![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Фирма открылась в ноябре 2005 г. и в течение месяца не вела деятельности. У фирмы два учредителя: один из них - генеральный директор, другой - главный бухгалтер. Нужно ли начислять зарплату директору за февраль и соответственно платить ЕСН? Можно ли обойтись письмом о том, что фирма не вела деятельность? Если да, то как это сделать? ("Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 1)
"Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 1
Вопрос: Фирма открылась в ноябре 2005 г. и в течение месяца не вела деятельности. У фирмы два учредителя: один из них - генеральный директор, другой - главный бухгалтер. Нужно ли начислять зарплату директору за февраль и соответственно платить ЕСН? Можно ли обойтись письмом о том, что фирма не вела деятельность? Если да, то как это сделать?
Ответ: Заключение трудового договора по общему правилу влечет необходимость начисления заработной платы в размере, им установленном (ст. 136 ТК РФ). Неначисление заработной платы может происходить только при наличии предусмотренных на то Трудовым кодексом РФ оснований, связанных с невыполнением трудовой функции. В этом отношении следует учесть, что отсутствие деятельности на фирме не означает полного бездействия директора в рамках его должностных обязанностей. Так, директор подписывает различные документы. Их наличие у фирмы (как минимум имеется приказ о назначении главного бухгалтера, договор на открытие банковского счета и пр.) позволяет говорить о том, что директор фактически приступил к осуществлению своей трудовой функции. Поэтому, на наш взгляд, заработная плата директору должна начисляться, объект обложения ЕСН, соответственно, присутствует (п. 1 ст. 236 НК РФ). Если в случае возникновения спорной ситуации, Вы готовы доказывать, что директор трудовые обязанности не выполнял, то наиболее оптимально предоставить директору отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ). Предоставление отпуска без сохранения заработной платы является безусловным основанием для неначисления заработной платы, тогда и объекта обложения ЕСН не будет. Действительно, существует практика извещения налоговой инспекции об отсутствии хозяйственной деятельности (неначислении заработной платы). Так как данная процедура законодательно не урегулирована, письмо составляется в произвольной форме и направляется в налоговую инспекцию и соответствующие фонды по инициативе налогоплательщика. При этом в обязанности налоговых органов не входит оценка правомерности начисления (неначисления) заработной платы. Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственной инспекцией труда. Обращаем внимание, что если в документах будет фигурировать официальное распоряжение директора на невыполнение им же трудовой функции (вследствие нахождения в отпуске), наличие подписи директора на документах (в этот период) формально может рассматриваться как доказательство выполнения им трудовой функции.
Подписано в печать 07.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |