ст. 174 НК РФ нуждается в корректировке, а именно: применительно к налоговым агентам необходимо заменить термин "налоговые декларации" на "расчет по налогу".

В отношении прав на налоговые вычеты ими обладают только покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика. Исключением из этого правила является реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Особенностью правового положения налоговых агентов в области взимания НДС является оформление документов, необходимых для получения налоговых вычетов. В судебной практике возникает множество споров, касающихся возможности применения налоговых вычетов по НДС только на основании счетов-фактур <12>. НК РФ и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС не обязывают налоговых агентов выписывать счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок и книге продаж <13>. Из буквального толкования п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты производятся налоговыми агентами на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного ими. Данное положение находит подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 384-О. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления вычетов по НДС.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2004 г. N КА-А40/10025-04-П; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2004 г. N КА-А40/9233-04.

<13> См. также: Красноперова О.А. Арендные отношения: бухгалтерский учет и налогообложение. М.: ЗАО "Гросс Медиа Ферлаг", 2004. С. 82.

Что касается обязанности налоговых агентов представлять в налоговые органы сведения об исчисленных, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных суммах НДС, то она регламентируется п. 5 ст. 174 НК РФ.

Следует отметить, что не все обязанности налоговых агентов, которые закреплены в ст. 24 НК РФ, нашли должное отражение в гл. 21 НК РФ. Пункт 3 ст. 24 НК РФ возлагает на налоговых агентов обязанность вести учет выплаченных доходов, в том числе индивидуально по каждому налогоплательщику. По НДС каких-либо положений, детализирующих данную обязанность, не содержится. По нашему мнению, это не дает оснований полагать, что налоговые агенты освобождаются от ведения учета доходов налогоплательщиков в рамках обложения НДС. Данный вывод основывается на том, что ст. 174 НК РФ обязывает налоговых агентов представлять налоговые декларации, то есть отчетную документацию. Для правильного и точного составления отчетных документов налоговые агенты должны обладать исходными данными обо всех доходах, выплаченных ими налогоплательщикам. Поэтому ведение учета налоговыми агентами - это обязательное условие исполнения обязанности по налоговому декларированию. Однако единых требований к формам учетных документов и порядку их заполнения не установлено, что, несомненно, затрудняет контроль за полнотой и своевременностью исполнения налоговыми агентами своих обязанностей.

Резюмируя рассмотрение использования налоговых агентов в механизме исполнения обязанности по уплате НДС, необходимо отметить следующее.

Налоговые агенты участвуют в уплате НДС в четырех случаях, предусмотренных ст. 161 НК РФ. В настоящее время законодательство о налогах и сборах, регулирующее привлечение налоговых агентов к уплате НДС, совершенствуется. Вместе с тем нормы гл. 21 НК РФ, устанавливающие обязанности налоговых агентов применительно к НДС, противоречат отдельным положениям части первой НК РФ, а также в них содержатся правовые пробелы по данным вопросам, что требует более тщательного внимания законодателя.

В.Ф.Евтушенко

Преподаватель

кафедры налогового права

ВГНА Минфина России

Подписано в печать

14.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Заключаем договор правильно ("Бюджетный учет", 2006, N 1) >
Вопрос: Организация приобретает у физического лица долю в уставном капитале другой компании, принадлежащей ему 7 лет. Каков порядок уплаты НДФЛ? ("Финансовая газета", 2005, N 50)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.