Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Льгота по налогу на имущество для компаний сотовой связи ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 12)



"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 12

ЛЬГОТА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

ДЛЯ КОМПАНИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Для правильного применения льготы, предусмотренной п. "г" ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", необходимо установить, что понимается под "линиями связи и сооружениями, предназначенными для поддержания в эксплуатационном состоянии линий связи" применительно к организациям, оказывающим услуги сотовой связи.

Сотовая связь - это вид подвижной радиотелефонной связи. При организации телефонного соединения между абонентами сети сотовой связи и с абонентами других сетей связи задействуются следующие средства и сооружения связи:

1) сигнал абонентского терминала (радиотелефона) принимается и обрабатывается оборудованием базовой станции;

2) вызов, принятый и обработанный базовой станцией, передается на коммутатор сотовой сети посредством радиорелейной линии связи или иного канала связи;

3) коммутатор производит коммутацию (соединение) вызова от одного абонента к другому либо к абонентам других сетей связи посредством соединительных линий к телефонной сети общего пользования.

Линия связи в данном случае представляет собой совокупность устройств, средств и сооружений связи, задействованных для организации соединения между абонентами.

В состав имущества, необходимого для оказания услуг сотовой связи, включаются оборудование базовых станций (обеспечивает прием и передачу сигнала от радиотелефона абонента) и коммутаторы (обеспечивают переадресацию сигнала другому абоненту).

В свою очередь, в состав базовых станций могут включаться радиорелейные станции, которые передают на коммутатор сигнал, принятый базовой станцией, а также оборудование, необходимое для функционирования базовой станции, - мачты для размещения антенн, источники бесперебойного электропитания, кондиционеры.

Налоговые органы считают, что организации, оказывающие услуги сотовой связи, вправе включить в состав льготы только стоимость радиорелейных станций. Позиция налоговых органов основывается на Письме Минсвязи России от 27.03.1996 N 55-у "О льготе по налогу на имущество". В связи с поступившими запросами по поводу применения льготы по налогу на имущество в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" Минсвязи России в названном Письме сообщило, что "согласно действующим нормативным документам к понятию "линии связи" относятся (кроме воздушных и кабельных) радиорелейные и космические линии связи".

На основании сказанного Минсвязи России подтвердило, что в перечень имущества, относящегося к линиям связи и энергопередачи, а также сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, входят, в частности, радиорелейные линии связи с полным набором сооружений, технологического, вспомогательного и измерительного оборудования.

Считаем, что упомянутое Письмо Минсвязи России не дает ответа на вопрос, какое имущество организаций, оказывающих услуги сотовой связи, подлежит льготированию.

Во-первых, данное Письмо представляет собой ответы на конкретные запросы, касающиеся только радиорелейных и космических линий связи.

Во-вторых, содержащуюся в Письме ссылку на ГОСТ 24375-80 "Радиосвязь. Термины и определения" применительно к организациям сотовой связи нельзя признать обоснованной, поскольку в 1980 г. сотовая связь в СССР не эксплуатировалась.

В Письме УМНС России по г. Москве от 24.09.2003 N 23-06/52441 говорится, что организации сотовой связи вообще не вправе льготировать свое имущество, предназначенное для оказания услуг сотовой связи:

"Льготирование по налогу на имущество предприятий линий связи обусловлено высокой стоимостью линий связи (как линейных объектов) в связи с протяженностью на территории РФ и большими затратами, связанными с их строительством. Поэтому при введении налога на имущество предприятий учитывалась фактическая способность организаций связи к уплате налога со стоимости линий связи.

К указанным объектам относятся имущественные линии связи общего пользования и сооружения, предназначенные для поддержания их в эксплуатационном состоянии (проводные, волоконно-оптические, стекловолоконные и др.).

К таким линиям связи не относятся сотовая связь, спутниковая связь, радиосвязь, т.е. объекты, в которых задействованы только средства связи (приемники, передатчики, ретрансляторы и иные средства связи (передающее и принимающее оборудование)".

В изложенном Письме под линиями связи понимаются только кабельные линии связи. Эта позиция не основана на законе.

Таким образом, по мнению налоговых органов, организации сотовой связи не могут включить имущество, которое необходимо для оказания услуг сотовой связи, в состав льготы по налогу.

Считаем такой подход неправомерным.

Поскольку в налоговом законодательстве отсутствует понятие "линии связи", в силу ст. 11 НК РФ следует обратиться к актам законодательства о связи. Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" линии связи - это линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи. Физические цепи - среда распространения электромагнитных колебаний (эфир, кабели, антенно-фидерные устройства).

Для подтверждения обоснованности своей точки зрения налогоплательщик вправе обратиться за разъяснениями в государственные органы управления в сфере связи.

Например, в конкретном деле налогоплательщик представил как доказательство обоснованности льготирования налогом на имущество ответ территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере связи. Из ответа следовало, что базовые станции, вспомогательное оборудование, коммутаторы являются составной частью линий связи. К тому же данная льгота обусловлена функциональным назначением, а не наименованием имущества.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 318, названная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

В соответствии с п. 6.2 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи имеет право давать разъяснения государственным органам, юридическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере ведения службы, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

Таким образом, в состав линий связи входят все средства связи организаций сотовой связи, обеспечивающие прохождение сигнала между абонентами <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Базовые приемопередающие станции, радиорелейные станции связи, обеспечивающие внутрисетевое взаимодействие в сетях сотовой связи, контроллеры, коммутаторы.

Изложенная выше позиция налогоплательщика подтверждается судебной практикой.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.12.2004 N КА-А40/11366-04 отметил следующее. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налоговый орган неправомерно не признал право на льготу у общества, причем ссылка его на отсутствие термина "линии связи" в ГОСТах по отрасли "Связь", а также отсутствие утвержденного Министерством связи РФ и согласованного с МНС России и Минфином России перечня объектов, входящих в состав линий связи, является необоснованной.

При этом суд правомерно исходил из определений, данных в Федеральном законе "О связи", разъяснений Минсвязи России понятия "линия связи", содержащихся в Письмах от 04.07.2002 N ДЭС-5-23-3103 и от 01.07.2002 N 32/2251, согласно которым базовые станции сотовых сетей подвижной связи, включающие комплекс приемопередающего оборудования, антенно-фидерные устройства, устройства электропитания и другое вспомогательное оборудование, входят в состав линий связи у операторов сотовой связи, к которым относится и ОАО "Московская сотовая связь".

Аналогичный подход к решению подобных споров закреплен в судебных актах, принятых федеральными арбитражными судами других округов.

В заключение можно сделать вывод, что организации, оказывающие услуги сотовой связи, вправе включить в состав льготы по налогу на имущество, установленной п. "г" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", все имущество, необходимое для оказания услуг сотовой связи.

И.А.Бурнашев

Консультант

юридического агентства "ЮНЭКС"

г. Казань

Подписано в печать

12.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет фактической способности уплатить единый налог на вмененный доход ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 12) >
Статья: Как организовать бухгалтерский учет операций по договору давальческой переработки? ("Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.