|
|
Статья: Выгодное признание ("Налоговые споры", 2006, N 1)
"Налоговые споры", 2006, N 1
ВЫГОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ
Очень часто спор между налогоплательщиком и налоговым органом возникает из-за того, что стороны по-разному понимают суть того или иного действия. Понимают, естественно, каждый в своих интересах. Например, организация уплатила земельному комитету пени, расценив это как плату за нарушение договорных обязательств, а налоговая инспекция расценила это как плату, взимаемую государственными организациями. Поэтому одна сторона уменьшила налогооблагаемую прибыль, а другая, соответственно, увеличила. Кто в этой ситуации прав?
ПРИЧИНА СПОРА
Являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, организация уплатила пени земельному комитету за нарушение договорных обязательств. Поскольку начисление пеней было предусмотрено договором аренды земельного участка, организация включила уплаченную сумму в состав внереализационных расходов и уменьшила на нее налоговую базу по налогу на прибыль. С таким подходом не согласилась налоговая инспекция и по итогам камеральной налоговой проверки доначислила налог. Организация посчитала решение налоговой инспекции незаконным и обратилась в суд.
—— —¬ —— —¬
| ПОЗИЦИЯ |——————> <——————| ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ |
| НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ | | |
L— —— L— ——
————————————————
Согласно п. 2 ст. 270 ---------------¬ В договоре аренды
НК РФ при определении ¦ 326 530 руб. ¦ предусмотрено, что в налоговой базы не ¦ 70 коп. ¦ случае если арендатор учитываются расходы в L--------------- не внесет в виде пеней, штрафов и ---------------- установленный срок иных санкций, арендную плату, он перечисляемых в бюджет, уплачивает арендодателю а также штрафов и других неустойку (пени) за санкций, взимаемых каждый день просрочки в государственными размере 0,2% от размера организациями, которым платежа, подлежащего законодательством РФ оплате за предоставлено право соответствующий применять штрафные расчетный период начиная санкции. Пени уплачены с шестого числа первого земельному комитету, месяца квартала по день являющемуся уплаты включительно. государственной Организация уплатила организацией, и пени за нарушение арендатор на уплаченную договорных обязательств сумму не может уменьшать и на основании пп. 13 налоговую базу по налогу п. 1 ст. 265 НК РФ на прибыль. включила сумму уплаченных пеней в состав внереализационных расходов.
¦ \¦/
—————————————————————————
------------------------¬
¦ Решение в пользу ¦
¦ организации ¦
L----------------------
————
-----------------------
————
ПОЗИЦИЯ СУДА
В соответствии со ст. 14 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" в случае нарушения арендатором установленных ст. 10 настоящего Закона сроков внесения арендной платы за землю начисляются пени в размере, определяемом договором, но не более 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа. Как видно из приведенной выше статьи Закона г. Москвы, Московский земельный комитет может начислить пени арендатору в случае нарушения им договорных обязательств. Поскольку сумма пеней признана и уплачена организацией, а не взыскана с нее земельным комитетом на основании предоставленного ему права, речь идет о расходах за нарушение договорных обязательств. Ссылка налоговой инспекции на п. 2 ст. 270 НК РФ судом не принята. Такое решение вынес ФАС Московского округа в Постановлении от 27.07.2005 по делу N КА-А40/6944-05.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Многие налогоплательщики являются арендаторами земли и уплачивают арендную плату за землю, которая согласно Земельному кодексу РФ является наравне с земельным налогом формой платы за землю. Земельный налог взимается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы, но условия и сроки внесения арендной платы за землю определяются договором (ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" <1>). Речь идет об обычных гражданско-правовых договорах, поэтому, чтобы обеспечить исполнение сторонами своих обязательств, в договорах может быть предусмотрена уплата неустойки (пеней, штрафа). Общие положения об этой обеспечительной мере предусмотрены в ст. ст. 330 - 333 ГК РФ. Спор, как видно из судебного решения, возник в связи с тем, что стороны по-разному расценили уплату пеней. Организация - как плату за нарушение договорных обязательств, а налоговая инспекция - как плату, взимаемую государственными организациями. Каждая сторона действовала в своих интересах. Налогоплательщик, применяя ст. 265 НК РФ, уменьшал налогооблагаемую прибыль, а налоговая инспекция, применяя ст. 270 НК РФ, наоборот, увеличивала ее.
————————————————————————————————
<1> Закон о плате за землю утрачивает силу с 1 января 2006 г.
Обратимся к гражданскому законодательству. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут быть участниками гражданско-правовых отношений (ст. 2 ГК РФ). При этом от их имени выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ). Принцип равенства участников гражданско-правовых отношений обязывает применять к ним нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. 124 ГК РФ). В соответствии со ст. 330 ГК РФ за нарушение договорных обязательств в договоре может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке. Поскольку начисление пеней закон связывает с фактом невыполнения контрагентом договорного обязательства, должен применяться пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Согласно вышеуказанной норме Налогового кодекса РФ суммы штрафных санкций за выполнение договорных обязательств учитываются в составе внереализационных расходов только в том случае, если организация признает их, или они будут взысканы в судебном порядке. Дата признания должником суммы неустойки и будет считаться датой несения расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если речь идет о гражданско-правовых отношениях, применять п. 2 ст. 270 НК РФ некорректно, поскольку в нем говорится о взыскании санкций в административном порядке. Например, Земельный комитет может оштрафовать арендатора за порчу земли (ст. 8.6 КоАП РФ), за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ). В решении суда есть оговорка о том, что организация добровольно уплатила сумму пеней земельному комитету. Добровольная уплата свидетельствует о том, что организация согласилась с тем, что она нарушила договорные обязательства, и согласилась с суммой предъявленных ей пеней. В заключение отметим, что выводы, которые сделал суд, можно распространить на правоотношения по аренде любой недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности. Арендаторы заключают договоры с органами государственной власти, в этих договорах может быть предусмотрена уплата неустойки за нарушение договорных обязательств, и ее следует рассматривать для целей налогообложения в качестве внереализационного расхода.
ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
———————————————————————————————————————————————————T—————————————¬
| Выводы суда | Реквизиты |
+——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
|Обязанность по уплате налога возникает не ранее |Постановление|
|начала очередного налогового периода |Президиума |
| |ВАС РФ от |
| |21.09.2005 |
| |N 885/05 |
+——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
|После подачи налоговой декларации у |Постановление|
|налогоплательщика нет препятствий для получения |Президиума |
|соответствующих отметок таможенных органов и для |ВАС РФ от |
|представления надлежаще оформленных документов в |21.09.2005 |
|налоговый орган. Отказ таможенных органов в |N 4152/05 |
|проставлении отметок, равно как и отказ налоговых | |
|органов в принятии документов, могут быть оспорены| |
|налогоплательщиком в судебном порядке | |
+——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
|Течение срока давности привлечения лица к |Постановление|
|ответственности за совершение налоговых |Президиума |
|правонарушений прекращается с момента оформления |ВАС РФ от |
|акта налоговой проверки, а в случае отсутствия |04.10.2005 |
|необходимости в составлении такого акта — с |N 8665/04 |
|момента вынесения решения руководителя налогового | |
|органа о привлечении налогоплательщика к | |
|ответственности | |
+——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
|Перевозка пассажиров может осуществляться с |Постановление|
|использованием бланков строгой отчетности |Президиума |
|(билетов) и без применения ККМ. Налоговый орган не|ВАС РФ от |
|доказал, что применяемые организацией билеты |11.10.2005 |
|являются ненадлежащими бланками строгой отчетности|N 8206/05 |
+——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
|Лицо не может быть привлечено к ответственности за|Постановление|
|совершение налогового правонарушения, если со дня |Президиума |
|его совершения либо со следующего дня после |ВАС РФ от |
|окончания налогового периода, в течение которого |11.10.2005 |
|было совершено это правонарушение, истекли |N 5308/05 |
|три года | |
L——————————————————————————————————————————————————+——————————————
Подписано в печать 08.12.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |