|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об особых экономических зонах ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 24)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 24
ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
26 августа 2005 г. вступил в силу Закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ. Он установил единые правила создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон на территории РФ. Какие плюсы несет это новшество для организаций и предпринимателей?
Что такое особая экономическая зона
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории РФ, где действует особый режим предпринимательской деятельности. Правительство определяет территории, на которых такие зоны будут расположены, а также виды деятельности, ведение которых разрешается в ОЭЗ. Свое решение Правительство оформляет в виде постановления. ОЭЗ создаются для развития: - обрабатывающих отраслей экономики; - высокотехнологичных отраслей;
- производства новых видов продукции; - транспортной инфраструктуры. Поэтому на территории ОЭЗ нельзя вести добычу и переработку полезных ископаемых, перерабатывать лом цветных и черных металлов, а также производить и перерабатывать подакцизные товары. Исключением являются легковые автомобили, которые разрешено производить на территории ОЭЗ. При создании ОЭЗ необходимо соблюдать следующие условия. Во-первых, ОЭЗ должна находиться в пределах одного муниципального образования, но в то же время не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Во-вторых, ОЭЗ может создаваться только на тех земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Иными словами, нельзя создать ОЭЗ на наделах, которые принадлежат гражданам или юридическим лицам. Исключением являются участки земли, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры ОЭЗ. В-третьих, на территории ОЭЗ не должно быть объектов жилищного фонда. Кроме того, те объекты, которые расположены на территории ОЭЗ, должны находиться в собственности государства или муниципалитета (за исключением объектов инженерной инфраструктуры). ОЭЗ создается на 20 лет. Причем продлить этот срок нельзя. В некоторых случаях Правительство РФ может принять решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ. Особые экономические зоны бывают двух видов: промышленно-производственные (ПП ОЭЗ) и технико-внедренческие (ТВ ОЭЗ). Характеристики видов ОЭЗ мы привели в таблице 1.
Таблица 1. Виды особых экономических зон
———————————————T——————————————————————————T——————————————————————¬ | Показатели | Промышленно— | Технико— | | | производственные ОЭЗ | внедренческие ОЭЗ | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Площадь |Не более 20 кв. км |Не более 2 кв. км (не | |участков | |более двух участков) | |территории, | | | |на которых | | | |создаются | | | |ОЭЗ | | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Резидентами |Коммерческие организации |Индивидуальные | |ОЭЗ могут |(за исключением унитарных |предприниматели или | |стать |предприятий) |коммерческие | | | |организации (за | | | |исключением унитарных | | | |предприятий) | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |На территории |Промышленно— |Технико—внедренческую | |ОЭЗ резиденты |производственную |деятельность (создание| |должны вести |деятельность (производство|и реализация научно— | | |и переработка товаров |технической продукции,| | |(продукции) и их |доведение ее | | |реализация) |до промышленного | | | |применения, включая | | | |изготовление, | | | |испытание и реализацию| | | |опытных партий, | | | |а также создание | | | |программных продуктов,| | | |систем сбора, | | | |обработки и передачи | | | |данных, систем | | | |распределения | | | |вычислений и оказание | | | |услуг по внедрению и | | | |обслуживанию таких | | | |продуктов и систем) | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Дополнительные|Резиденты обязаны | — | |обязанности |осуществить инвестиции | | |резидентов ОЭЗ|в сроки, предусмотренные | | |по соглашению |соглашением. | | | |Общий объем инвестиций | | | |в основные средства, | | | |предусмотренный | | | |соглашением, не может быть| | | |меньше суммы в рублях, | | | |эквивалентной 10 000 000 | | | |евро по курсу ЦБ РФ | | | |на день подачи заявки | | | |на заключение соглашения. | | | |В течение года со дня | | | |заключения соглашения | | | |резидент должен | | | |осуществить капитальные | | | |вложения в основные | | | |средства не менее чем | | | |на сумму в рублях, | | | |эквивалентную 10 000 000 | | | |евро | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Орган |Земельный участок, |Государственное или | |управления |расположенный в ОЭЗ. |муниципальное | |обязан |Кадастровый учет |имущество, | |предоставить |проводится за счет |расположенное | |резиденту |резидента |на территории ОЭЗ | |в аренду | | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Соглашением |Договор аренды |Договор аренды | |может быть |государственного или |земельного участка, | |предусмотрена |муниципального недвижимого|расположенного | |обязанность |имущества, которое |на территории ОЭЗ. | |органов |находится на территории |Кадастровый учет | |управления ОЭЗ|ОЭЗ |земельного участка | |заключить | |проводится за счет | |с резидентом | |резидента | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Заявка на |1) сведения |1) сведения | |заключение |о предполагаемой |о предполагаемой | |соглашения |деятельности заявителя; |деятельности | |должна |2) сведения о площади |заявителя; | |включать |земельного участка, |2) сведения | |в себя |необходимого для ведения |о государственном или | | |деятельности; |муниципальном | | |3) сведения |имуществе, необходимом| | |о предполагаемых объемах |для ведения | | |капитальных вложений |деятельности | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Экспертиза |Банком или другой |Экспертным советом по | |бизнес—плана |кредитной организацией. |ТВ ОЭЗ | |заявителя |Положительное заключение | | |проводится |на бизнес—план прилагается| | | |к заявке | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Соглашение |Заявки и документов, |Решения экспертного | |заключается |представленных |совета по ТВ ОЭЗ о | |органом |претендентом |поддержке бизнес—плана| |управления ОЭЗ| | | |на основании | | | L——————————————+——————————————————————————+——————————————————————— Функции в области управления ОЭЗ, а также обязанности по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности возложены на Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, которое создано Указом Президента РФ от 22.06.2005 N 855. Агентство находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
Как стать резидентом ОЭЗ
Не все организации и предприниматели, которые ведут коммерческую деятельность на территории ОЭЗ, являются ее резидентами. Для того чтобы получить статус резидента ОЭЗ, организация должна зарегистрироваться на ее территории и заключить соответствующее соглашение с территориальными органами Федерального агентства по управлению ОЭЗ. В зависимости от вида ОЭЗ коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) могут стать либо резидентами ПП ОЭЗ, либо резидентами ТВ ОЭЗ. Индивидуальные предприниматели могут претендовать только на статус резидентов ТВ ОЭЗ. На территории ОЭЗ резиденты могут вести только тот вид предпринимательской деятельности, который указан в соглашении. Поэтому резиденты ПП ОЭЗ заключают с Федеральным агентством соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, а резиденты ТВ ОЭЗ - соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. В течение трех дней с момента подписания соглашения территориальные органы Федерального агентства по управлению ОЭЗ вносят соответствующую запись о регистрации нового лица в реестр резидентов и выдают новоиспеченному резиденту Свидетельство о регистрации. Форма Свидетельства будет утверждена Агентством. На следующий день после регистрации нового резидента сведения о нем поступают в налоговые и таможенные органы. Туда же передается и копия соглашения. Учтите, что резиденты ОЭЗ не имеют права открывать филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Лишиться своего статуса резидент может только в судебном порядке. Основанием для обращения в суд органов Федерального агентства по управлению ОЭЗ могут быть случаи, когда резидент ОЭЗ, например, совершил два и более существенных нарушения налогового или таможенного законодательства или не выполнил предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой комплексной проверки, и т.д.
Таможенный режим
На территории ОЭЗ устанавливается особый таможенный режим - режим свободной таможенной зоны (СТЗ), который регулируется положениями гл. 8 Закона N 116-ФЗ (см. таблицу 2), и он действует в течение всего срока существования ОЭЗ.
Таблица 2. Порядок уплаты таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров
———————————————T——————————————————————————T——————————————————————¬ | Вид операции | Иностранные товары | Российские товары | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————| |Ввоз товаров |НДС, акцизы и таможенные | — | |на территорию |пошлины не уплачиваются. | | |ОЭЗ с |Запреты и ограничения | | |территории |экономического характера | | |иностранного |на указанные товары не | | |государства |применяются | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Ввоз товаров |Суммы ввозных таможенных |НДС и акцизы | |на территорию |пошлин, НДС и акцизов, |уплачиваются как при | |ОЭЗ с |уплаченных при ввозе на |экспорте товаров. | |территории РФ |территорию РФ, |Таможенные пошлины не | |(или покупка |возвращаются таможенными |уплачиваются | |товаров у |органами, если при вывозе | | |нерезидентов |товаров с таможенной | | |ОЭЗ) |территории РФ | | | |предусмотрено освобождение| | | |от уплаты ввозных пошлин и| | | |НДС или их возврат | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Вывоз товаров,|НДС и акцизы уплачиваются |НДС и акцизы | |помещенных под|по ставкам, действующим на|уплачиваются по | |режим СТЗ, на |дату подачи таможенной |ставкам, действующим | |территорию РФ |декларации или на дату |на дату подачи | |(или продажа |продажи. |таможенной декларации | |товаров |Таможенные пошлины |или на дату продажи. | |нерезидентам |рассчитываются |Таможенные пошлины не | |ОЭЗ) |(по выбору резидента ОЭЗ):|уплачиваются. | | |— либо по ставкам, |Таможенное оформление | | |установленным для |осуществляется по | | |иностранного товара, |правилам, | | |ввезенного на территорию |установленным для | | |ОЭЗ; |таможенного оформления| | |— либо по ставкам, |иностранных товаров | | |установленным для товара, |при их выпуске для | | |изготовленного на |свободного обращения | | |территории ОЭЗ. |на территории РФ | | |Таможенная стоимость и | | | |количество товаров | | | |определяются: | | | |— в целях расчета | | | |таможенных пошлин — на | | | |день их помещения под | | | |таможенный режим СТЗ; | | | |в целях расчета НДС и | | | |акцизов — на день подачи | | | |таможенной декларации | | | |в связи с вывозом товаров | | | |или на день их продажи | | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Вывоз товаров,|НДС, акцизы и таможенные |НДС, акцизы и | |помещенных под|пошлины не уплачиваются |таможенные пошлины не | |режим СТЗ, на | |уплачиваются. | |территорию | |Перевозка товаров | |другой ОЭЗ | |осуществляется по | | | |правилам внутреннего | | | |таможенного транзита, | | | |установленного в | | | |отношении иностранных | | | |товаров | +——————————————+——————————————————————————+——————————————————————+ |Вывоз товаров,|Ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы не | |помещенных под|взимаются. | |режим СТЗ, за |Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в | |пределы РФ <*>|соответствии с режимом экспорта. Таможенное | | |оформление товаров осуществляется в соответствии | | |с таможенным режимом экспорта | L——————————————+—————————————————————————————————————————————————— ————————————————————————————————<*> За исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывезенных за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии (без учета естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения).
Под таможенный режим СТЗ помещаются только те товары, которые находятся на территории ОЭЗ и используются резидентами для осуществления деятельности. Товары могут быть ввезены с территории России, из-за рубежа или приобретены на территории ОЭЗ у лиц, которые являются нерезидентами. Резиденты могут использовать эти товары по своему усмотрению, за исключением тех операций, перечень которых утвердит Правительство РФ. На территории ОЭЗ работники таможни осуществляют свой контроль в соответствии с таможенным законодательством РФ. Помимо этого они дают санкцию на ввоз и вывоз товаров, а также осуществляют их идентификацию. Кроме того, уничтожать или продавать товары, помещенные под таможенный режим СТЗ, другому резиденту ОЭЗ можно только с разрешения таможенных органов. Не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года резиденты ОЭЗ должны проинформировать налоговые органы о своих планах на будущий год. Они должны представить в письменной форме согласованные с органом управления ОЭЗ сведения: - о товарах, которые резидент планирует ввезти на территорию ОЭЗ; - об операциях, которые будут с ними совершены; - о товарах, которые будут изготовлены; - о системе расчета ставок таможенных пошлин при вывозе иностранных товаров за пределы ОЭЗ или при их продаже нерезидентам ОЭЗ. Один раз в квартал резидент имеет право внести исправления в те сведения, которые он представил ранее, но не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации. Такой же срок установлен для сообщения в таможенные органы о первой партии товаров. Организациям и предпринимателям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, помимо бухгалтерского и налогового учета придется вести еще и таможенный учет. Он включает в себя: - учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ; - представление отчетности в таможенные органы. Если ОЭЗ прекратит свое существование или ее резидент утратит свой статус, то его имущество не может оставаться под таможенным режимом СТЗ (см. таблицу 3).
Таблица 3
——————————————T——————————————————————————————————————————————————¬ | Ситуация | Имущество резидента ОЭЗ | | +——————————————————————————————————T———————————————+ | | Товары, находящиеся на территории| Оборудование и| | | ОЭЗ и помещенные под таможенный | объекты | | | режим СТЗ | недвижимости, | | | | ввезенные на | | | | территорию ОЭЗ| | | | в соответствии| | | | с таможенным | | | | режимом СТЗ | | | | или | | | | изготовленные | | | | из товаров, | | | | помещенных под| | | | таможенный | | | | режим СТЗ | +—————————————+—————————————————————T————————————+———————————————+ |ОЭЗ |В течение трех |По истечении|Приобретают | |прекратила |месяцев бывший |этого срока |статус | |свое |резидент ОЭЗ должен |товары |находящихся в | |существование|переместить товары в |переходят в |свободном | | |другую ОЭЗ под |распоряжение|обращении и | | |таможенный режим СТЗ |таможенных |остаются в | | |или поместить их под |органов в |собственности | | |иной таможенный |соответствии|бывшего | | |режим |с гл. 21 |резидента ОЭЗ | +—————————————+—————————————————————+Таможенного |без уплаты | |Резидент ОЭЗ |В течение трех |кодекса |таможенных | |утратил свой |месяцев с даты | |пошлин, НДС и | |статус |внесения записи в | |акцизов <**> | | |реестр бывший | | | | |резидент ОЭЗ должен | | | | |продать товары | | | | |другому резиденту ОЭЗ| | | | |или поместить их под | | | | |другой таможенный | | | | |режим | | | L—————————————+—————————————————————+————————————+———————————————— ————————————————————————————————<**> Оборудование и объекты недвижимости остаются в собственности бывшего резидента ОЭЗ только в том случае, если он выполнил условия соглашения и утратил свой статус в связи с истечением срока его действия.
Порядок налогообложения резидентов ОЭЗ
Резиденты ОЭЗ уплачивают налоги в общеустановленном порядке. В то же время они имеют два преимущества перед обычными налогоплательщиками. Во-первых, все неблагоприятные изменения налогового законодательства, которые, возможно, появятся в период действия соглашения, не будут распространяться на резидентов ОЭЗ. Исключением являются законодательные акты по подакцизным товарам, положения которых обязательны и для резидентов ОЭЗ. Во-вторых, для резидентов ОЭЗ предусмотрены некоторые налоговые льготы, которые вводятся Законом N 117-ФЗ. При расчете налога на имущество резиденты как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих ОЭЗ могут не учитывать стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе. Но только в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ). То есть в течение пяти лет с момента отражения первоначальной стоимости объекта по дебету счета 01. Кроме того, резиденты ОЭЗ могут не платить земельный налог по собственным земельным участкам. Такая льгота предоставляется резидентам ОЭЗ в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на участок земли. Резиденты ПП ОЭЗ имеют некоторые льготы при расчете налога на прибыль. Во-первых, согласно поправкам, внесенным в п. 7 ст. 259 Налогового кодекса, резиденты ПП ОЭЗ могут при расчете амортизации по собственным основным средствам применять повышающий коэффициент. Размер коэффициента резиденты ОЭЗ будут определять сами, но он не может превышать 2. Во-вторых, для резидентов ПП ОЭЗ в 2006 г. не действуют ограничения в отношении суммы переносимого убытка (п. 2 ст. 283 НК РФ). Напомним, что налогоплательщики могут учесть убыток, полученный в прошлые налоговые периоды, при расчете налога на прибыль за текущий год. Переносить убыток на будущее можно в течение 10 лет. До 1 января 2006 г. налогоплательщики имели право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков прошлых лет не более чем на 30 процентов. В 2006 г. сумма переносимого убытка может составлять до 50 процентов налоговой базы (ст. 5 Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ). И только с 1 января 2007 г. будут сняты все ограничения в отношении убытков, которые налогоплательщики переносят на будущее. В отношении расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки льгота, предусмотренная последним абзацем п. 2 ст. 262 Налогового кодекса, распространяется на резидентов всех ОЭЗ. Напомним, что с 1 января 2006 г. затраты на НИОКР, которые дали положительные результаты, налогоплательщики могут равномерно включать в состав прочих расходов в течение двух лет. А затраты на неудачные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки они будут равномерно учитывать в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль в течение трех лет. Резиденты особых экономических зон могут признать фактические затраты на НИОКР в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. При этом результат разработок значения не имеет. Особенности начисления ЕСН резидентами ОЭЗ мы рассмотрели подробно на с. 50.
О.А.Курбангалеева Аудитор Подписано в печать 09.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |