Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-02/118 "О налогообложении ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 26.10.2005 N 03-03-02/118

"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, НОМИНИРОВАННЫХ

В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ">

Целью Письма Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-02/118 (далее - Письмо Минфина России) является разъяснение всем налогоплательщикам порядка налогообложения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, приобретенных как до, так и после вступления в силу гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в настоящий Кодекс Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ).

По своей структуре Письмо Минфина России состоит из вступления, семи пунктов и приложения, в котором приведены примеры, иллюстрирующие порядок налогообложения ценных бумаг в различных ситуациях.

Во вступительной части Письма Минфина России говорится о том, что порядок налогообложения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (далее - ценные бумаги), приведенный в Законе N 58-ФЗ, применяется только в отношении тех ценных бумаг, которые не были реализованы по состоянию на 15 июля 2005 г. По тем ценным бумагам, которые, во-первых, были погашены или реализованы до вступления Закона N 58-ФЗ в силу и, во-вторых, выплаты процентного (купонного) дохода от эмитента по которым были произведены до 15 июля 2005 г. (в части указанных выплат от эмитента) и включены в налоговую базу по налогу на прибыль, пересчет налоговой базы делать не надо.

Переоценка ценных бумаг в связи с изменениями курсов иностранных валют, котируемых Банком России, не производится, поскольку она не учитывается для целей налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. Переоценка учитывалась для целей налогообложения прибыли только один раз при вступлении в действие НК РФ - переоценка по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., в пределах 30 пунктов. Согласно Закону N 58-ФЗ по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, курс фиксируется на момент приобретения и на момент погашения или реализации ценных бумаг.

В п. 1 Письма Минфина России указано, что по ценным бумагам, приобретенным, например, в 1998 г., существовал другой налоговый режим, предусмотренный Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1). При этом курс иностранной валюты фиксировался по состоянию на 31 декабря 2001 г.

По ценным бумагам, приобретенным до 2002 г. организациями, осуществляющими переоценку рублевого эквивалента стоимости ценных бумаг и накопленного купонного дохода, уплаченного продавцу ценной бумаги при ее приобретении в связи с изменением курсов иностранных валют, котируемых Банком России, и учитывающими результаты этой переоценки при определении налоговой базы по налогу на прибыль, курсовая разница, возникшая с даты приобретения ценной бумаги по 31 декабря 2001 г. включительно, в целях налогообложения не пересматривается.

При смене порядка налогообложения прибыли законодатель предусмотрел переходный период, по которому возникает законодательно зафиксированная Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) база переходного периода, по которой налогоплательщики самостоятельно определяли и единовременно или в течение семи лет должны уплачивать налог с базы переходного периода.

Поскольку в Законе N 58-ФЗ не приведены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль переходного периода, она не пересчитывается.

Соблюдая принципы равенства налогообложения, законодатель предоставил право налогоплательщику пересчитать налоговую базу по нереализованным и непогашенным ценным бумагам с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 58-ФЗ, на что указано в п. 3 ст. 3 данного Закона.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что прекратить учитывать для целей налогообложения переоценку ценных бумаг можно было на конец 1-го полугодия 2005 г. или на дату вступления в силу Закона N 58-ФЗ.

Для того чтобы налогоплательщики могли обосновать данное изменение, в п. 2 Письма Минфина России предлагается зафиксировать данную норму в учетной политике, предусмотрев только два варианта:

- использование права на представление в налоговые органы уточненных в соответствии с положениями Закона N 58-ФЗ налоговых деклараций за истекшие налоговые периоды 2002 - 2004 гг. и отчетные периоды 2005 г. до вступления в силу Закона N 58-ФЗ;

- организация не использует право произвести пересчет налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 58-ФЗ.

В п. 3 Письма Минфина России приводятся особенности применения закрепленных положений учетной политики и рассматриваются три варианта:

1) налогоплательщик, производивший до вступления в силу Закона N 58-ФЗ переоценку ценных бумаг, не будет пересчитывать налоговую базу по налогу на прибыль за предыдущие (отчетные) периоды;

2) налогоплательщик, производивший до вступления в силу Закона N 58-ФЗ переоценку ценных бумаг, будет пересчитывать налоговую базу по налогу на прибыль за предыдущие (отчетные) периоды;

3) налогоплательщик не производил переоценку ценных бумаг.

Первый вариант можно представить посредством следующих формул [для упрощения не учитывается накопленный купонный доход (НКД)].

По ценным бумагам, приобретенным после 1 января 2002 г.:

Прибыль (убыток) = Ц - Ц - П + П ,

реализ. приобр. полож. отриц.

где Ц - цена реализации;

реализ.

Ц - цена приобретения;

приобр.

П - соответствующая (положительная или отрицательная)

переоценка, производившаяся до 15 июля 2005 г.

По ценным бумагам, приобретенным до 1 января 2002 г.:

Прибыль (убыток) = Ц - Ц - П + П .

реализ. приобр. по курсу на 31.12.2001 полож. отриц.

Таким образом, производившаяся ранее переоценка ценных бумаг учитывается при расчете как прибыли, так и полученного убытка.

При втором варианте налогоплательщик пересчитает результат переоценки ценных бумаг следующим образом:

Доход = Ц - НКД - НКД +

реализ. уплачен. получен. в предыдущем налоговом периоде

+ НКД ;

получен. в отчетном периоде

Расход = Ц - НКД - Другие расходы, связанные с приобретением и реализацией.

приобр. уплачен.

По ценным бумагам, приобретенным до 1 января 2002 г.:

Доход = Ц - НКД - НКД +

реализ. уплачен. получен. в предыдущем налоговом периоде

+ НКД

получен. в отчетном периоде;

Расход = Ц - НКД -

приобр. по курсу на 31.12.2001 уплачен.

- Другие расходы, связанные с приобретением и реализацией.

По третьему варианту полученная прибыль облагается налогом в порядке, установленном ст. 280 НК РФ.

Важно отметить, что нельзя выборочно по какому-то году воспользоваться правом пересчета налоговой базы. Использование права, предусмотренного п. 3 ст. 3 Закона N 58-ФЗ, и представление уточненных деклараций только по одному предшествующему налоговому периоду не допускаются.

Пункт 4 Письма Минфина России, во-первых, предусматривает, что в п. 2 ст. 280 НК РФ (в ред. Закона N 58-ФЗ) при определении величины расходов исходя из курса Банка России на момент принятия ценных бумаг к учету под понятием "учет" понимается бухгалтерский учет, затем расходы, непосредственно связанные с приобретением ценной бумаги, формируют стоимость ценной бумаги в налоговом учете, а расходы, связанные с реализацией ценной бумаги, учитываются при определении налоговой базы при реализации (выбытии) ценной бумаги.

Во-вторых, обращается внимание налогоплательщиков на то, что датой признания расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, является дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.

Расходы, связанные с реализацией ценной бумаги, осуществленные в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России, действующему на дату признания расходов, связанных с реализацией ценных бумаг, согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

В п. 5 Письма Минфина России рассматривается порядок налогообложения накопленного купонного дохода:

1) процентного (купонного) дохода по корпоративным облигациям (ставка 24%);

2) процентного (купонного) дохода по государственным и муниципальным облигациям, налогообложение которого осуществляется по ставке, отличной от установленной п. 1 ст. 284 НК РФ (ставка 15%).

Поскольку в п. 3 Письма Минфина России рассматриваются три варианта учетной политики, в Приложении к Письму к каждому варианту приведены три различных результата в зависимости от выбранной учетной политики.

По процентному (купонному) доходу по корпоративным облигациям рассмотрены два варианта, когда накопленный купонный доход не выплачивался (пример 1 Приложения к Письму Минфина России) и когда он выплачивался (пример 2 Приложения к этому Письму).

В примере 3 Приложения к Письму Минфина России рассматривается порядок налогообложения прибыли по процентному (купонному) доходу по государственным и муниципальным облигациям, налогообложение которого осуществляется по ставке, отличной от установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

Что касается п. 6 Письма Минфина России, хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что у налогоплательщиков не возникает необходимости проведения переоценки ценных бумаг третьих лиц, так же как и собственных долговых ценных бумаг организации.

В п. 7 Письма Минфина России разъясняется порядок налогообложения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ) первичным владельцам.

Статьей 2 Закона N 110-ФЗ предусматривается, в частности, что Закон N 2116-1 отменяется, за исключением предусмотренного п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 порядка определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации ОВГВЗ серии III, применяемого первичными владельцами вышеуказанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации.

В связи с этим определение налоговой базы по операциям с ОВГВЗ других серий в части учета сумм курсовых разниц осуществлялось в общеустановленном порядке гл. 25 НК РФ, и каких-либо особенностей для первичных владельцев ОВГВЗ, иных, чем III, более поздних серий, не предусматривалось.

Сложившаяся ситуация потребовала уравнять права первичных владельцев ОВГВЗ с даты вступления в силу Закона N 110-ФЗ.

В связи с этим п. 1 ст. 3 Закона N 58-ФЗ предусматривается, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организациями, являющимися первичными владельцами ОВГВЗ IV и V серий, налоговая база, определенная при реализации (выбытии) ОВГВЗ в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и расходами на приобретение вышеуказанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с этой реализацией (выбытием), может корректироваться на суммы курсовых разниц, предусмотренных п. 1 ст. 3 Закона N 58-ФЗ.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 Закона N 58-ФЗ в дополнение к п. 1 ст. 3 этого Закона, то есть для первичных владельцев ОВГВЗ, предусматривается возможность учета курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшихся с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г., независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета при исчислении налоговой базы по операциям с этими ОВГВЗ.

Пункт 2 ст. 3 Закона N 58-ФЗ предусматривает порядок учета курсовых разниц при исчислении налоговой базы по операциям с вышеуказанными ОВГВЗ только для первичных владельцев данных ценных бумаг.

Таким образом, повторно учитывать для целей налогообложения прибыли курсовую разницу с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г. не следует.

М.В.Романова

К. э. н.,

советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

06.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 23.09.2005 N 124н "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1) >
Статья: <Комментарий к Приказу ФНС России от 02.09.2005 N САЭ-3-25/422 "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.