|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Зимние маневры столичных бухгалтеров ("Московский бухгалтер", 2005, N 16)
"Московский бухгалтер", 2005, N 16
ЗИМНИЕ МАНЕВРЫ СТОЛИЧНЫХ БУХГАЛТЕРОВ
В декабре зима наконец-то начала брать свое: морозец по утрам уже вполне ощутимый. По традиции больше остальных скользкая дорога волнует водителей. Ведь если круглый год ездить на летней резине, в конце концов выйдет себе дороже. Поэтому предприятия, имеющие на балансе автомобили, к началу сезона закупили зимние шины. Но как бухгалтеру отразить их в учете?
Есть ли нормы списания шин?
Бухгалтерский и налоговый учет сезонной резины имеет свои особенности. Необходимо помнить, что автомобильные шины, камеры и ободные ленты в зависимости от способа поступления на предприятие относятся к различным статьям баланса. Еще одна проблема - определить принадлежность покупаемых товаров. По идее покрышки являются частью автомобиля и могут быть учтены в составе основного средства. Но купленную резину можно использовать и на других автомобилях. В этом случае ее лучше принять к учету как запчасти. Тогда их следует списать на стоимость ремонта автомобиля. В любой ситуации как на летнюю, так и на зимнюю резину придется рассчитывать амортизационные отчисления. Шины, приобретенные изначально в составе транспортного средства, учитывают на счете основных средств. Оформление ведут в соответствии с первичными документами. Сначала бухгалтер выписывает приходный ордер по форме М-4 (Постановление Госкомстата от 30 октября 1997 г. N 71а). При отпуске покрышек в эксплуатацию выписывают требование-накладную по форме М-11 (при отсутствии склада - акт произвольной формы). На каждую шину, установленную на автомобиль, заводится карточка учета, где указываются дата ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, повреждения и износ. Автошины меняют по разным причинам: замена изношенных шин, замена сезонных шин и замена изношенных сезонных. Лучше всего заранее разработать график смены резины на автомобиле. Он должен быть подписан руководителем организации.
Нормы списания шин установлены Распоряжением Минтранса от 5 января 2004 г. N АК-1-р "О продлении срока действия руководящего документа "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (3112199-1085-02 РД)". Несмотря на то что распоряжения Минтранса не входят в законодательную систему по бухгалтерскому и налоговому учету, некоторые налоговики могут настаивать на том, что фирма должна отражать данные расходы в пределах норм. На этот случай существует старое Письмо Минфина от 25 марта 1975 г. N 23В "О нормах затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин". В нем сказано, что организации самостоятельно устанавливают нормы использования каждого вида автошин. Правда, на практике чаще всего расходы учитывают в зависимости от пробега. Ну а чтобы у налоговых инспекторов вообще не было претензий к вашей фирме, даты замены автомобильных покрышек должны совпадать со сроками их полного списания посредством амортизации.
Покупаем, меняем, учитываем
Что касается смены летней резины на зимнюю, достаточно просто установить фиксированную дату, когда это должно происходить. Но перед этим резину нужно еще купить. При приобретении шин для замены их учитывают на счете 10 "Материалы" (субсчет 10-5 "Запасные части") как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 42, 43 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса от 24 июня 2003 г. N 153). Замена изношенных автомобильных шин отражается как расходы на текущий ремонт автомобиля. Аналогично учитывается возможный ремонт при сезонном техническом обслуживании. При расчете себестоимости эти затраты войдут в расходы по поддержанию основных фондов в рабочем состоянии. Бухгалтер их оформляет следующими проводками: Дебет 10 Кредит 60 - оприходование запчастей; Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС по новым запчастям; Дебет 68 Кредит 19 - НДС принят к вычету; Дебет 20, 26, 44 Кредит 10 - при установке запчастей на автомобиль их стоимость полностью списывается; Дебет 10 Кредит 91 - оприходование старых запчастей. Нормативные документы разрешают на выбор один из трех способов учета затрат на ремонт основных средств: - с единовременным отнесением затрат на текущие расходы; - с созданием резерва на проведение ремонта основных средств; - с отнесением расходов на счет будущих периодов. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике организации. Поскольку зимние шины эксплуатируются только в течение холодного времени года, расходы по ним не могут быть приравнены к ремонту автомобиля. Их рассматривают как отпуск материалов во временную эксплуатацию. В налоговом учете затраты единовременно включают в состав материальных на дату передачи в эксплуатацию (пп. 2 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 252 НК). Учет ведут в аналитическом разделе "Автомобильные шины в эксплуатации". По окончании сезона приобретенные шины снова возвращаются на склад. Их стоимость отражают с учетом износа в зависимости от пробега. Для этого бухгалтер составляет бухгалтерскую справку-расчет и приходный ордер (ф. М-4). На основании п. 6 ст. 254 Налогового кодекса переданные на склад зимние шины рассматривают как материальные ресурсы, частично утратившие свои потребительские свойства. Здесь налоговики снова не дремлют. Они считают, что это не обратная передача на склад сезонных шин, а получение возвратных материалов. При этом возвращенные покрышки, по их мнению, необходимо приходовать по рыночным ценам. На сумму отходов, полученных при возврате сезонных шин на склад, весной нужно уменьшить материальные расходы фирмы. Но предупреждаем: подобных требований нет ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве.
Все правильно сделал...
Капитальный ремонт и сезонное техническое обслуживание (в том числе и смену шин) можно предусмотреть в договоре добровольного автострахования. В этом случае согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" такие затраты для целей бухгалтерского учета признаются прочими расходами. Страховые взносы по договору бухгалтер отразит проводкой: Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 97 - начислены страховые взносы. Что касается налогового учета, эти суммы относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Имейте в виду: в их состав включают только платежи в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством. Если организация применяет метод начисления, а срок действия договора ДСАГО составляет несколько отчетных периодов, то расходы принимаются к налоговому учету равномерно в течение срока действия контракта (п. 6 ст. 272 НК). Это относится к ситуации, когда по условию договора перечисляется сразу вся сумма страхового платежа. Нередко возникают вопросы: что делать, если договор страхования заключается не с начала отчетного периода, и как в этом случае распределять расходы? Ответ на них дал Закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ. Он внес поправки в п. 6 ст. 272 Налогового кодекса, которые объясняют, как именно распределять расходы в этом случае. Таким образом, эти затраты бухгалтер должен признавать равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней. Еще один немаловажный момент: можно ли полностью включать в состав расходов затраты на ремонт автомобиля после ДТП? Так, согласно п. 2 ст. 265 Налогового кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные фирмой в результате чрезвычайных ситуаций. То есть компания должна показывать в налоговом учете не общую сумму доходов и расходов по страховому случаю, а только разницу между ними, представляющую собой убыток. Но обратите внимание - в п. 3 ст. 250 Налогового кодекса указано, что в состав внереализационных доходов полностью включаются суммы возмещения убытка или ущерба.
Осталось только заправиться
В принципе особых проблем в учете расходов на "заправку" не возникает. Израсходованные ГСМ уменьшают прибыль организации. Существует только один небольшой нюанс для столичных компаний: два раза в год мэр Москвы издает распоряжение о переходе на зимний и весенний периоды. Чтобы обосновать увеличение расхода топлива и смазок, необходимо рассчитать и закрепить внутренним приказом нормы расхода на летний и зимний периоды. Устанавливая их, организации в основном используют Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом от 29 апреля 2003 г. N Р3-112194-0366-03. В зимний период для предприятий Москвы и области применяется увеличивающий коэффициент - до 10 процентов к базовой норме расхода. Эти нормы достаточно разумны. Предприятиям, неподведомственным Министерству транспорта, можно их не применять. Однако эксперты рекомендуют ими руководствоваться, так как налоговые службы при проверке исчисления налога на прибыль предпочитают их придерживаться. Напомним, базовую норму расхода можно взять из технической документации к вашему автомобилю (это касается и тех авто, которые не упомянуты в документе Минтранса о нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте).
Е.Лысянская Подписано в печать 09.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |