|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Оперативный учет ("Бюджетный учет", 2006, N 1)
"Бюджетный учет", 2006, N 1
ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ
На совещании сотруднику Министерства финансов РФ был задан вопрос о том, как грамотно учитывать основные средства стоимостью до 1000 руб. "Ведите оперативный учет", - таков был ответ. О новых способах организации подобного учета рассказывает И.Н. Ксендзов, руководитель аналитического отдела консалтинговой компании.
Кто должен задуматься над разработкой методических указаний по учету основных средств стоимостью до 1000 руб., рассказано на с. 28 настоящего номера. Пока нет методических рекомендаций, на практике бухгалтеры поступают чаще всего следующим образом. По учреждению издается приказ или распоряжение. Без этих документов в случае пропажи основного средства трудно будет подобрать юридические основания для предъявления каких-либо исков. В распорядительном документе оговаривается, что в связи с контролем за использованием основных средств стоимостью до 1000 руб., переданных в эксплуатацию, объекты должны отражаться в оперативном учете. Обычно указывают материально-ответственное лицо, порядок учета (в денежном выражении, в количественном выражении), порядок списания. Как правило, комиссия по списанию утверждается в том же составе, что и по остальным основным средствам. Не важно, как ведется оперативный учет: в оборотках или на забалансовых счетах. Основное требование, которое должны уяснить программисты: информация не должна попадать в Главную книгу. Вот пример решения такой задачки. В программе каждое материально-ответственное лицо учитывается в закодированном виде. Код присваивается после заключения с сотрудником договора о материальной ответственности. Оборотные ведомости по основным средствам можно печатать в том числе и в разрезе по МОЛам. При передаче имущества под ответственность от одного лица к другому (внутреннее перемещение) ставится признак, чтобы проводки не отражались в Главной книге. Таким образом, проводки отображаются только для изменения материально-ответственного лица. Конечно, оперативный учет основных средств охватывает не только их "малоценную" часть. Он служит для формирования отчетности по различным фильтрам и группировкам. А современные средства автоматизации позволяют значительно сократить затраты на инвентаризацию и собственно учет товарно-материальных запасов.
Технические возможности
Для решения задачи полной автоматизации оперативного учета основных средств и материально-производственных запасов в последнее время широко применяют несъемные пленочные этикетки со штриховым кодированием, терминалы сбора данных и особое программное обеспечение. Штрих-кодовые этикетки наподобие тех, какие можно увидеть на товарах в супермаркетах, - аналог инвентарной бирки. При попытке переклейки этикетки с одного объекта на другой штрих-код разрушается. Для сбора информации о приходе, перемещении и снятии с учета помеченных объектов используются недорогие ручные компьютеры со встроенным сканером штрих-кода. Ручной компьютер позволяет производить сбор и предварительную обработку информации с последующим переносом ее в настольный компьютер. Широкий выбор этикеток, устойчивых к влаге и другим внешним факторам, наличие различных вариантов исполнения ручных компьютеров позволяют успешно использовать данное решение как в помещениях (офис, отапливаемые склады и другое), так и на открытом воздухе в различных климатических условиях (неотапливаемые склады, оборудование, расположенное на улице, удаленные объекты учета и другое). До недавнего времени большинство бухгалтеров бюджетных учреждений о таких чудесах техники могли только мечтать. Однако благодаря обязательной автоматизации, без которой невозможно внедрение новых правил бюджетного учета, оперативный учет государственного имущества может быть организован на новом уровне. При этом максимально эффективно решается задача маркировки имущества с целью предотвращения несанкционированной замены инвентарных единиц.
Минобороны США рекомендует
В конце прошлого века американские военные заявили, что их не устраивает "бумажно-компьютерная" бухгалтерская система. Дотошные заокеанские представители аналога нашей Счетной палаты подсчитали, что учет материальных ценностей требует бюджетных средств в размере 15 процентов от стоимости этих же ценностей. Чтобы разобраться в причинах таких затрат, было проведено тестирование счетных работников. Оказалось, что при ручном вводе 70 млн символов каждый сотрудник в среднем допустил 22 тыс. ошибок. Сочтя подобные цифры недопустимыми, Министерство обороны США провело самый масштабный на сегодняшний день эксперимент в области выяснения эффективности применения штрихового кодирования. С некоторыми его результатами вы можете ознакомиться в таблице "Эффективность применения штрих-кода в оперативном учете".
Эффективность применения штрих-кода в оперативном учете
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Объект оценки | Эффективность | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Ввод операций в компьютер |10—кратное увеличение скорости | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Стоимость обработки информации |5—кратное удешевление | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Вероятность ошибок при вводе |Сведена к нулю | |информации | | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Практики рассказывают
Пользоваться плодами современных технологий совсем несложно. В вашей бухгалтерской программе уже есть справочник основных средств. Он перекачивается из бухгалтерской программы с помощью специального программного модуля, который забирает и обрабатывает эту информацию. Потом эта информация кодируется в штрих-коды и распечатывается на особом (термотрансферном) принтере. Для печати этикеток можно использовать дешевую бумагу. Печать на особой бумаге, оставляющей после себя неудаляемое изображение, сигнализирующее о том, что наклейка прежде была на данном месте, рекомендуют в основном для усиления контроля за сохранностью объектов учета. Из огромного многообразия возможностей штрих-кодового оперативного учета можно выделить следующие.
1. Инвентаризация
На терминал сбора данных устанавливается программа "Инвентаризация имущества" и загружаются справочники с перечнем объектов учета. Сотрудник учреждения (оператор) считывает при помощи лазерного сканера штриховой код со всех подлежащих учету предметов. В процессе инвентаризации выполняются выбор места хранения и сканирование всех объектов учета. На каждый считанный код отображается его наименование. Если код не найден в справочнике - дается предупреждение, что объект учета с данным кодом не найден. Если оператор обнаружил плохую этикетку, то он может ее отметить как требующую замены. При этом поврежденный штрих-код имущества либо сканируется, либо вводится вручную. При невозможности определения кода оператор выбирает имущество из списка объектов учета, закрепленного заданным местом хранения. Так, можно легко определить предметы, которые еще не учтены, а также учтены, но закреплены, скажем, за другим помещением. Существует и возможность объединения предметов учета в комплекты независимо от их месторасположения на территории. В специальные файлы (файл) записывается следующая информация, которая позже будет перенесена в обычный настольный компьютер: - ввод в базу нового имущества и его закрепление за местом хранения или материально-ответственным лицом; - перечень имущества, которое подлежит реализации (списанию); - перечень имущества, этикетки на котором необходимо заменить.
2. Регистрация выбытий и перемещений
При перемещении имущества оператор считывает штриховой код, программа определяет место хранения, за которым закреплено данное имущество, и его наименование. Оператор выбирает новое место хранения из списка, загруженного в терминал, и сохраняет данные. Если имущество снимается с учета, оператор считывает штриховой код и указывает причину выбытия, например, номер приказа или распоряжения. При подготовке имущества к реализации оператор считывает штриховой код сканером или вводит его вручную. В результате список, необходимый для отгрузочных документов, формируется автоматически.
3. Безопасность
Терминал сбора данных, так же как и компьютерная бухгалтерская программа, может быть предназначен для одновременной работы нескольких операторов. Чтобы организовать контроль за действиями сотрудников учреждения, разработчики программного обеспечения предусмотрели возможность ограничения прав доступа оператора к выполняемым операциям. Кроме того, ведется журнал действий каждого оператора. В нем отражаются тип операции, производимые действия, время выполнения операции.
И.Н.Ксендзов Руководитель аналитического отдела консалтинговой компании Подписано в печать 13.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |