Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Выгодное признание ("Налоговые споры", 2006, N 1)



"Налоговые споры", 2006, N 1

ВЫГОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Очень часто спор между налогоплательщиком и налоговым органом возникает из-за того, что стороны по-разному понимают суть того или иного действия.

Понимают, естественно, каждый в своих интересах. Например, организация уплатила земельному комитету пени, расценив это как плату за нарушение договорных обязательств, а налоговая инспекция расценила это как плату, взимаемую государственными организациями. Поэтому одна сторона уменьшила налогооблагаемую прибыль, а другая, соответственно, увеличила.

Кто в этой ситуации прав?

ПРИЧИНА СПОРА

Являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, организация уплатила пени земельному комитету за нарушение договорных обязательств. Поскольку начисление пеней было предусмотрено договором аренды земельного участка, организация включила уплаченную сумму в состав внереализационных расходов и уменьшила на нее налоговую базу по налогу на прибыль. С таким подходом не согласилась налоговая инспекция и по итогам камеральной налоговой проверки доначислила налог. Организация посчитала решение налоговой инспекции незаконным и обратилась в суд.

     
   ——                      —¬               ——                     —¬
   |        ПОЗИЦИЯ         |——————> <——————|  ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  |
   |   НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ  |               |                       |
   L—                      ——               L—                     ——
   
     
                            ————————————————
   
Согласно п. 2 ст. 270 ---------------¬ В договоре аренды

НК РФ при определении ¦ 326 530 руб. ¦ предусмотрено, что в

налоговой базы не ¦ 70 коп. ¦ случае если арендатор

учитываются расходы в L--------------- не внесет в

виде пеней, штрафов и ---------------- установленный срок

иных санкций, арендную плату, он

перечисляемых в бюджет, уплачивает арендодателю

а также штрафов и других неустойку (пени) за

санкций, взимаемых каждый день просрочки в

государственными размере 0,2% от размера

организациями, которым платежа, подлежащего

законодательством РФ оплате за

предоставлено право соответствующий

применять штрафные расчетный период начиная

санкции. Пени уплачены с шестого числа первого

земельному комитету, месяца квартала по день

являющемуся уплаты включительно.

государственной Организация уплатила

организацией, и пени за нарушение

арендатор на уплаченную договорных обязательств

сумму не может уменьшать и на основании пп. 13

налоговую базу по налогу п. 1 ст. 265 НК РФ

на прибыль. включила сумму

уплаченных пеней в

состав внереализационных

расходов.

¦

\¦/

     
                                            —————————————————————————
   
------------------------¬ ¦ Решение в пользу ¦ ¦ организации ¦ L---------------------- ———— ----------------------- ————

ПОЗИЦИЯ СУДА

В соответствии со ст. 14 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" в случае нарушения арендатором установленных ст. 10 настоящего Закона сроков внесения арендной платы за землю начисляются пени в размере, определяемом договором, но не более 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа. Как видно из приведенной выше статьи Закона г. Москвы, Московский земельный комитет может начислить пени арендатору в случае нарушения им договорных обязательств. Поскольку сумма пеней признана и уплачена организацией, а не взыскана с нее земельным комитетом на основании предоставленного ему права, речь идет о расходах за нарушение договорных обязательств. Ссылка налоговой инспекции на п. 2 ст. 270 НК РФ судом не принята.

Такое решение вынес ФАС Московского округа в Постановлении от 27.07.2005 по делу N КА-А40/6944-05.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Многие налогоплательщики являются арендаторами земли и уплачивают арендную плату за землю, которая согласно Земельному кодексу РФ является наравне с земельным налогом формой платы за землю. Земельный налог взимается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы, но условия и сроки внесения арендной платы за землю определяются договором (ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" <1>). Речь идет об обычных гражданско-правовых договорах, поэтому, чтобы обеспечить исполнение сторонами своих обязательств, в договорах может быть предусмотрена уплата неустойки (пеней, штрафа). Общие положения об этой обеспечительной мере предусмотрены в ст. ст. 330 - 333 ГК РФ. Спор, как видно из судебного решения, возник в связи с тем, что стороны по-разному расценили уплату пеней. Организация - как плату за нарушение договорных обязательств, а налоговая инспекция - как плату, взимаемую государственными организациями. Каждая сторона действовала в своих интересах. Налогоплательщик, применяя ст. 265 НК РФ, уменьшал налогооблагаемую прибыль, а налоговая инспекция, применяя ст. 270 НК РФ, наоборот, увеличивала ее.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Закон о плате за землю утрачивает силу с 1 января 2006 г.

Обратимся к гражданскому законодательству. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут быть участниками гражданско-правовых отношений (ст. 2 ГК РФ). При этом от их имени выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ). Принцип равенства участников гражданско-правовых отношений обязывает применять к ним нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. 124 ГК РФ).

В соответствии со ст. 330 ГК РФ за нарушение договорных обязательств в договоре может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке. Поскольку начисление пеней закон связывает с фактом невыполнения контрагентом договорного обязательства, должен применяться пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Согласно вышеуказанной норме Налогового кодекса РФ суммы штрафных санкций за выполнение договорных обязательств учитываются в составе внереализационных расходов только в том случае, если организация признает их, или они будут взысканы в судебном порядке. Дата признания должником суммы неустойки и будет считаться датой несения расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если речь идет о гражданско-правовых отношениях, применять п. 2 ст. 270 НК РФ некорректно, поскольку в нем говорится о взыскании санкций в административном порядке. Например, Земельный комитет может оштрафовать арендатора за порчу земли (ст. 8.6 КоАП РФ), за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ).

В решении суда есть оговорка о том, что организация добровольно уплатила сумму пеней земельному комитету.

Добровольная уплата свидетельствует о том, что организация согласилась с тем, что она нарушила договорные обязательства, и согласилась с суммой предъявленных ей пеней.

В заключение отметим, что выводы, которые сделал суд, можно распространить на правоотношения по аренде любой недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности. Арендаторы заключают договоры с органами государственной власти, в этих договорах может быть предусмотрена уплата неустойки за нарушение договорных обязательств, и ее следует рассматривать для целей налогообложения в качестве внереализационного расхода.

ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

     
   ———————————————————————————————————————————————————T—————————————¬
   |                    Выводы суда                   |  Реквизиты  |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Обязанность по уплате налога возникает не ранее   |Постановление|
   |начала очередного налогового периода              |Президиума   |
   |                                                  |ВАС РФ от    |
   |                                                  |21.09.2005   |
   |                                                  |N 885/05     |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |После подачи налоговой декларации у               |Постановление|
   |налогоплательщика нет препятствий для получения   |Президиума   |
   |соответствующих отметок таможенных органов и для  |ВАС РФ от    |
   |представления надлежаще оформленных документов в  |21.09.2005   |
   |налоговый орган. Отказ таможенных органов в       |N 4152/05    |
   |проставлении отметок, равно как и отказ налоговых |             |
   |органов в принятии документов, могут быть оспорены|             |
   |налогоплательщиком в судебном порядке             |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Течение срока давности привлечения лица к         |Постановление|
   |ответственности за совершение налоговых           |Президиума   |
   |правонарушений прекращается с момента оформления  |ВАС РФ от    |
   |акта налоговой проверки, а в случае отсутствия    |04.10.2005   |
   |необходимости в составлении такого акта — с       |N 8665/04    |
   |момента вынесения решения руководителя налогового |             |
   |органа о привлечении налогоплательщика к          |             |
   |ответственности                                   |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Перевозка пассажиров может осуществляться с       |Постановление|
   |использованием бланков строгой отчетности         |Президиума   |
   |(билетов) и без применения ККМ. Налоговый орган не|ВАС РФ от    |
   |доказал, что применяемые организацией билеты      |11.10.2005   |
   |являются ненадлежащими бланками строгой отчетности|N 8206/05    |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Лицо не может быть привлечено к ответственности за|Постановление|
   |совершение налогового правонарушения, если со дня |Президиума   |
   |его совершения либо со следующего дня после       |ВАС РФ от    |
   |окончания налогового периода, в течение которого  |11.10.2005   |
   |было совершено это правонарушение, истекли        |N 5308/05    |
   |три года                                          |             |
   L——————————————————————————————————————————————————+——————————————
   

Подписано в печать

08.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Неверный КБК не касается бюджета ("Налоговые споры", 2006, N 1) >
Статья: Судебная панорама ("Налоговые споры", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.