|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-02/118 "О налогообложении ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 26.10.2005 N 03-03-02/118 "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, НОМИНИРОВАННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ">
Целью Письма Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-02/118 (далее - Письмо Минфина России) является разъяснение всем налогоплательщикам порядка налогообложения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, приобретенных как до, так и после вступления в силу гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в настоящий Кодекс Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ). По своей структуре Письмо Минфина России состоит из вступления, семи пунктов и приложения, в котором приведены примеры, иллюстрирующие порядок налогообложения ценных бумаг в различных ситуациях. Во вступительной части Письма Минфина России говорится о том, что порядок налогообложения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (далее - ценные бумаги), приведенный в Законе N 58-ФЗ, применяется только в отношении тех ценных бумаг, которые не были реализованы по состоянию на 15 июля 2005 г. По тем ценным бумагам, которые, во-первых, были погашены или реализованы до вступления Закона N 58-ФЗ в силу и, во-вторых, выплаты процентного (купонного) дохода от эмитента по которым были произведены до 15 июля 2005 г. (в части указанных выплат от эмитента) и включены в налоговую базу по налогу на прибыль, пересчет налоговой базы делать не надо. Переоценка ценных бумаг в связи с изменениями курсов иностранных валют, котируемых Банком России, не производится, поскольку она не учитывается для целей налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. Переоценка учитывалась для целей налогообложения прибыли только один раз при вступлении в действие НК РФ - переоценка по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., в пределах 30 пунктов. Согласно Закону N 58-ФЗ по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, курс фиксируется на момент приобретения и на момент погашения или реализации ценных бумаг. В п. 1 Письма Минфина России указано, что по ценным бумагам, приобретенным, например, в 1998 г., существовал другой налоговый режим, предусмотренный Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1). При этом курс иностранной валюты фиксировался по состоянию на 31 декабря 2001 г.
По ценным бумагам, приобретенным до 2002 г. организациями, осуществляющими переоценку рублевого эквивалента стоимости ценных бумаг и накопленного купонного дохода, уплаченного продавцу ценной бумаги при ее приобретении в связи с изменением курсов иностранных валют, котируемых Банком России, и учитывающими результаты этой переоценки при определении налоговой базы по налогу на прибыль, курсовая разница, возникшая с даты приобретения ценной бумаги по 31 декабря 2001 г. включительно, в целях налогообложения не пересматривается. При смене порядка налогообложения прибыли законодатель предусмотрел переходный период, по которому возникает законодательно зафиксированная Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) база переходного периода, по которой налогоплательщики самостоятельно определяли и единовременно или в течение семи лет должны уплачивать налог с базы переходного периода. Поскольку в Законе N 58-ФЗ не приведены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль переходного периода, она не пересчитывается. Соблюдая принципы равенства налогообложения, законодатель предоставил право налогоплательщику пересчитать налоговую базу по нереализованным и непогашенным ценным бумагам с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 58-ФЗ, на что указано в п. 3 ст. 3 данного Закона. Из вышеприведенного можно сделать вывод, что прекратить учитывать для целей налогообложения переоценку ценных бумаг можно было на конец 1-го полугодия 2005 г. или на дату вступления в силу Закона N 58-ФЗ. Для того чтобы налогоплательщики могли обосновать данное изменение, в п. 2 Письма Минфина России предлагается зафиксировать данную норму в учетной политике, предусмотрев только два варианта: - использование права на представление в налоговые органы уточненных в соответствии с положениями Закона N 58-ФЗ налоговых деклараций за истекшие налоговые периоды 2002 - 2004 гг. и отчетные периоды 2005 г. до вступления в силу Закона N 58-ФЗ; - организация не использует право произвести пересчет налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 58-ФЗ. В п. 3 Письма Минфина России приводятся особенности применения закрепленных положений учетной политики и рассматриваются три варианта: 1) налогоплательщик, производивший до вступления в силу Закона N 58-ФЗ переоценку ценных бумаг, не будет пересчитывать налоговую базу по налогу на прибыль за предыдущие (отчетные) периоды; 2) налогоплательщик, производивший до вступления в силу Закона N 58-ФЗ переоценку ценных бумаг, будет пересчитывать налоговую базу по налогу на прибыль за предыдущие (отчетные) периоды; 3) налогоплательщик не производил переоценку ценных бумаг. Первый вариант можно представить посредством следующих формул [для упрощения не учитывается накопленный купонный доход (НКД)]. По ценным бумагам, приобретенным после 1 января 2002 г.:
Прибыль (убыток) = Ц - Ц - П + П , реализ. приобр. полож. отриц.
где Ц - цена реализации; реализ. Ц - цена приобретения; приобр. П - соответствующая (положительная или отрицательная) переоценка, производившаяся до 15 июля 2005 г. По ценным бумагам, приобретенным до 1 января 2002 г.:
Прибыль (убыток) = Ц - Ц - П + П . реализ. приобр. по курсу на 31.12.2001 полож. отриц.
Таким образом, производившаяся ранее переоценка ценных бумаг учитывается при расчете как прибыли, так и полученного убытка. При втором варианте налогоплательщик пересчитает результат переоценки ценных бумаг следующим образом:
Доход = Ц - НКД - НКД + реализ. уплачен. получен. в предыдущем налоговом периоде
+ НКД ; получен. в отчетном периоде
Расход = Ц - НКД - Другие расходы, связанные с приобретением и реализацией. приобр. уплачен.
По ценным бумагам, приобретенным до 1 января 2002 г.:
Доход = Ц - НКД - НКД + реализ. уплачен. получен. в предыдущем налоговом периоде
+ НКД получен. в отчетном периоде;
Расход = Ц - НКД - приобр. по курсу на 31.12.2001 уплачен.
- Другие расходы, связанные с приобретением и реализацией.
По третьему варианту полученная прибыль облагается налогом в порядке, установленном ст. 280 НК РФ. Важно отметить, что нельзя выборочно по какому-то году воспользоваться правом пересчета налоговой базы. Использование права, предусмотренного п. 3 ст. 3 Закона N 58-ФЗ, и представление уточненных деклараций только по одному предшествующему налоговому периоду не допускаются. Пункт 4 Письма Минфина России, во-первых, предусматривает, что в п. 2 ст. 280 НК РФ (в ред. Закона N 58-ФЗ) при определении величины расходов исходя из курса Банка России на момент принятия ценных бумаг к учету под понятием "учет" понимается бухгалтерский учет, затем расходы, непосредственно связанные с приобретением ценной бумаги, формируют стоимость ценной бумаги в налоговом учете, а расходы, связанные с реализацией ценной бумаги, учитываются при определении налоговой базы при реализации (выбытии) ценной бумаги. Во-вторых, обращается внимание налогоплательщиков на то, что датой признания расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, является дата реализации или иного выбытия ценных бумаг. Расходы, связанные с реализацией ценной бумаги, осуществленные в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России, действующему на дату признания расходов, связанных с реализацией ценных бумаг, согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. В п. 5 Письма Минфина России рассматривается порядок налогообложения накопленного купонного дохода: 1) процентного (купонного) дохода по корпоративным облигациям (ставка 24%); 2) процентного (купонного) дохода по государственным и муниципальным облигациям, налогообложение которого осуществляется по ставке, отличной от установленной п. 1 ст. 284 НК РФ (ставка 15%). Поскольку в п. 3 Письма Минфина России рассматриваются три варианта учетной политики, в Приложении к Письму к каждому варианту приведены три различных результата в зависимости от выбранной учетной политики. По процентному (купонному) доходу по корпоративным облигациям рассмотрены два варианта, когда накопленный купонный доход не выплачивался (пример 1 Приложения к Письму Минфина России) и когда он выплачивался (пример 2 Приложения к этому Письму). В примере 3 Приложения к Письму Минфина России рассматривается порядок налогообложения прибыли по процентному (купонному) доходу по государственным и муниципальным облигациям, налогообложение которого осуществляется по ставке, отличной от установленной п. 1 ст. 284 НК РФ. Что касается п. 6 Письма Минфина России, хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что у налогоплательщиков не возникает необходимости проведения переоценки ценных бумаг третьих лиц, так же как и собственных долговых ценных бумаг организации. В п. 7 Письма Минфина России разъясняется порядок налогообложения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ) первичным владельцам. Статьей 2 Закона N 110-ФЗ предусматривается, в частности, что Закон N 2116-1 отменяется, за исключением предусмотренного п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 порядка определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации ОВГВЗ серии III, применяемого первичными владельцами вышеуказанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации. В связи с этим определение налоговой базы по операциям с ОВГВЗ других серий в части учета сумм курсовых разниц осуществлялось в общеустановленном порядке гл. 25 НК РФ, и каких-либо особенностей для первичных владельцев ОВГВЗ, иных, чем III, более поздних серий, не предусматривалось. Сложившаяся ситуация потребовала уравнять права первичных владельцев ОВГВЗ с даты вступления в силу Закона N 110-ФЗ. В связи с этим п. 1 ст. 3 Закона N 58-ФЗ предусматривается, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организациями, являющимися первичными владельцами ОВГВЗ IV и V серий, налоговая база, определенная при реализации (выбытии) ОВГВЗ в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и расходами на приобретение вышеуказанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с этой реализацией (выбытием), может корректироваться на суммы курсовых разниц, предусмотренных п. 1 ст. 3 Закона N 58-ФЗ. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 Закона N 58-ФЗ в дополнение к п. 1 ст. 3 этого Закона, то есть для первичных владельцев ОВГВЗ, предусматривается возможность учета курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшихся с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г., независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета при исчислении налоговой базы по операциям с этими ОВГВЗ. Пункт 2 ст. 3 Закона N 58-ФЗ предусматривает порядок учета курсовых разниц при исчислении налоговой базы по операциям с вышеуказанными ОВГВЗ только для первичных владельцев данных ценных бумаг. Таким образом, повторно учитывать для целей налогообложения прибыли курсовую разницу с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г. не следует.
М.В.Романова К. э. н., советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 06.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |