|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 1
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 04.11.2005 N 137-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ">
Суть изменений, внесенных в законодательные акты Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ), можно вкратце свести к следующему: 1) правила взыскания штрафов приравнены к правилам взимания недоимок и пеней (которые, в отличие от штрафов, финансовыми санкциями не являются);
2) уточнено в законодательном порядке регулирование исполнения физическими лицами обязанностей по уплате налога и сбора (включая случаи принудительного взыскания сумм задолженности): правила уплаты налогов организациями и взыскания налогов с организаций налоговыми органами в полной мере распространяются с 1 января 2006 г. на индивидуальных предпринимателей. Порядок уплаты и взыскания налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируется отдельно; 3) введен новый порядок наложения и взыскания налоговой санкции исключительно на основании решения налогового органа, регулируемый новой ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Сфера действия этой статьи НК РФ (полномочий налоговых органов по наложению таких санкций) ограничена суммой штрафа: не более 50 000 руб. - на организацию и 5000 руб. - на индивидуального предпринимателя. Кроме того, за налогоплательщиком сохранено право обжаловать действия налоговых органов как в вышестоящий орган (налоговый), так и в арбитражный суд. При этом в первом случае взыскание наложенного штрафа приостанавливается, во втором - приостанавливается при наличии соответствующего решения арбитражного суда. В соответствии со ст. 3 Закона N 137-ФЗ вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2006 г., но иски, поданные налоговыми органами в арбитражные суды (о взыскании обязательных платежей и сумм санкций) и не рассмотренные судами до конца 2005 г., должны быть рассмотрены исключительно в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ). Иными словами, вышеуказанные изменения обратной силы не имеют, и в том случае, если сумма иска ниже суммы штрафа, предусмотренной ст. 103.1 НК РФ, налоговые органы не имеют права отозвать иск и принять решение (о наложении штрафа) самостоятельно. Нормы ст. 103.1 НК РФ можно представить в следующем виде (см. схему 1).
Схема 1
—————————————————————————————————————————————————————————¬ |Предложение уплатить сумму налоговой санкции добровольно| L—————————————————————————T———————————————————————T———————\¦/ \¦/ —————————————————————————¬ ———————————————¬ | Неуплата санкции | |Уплата санкции| LT——————————T———————————T— L———————————————\¦/ \¦/ \¦/ —————————————————¬ ——————————————¬ ——————————————————¬ | Обжалование | |Обжалование в| | Если решение | | в вышестоящем | | арбитражном | |налогового органа| |налоговом органе| | суде | | не обжалуется | L———————T————————— L——————T——————— L——T———————————————\¦/ \¦/ \¦/ ————————————————¬ ————————————————¬ ——————————¬ |Приостановление| | Решение о | |Взыскание| | взыскания | |приостановлении| | санкции | | | | взыскания | | | L———————————T———— L———T———————————— L——————————\¦/ \¦/ /¦\ —————————————————¬ | |Принятие решения| | L——T—————————T———— | \|/ \|/ | ——————————————————¬ ——————————————————+—¬ | В пользу | |В пользу налогового| |налогоплательщика| | органа | L———————————T—————— L————————————————————\¦/ ——————————————————————¬ |Прекращение взыскания| L—————————————————————— Таким образом, принятие налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции фактически не является окончательным и не лишает организацию или индивидуального предпринимателя права на обжалование принятого налоговым органом решения. Иными словами, безусловная оплата взыскания может быть произведена только добровольно или при молчаливом согласии налогоплательщика на взыскание. По существу, речь идет о соглашении между налоговым органом и налогоплательщиком о внесудебном урегулировании вопросов, связанных с применением мер финансовой ответственности за налоговые правонарушения. Взыскание налоговой санкции с организаций на основании решения налогового органа в порядке, установленном ст. 103.1 НК РФ, может быть произведено согласно следующим статьям гл. 16 НК РФ (см. табл. 1).
Таблица 1
———————T——————T————————————————T————————————————T————————————————¬ |Статья| Пункт| Содержание | Размер | Предельный | | НК РФ|статьи| налогового | санкции | размер | | | | правонарушения | | расчетной базы | L——————+——————+————————————————+————————————————+—————————————————116 1 Нарушение срока 5000 руб. постановки на учет в налоговом органе до 90 дней
2 Нарушение срока 10 000 руб. постановки на учет в налоговом органе более 90 дней
117 1 Ведение 10% от доходов, 500 000 руб. деятельности полученных за организацией без этот период, но постановки на не менее 20 000 учет в налоговом руб. органе до 90 дней
2 Ведение 20% от доходов, 150 000 руб. - деятельности полученных в при условии, что организацией без период за первые 90 постановки на деятельности дней наложен учет в налоговом без постановки штраф в органе более 90 на учет более минимальном дней 90 дней размере - 20 000 руб.
118 Нарушение срока 5000 руб. представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
119 1 Непредставление 5% суммы налога Суммарный размер налоговой налога, налоговой базы декларации в подлежащей до 166 700 руб. течение до 180 уплате (доплате) - за 6 месяцев, дней после на основе этой 1 000 000 руб. - установленного декларации, за за 1 месяц, срока каждый полный 500 000 руб. - или неполный за 2 месяца и месяц со дня, т.д. установленного для ее представления, но не более 30% вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.
2 Непредставление 30% суммы Определяется по налоговой налога, отдельному декларации в подлежащей расчету. Для течение более уплате на основе того чтобы 180 дней после этой декларации, санкция могла установленного и 10% суммы быть применена срока налога, по решению подлежащей налогового уплате на основе органа, этой декларации, необходимо, как за каждый полный минимум, чтобы или неполный размер налоговой месяц начиная со базы за первые 181-го дня 6 месяцев, умноженный на 0,3 был меньше 50 000 руб. на сумму, равную произведению налоговой базы после 6 месяцев, умноженную на 0,1 и на количество месяцев просрочки
120 1 Грубое нарушение 5000 руб. организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода
2 Грубое нарушение 15 000 руб. организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода
3 Грубое нарушение 10% от суммы Сумма организацией неуплаченного неуплаченного правил учета налога, но не налога не более доходов и (или) менее 15 000 500 000 руб. расходов и (или) руб. объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение налоговой базы
122 1 Неуплата или 20% от Сумма неполная уплата неуплаченных неуплаченного сумм налога в сумм налога налога не более результате 250 000 руб. занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
122 3 Неуплата или 40% от Сумма неполная уплата неуплаченных неуплаченного сумм налога в сумм налога налога не более результате 125 000 руб. занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно
123 Неправомерное 20% от суммы, Сумма, неперечисление подлежащей подлежащая (неполное перечислению перечислению, - перечисление) не более сумм налога, 250 000 руб. подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
125 Несоблюдение 10 000 руб. установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
126 1 Непредставление 50 руб. за 1000 документов в установленный каждый срок непредставленный налогоплатель- документ щиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах
2 Непредставление 5000 руб. налоговому органу сведений о налогоплатель- щике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплатель- щике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями
129.1 1 Неправомерное 1000 руб. несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса
2 Неправомерное 5000 руб. несообщение сведений налоговому органу повторно в течение календарного года —————————————————————————————————————————————————————————————————— Примечания. 1. Статья 121 НК РФ исключена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", ст. 124 НК РФ признана утратившей силу Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". 2. Нормы ст. ст. 128 и 129 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков (предполагают ответственность свидетеля и эксперта, переводчика или специалиста).
Нетрудно убедиться, что решение о взыскании налоговой санкции может быть принято практически по любому налоговому правонарушению. При этом читателям журнала следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Так как предельный размер налоговой санкции, которая может быть взыскана по решению налогового органа, ограничен суммой наложенного штрафа (в абсолютном выражении), то при применении поправочных понижающих или повышающих (при наличии отягчающего обстоятельства) коэффициентов возможность принятия соответствующего решения должна оцениваться с учетом вышеуказанных коэффициентов. Например, если в действиях налогового агента, не перечислившего налоговые платежи, имеются смягчающие обстоятельства, размер задолженности может превышать 500 000 руб. Если же подобное нарушение допускается повторно, в связи с чем применяется повышающий коэффициент 2, сумма задолженности, в отношении которой может быть принято решение о взыскании налоговой санкции, не может превышать 125 000 руб. Взыскание налоговой санкции с индивидуальных предпринимателей на основании решения налогового органа в порядке, установленном ст. 103.1 НК РФ, может быть произведено согласно следующим статьям гл. 16 НК РФ (см. табл. 2).
Таблица 2
———————T——————T————————————————T————————————————T————————————————¬ |Статья| Пункт| Содержание | Размер | Предельный | | НК РФ|статьи| налогового | санкции | размер | | | | правонарушения | | расчетной базы | L——————+——————+————————————————+————————————————+—————————————————116 1 Нарушение срока 5000 руб. постановки на учет в налоговом органе до 90 дней
118 Нарушение срока 5000 руб. представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
119 1 Непредставление 5% суммы налога, Суммарный размер налоговой подлежащей налоговой базы декларации в уплате (доплате) до 16 700 руб. - течение до 180 на основе этой за 6 месяцев, дней после декларации, за 100 000 руб. - установленного каждый полный за 1 месяц, срока или неполный 50 000 руб. - за месяц со дня, 2 месяца и т.д. установленного для ее представления, но не более 30% вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.
2 Непредставление 30% суммы Определяется по налоговой налога, отдельному декларации в подлежащей расчету. Для течение более уплате на основе того чтобы 180 дней после этой декларации, санкция могла установленного и 10% суммы быть применена срока налога, по решению подлежащей налогового уплате на основе органа, этой декларации, необходимо, как за каждый полный минимум, чтобы или неполный размер налоговой месяц начиная базы за первые со 181-го дня шесть месяцев, умноженный на 0,3, был меньше 5000 руб. на сумму, равную произведению налоговой базы после 6 месяцев, умноженную на 0,1 и на количество месяцев просрочки
122 1 Неуплата или 20% от Сумма неполная уплата неуплаченных неуплаченного сумм налога в сумм налога налога не более результате 25 000 руб. занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
3 Неуплата или 40% от Сумма неполная уплата неуплаченных неуплаченного сумм налога в сумм налога налога не более результате 12 500 руб. занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно
123 Неправомерное 20% от суммы, Сумма, неперечисление подлежащей подлежащая (неполное перечислению перечислению, - перечисление) не более сумм налога, 25 000 руб. подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
126 1 Непредставление 50 руб. за 100 документов в установленный каждый срок непредставленный налогоплатель- документ щиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах
2 Непредставление 5000 руб. налоговому органу сведений о налогоплатель- щике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплатель- щике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями
129.1 1 Неправомерное 1000 руб. несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса
2 Неправомерное 5000 руб. несообщение сведений налоговому органу повторно в течение календарного года —————————————————————————————————————————————————————————————————— Примечания (дополнительно к примечаниям к предыдущей таблице). 1. Взыскание налоговой санкции с индивидуального предпринимателя по решению налогового органа может быть также осуществлено согласно п. 2 ст. 116 НК РФ - за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе более 90 дней и согласно ст. 125 НК РФ - за несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, при условии, что принято решение о применении понижающего коэффициента при наличии смягчающих обстоятельств. 2. Нормы ст. 117 НК РФ - ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе и ст. 120 НК РФ - грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения распространяются только на организации. Следовательно, финансовые санкции по этим статьям НК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей применены быть не могут.
Таким образом, в отношении индивидуальных предпринимателей решение о применении налогового взыскания может быть принято практически по любому правонарушению. Статьей 2 Закона N 137-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Изменения коснулись вопросов контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также вопросов рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного пенсионного страхования. В новой редакции изложена ст. 25 Закона N 167-ФЗ, регулирующая порядок осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов. Различия между прежней и новой редакцией ст. 25 Закона N 167-ФЗ можно представить в следующем виде (см. табл. 3).
Таблица 3
—————————————————————T————————————————————T——————————————————————¬ | Прежняя редакция | Новая редакция | Примечание | | Закона N 167—ФЗ | Закона N 167—ФЗ | | L————————————————————+————————————————————+———————————————————————1. Контроль за 1. Контроль за Текст п. 1 ст. 25 правильностью правильностью Закона N 167-ФЗ в исчисления и за исчисления и за новой редакции уплатой страховых уплатой страховых дословно взносов на взносов на воспроизводит обязательное обязательное прежнюю редакцию пенсионное пенсионное данной нормы страхование страхование осуществляется осуществляется налоговыми органами налоговыми органами в порядке, в порядке, определяемом определяемом законодательством законодательством Российской Российской Федерации, Федерации, регулирующим регулирующим деятельность деятельность налоговых органов налоговых органов
2. Налоговый орган Необходимость обязан передавать включения этой нормы соответствующему в Закон N 167-ФЗ территориальному возникла еще в 2004 г. органу Пенсионного в связи с проведением фонда Российской административной Федерации сведения о реформы и передачей суммах задолженности контрольных функций по плательщикам налоговым органам. страховых взносов Передача на обязательное соответствующих пенсионное сведений страхование, а территориальным также документы, органам ПФР необходима подтверждающие для организации и наличие указанной ведения этими органами задолженности, в расчетов с течение двух месяцев плательщиками взносов со дня выявления указанной задолженности
2. Взыскание 3. Взыскание Ранее действовавший недоимки по недоимки по исключительно судебный страховым взносам и страховым взносам, порядок взыскания пеней осуществляется пеней и штрафов в недоимок и пеней органами случае, если размер заменен на порядок, Пенсионного фонда причитающейся к предполагающий Российской Федерации уплате суммы не возможность в судебном порядке превышает в принудительного отношении внесудебного взыскания индивидуальных вышеуказанных сумм в предпринимателей - зависимости от суммы пять тысяч рублей, задолженности по в отношении недоимкам и пеням. юридических лиц - Детализация порядка пятьдесят тысяч реализации рублей, внесудебного взыскания осуществляется задолженности территориальными регулируется отдельной органами Пенсионного статьей Закона фонда Российской N 167-ФЗ. В отличие от Федерации на аналогичных изменений, основании решения внесенных в часть указанных органов первую НК РФ, сумма, в порядке, в отношении которой предусмотренном может быть принято ст. 25.1 настоящего решение о Федерального закона принудительном взыскании, включает не только финансовую санкцию (штраф), но и недоимку и пени
4. В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке —————————————————————————————————————————————————————————————————— Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР, установленный ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ, можно представить в следующем виде (см. схему 2).
Схема 2
————————————————————————————————————¬ |Направление страхователю требования| |об уплате недоимки, пеней и штрафов| L———————————T————————————————————T———\¦/ \¦/ —————————————————————————————¬ ——————————————————————————¬ |Отказ от добровольной уплаты| | Добровольная уплата | | недоимки, пеней и штрафов | |недоимки, пеней и штрафов| L———————————————————————T————— L——————————————————————————\¦/ —————————————————————————————¬ |Принятие решения о взыскании| | недоимки, пеней и штрафов | L—————————————————T———————————\¦/ ———————————————————————————————————————¬ | Доведение принятого решения до | | страхователя — в течение 5 дней | L——————T—————————————T——————————————T———\¦/ \¦/ \¦/ ———————————————————¬ ——————————————¬ ———————————¬ | Обжалование в | |Обжалование в| | Если | |вышестоящем органе| | арбитражном | |решение не| | страховщика | | суде | |обжалуется| L—————————T————————— L——T——————————— L—T—————————\¦/ \¦/ \¦/ —————————————————¬ ————————————————¬ ———————————¬ |Приостановление | | Решение о | | Взыскание| | взыскания | |приостановлении| | санкции | | | | взыскания | | | L—————————T——————— L————T——————————— L———————————\¦/ \¦/ /¦\ —————————————————————————¬ | | Принятие решения | | L—————T—————————————T————— | \|/ \|/ | ————————————————————¬ —————————————————+—¬ | В пользу | | В пользу | |плательщика взносов| | страховщика | L—————————T—————————— L———————————————————\¦/ ——————————————————————¬ |Прекращение взыскания| L—————————————————————— Таким образом, порядок действий территориальных органов ПФР несколько отличается от порядка действий налоговых органов при принятии решения, предусмотренного ст. 103.1 НК РФ. Кроме того, читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что в ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ четко прописаны максимальные сроки осуществления отдельных действий и операций в рамках реализации территориальными органами ПФР права на принятие решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Отдельными пунктами ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ установлено следующее: - если плательщики взносов уклоняются от получения требования об уплате недоимки, пеней и штрафов, оно направляется по почте заказным письмом. Вышеуказанное требование считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма; - решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов доводится до сведения страхователя в срок не позднее 5 дней после вынесения решения; - в случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган страховщика срок для обжалования этого решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вышестоящим органом. О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган ПФР обязан известить страхователя за 10 дней. В новой редакции также изложена ст. 31 Закона N 137-ФЗ, регулирующая порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного пенсионного страхования; изменения носят исключительно технический характер.
В.Р.Захарьин К. э. н. Подписано в печать 06.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |