|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Семь раз отмерь, один раз отрежь ("Налоговые споры", 2006, N 1)
"Налоговые споры", 2006, N 1
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ
Управлять налоговыми платежами можно по-разному. Одним из инструментов налогового планирования является учетная политика.
В целях оптимизации налоговых платежей налогоплательщики в основном прибегают к различным гражданско-правовым способам. Например, выбрав наиболее оптимальный среди возможных вариант правоотношений, фиксируют его в соответствующем договоре. Это нередко влечет за собой переоформление других документов, да и вообще, приходится перестраивать уже сложившиеся отношения с контрагентами. Но можно подойти к оптимизации с другой стороны - привести в порядок собственную учетную политику. На основе данных налогового учета определяется налоговая база по налогу на прибыль организаций. Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Заметим, что с последними изменениями, внесенными в гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, роль учетной политики при определении налоговой базы по налогу на прибыль значительно возросла. Что же должно быть отражено в учетной политике? Если законодательство четко определяет конкретный вариант поведения налогоплательщика, то повторять его в учетной политике, фактически просто перенеся нормы Кодекса в свой документ, не нужно. Хотя некоторые налогоплательщики делают это просто для того, чтобы потом у налоговых органов не возникало лишних вопросов. Полагаем, что нет смысла усложнять учетную политику, в нее необходимо включать только те положения, которые должны быть в ней закреплены, как того требует закон, а также те, которые свидетельствуют о том, что из всех возможных налогоплательщик выбрал для себя определенный вариант поведения. Но прежде чем окончательно сделать выбор и зафиксировать его в учетной политике, налогоплательщик должен все тщательно обдумать, учесть цели, которые он перед собой ставит, а также возможные выгоды того или иного способа учета.
Метод определения выручки
Как известно, действующее законодательство предусматривает два возможных метода определения выручки в целях налогообложения прибыли - кассовый метод и метод начисления. Зачастую налогоплательщики используют эту возможность выбора для планирования сроков уплаты налога. Речь идет о применении так называемых схем изменения момента признания доходов и расходов, когда доходы признаются позже, чем расходы. В результате получение прибыли, подлежащей налогообложению, откладывается на неопределенно долгий срок. Выбирая тот или другой метод, налогоплательщик сразу же должен проверить, соблюдается ли им установленное п. 1 ст. 273 НК РФ ограничение по размеру выручки. Для применения кассового метода максимальная сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предыдущие четыре квартала, не должна превышать 1 млн руб. за каждый квартал. Обращаем внимание на то, что речь идет только о выручке от реализации, т.е. внереализационные доходы налогоплательщика не влияют на этот критерий. Возможные налоговые риски при применении кассового метода связаны либо с превышением установленного законом предельного размера выручки, либо с теми видами деятельности, которыми занимается налогоплательщик. Так, если налогоплательщик заключает договор доверительного управления имуществом или договор простого товарищества, он обязан перейти на метод начисления с начала того налогового периода, в котором был заключен такой договор (п. 4 ст. 273 НК РФ).
Группировка расходов
Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равным основанием могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Пример. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Списание первоначальной стоимости производится постепенно через начисление амортизации по ст. 259 НК РФ. Но есть ст. 264 НК РФ, в которой определен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Данная норма позволяет списать часть вышеперечисленных расходов сразу, признав их текущими. Например, это могут быть командировочные расходы (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По нашему мнению, в таких ситуациях налогоплательщику лучше закрепить соответствующее правило в учетной политике. Впоследствии, при возникновении возможных претензий со стороны налоговых органов, в качестве аргумента можно будет приводить не только общие нормы Кодекса, но и внутренний документ организации - учетную политику, которая подтвердит, что налогоплательщик во всех аналогичных ситуациях применяет один и тот же способ.
Амортизация
Конкретный метод амортизации устанавливается налогоплательщиками в отношении каждого основного средства; делается это при его приобретении и постановке на налоговый учет. Установленный метод налогоплательщик уже не сможет изменить до окончания периода начисления амортизации по этому объекту амортизируемого имущества. В Налоговом кодексе не указано, что выбор метода амортизации должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика, поэтому можно этого и не делать, тем более что, зафиксировав в учетной политике один из методов, налогоплательщик уже не сможет применять к приобретенным впоследствии основным средствам какой-то другой метод. Налоговый кодекс предусматривает для налогоплательщиков право применять специальные коэффициенты амортизации - повышающие и понижающие. При этом в отношении повышающих коэффициентов также не указано, что их применение должно быть отражено в учетной политике. Поэтому, решив ими воспользоваться, налогоплательщик может это сделать и при отсутствии соответствующей ссылки в учетной политике. То же самое относится и к понижающему коэффициенту - 0,5, который предусмотрен п. 9 ст. 259 НК РФ для амортизации легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имеющих первоначальную стоимость соответственно более 300 и 400 тыс. руб. Единственное, что требуется от налогоплательщика, это тщательное документирование применения того или иного коэффициента амортизации на случай, если появится необходимость обосновать право на его применение. И еще. Законом N 58-ФЗ в ст. 259 НК РФ введена новая норма (п. 1.1), которая позволяет налогоплательщикам включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств. Исключение составляют основные средства, полученные налогоплательщиком безвозмездно, и расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Но решить, воспользоваться или нет этим правом, налогоплательщик должен сразу при постановке на учет приобретенного основного средства.
Резервирование предстоящих расходов
Для обеспечения в течение нескольких налоговых периодов равномерного включения расходов налогоплательщика по тому или иному виду деятельности, Налоговый кодекс РФ разрешает создавать соответствующие резервы под предстоящие расходы. Порядок формирования резерва и его учет в целях налогообложения дают налогоплательщикам возможность регулировать суммы налогооблагаемой прибыли и отсрочивать уплату налога - вместо того чтобы платить налог по итогам отчетных периодов, срок уплаты можно перенести на конец года.
Расходы на ремонт основных средств
Признать расходы на ремонт основных средств можно либо с помощью уменьшения налоговой базы на сумму фактических затрат на ремонт основных средств, либо с помощью отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ). Создание резерва выгодно тем налогоплательщикам, которые планируют проведение ремонта в конце года, или когда сумма резерва будет больше фактических расходов на ремонт. Исходя из положений ст. 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв, формирует сумму расходов на него, рассчитывая отчисления с учетом нормативов и правил об ограничении предельной суммы отчислений и предельной суммы резерва предстоящих расходов. Когда налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода, предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта. Кодексом не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств, и при создании резерва учитывается стоимость всех амортизируемых основных средств организации независимо от того, какой ремонт предполагается - планово-предупредительный или капитальный. Создав резерв, налогоплательщик не должен включать в расходы для целей налогообложения фактические затраты по итогам отчетных периодов. Такие выводы, в частности, содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2005 N 14184/04.
Резерв на гарантийный ремонт и обслуживание
Согласно п. 1 ст. 267 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию при условии, что договорами с покупателями предусмотрены обслуживание и ремонт товаров (работ) в течение гарантийного срока. Приняв решение о создании такого вида резерва, налогоплательщик должен в учетной политике определить предельный размер отчислений в этот резерв с учетом фактических расходов за три предшествующих года, выручки за этот же период и выручки за отчетный период.
Пример. Создается резерв на ремонт компьютеров. Выручка за три предыдущих года составила 100 млн руб. Фактические расходы по гарантийному ремонту за этот же период составили 12 млн руб. В учетной политике указываются отчисления в резерв, равные 12%.
Если же налогоплательщик ранее не осуществлял реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания или осуществлял реализацию менее трех лет, он вправе определить размер резерва самостоятельно. При этом ограничение по предельному размеру резерва будет основано на предполагаемой сумме расходов налогоплательщика на указанные затраты.
Пример. Налогоплательщик ранее не осуществлял реализацию товаров с условиями гарантийного ремонта. Создавая резерв на гарантийный ремонт и обслуживание, он определил размер резерва, равный 30% выручки от реализации. По окончании года выяснилось, что фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание составили только 5% выручки от реализации. Таким образом, разница составила 25% выручки. Разница включена налогоплательщиком в состав внереализационных доходов и с нее уплачен налог на прибыль организаций, но сделано это в конце года. В результате использования права на создание резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию налогоплательщик отсрочил уплату налога с 25% выручки.
Создание такого вида резерва, безусловно, выгодно налогоплательщику. Отчисления в резерв производятся налогоплательщиком до того, как возникнут сами расходы по гарантийному ремонту, если они вообще возникнут, а отсрочка по уплате налога обеспечена. От резерва следует отказаться только в том случае, если деятельность налогоплательщика убыточна.
Создание резерва по сомнительным долгам
По мнению ряда специалистов, Налоговый кодекс напрямую не обязывает налогоплательщиков закреплять в учетной политике положение о создании резерва по сомнительным долгам, нет в нем и правила о том, что формировать резерв можно только с начала нового налогового периода. Однако, по нашему мнению, возможность формирования резерва все же стоит предусмотреть в учетной политике. Этот вид резерва позволяет сэкономить до 10% выручки от реализации (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Налоговый учет прямых расходов
Как следует из ст. 318 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Налогоплательщик также вправе распределять прямые расходы в соответствии с тем порядком, который он установит для себя в учетной политике. Это, в частности, относится к оценке остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, отгруженных товаров (ст. 319 НК РФ). Новый порядок позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, т.е. перечень прямых расходов можно расширить до полного приведения его в соответствие с правилами бухгалтерского учета. Но нужно ли это делать, не лучше ли максимально сузить состав прямых расходов? Если сократить налоговый перечень прямых расходов, то увеличатся косвенные расходы, а значит, налогоплательщик сможет уменьшать налогооблагаемую прибыль текущего периода. Если, наоборот, налогоплательщик решит максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, потребуется сложный пересчет, вычленение деталей расходов. Таким образом, к определению нового перечня прямых расходов, который влияет на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо подходить очень осторожно. Тем более что порядок, установленный в учетной политике, подлежит применению в течение двух лет.
Налоговый учет покупных товаров
Налогоплательщик должен прописать в учетной политике тот метод определения стоимости покупных товаров, который он будет впоследствии применять. Новая редакция ст. 320 НК РФ разрешает налогоплательщикам формировать стоимость приобретения товаров как с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, так и без учета таких расходов. В сумму расходов включаются расходы на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы, связанные с приобретением. Поэтому к выбору конкретного метода следует подходить тщательно, помня о том, что, как только выбранный метод будет зафиксирован в учетной политике, применяться он должен будет минимум в течение двух налоговых периодов.
Элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций
———————————————T————————————————————T———————————T—————————————————¬ | Элементы | Варианты, |Норма НК РФ| Примечание | | учетной | установленные | | | | политики | НК РФ | | | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Метод |1. Метод начисления.|Статьи 271,|Кассовый метод | |признания |2. Кассовый метод |272, 273 |могут применять | |доходов и | | |организации (за | |расходов | | |исключением | | | | |банков), сумма | | | | |выручки которых | | | | |от реализации | | | | |товаров (работ, | | | | |услуг) без НДС в | | | | |среднем за | | | | |предыдущие четыре| | | | |квартала не | | | | |превысила | | | | |1 млн руб. за | | | | |квартал | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Группировка |1. Расходы, |Пункты 2, 4|Если некоторые | |расходов |связанные с |ст. 252 |затраты с равными| | |производством и | |основаниями могут| | |реализацией. | |быть отнесены | | |2. Внереализационные| |одновременно к | | |расходы | |нескольким | | | | |группам расходов,| | | | |налогоплательщик | | | | |вправе | | | | |самостоятельно | | | | |определить, к | | | | |какой именно | | | | |группе он их | | | | |отнесет | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Метод оценки |1. Метод оценки по |Пункт 8 |Применение того | |сырья и |себестоимости |ст. 254 |или иного метода | |материалов |единицы запасов. | |зависит от | | |2. Метод оценки по | |динамики цен на | | |средней | |приобретаемые | | |себестоимости. | |сырье и | | |3. Метод оценки по | |материалы, уровня| | |себестоимости первых| |инфляции, а также| | |по времени | |от результатов | | |приобретений (ФИФО).| |работы самого | | |4. Метод оценки по | |налогоплательщика| | |себестоимости | |(есть прибыль или| | |последних по времени| |нет) | | |приобретений (ЛИФО) | | | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Расходы на |1. Создание резерва |Пункты 7, |При применении | |оплату |предстоящих расходов|24 ст. 255,|первого способа | |отпусков |на оплату отпусков |ст. 324.1 |определяются | |работников. |(на выплату | |предельная сумма | |Вознаграждения|ежегодного | |отчислений | |на выплату |вознаграждения за | |(предполагаемая | |ежегодного |выслугу лет и по | |сумма расходов на| |вознаграждения|итогам работы за | |ФОТ с ЕСН) и | |за выслугу лет|год. | |ежемесячный | |и по итогам |2. Текущие расходы | |процент | |работы за год | | |отчислений в | | | | |резерв, а также | | | | |проводится | | | | |ежегодная | | | | |инвентаризация | | | | |резерва | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Методы и |1. Линейный или |Пункты 1 и |Включение в | |порядок |нелинейный метод. |1.1 ст. 259|состав расходов | |амортизации |2. Единовременное | |отчетного | | |списание 10% | |(налогового) | | |стоимости основных | |периода расходов | | |средств на текущие | |на капитальные | | |расходы | |вложения в | | | | |размере не более | | | | |10% | | | | |первоначальной | | | | |стоимости | | | | |основных средств | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Применение |1. При работе |Пункт 7 |Поскольку законом| |повышающих и |основных средств в |ст. 259, |не определено, в | |понижающих |условиях агрессивной|п. 10 |каком порядке | |коэффициентов |среды — повышающий |ст. 259 |применять | |амортизации |коэффициент не более| |понижающие | | |2, для | |коэффициенты (ко | | |сельхозорганизаций | |всем объектам или| | |промышленного типа —| |только к | | |специальный | |отдельному), | | |коэффициент к | |налогоплательщик | | |основной норме | |вправе | | |амортизации, но не | |самостоятельно | | |выше 2, для основных| |выбрать удобный | | |средств, являющихся | |для него вариант.| | |предметом лизинга, —| |Использование | | |не более 3. | |понижающих | | |2. Пониженные нормы | |коэффициентов | | |амортизации | |допускается | | | | |только с начала | | | | |налогового | | | | |периода и в | | | | |течение всего | | | | |налогового | | | | |периода. При | | | | |реализации | | | | |основных средств | | | | |пересчет сумм | | | | |амортизации не | | | | |производится | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Расходы на |1. Создание резерва |Пункт 1 |При выборе | |ремонт |на ремонт основных |ст. 260, |первого способа | |основных |средств |ст. 324 |делаются | |средств |2. Текущие расходы | |соответствующие | | | | |отражения в | | | | |учетной политике.| | | | |Предельная сумма | | | | |резерва не может | | | | |превышать | | | | |фактических | | | | |расходов на | | | | |ремонт, | | | | |сложившихся за | | | | |последние | | | | |три года | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Резерв на |1. Создание резерва |Подпункт 9 |Резерв создается | |гарантийный |на гарантийный |п. 1 |в отношении тех | |ремонт и |ремонт и |ст. 264, |товаров (работ), | |обслуживание |обслуживание. |ст. 267 |по которым в | | |2. Текущие расходы | |соответствии с | | | | |условиями | | | | |заключенного | | | | |договора с | | | | |покупателем | | | | |предусмотрены | | | | |обслуживание и | | | | |ремонт в течение | | | | |гарантийного | | | | |срока. В учетной | | | | |политике | | | | |определяется | | | | |размер отчислений| | | | |в резерв. Резерв | | | | |создается на день| | | | |реализации | | | | |товаров | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Резерв по |1. Создание резерва |Подпункт 7 |Суммы отчислений | |сомнительным |по сомнительным |п. 1 |в резерв | |долгам |долгам. |ст. 265, |включаются в | | |2. Текущие |пп. 2 п. 2 |состав | | |внереализационные |ст. 265, |внереализационных| | |расходы |ст. 266 |расходов на | | | | |последний день | | | | |отчетного | | | | |(налогового) | | | | |периода. Сумма | | | | |резерва | | | | |определяется по | | | | |установленным | | | | |законом правилам | | | | |по результатам | | | | |проведенной на | | | | |последний день | | | | |отчетного | | | | |(налогового) | | | | |периода | | | | |инвентаризации | | | | |дебиторской | | | | |задолженности. | | | | |Размер резерва не| | | | |может превышать | | | | |10% от выручки | | | | |отчетного | | | | |(налогового) | | | | |периода. Не | | | | |полностью | | | | |использованная | | | | |сумма резерва | | | | |может быть | | | | |перенесена им на | | | | |следующий | | | | |отчетный | | | | |(налоговый) | | | | |период | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Метод списания|1. По стоимости |Подпункт 3 |В покупную | |покупных |первых по времени |п. 1 |стоимость могут | |товаров |приобретения (ФИФО).|ст. 268, |включаться | | |2. По стоимости |ст. 320 |расходы, | | |последних по времени| |связанные с | | |приобретения (ЛИФО).| |приобретением | | |3. По средней | |товаров. Порядок | | |стоимости. | |формирования | | |4. По стоимости | |стоимости | | |единицы товара | |приобретения | | | | |товаров | | | | |определяется | | | | |налогоплательщи— | | | | |ком в учетной | | | | |политике для | | | | |целей | | | | |налогообложения и| | | | |применяется на | | | | |протяжении как | | | | |минимум двух | | | | |налоговых | | | | |периодов | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Установление |1. Первый квартал, |Пункт 2 |Выбор второго | |отчетных |полугодие, |ст. 285 |варианта увязан с| |периодов |9 месяцев. | |уплатой авансовых| | |2. Месяц, два месяца| |платежей исходя | | |и т.д. | |из фактически | | | | |полученной | | | | |прибыли | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Выбор |1. Среднесписочная |Статья 288 |Выбранный | |показателя для|численность | |налогоплательщи— | |уплаты налога |работников. | |ком показатель не| |организациями,|2. Сумма расходов на| |может изменяться | |имеющими |оплату труда | |в течение | |обособленные | | |налогового | |подразделения,| | |периода. Выбрав | |и | | |обособленное | |обособленного | | |подразделение, | |подразделения,| | |налогоплательщик | |через которое | | |должен уведомить | |будет | | |о принятом | |уплачиваться | | |решении те | |налог в | | |налоговые органы,| |региональный | | |в которых состоят| |бюджет | | |на учете | | | | |обособленные | | | | |подразделения | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Признание |Определение |Статья 316 |Учитывается | |доходов по |принципов и методов | |принцип | |производствам |распределения | |равномерности | |с длительным |доходов от | |признания дохода | |технологичес— |реализации | |на основании | |ким циклом | | |данных учета | +——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————+ |Порядок оценки|Установление перечня|Статья 319 |Налогоплательщи— | |незавершенного|прямых расходов. | |ки, оказывающие | |производства |Порядок | |услуги, вправе | | |распределения прямых| |относить сумму | | |расходов на НЗП и | |прямых расходов, | | |изготовленную | |осуществленных в | | |продукцию | |отчетном | | | | |(налоговом) | | | | |периоде, в полном| | | | |объеме на | | | | |уменьшение | | | | |доходов от | | | | |производства и | | | | |реализации | | | | |данного отчетного| | | | |(налогового) | | | | |периода без | | | | |распределения на | | | | |остатки | | | | |незавершенного | | | | |производства | L——————————————+————————————————————+———————————+—————————————————— Подписано в печать 08.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |