|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Рекламные затраты посредника: два способа включить в расходы ("Главбух", 2005, N 24)
"Главбух", 2005, N 24
РЕКЛАМНЫЕ ЗАТРАТЫ ПОСРЕДНИКА: ДВА СПОСОБА ВКЛЮЧИТЬ В РАСХОДЫ
Налоговики считают, что комиссионер, рекламируя товары комитента, действует в его интересах. Следовательно, такие затраты комитент обязан возместить посреднику независимо от того, что написано в договоре. А раз так, то налог на прибыль комиссионера они не уменьшают. Вообще-то позицию инспекторов достаточно легко опровергнуть. Но можно обойтись и без споров с чиновниками.
ЧЕМ ГРОЗИТ?
Логика налоговиков состоит в следующем. По договору комиссии посредник действует от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 Гражданского кодекса РФ). Значит, оплачивая расходы на рекламу товаров продавца, комиссионер несет чужие расходы. Иными словами, рекламные расходы посредник в любом случае осуществляет в интересах комитента. А значит, и выгоду от рекламы получает именно поставщик. Поэтому комитент обязан возместить комиссионеру его затраты на рекламу. Причем независимо от того, какие условия прописаны в договоре. Следовательно, ни о каком уменьшении налогооблагаемой прибыли посредника на сумму рекламных трат речи идти не может (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 30 января 2003 г. N 26-12/6250).
Кроме того, если комиссионер проводит рекламную кампанию за свой счет и не требует возмещения понесенных расходов, затраты на нее нельзя признать экономически оправданными. Следовательно, они не удовлетворяют требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ и также не могут участвовать в расчете налога на прибыль. Однако мы не согласны с этой точкой зрения. Обязанность комитента возместить комиссионеру расходы по посредническому договору прописана в ст. 1001 Гражданского кодекса РФ. Но состав таких затрат стороны определяют самостоятельно. Поэтому в договоре вполне может быть прописано условие о том, что посредник проводит рекламную кампанию за свой счет. В обмен, например, на уменьшение цены поставки. Никаких ограничений на этот счет нет и в Налоговом кодексе. Пункт 9 ст. 270 лишь запрещает комиссионеру учитывать при расчете налога на прибыль те расходы, которые ему по условиям договора возмещает комитент. Следовательно, если обязанность компенсировать рекламные расходы в договоре не прописана, посредник вправе уменьшить на них свою налогооблагаемую прибыль. Все бы хорошо, вот только отстаивать такую точку зрения скорее всего придется в суде. Поэтому лучше заранее исключить возможные претензии инспекторов.
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ?
Чтобы не спорить с чиновниками, посредник может использовать два способа. 1. Покупка части товара в собственность. Суть этого способа заключается в следующем. Помимо товара на комиссию нужно приобрести некоторое количество этого же самого товара, но в собственность. Тогда фирма будет рекламировать уже не только чужой, но и свой товар, приобретенный для перепродажи. А значит, на законных основаниях сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму рекламных расходов. Правда, чтобы инспекторам не к чему было придраться, стоимость приобретенного в собственность товара должна быть сопоставима с затратами на его рекламу. Ведь если стоимость рекламы многократно превысит расходы на покупку товаров, у налоговиков будет причина усомниться в обоснованности рекламных трат. Соблюсти баланс между купленными товарами и полученными по договору комиссии важно и с другой стороны. Ведь продукцию, полученную по посредническому соглашению, можно вернуть в любой момент. А вот товары, приобретенные в собственность, так просто не вернешь. Следовательно, посредник рискует не только суммой своего комиссионного вознаграждения, но и стоимостью приобретенных "для себя" товаров. Есть и еще один нюанс. Не исключено, что инспекторы попытаются поделить рекламные затраты между собственными товарами фирмы и взятыми на комиссию. И ту сумму расходов, которая приходится на рекламу "чужих" товаров, они могут исключить из расчета налога на прибыль. Однако шансов доказать свою правоту у налоговиков немного. И прежде всего потому, что в Налоговом кодексе РФ нет ни слова о необходимости такого разделения затрат. 2. Особый характер рекламы. Этот способ предполагает проведение рекламной кампании особым образом. Посреднику необязательно рекламировать именно продаваемые товары. Можно сосредоточиться на рекламе самой фирмы как продавца. Тогда налоговики уже не смогут заявить, что рекламу фирма делает в интересах комитента. Дело в том, что, как сказано в пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, к расходам на рекламу относится в том числе и реклама деятельности налогоплательщика. А значит, ничто не мешает затраты на подобную рекламу включить в состав расходов. Более того, посредник вправе попутно рекламировать и сам товар, продавцом которого он является. Но основной упор при этом должен быть на рекламу самой фирмы как поставщика этих товаров. В этом случае шансы налоговиков доказать неоправданность таких затрат будут сведены к минимуму.
Подписано в печать 07.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |