|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 09.11.2005 N 03-03-04/1/349 "Об учете таможенных пошлин и сборов по приобретенным основным средствам для целей налогообложения прибыли"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 24)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 24
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 09.11.2005 N 03-03-04/1/349 "ОБ УЧЕТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И СБОРОВ ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ">
При ввозе на территорию России импортного оборудования и уплате по этой операции таможенных сборов и пошлин у предприятий возникал вопрос: как следует отражать их в налоговом учете - в стоимости амортизируемого имущества или в составе других видов расходов? Во многом ответ зависит от того, когда происходил ввоз данного оборудования.
2002 - 2004 годы
Как известно, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). При этом гл. 25 Налогового кодекса не уточняет, что нужно считать расходами на приобретение такого имущества. Понятно, что таможенная пошлина и сборы в принципе являются необходимым условием ввоза и, следовательно, приобретения оборудования.
При этом действовавшей в то время ст. 19 Закона от 27.12.1991 N 2118-1 таможенная пошлина относилась к числу федеральных налогов. Таможенные сборы таковыми не являлись. Поэтому, руководствуясь ст. 264 Налогового кодекса, предусматривающей, что суммы налогов и сборов, начисленные в установленном порядке, отнесены к прочим расходам, они формально не должны были включаться в состав затрат, формирующих первоначальную стоимость амортизируемого имущества по ст. 257 Налогового кодекса. То есть по аналогии с другими расходами, порядок учета которых прямо предписан в налоговом учете (проценты за кредит, курсовые и суммовые разницы и т.д.). Таможенные сборы не относятся к числу налогов и сборов и поэтому не могут учитываться в составе расходов при расчете налога на прибыль, а должны включаться в первоначальную налоговую стоимость основных средств. Напомним, что в целях бухгалтерского учета таможенные сборы и пошлина однозначно входят в первоначальную стоимость основных средств. Это прямо предусмотрено п. 8 ПБУ 6/01. Однако, как обычно, у налоговых инспекторов было "особое" мнение по данному вопросу, причем не в пользу фирм и предпринимателей. Свою точку зрения они основывали на норме ст. 2 Налогового кодекса. А она указывает, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Порядок же взимания таможенных платежей регулируется Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе". Исходя из этого, сотрудники налогового ведомства делали вывод о том, что таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе импортного оборудования на территорию России, не подпадают под действие пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса. По мнению работников ФНС, эти платежи следовало рассматривать именно как расходы на приобретение оборудования и включать их в первоначальную стоимость объекта для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Однако с таким подходом можно было и поспорить. Ведь формально налоговым законодательством таможенные пошлины отнесены к числу налогов, и положения ст. 2 Кодекса не отменяют этого факта. Установленные ею ограничения касаются исключительно отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, и по их администрированию (контролю, привлечению к ответственности, обжалованию и т.п.). В споре с инспекторами по данному вопросу организации и предприниматели могли использовать и еще один довод. Если следовать логике работников налоговой службы, то получается, что пошлина относится сразу к двум типам расходов, предусмотренных гл. 25 Налогового кодекса. А в этом случае должна применяться специальная норма, закрепленная в ст. 252, о том, что если затраты можно с равными основаниями отнести к разным группам расходов, то окончательный выбор остается за налогоплательщиком. Кроме того, уместной в такой ситуации будет и ссылка на п. 7 ст. 3 Кодекса, в котором сказано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
2005 год
2005 г. сулил фирмам и предпринимателям еще больше возможностей. Ведь вместо ст. 19 Закона от 27.12.1991 N 2118-1, содержащей список федеральных налогов, вступала в силу аналогичная ст. 13 Налогового кодекса. Первоначальная же редакция данной статьи предусматривала в качестве налоговых платежей не только таможенную пошлину, но и сборы. Однако эта редакция Кодекса так и не вступила в силу. Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ ст. 13 Налогового кодекса была изложена в новой редакции, которая и вступила в силу с 1 января 2005 г. И теперь в ней вообще не упоминаются ни таможенные сборы, ни пошлины. Об этом и напомнил налогоплательщикам в своем Письме Минфин. В частности, он отметил, что с 1 января 2005 г. таможенные пошлины не относятся к налогам, перечень которых установлен ст. ст. 13 - 15 Налогового кодекса. Таким образом, делают вывод финансисты, таможенные пошлины, уплачиваемые по приобретаемым основным средствам, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением данного основного средства, и включаются в первоначальную налоговую стоимость приобретаемых основных средств, подлежащих амортизации в порядке, установленном Налоговым кодексом. И с этим выводом спорить нельзя. Однако фирмы и предприниматели могут использовать это Письмо и позитивным для себя способом. Ведь свой вывод о необходимости учета таможенной пошлины в составе первоначальной стоимости основных средств финансисты аргументируют именно тем, что теперь она не относится к числу налогов. Значит, следуя той же логике, но в обратной последовательности, получается - Минфин соглашается с выводом о том, что до 1 января 2005 г. таможенная пошлина не должна была включаться в первоначальную стоимость, а могла быть учтена сразу в составе расходов налогоплательщика.
С.М.Рюмин Финансовый директор ООО "Консультационно-аудиторская фирма "Инвестаудиттраст" Подписано в печать 09.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |