Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Неверный КБК не касается бюджета ("Налоговые споры", 2006, N 1)



"Налоговые споры", 2006, N 1

НЕВЕРНЫЙ КБК НЕ КАСАЕТСЯ БЮДЖЕТА

Довольно часто возникает ситуация, когда налогоплательщика, неправильно указавшего код бюджетной классификации при уплате налога, налоговые органы привлекают к налоговой ответственности за возникновение недоимки. На вопрос, препятствует ли неверно указанный КБК зачислению в бюджет платежей, отвечает суд.

ПРИЧИНА СПОРА

Организация, исполняя обязанность по уплате налога на имущество до истечения установленного законом срока уплаты, перечислила соответствующую сумму в бюджет. При указании в платежных документах кода бюджетной классификации была допущена ошибка. Организация сообщила об ошибке в налоговый орган, но тот посчитал, что обязанность по уплате налога исполнена не в срок, и начислил пени. Считая такое решение налогового органа незаконным, организация обжаловала его в суде.

     
   ——                      —¬               ——                     —¬
   |        ПОЗИЦИЯ         |——————> <——————|  ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  |
   |   НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ  |               |                       |
   L—                      ——               L—                     ——
   
     
                            ————————————————
   
Организация ---------------¬ Обязанность по уплате

действительно ¦ 667 руб. ¦ налога исполнена в срок,

перечислила определенные ¦ 24 коп. ¦ денежные суммы

денежные суммы в бюджет, L--------------- перечислены в бюджет.

но неверно указанные в ---------------- Неправильное указание в

платежном документе коды платежных документах КБК

бюджетной классификации не приводит к

не позволили определить возникновению недоимки.

назначение платежа. Это

обстоятельство говорит о

том, что обязанность по

уплате налога не была

исполнена в срок. Таким

образом, у налогового

органа имелись все

основания для начисления

пеней.

¦

\¦/

     
                                            —————————————————————————
   
------------------------¬ ¦ Решение в пользу ¦ ¦ организации ¦ L---------------------- ———— ----------------------- ————

ПОЗИЦИЯ СУДА

Исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных документах. Налоговое законодательство устанавливает, что налог должен быть перечислен в бюджет, а не на соответствующий КБК. Код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета, и конкретному виду дохода, в т.ч. налогу, соответствует свой КБК. Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.

Хотя организация и указала в платежных документах неправильный КБК, все же она перечислила налог в тот бюджет, в который этот налог и должен был поступить, и, значит, обязанность по его уплате выполнила.

Такое решение принял ФАС Центрального округа в Постановлении от 18.08.2005 по делу N А62-6056/2004.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Неверный код бюджетной классификации не препятствует зачислению платежей по назначению, а значит, не наносит ущерба бюджету. Задолженности по налоговым платежам не возникает, но при одном условии - суммы должны быть зачислены в тот бюджет, в который они должны были поступить. Если денежные средства попали не в тот бюджет, факт неуплаты (задолженность) налицо.

Именно из этих положений следует исходить, оценивая правомерность отказов налоговых органов в признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей и принятии мер по их принудительному взысканию, а также по начислению пеней и привлечению к налоговой ответственности.

Как показывает практика, нередко налоговые органы, до конца не разобравшись с полученными от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) суммами, признают факт наличия задолженности и начинают предпринимать меры по ее взысканию. Возможно, такой вариант поведения основан на позиции их вышестоящего налогового органа - ФНС России.

Так, в Письме от 25.07.2005 N 10-1-13/3367 налоговое ведомство сообщило, что если налогоплательщик в платежном документе указал КБК другого налога (сбора), то по одному налогу возникает переплата, а по другому - недоимка. А если есть недоимка, то есть и основания для начисления пеней, и неважно, что оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет.

В этом Письме налоговое ведомство указывает на свое несогласие с позицией финансового ведомства, поскольку она "противоречит налоговому законодательству". Речь идет о позиции, изложенной в Письме Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54. В нем финансовое ведомство сделало вывод о том, что пени могут быть начислены при нарушении срока уплаты налога, а если налогоплательщик всего лишь неверно указал КБК, бюджет не страдает, и значит, нет оснований начислять пени.

Какую позицию выбрать? По нашему мнению, безусловно ту, которой придерживается Минфин, и не потому, что он - вышестоящий орган по отношению к налоговой службе, а потому, что именно эта позиция соответствует налоговому законодательству и подтверждается судебной практикой.

В названном Письме Минфин рекомендует налогоплательщикам при совершении ошибок в заполнении платежных документов сообщить об этом в налоговый орган и сверить платежи. Такой рекомендацией действительно следует воспользоваться, причем сделать это нужно оперативно. В подобных случаях поступающие на счета Федерального казначейства суммы относятся в разряд невыясненных поступлений, и только после выяснения принадлежности платежей они перечисляются по назначению. Это значит, что пройдет какое-то время, прежде чем налоговый орган сможет отнести уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) суммы к конкретным платежам, т.е. признает обязанность по их уплате исполненной. Соответственно, все это время сохраняется риск бесспорного взыскания спорных сумм.

И еще: на момент подготовки этого материала Государственной Думой ФС РФ рассматривался законопроект, которым предусматриваются поправки в часть первую НК РФ. В предлагаемой новой редакции ст. 45 НК РФ исполнение обязанности по уплате налога прямо увязывается с надлежащим оформлением налогоплательщиком платежного документа.

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Если неправильное указание в платежном поручении КБК не влечет причинения ущерба бюджету, иными словами, когда уплаченные суммы в полном объеме и своевременно поступают в соответствующий бюджет, обязанность по их уплате признается исполненной.

     
   ————————————————————T—————————————T——————————————————————————————¬
   |    Наименование   | Дата решения|          Номер дела          |
   |  судебного органа |             |                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС Волго—Вятского |Постановление|N А28—17820/2004—607/26       |
   |округа             |от 20.07.2005|                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС                |Постановление|N А69—1603/04—8—Ф02—3880/05—С1|
   |Восточно—Сибирского|от 16.08.2005|                              |
   |округа             |             |                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС                |Постановление|N Ф03—А59/05—2/2896           |
   |Дальневосточного   |от 21.09.2005|                              |
   |округа             |             |                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС                |Постановление|N Ф04—4989/2005(13567—А75—40) |
   |Западно—Сибирского |от 03.08.2005|                              |
   |округа             +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N Ф04—4639/2005(13180—А46—29) |
   |                   |от 26.07.2005|                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС Московского    |Постановление|N КА—А41/7989—05              |
   |округа             |от           |                              |
   |                   |13.09.2005,  |                              |
   |                   |08.09.2005   |                              |
   |                   +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N КА—А40/7396—05              |
   |                   |от           |                              |
   |                   |11.08.2005,  |                              |
   |                   |08.08.2005   |                              |
   |                   +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N КА—А40/7415—05              |
   |                   |от 08.08.2005|                              |
   |                   +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N КА—А40/5901—05              |
   |                   |от           |                              |
   |                   |29.07.2005,  |                              |
   |                   |04.07.2005   |                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС Поволжского    |Постановление|N А55—1584/05—30              |
   |округа             |от 06.07.2005|                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС                |Постановление|N А05—210/05—9                |
   |Северо—Западного   |от 14.07.2005|                              |
   |округа             +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N А26—5/2005—25               |
   |                   |от 08.08.2005|                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС                |Постановление|N Ф08—3557/2005—1428А         |
   |Северо—Кавказского |от 10.08.2005|                              |
   |округа             +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N Ф08—3330/2005—1333А         |
   |                   |от 25.07.2005|                              |
   +———————————————————+—————————————+——————————————————————————————+
   |ФАС Уральского     |Постановление|N Ф09—4119/05—С2              |
   |округа             |от 21.09.2005|                              |
   |                   +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N Ф09—3572/05—С1              |
   |                   |от 23.08.2005|                              |
   |                   +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N Ф09—3553/05—С2              |
   |                   |от 17.08.2005|                              |
   |                   +—————————————+——————————————————————————————+
   |                   |Постановление|N Ф09—3431/05—С1              |
   |                   |от           |                              |
   |                   |15.08.2005,  |                              |
   |                   |11.08.2005   |                              |
   L———————————————————+—————————————+———————————————————————————————
   

Подписано в печать

08.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Право не исключает обязанности ("Налоговые споры", 2006, N 1) >
Статья: Выгодное признание ("Налоговые споры", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.