|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Доходы бюджета 2006 года, администрируемые ФНС России ("Налоговый вестник", 2006, N 1)
"Налоговый вестник", 2006, N 1
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА 2006 ГОДА, АДМИНИСТРИРУЕМЫЕ ФНС РОССИИ
1. Общие положения
Законопроект федерального бюджета разрабатывается в соответствии с Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2005 N 118. Не вдаваясь во всю специфику подготовки закона о бюджете, попытаемся сформировать у читателей журнала представление об основных этапах и информационных ресурсах подготовки закона о бюджете применительно к доходам, администрируемым ФНС России. На первом этапе формируется информационная база, необходимая для прогнозирования доходов, с использованием следующих источников: 1) основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Минэкономразвития России; 2) основные направления налоговой политики, разрабатываемые Минфином России, рассматриваемые Бюджетной комиссией и одобряемые Правительством РФ; 3) оценка доходов на текущий год, формируемая на основе данных о фактическом поступлении доходов Минфином России при участии ФНС России.
На втором этапе осуществляется предварительный прогноз предстоящих доходов с учетом требований и ограничений налогового и бюджетного законодательства. На третьем этапе Минфин России согласовывает предварительный прогноз доходов с ФНС России, в результате чего формируется окончательный вариант прогноза проекта доходов, который впоследствии направляется в Правительство РФ для последующего представления в Государственную Думу. Рассмотрим основные составные элементы, на основании которых сформирован федеральный бюджет на 2006 г.
2. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации были разработаны Минэкономразвития России в июле 2005 г. с учетом итогов экономического развития за I полугодие 2005 г. и складывающихся тенденций мировой экономической конъюнктуры и представлены в Минфин России, а также в ФНС России. Данные показатели были подготовлены в двух основных вариантах. Первый вариант предполагал сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривал реализацию новых масштабных проектов или стратегий. В соответствии с данным вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предполагалось резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности падение цены на нефть марки Urals в 2006 г. до 28 долл. США за баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Согласно первому варианту прогноза темпы экономического роста будут уменьшаться с 5,9% в 2005 г. до 4,0 - 4,6% в последующие годы. Второй вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предполагал сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и стратегий развития ключевых секторов экономики. Согласно этому варианту прогноза цены на нефть марки Urals будут снижаться с 48 долл. США за баррель в 2005 г. до 40 долл. США в 2006 г. и до 35 и 36 долл. США за баррель в последующие годы, а темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составят в 2006 г. 5,8% с последующим ростом до 6,0% в 2008 г. Кроме этого, был разработан третий (дополнительный) вариант, который учитывал возможность более высоких мировых цен на нефть марки Urals в 2006 г. - 43 долл. США за баррель. При этом основным вариантом для расчета как доходов бюджета в целом, так и доходов, администрируемых ФНС России, был избран второй вариант (см. таблицу ниже).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, использованные при прогнозе доходов, администрируемых ФНС России
————T————————————————————T———————————T————————T————————T—————————¬ | N | Наименование | Единица | 2004 г.| 2005 г.| 2006 г. | |п/п| показателя | измерения | (факт) |(оценка)|(прогноз)| L———+————————————————————+———————————+————————+————————+——————————1 Численность млн чел. 143,8 143,1 142,5 постоянного населения (в среднегодовом исчислении) 2 Индекс потребительских цен: декабрь к декабрю % <*> 111,7 110-111 107-108,5 в среднем за год % <*> 110,9 112,7 109,3 3 Валовой внутренний млрд руб. 16 779 21 000 24 380 продукт: темп роста % <*> 107,1 105,9 105,8 индекс-дефлятор % <*> 118,6 118,2 109,7 4 Прибыль по всем млрд руб. 3 250 4 340 4 910 видам деятельности 5 Прибыль прибыльных млрд руб. 3 910 5 165 5 870 организаций для целей бухгалтерского учета 6 Амортизация млрд руб. 901 999 1 102 7 Амортизация для млрд руб. 1 070 1 176 1 406 целей налогообложения 8 Среднегодовая млрд руб. 16 955 18 615 20 342 стоимость амортизируемого имущества 9 Фонд заработной млрд руб. 3 973 4 935 5 917 платы, всего 10 Экспорт, всего млрд долл. 183,5 245,8 232,4 США в том числе: дальнее зарубежье млрд долл. 153,3 211,4 197,8 США страны СНГ млрд долл. 30,2 34,4 34,6 США 11 Импорт, всего млрд долл. 96,3 120,3 139,0 США в том числе: дальнее зарубежье млрд долл. 76,4 97,8 113,1 США страны СНГ млрд долл. 19,9 22,5 25,9 США 12 Доля прибыли % 23,3 24,6 24,1 (прибыльных организаций) в ВВП —————————————————————————————————————————————————————————————————— ————————————————————————————————<*> По сравнению с предыдущим годом.
3. Основные направления налоговой политики на 2006 год
При разработке федерального бюджета на 2006 г. были учтены следующие изменения в налоговом законодательстве: 1) установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений (Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"); 2) введение так называемой амортизационной премии в виде разрешения отнесения на расходы 10% стоимости введенных в действие основных средств при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, в котором основные средства введены в эксплуатацию (Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ)); 3) увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы (Закон N 58-ФЗ); 4) совершенствование действующего порядка отнесения на расходы затрат на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР) при расчете налога на прибыль (Закон N 58-ФЗ); 5) совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации юридических лиц (Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Закон N 119-ФЗ); 6) переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления (Закон N 119-ФЗ); 7) индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефтепродукты), а по табачным изделиям - в среднем на 15% (Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ)); 8) отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение акцизных складов оптовых организаций из числа плательщиков акцизов (Закон N 107-ФЗ); 9) отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, отмена нулевой ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до "80" (Закон N 107-ФЗ); 10) увеличение специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче газа на 9% (установление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. куб. м газа) (Закон N 107-ФЗ).
4. Оценка доходов на текущий год, формируемая на основе данных о фактическом поступлении доходов
При подготовке проекта федерального бюджета на 2006 г. была произведена оценка доходов 2005 г. на основе данных о фактическом поступлении доходов в 2005 г. Заметим, что более 90% доходов бюджета поступает от трех администраторов: ФНС России, ФТС России, Росимущества. Причем на долю ФНС России традиционно приходится большая часть поступлений (рис. 1).
54,9% ———————————¬ | | | | | | | | | | | | 36,8% | | ———————————¬ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 7,5% | | | | ———————————¬ | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0,8% | | | | | | ———————————¬ L——————————+———+——————————+———+——————————+———+———————————ФНС России ФТС России Другие Росимущество федеральные органы
Рис. 1. Формирование доходов федерального бюджета за январь - июль 2005 года
Охарактеризуем основные тенденции поступления доходов в федеральный бюджет, учтенные при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" <**>. ————————————————————————————————<**> Ввиду ограниченного объема настоящей статьи не анализируются поступления в разрезе конкретных доходных источников. В январе - июле 2005 г. в федеральный бюджет поступило доходов, администрируемых ФНС России, 1 535,4 млрд руб., что на 448,6 млрд руб., или в 1,4 раза, больше, чем за соответствующий период 2004 г. (рис. 2). 2000--------------------------------------------------- ———— ¦ ¦ ¦ 1535,4 ¦ ----------------¬ 1500+------------------------+ +--------- ———— ¦ ¦ ¦ + 295,5 ¦ 1239,9 ¦ ¦ ¦ ----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1000+--------+ ¦ +--------- ———— ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 500+--------+ ¦ +--------- ———— ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0L--------+---------------+---------------+--------- ———— Рис. 2. Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе - июле 2005 года (включая НДПИ по нефти)
Такое перевыполнение поступления доходов произошло за счет роста цены и объемов добычи нефти, а также в результате улучшения финансово-экономических показателей развития экономики и налогового администрирования. Отношение налоговых и неналоговых доходов, поступивших в федеральный бюджет, к ВВП составило в январе - июле 2005 г. 14,3% против 12,3% в соответствующем периоде 2004 г. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (43,3%), НДПИ (28,2%), налога на прибыль (13,3%), единого социального налога (ЕСН) (9,8%) и акцизов (3,6%) (рис. 3).
43,3% ———————————¬ | | | | | | | | | | | | | | | | 28,2% | | ———————————¬ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 13,3% | | | | ———————————¬ | | | | | | 9,8% | | | | | | ———————————¬ | | | | | | | | | | | | | | | | 3,6% | | | | | | | | ———————————¬ 1,8% | | | | | | | | | | ———————————¬ L——————————+———+——————————+———+——————————+———+——————————+———+——————————+———+———————————НДС НДПИ налог на ЕСН акцизы остальные прибыль налоги и сборы
Рис. 3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе - июле 2005 года
5. Характеристика основных доходов, подлежащих мобилизации ФНС России в 2006 году
Как уже говорилось, на основе интеграции трех вышеназванных информационных источников был сформирован прогноз поступления доходов, который после согласования с ФНС России послужил основой для подготовки доходной части проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год". Охарактеризуем основные доходы, которые необходимо мобилизовать ФНС России в 2006 г.
5.1. Налог на прибыль организаций
Расчет налога на прибыль организаций на 2006 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом поправок, внесенных Законом N 58-ФЗ, а также изменений налогового законодательства, вступивших в действие с 2006 г. и оказывающих влияние на формирование финансового результата. В основу расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2006 г. по объему прибыли, предъявляемой налогоплательщиками в целях налогообложения, сформированному исходя из отчетных данных ФНС России о налогооблагаемой базе за 2004 г., ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2005 г. и основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 г. В 2006 г. общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 5257,1 млрд руб., или на уровне 21,56% к ВВП, со снижением на 0,87% против ожидаемой оценки 2005 г. Данное изменение обусловлено влиянием макроэкономических факторов и изменений налогового законодательства. В результате снижение налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 0,057% к ВВП, или 13,8 млрд руб. В расчете налога вышеуказанная сумма прибыли корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (46,6 млрд руб.). С учетом корректировки прибыль для целей налогообложения составит 5210,5 млрд руб. В соответствии с законодательно установленным порядком формирования прибыли для целей налогообложения налогооблагаемая прибыль уменьшится на доходы в виде сумм начисленных дивидендов (155,8 млрд руб.), а также на суммы ранее полученных убытков (116,2 млрд руб.). Общее снижение налогооблагаемой прибыли за счет этих факторов составит 272,0 млрд руб. В соответствии с Законом N 58-ФЗ в расчете налогооблагаемой прибыли учтены следующие изменения, внесенные в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): - введение амортизационной премии в виде разрешения отнесения не более 10% первоначальной стоимости основных средств на расходы при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, в котором основные средства введены в эксплуатацию; - увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы; - совершенствование действующего порядка отнесения на расходы затрат, связанных с осуществлением НИОКР (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, а также уменьшение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР с 3 до 2 лет). Введение вышеуказанных изменений приведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли на сумму 164,8 млн руб. Таким образом, прибыль для расчета налога на прибыль организаций составит 4773,7 млрд руб. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, законодательно утверждена в размере 6,5%, сумма исчисленного налога составит 310,3 млрд руб. Поступления налога на доходы, взимаемого по ставкам 20, 15 и 9% в зависимости от категории получателя доходов, прогнозируются на 2006 г. исходя из расчетной ставки в размере 11,59% доли этого вида доходов в общей сумме прибыли для целей налогообложения в размере 5,1% и составят 30,8 млрд руб. В прогнозе учтены дополнительные поступления налога, исчисленного по состоянию на 1 января 2002 г. и подлежащего уплате налогоплательщиками в соответствии с порядком, установленным ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", в сумме 1,5 млрд руб. Сумма налога на прибыль с учетом налога на доходы в виде дивидендов и налога по доходам переходного периода составит 342,6 млрд руб. Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2006 г. прогнозируется исходя из фактического уровня 2004 г. и составит 90,3%. Планируется собрать налог на прибыль в сумме 309,3 млрд руб. с учетом собираемости. В расчетах поступлений налога на прибыль предусмотрены дополнительные поступления по перерасчетам, произведенным по итогам работы за 2005 г., по начисленным платежам в результате проверки налоговыми органами соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Сумма налога на прибыль по вышеуказанным основаниям составит 28,5 млрд руб. Одновременно учтены потери налога от предоставления льгот в связи с реализацией программ по ликвидации последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, предусмотренных Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ, в общей сумме 20 млн руб. Таким образом, объем поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет в 2006 г. прогнозируется в сумме 337,8 млрд руб. и составит 1,39% к ВВП.
5.2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
5.2.1. НДС
Расчеты НДС на 2006 г. произведены в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ. В расчетах к федеральному бюджету на 2006 г. сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, определена исходя из прогнозируемого объема ВВП и реальной оценки налогооблагаемой базы. Сумма начисленного НДС на 2006 г. прогнозируется в размере 10 413,7 млрд руб. и составляет 42,7% от объема ВВП при ожидаемой оценке за 2005 г. - 41,1%, то есть с повышением на 1,6 процентных пунктов. Повышение сумм начисленного налога в 2006 г. на 1,6% от объема ВВП обусловлено введением новых положений законодательства, в том числе: - переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления, предусматривающий момент определения налоговой базы по наиболее ранней из следующих дат - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав; - отмена нулевой ставки на работы (услуги), выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, по перевозке или транспортировке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, а также связанные с такой перевозкой или транспортировкой работы, в том числе организацию перевозок, сопровождение, погрузку, перегрузку. Установление с 1 января 2006 г. общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений вместо действующего порядка - по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства приведет к увеличению налоговых вычетов (по сравнению с ожидаемой оценкой за 2005 г. - на 1,89% к ВВП). Расчетная сумма НДС определена в размере 1598,7 млрд руб. исходя из начисленных сумм по прогнозируемой налогооблагаемой базе на 2006 г. в размере 10 413,4 млрд руб. и налоговых вычетов в сумме 8814,7 млрд руб. Основная ставка НДС в расчетах поступления этого налога в федеральный бюджет 2006 г. предусмотрена в размере действующей ставки - 18% при сохранении пониженной ставки в размере 10% на ряд продовольственных товаров (за исключением подакцизных); на товары для детей; на периодические печатные издания; на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также по отдельным сельскохозяйственным сырьевым ресурсам (сахар-сырец, зерно). В связи с применением в соответствии с налоговым законодательством льготной ставки налогообложения в размере 10% поступления НДС уменьшатся в 2006 г. на 62,1 млрд руб. В прогнозе поступлений НДС учтено значительное влияние налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством. Потери доходов федерального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот в 2006 г. оцениваются в сумме 899,1 млрд руб. (или 3,7% к ВВП), а с учетом прогнозируемой собираемости этого налога - в сумме 871,2 млрд руб. При этом наиболее существенные потери НДС прогнозируются от применения льгот по банковским и финансовым операциям, по услугам по страхованию, по операциям с ценными бумагами. Вышеперечисленные льготы составляют более 80% от общего объема льгот, предоставляемых по этому налогу. Расчетный уровень собираемости НДС по товарам (работам, услугам), произведенным на территории Российской Федерации, на 2006 г. прогнозируется на уровне оценки поступлений этого налога в 2005 г. и составит 96,9%. На возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, будет направлено 469,0 млрд руб. Кроме того, применение нулевой налоговой ставки при реализации драгоценных металлов, при реализации товаров (услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами уменьшит поступление НДС на 12,0 млрд руб. Сумма НДС, подлежащая возмещению по материальным затратам при производстве экспортной продукции, определена исходя из прогнозируемых объемов экспорта в размере 230,4 млрд долл. США и прогнозируемого курса рубля по отношению к доллару США. Прогнозируемое в 2006 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции уменьшит поступление этого налога на 9,6 млрд руб. В прогнозе поступлений НДС на 2006 г. учтены дополнительные поступления в связи с проведением мероприятий по реструктуризации задолженности по этому налогу в сумме 3,5 млрд руб. и в связи с проведением контрольных мероприятий налоговыми органами - в сумме 61,6 млрд руб. С учетом изменений налогового законодательства сумма поступления НДС определена на 2006 г. в размере 1123,7 млрд руб.
5.2.2. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
Прогноз поступлений акцизов на товары народного потребления на 2006 г. основан на прогнозируемых показателях объемов реализации подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных гл. 22 НК РФ с учетом Закона N 107-ФЗ, предусматривающего индексацию специфических ставок акцизов с 1 января 2006 г. Расчет поступлений акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, основан на прогнозируемых объемах реализации в Российской Федерации в 2006 г. спирта этилового из пищевого сырья в объеме 56,1 млн дал, спирта этилового из всех видов сырья, кроме пищевого, в объеме 0,5 млн дал. Прогноз поступлений по спиртосодержащей продукции на 2006 г. основан на прогнозируемых поступлениях акцизов по спиртосодержащей продукции в 2005 г. Сумма поступлений в федеральный бюджет акциза по спирту этиловому из всех видов сырья и спиртосодержащей продукции в 2006 г. с учетом собираемости составит 6081,9 млн руб. Прогноз поступления акцизов на легковые автомобили рассчитан исходя из установленных гл. 22 НК РФ ставок акцизов, налогооблагаемого объема реализации автомобилей, производимых в Российской Федерации. Общая сумма поступлений составит 570,9 млн руб. Прогноз поступления акцизов на табачную продукцию рассчитан исходя из установленных гл. 22 НК РФ ставок акцизов и прогнозируемого объема реализации табачной продукции, производимой в Российской Федерации, в количестве 383,6 млрд штук. Собираемость акцизов по табачным изделиям в 2006 г. прогнозируется на уровне 2005 г. - в размере 99,0%. Общая сумма акцизов по табачным изделиям составит 33 755 млн руб. и в полном объеме будет зачислена в доход федерального бюджета. Расчет поступления акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей произведен на основе прогнозных показателей объемов реализации этой продукции на 2006 г., уменьшенных на объемы экспорта, освобожденного от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, и ставок акциза, установленных гл. 22 НК РФ. В связи с особенностями сроков уплаты акцизов в оптовой и розничной торговле при расчете поступления акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей сумма акцизов, исчисленная по объемам реализации за 2006 г., уменьшится на сумму разницы между суммой акцизов, исчисленных по объемам реализации за ноябрь - декабрь 2006 г., по налогоплательщикам, осуществляющим оптовую реализацию нефтепродуктов, и за декабрь 2006 г. - по налогоплательщикам, осуществляющим розничную реализацию нефтепродуктов, и суммой акцизов, исчисленных по вышеуказанным группам налогоплательщиков за те же периоды 2005 г. При этом доля оптовой реализации по бензину автомобильному принята на уровне 58%, а по дизельному топливу и маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - на уровне 82% от объемов реализации на 2005 г. Расчет поступления акцизов на прямогонный бензин произведен на основе прогнозируемых показателей объемов реализации этой продукции на 2006 г., уменьшенных на объемы экспорта и реализации в нефтехимическую отрасль, освобожденные от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. В связи с особенностями сроков уплаты акцизов на прямогонный бензин сумма акцизов, исчисленная по объемам реализации за 2006 г., уменьшится на сумму акцизов, исчисленную по объемам реализации за октябрь - декабрь 2006 г. и подлежащую уплате в январе - марте 2007 г. Собираемость акцизов указанного вида прогнозируется на уровне 96%, сложившемся в I полугодии 2005 г. С учетом собираемости поступление акцизов на бензин автомобильный составит 87,9 млрд руб., на дизельное топливо - 28,5 млрд руб., на моторные масла - 2,0 млрд руб., на прямогонный бензин - 1,9 млрд руб. В 2006 г. зачисление в федеральный бюджет акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, прямогонный бензин предусмотрено в размере 40%, что составит по акцизам на бензин автомобильный 35,2 млрд руб., на дизельное топливо - 11,4 млрд руб., на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 0,8 млрд руб., на прямогонный бензин - 0,8 млрд руб.
5.2.3. НДПИ
Поступления НДПИ в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2006 г. предусматриваются в сумме 731,6 млрд руб. В расчетах прогнозируемых поступлений НДПИ учтены ожидаемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен на них, прогноз среднего официального курса доллара США по отношению к рублю, ставки налогообложения, определенные в гл. 26 НК РФ и в ст. 1 Закона N 107-ФЗ. При прогнозируемом на 2006 г. среднем уровне мировых цен на нефть марки Urals в размере 40 долл. США за баррель и при заложенном в расчетах к проекту бюджета среднем официальном курсе доллара США по отношению к рублю в размере 28,6 руб. коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 3,3969. С учетом корректировки налоговой ставки на этот коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2006 г. определена в размере 1423,32 руб. за 1 тонну. По остальным полезным ископаемым налоговые ставки включены в расчет налога в размерах, установленных ст. 342 НК РФ. При определении прогнозируемого поступления НДПИ учтен ожидаемый объем добычи нефти, облагаемый этим налогом, в размере 459,77 млн тонн, при добыче - 468,49 млн тонн. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти с месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции, в размере 6,09 млн тонн и нормативные потери при добыче - в размере 2,63 млн тонн. Увеличение ставки НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 135 руб. за 1000 куб. м до 147 руб. за 1000 куб. м, установленное Законом N 107-ФЗ, приведет к увеличению поступлений в федеральный бюджет НДПИ по газу горючему природному на 7,2 млрд руб. (с уточнением на собираемость и переходящие платежи - 6,5 млрд руб.). Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что по НДПИ налоговым периодом с 1 января 2003 г. признается календарный месяц, что учтено при определении прогноза поступлений этого налога. При прогнозируемом на 2006 г. среднем уровне мировых цен на нефть марки Urals в размере 40 долл. США за баррель цена этой марки нефти по состоянию на декабрь 2006 г. составит 35 долл. США за баррель. Учитываемая в платежах декабря 2005 г. мировая цена на нефть марки Urals составляет 47 долл. США за баррель. Кроме того, на размеры платежей декабря 2005 г. и декабря 2006 г. влияют размеры объемов добычи полезных ископаемых, ставки НДПИ на газ горючий природный и цены на газовый конденсат. С учетом этого сумма начисленных платежей по расчету прогноза поступления НДПИ увеличена на платежи декабря 2005 г. в сумме 72,6 млрд руб., или 71,6 млрд руб. с учетом собираемости, и уменьшена на платежи декабря 2006 г. в сумме 54,1 млрд руб., или 53,4 млрд руб. с учетом собираемости, срок уплаты которых перейдет на следующий год.
Ю.М.Лермонтов Консультант Департамента бюджетной политики Минфина России Подписано в печать 06.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |