Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24)



"Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 19.10.2005 N ММ-6-03/886@>

Федеральная налоговая служба РФ в очередной раз довела до своих территориальных подразделений подборку писем, посвященных применению налогового законодательства по НДС. Налоговое ведомство в Письме от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ направило "вниз" для исполнения Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость, обобщив письма, выпущенные им за II, III кварталы 2005 г. <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> От редакции. Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404 "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС и акцизам за I квартал 2005 года" и комментарий к нему были опубликованы в "АиК", 2005, N 14, с. 47 - 54.

Ни для кого не секрет, что, несмотря на длительную историю применения гл. 21 НК РФ, многие ее нормы до сих пор вызывают вопросы у правоприменителей и являются источником постоянно возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами споров, точку в которых зачастую ставят лишь судебные органы. В опубликованном сегодня Письме налоговое ведомство озвучило свою позицию по многим сложным для трактовки вопросам.

Выводы, сделанные ФНС России, сгруппированы и изложены в таблице, в конце которой мы выскажем свое отношение по некоторым из них.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |        Особенности применения для целей исчисления НДС:        |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |            статьи 146 НК РФ "Объект налогообложения"           |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |Доходы от игорного бизнеса, осуществляемого              |
   |п. 1  |индивидуальными предпринимателями, не подлежат обложению |
   |      |НДС. Так как игорный бизнес — деятельность, не являющаяся|
   |      |реализацией товаров (работ, услуг), то объект обложения  |
   |      |НДС при осуществлении игорного бизнеса отсутствует.      |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |Товарищества собственников жилья являются плательщиками  |
   |п. 1  |НДС, и при осуществлении операций, признаваемых объектом |
   |      |налогообложения, они исчисляют НДС в общеустановленном   |
   |      |порядке. В связи с тем что с 1 января 2004 г. оказание   |
   |      |услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту,    |
   |      |капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению |
   |      |эксплуатацией домохозяйства осуществляется               |
   |      |жилищно—строительными кооперативами, товариществами      |
   |      |собственников жилья за счет целевых взносов своих членов,|
   |      |такие услуги подлежат налогообложению НДС.               |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 4 |Оказание работ и услуг, в том числе взимание платы за    |
   |п. 2  |копирование предоставляемых сведений федеральными        |
   |      |государственными учреждениями, которые не входят в       |
   |      |систему, а находятся в ведении органов государственной   |
   |      |власти и органов местного самоуправления, подлежат       |
   |      |обложению НДС в общеустановленном порядке.               |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |В целях налогообложения частные нотариусы отнесены к     |
   |п. 1  |категории индивидуальных предпринимателей. При           |
   |      |осуществлении ими операций, признаваемых объектом        |
   |      |налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в |
   |      |бюджет НДС в общеустановленном порядке.                  |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 4 |Операции по приему, транспортировке, учету и хранению    |
   |п. 2  |специальной продукции как исключительные полномочия, за  |
   |      |которые органы ГИБДД несут ответственность, не являются  |
   |      |объектом налогообложения НДС. В случае формирования цены |
   |      |специальной продукции с учетом стоимости услуг по        |
   |      |транспортировке и хранению (без выделения отдельно       |
   |      |стоимости услуг от стоимости продукции), согласно п. 1   |
   |      |ст. 168 НК РФ, органы ГИБДД обязаны дополнительно к      |
   |      |установленной таким образом цене предъявить к оплате     |
   |      |покупателю соответствующую сумму налога.                 |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |       статьи 148 НК РФ "Место реализации работ (услуг)"        |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |Не подлежат обложению НДС только те работы (услуги),     |
   |п. 1  |которые являются неотъемлемыми технологическими этапами  |
   |      |строительства поисковой скважины на континентальном      |
   |      |шельфе РФ, так как континентальный шельф не признается   |
   |      |территорией РФ и, соответственно, операции по реализации |
   |      |указанных работ не являются объектом налогообложения НДС.|
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 2 |В случае если движимое имущество находится на территории |
   |п. 1  |иностранных государств, работы по ремонту, доработке,    |
   |      |модернизации специальной техники (в том числе и военного |
   |      |назначения) не подлежат обложению НДС. Данное правило    |
   |      |действует и в отношении Республики Беларусь.             |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 4 |При реализации услуг по предоставлению исключительных    |
   |п. 1  |имущественных авторских прав на аудиовизуальное          |
   |      |произведение, местом реализации которых признается       |
   |      |территория РФ, организациями — иностранными лицами, не   |
   |      |состоящими на учете в налоговых органах в качестве       |
   |      |налогоплательщиков, у российской организации возникают   |
   |      |обязанности налогового агента, предусмотренные п. 1      |
   |      |ст. 161 НК РФ.                                           |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |    статьи 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению   |
   |               (освобождаемые от налогообложения)"              |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 2 |Услуги по диагностике заболеваний пациентов, проходящих  |
   |п. 2  |стационарное лечение в больнице, оказываемые диспансером |
   |      |по договору с больницей, при наличии у диспансера        |
   |      |лицензии на право осуществления в рамках                 |
   |      |амбулаторно—поликлинической и стационарной медицинской   |
   |      |помощи работ и услуг по специальности "Клиническая       |
   |      |лабораторная диагностика" не подлежат обложению НДС,     |
   |      |если данные заболевания перечислены в программе          |
   |      |"Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой    |
   |      |программы обязательного медицинского страхования".       |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 2 |Оказание муниципальным унитарным предприятием            |
   |п. 2  |медицинскому учреждению транспортных услуг, а не услуг   |
   |      |скорой медицинской помощи населению, подлежащих          |
   |      |лицензированию в соответствии с Номенклатурой работ и    |
   |      |услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи,    |
   |      |утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от |
   |      |26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования          |
   |      |медицинской деятельности", подлежит обложению НДС в      |
   |      |общеустановленном порядке.                               |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 13|Не подлежат налогообложению (освобождаются от            |
   |п. 2  |налогообложения) суммы, полученные организацией,         |
   |      |осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в     |
   |      |пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а    |
   |      |также стоимости запасных частей, использованных на       |
   |      |осуществление данного ремонта. При этом суммы            |
   |      |вознаграждения, а также иные денежные средства,          |
   |      |поступившие от предприятий—изготовителей и которые       |
   |      |остаются в распоряжении российской компании, сервисных   |
   |      |центров, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном|
   |      |порядке.                                                 |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 17|Услуги правового и технического характера (составление   |
   |п. 2  |проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и   |
   |      |других документов, выполнение технической работы по      |
   |      |изготовлению документов, а также разъяснения по вопросам |
   |      |совершения нотариальных действий), оказываемые           |
   |      |нотариусом, работающим в государственной нотариальной    |
   |      |конторе, а также нотариусом, занимающимся частной        |
   |      |практикой, и за которые вышеуказанным федеральным законом|
   |      |не предусмотрено ни уплаты государственной пошлины, ни   |
   |      |нотариального тарифа, а взимается отдельная плата,       |
   |      |облагаются НДС в общеустановленном порядке. Не подлежат  |
   |      |налогообложению НДС только юридически значимые действия, |
   |      |совершаемые нотариусом, работающим в государственной     |
   |      |нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся   |
   |      |частной практикой, и за которые взимается нотариальный   |
   |      |тариф.                                                   |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 22|Наличие у аэропорта временного разрешения, выданного     |
   |п. 2  |межрегиональным территориальным управлением воздушного   |
   |      |транспорта Минтранса России по причине отсутствия бланков|
   |      |сертификатов соответствия, при реализации услуг,         |
   |      |оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном  |
   |      |пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая |
   |      |аэронавигационное обслуживание, не может служить         |
   |      |основанием для использования освобождения от             |
   |      |налогообложения.                                         |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 7 |Денежные средства, полученные                            |
   |п. 3  |страховщиком—перестрахователем в порядке суброгации от   |
   |      |лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в|
   |      |размере страхового возмещения, выплаченного этим         |
   |      |страховщиком страхователю, не облагаются НДС. В случае   |
   |      |если риск выплаты страхового возмещения страховщика      |
   |      |частично застрахован у перестраховщика, то не облагаются |
   |      |этим налогом денежные средства, полученные               |
   |      |перестраховщиком, в доле выплаченного им                 |
   |      |страховщику—перестрахователю страхового возмещения.      |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |    статьи 161 НК РФ "Особенности определения налоговой базы    |
   |                      налоговыми агентами"                      |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 3  |При заключении договора аренды недвижимого имущества     |
   |      |(нежилого помещения), находящегося в федеральной         |
   |      |собственности, в соответствии с которым арендодателем    |
   |      |выступает орган государственной власти (в данном случае —|
   |      |Комитет по управлению государственным имуществом         |
   |      |области), балансодержателем — предприятие, не являющееся |
   |      |органом государственной власти, а арендатором —          |
   |      |индивидуальный предприниматель, на индивидуального       |
   |      |предпринимателя возлагаются обязанности налогового агента|
   |      |по исчислению, удержанию из доходов, уплаченных          |
   |      |арендодателю, и уплате в бюджет соответствующей суммы    |
   |      |налога.                                                  |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |    статьи 162 НК РФ "Особенности определения налоговой базы    |
   |     с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров     |
   |                           (работ, услуг)"                      |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор|
   |п. 1  |и спонсируемый, соответственно, рекламодателем и         |
   |      |рекламораспространителем. Организации, осуществляя       |
   |      |финансирование производства художественных фильмов       |
   |      |историко—патриотической направленности, выступают        |
   |      |спонсорами, а получатели этих средств — спонсируемыми,   |
   |      |данные финансовые средства должны включаться у           |
   |      |организации—получателя в налоговую базу как средства за  |
   |      |предстоящее оказание рекламных услуг спонсора.           |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |Денежные средства, полученные налогоплательщиком за      |
   |п. 1  |товары от иностранного покупателя до даты выпуска товаров|
   |      |региональными таможенными органами в режиме экспорта,    |
   |      |увеличивают налоговую базу НДС. После принятия таможенным|
   |      |органом при таможенном оформлении решения о выпуске      |
   |      |товаров, которое оформляется путем проставления в        |
   |      |грузовой таможенной декларации (таможенной декларации)   |
   |      |штампа "Выпуск разрешен", товар считается экспортным и на|
   |      |него распространяется действие нормы НК РФ о применении  |
   |      |налоговой ставки 0%.                                     |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |               статьи 164 НК РФ "Налоговые ставки"              |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |При продаже экспонатов с выставки, проводимой на         |
   |п. 1  |территории иностранного государства, местом реализации   |
   |      |товара (экспоната) территория РФ не признается, но до    |
   |      |момента выдачи таможенным органом разрешения на помещение|
   |      |товара под таможенный режим экспорта он не может         |
   |      |считаться экспортируемым и, следовательно, налоговая     |
   |      |ставка 0%, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не  |
   |      |применяется.                                             |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 1 |Документальным подтверждением обоснованности применения  |
   |п. 1  |налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при вывозе       |
   |      |товаров через границу с государством — участником        |
   |      |Таможенного союза, на которой таможенный контроль        |
   |      |отменен, налогоплательщиком представляются в налоговый   |
   |      |орган таможенная декларация с отметками таможенного      |
   |      |органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза   |
   |      |товаров, "Выпуск разрешен" и "По информации ____         |
   |      |(указывается название таможенного органа Республики      |
   |      |Беларусь) товар вывезен" и копии транспортных и          |
   |      |товаросопроводительных документов с отметкой указанного  |
   |      |таможенного органа "Выпуск разрешен" и номером таможенной|
   |      |декларации.                                              |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 7 |Налогоплательщик (комитент) при реализации товаров для   |
   |п. 1  |официального использования иностранными дипломатическими |
   |      |и приравненными к ним представительствами через          |
   |      |комиссионера имеет право на применение налоговой ставки  |
   |      |0% при наличии следующих документов:                     |
   |      |1) договора комиссии (копия договора) налогоплательщика  |
   |      |(комитента) с комиссионером на реализацию товаров;       |
   |      |2) договора на поставку товаров, заключенного от имени   |
   |      |комиссионера;                                            |
   |      |3) счетов—фактур с пометкой "для дипломатических нужд",  |
   |      |выставленных от имени комиссионера;                      |
   |      |4) официального письма дипломатического                  |
   |      |представительства, с указанием наименования и реквизитов |
   |      |продавца товаров, подтверждающего, что данные товары     |
   |      |предназначены для официального использования             |
   |      |дипломатическим представительством;                      |
   |      |5) платежных документов (их копий), подтверждающих       |
   |      |фактическое поступление средств от иностранного          |
   |      |дипломатического представительства на счет комиссионера. |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 3  |При реализации на территории РФ декоративных животных,   |
   |      |птиц, аквариумных рыб следует применять ставку НДС в     |
   |      |размере 18%.                                             |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 3  |При налогообложении лизинговых платежей применяется      |
   |      |налоговая ставка 18%, вне зависимости от того, что       |
   |      |предметом лизинга является товар, операции по реализации |
   |      |которого подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке|
   |      |10%.                                                     |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   | статьи 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения|
   |      при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов"      |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 1  |При получении от покупателя в оплату за реализованный ему|
   |      |товар простого векселя налогоплательщик—экспортер по     |
   |      |отношению к банку—векселедателю становится заимодавцем   |
   |      |соответствующей денежной суммы, указанной в номинале     |
   |      |векселя. Операция по предъявлению векселя к оплате       |
   |      |банку—векселедателю и его погашение реализацией не       |
   |      |являются, а представляет собой возврат заемщиком         |
   |      |(банком—векселедателем) суммы займа заимодавцу.          |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |      |В целях применения налоговой ставки 0% представление     |
   |      |организацией таможенной декларации, подтверждающей       |
   |      |перевозку товаров, помещенных под таможенный режим       |
   |      |выпуска для внутреннего потребления, является            |
   |      |обязательным и не может быть заменено копиями            |
   |      |карнет—тиров и ЦМР с отметками таможенных органов.       |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |      |В случае установления налоговым органом при проведении   |
   |      |проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и |
   |      |налоговых вычетов, неисчисления налогоплательщиком НДС с |
   |      |авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров, |
   |      |налоговый орган вправе включить суммы авансовых платежей,|
   |      |полученных до даты выпуска товаров в таможенном режиме   |
   |      |экспорта, в налоговую базу по НДС за тот налоговый       |
   |      |период, в котором они были получены. При этом если за    |
   |      |налоговый период, в котором были получены авансовые      |
   |      |платежи, установленный трехмесячный срок проведения      |
   |      |камеральной проверки и проверки обоснованности применения|
   |      |налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, исчисляемый со  |
   |      |дня представления в налоговый орган соответствующей      |
   |      |налоговой декларации, не истек, то НДС с указанных       |
   |      |операций подлежит доначислению в рамках указанных        |
   |      |проверок. В случае если указанные проверки за данный     |
   |      |налоговый период не могут быть проведены в связи с       |
   |      |истечением установленного срока их проведения,           |
   |      |доначисление НДС должно производиться в рамках выездной  |
   |      |налоговой проверки.                                      |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |    статьи 168 НК РФ "Сумма налога, предъявляемая продавцом     |
   |                           покупателю"                          |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 1  |При реализации имущества должника по договору комиссии,  |
   |      |по получении информации от специализированной организации|
   |      |(комиссионера) о выставленных счетах—фактурах,           |
   |      |собственник имущества обязан выдать комиссионеру свой    |
   |      |счет—фактуру, отразив в нем показатели, аналогичные      |
   |      |показателям, указанным в счете—фактуре, выставленном     |
   |      |комиссионером (специализированной организацией) в адрес  |
   |      |покупателя, и исполнить обязанность по уплате в бюджет   |
   |      |НДС в сроки, установленные ст. 174 НК РФ.                |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |                статьи 169 НК РФ "Счет—фактура"                 |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 6  |Налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или      |
   |      |возмещению суммы НДС, уплаченные поставщику, на основании|
   |      |счета—фактуры, заверенного факсимильной подписью         |
   |      |руководителя и главного бухгалтера организации.          |
   |      |Счет—фактура подписывается руководителем и главным       |
   |      |бухгалтером организации либо иными должностными лицами,  |
   |      |уполномоченными на то в соответствии с приказом по       |
   |      |организации. Действующее законодательство не             |
   |      |предоставляет возможности использования факсимильных     |
   |      |подписей руководителя и главного бухгалтера организации и|
   |      |согласно НК РФ не вправе регистрировать в книге покупок  |
   |      |выставленные продавцом счета—фактуры, не соответствующие |
   |      |установленным нормам их заполнения.                      |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 6  |При выставлении счета—фактуры индивидуальным             |
   |      |предпринимателем счет—фактура подписывается им с         |
   |      |указанием его реквизитов свидетельства о государственной |
   |      |регистрации. Индивидуальные предприниматели,             |
   |      |зарегистрированные до 1 января 2004 г. и прошедшие       |
   |      |перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Федерального     |
   |      |закона N 129—ФЗ "О государственной регистрации           |
   |      |юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с    |
   |      |1 января 2005 г. при выставлении в адрес своих           |
   |      |покупателей счетов—фактур должны указывать реквизиты     |
   |      |"Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр|
   |      |индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном |
   |      |предпринимателе, зарегистрированном до 1 января          |
   |      |2004 года".                                              |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 5  |В счете—фактуре, оформляемом при реализации              |
   |      |сельскохозяйственной продукции, закупаемой у физических  |
   |      |лиц (не являющихся плательщиками НДС), по Перечню,       |
   |      |утвержденному Постановлением Правительства РФ от         |
   |      |16.05.2001 N 383, в графе 7 указывается ставка НДС       |
   |      |(18/118 или 10/110) с пометкой "с межценовой разницы", в |
   |      |графе 8 — сумма налога, исчисленная в вышеуказанном      |
   |      |порядке, и в графе 9 — стоимость реализуемой             |
   |      |сельскохозяйственной продукции и продуктов ее            |
   |      |переработки.                                             |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 5  |При реализации организацией товаров (выполнении          |
   |      |работ, оказании услуг) через обособленные подразделения  |
   |      |счета—фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, |
   |      |оказанные услуги) выписываются покупателям обособленными |
   |      |подразделениями организации от имени организации. При    |
   |      |этом в строке 2"б" счета—фактуры, в которой на основании |
   |      |установленного порядка указывается индивидуальный номер  |
   |      |налогоплательщика и его код причины постановки на учет   |
   |      |(КПП), должен указываться КПП соответствующего           |
   |      |обособленного подразделения.                             |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 5  |При внесении продавцом товара изменений в счет—фактуру,  |
   |      |касающихся уменьшения (увеличения) стоимости товара,     |
   |      |налогоплательщик—покупатель должен, во—первых, внести    |
   |      |исправительную запись в книгу покупок, в которой был     |
   |      |зарегистрирован неправильный счет—фактура, во—вторых,    |
   |      |отразить исправленный счет—фактуру в том налоговом       |
   |      |периоде, когда был получен исправленный документ,        |
   |      |заверенный подписью руководителя организации или         |
   |      |индивидуального предпринимателя, печатью организации с   |
   |      |указанием даты внесения исправления; в—третьих, должен   |
   |      |представить в налоговый орган уточненную налоговую       |
   |      |декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были|
   |      |внесены изменения в цену договора, уменьшив в ней        |
   |      |налоговые вычеты на полную сумму НДС, указанную в        |
   |      |исправленном счете—фактуре. Продавец товара также        |
   |      |представляет в налоговый орган уточненную налоговую      |
   |      |декларацию по НДС, в которой налоговая база и исчисленная|
   |      |сумма НДС отражены с учетом внесенных в счет—фактуру     |
   |      |исправлений. При этом следует обратить внимание на то,   |
   |      |что если разница между первоначальной стоимостью товаров |
   |      |(включая НДС) и стоимостью товаров с учетом внесенных в  |
   |      |счет—фактуру исправлений не возвращена покупателю, то    |
   |      |указанная сумма подлежит включению в налоговую базу      |
   |      |продавца в соответствии со ст. 162 НК РФ.                |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 6  |В случае подписания счета—фактуры иными лицами,          |
   |      |уполномоченными на то приказом (иным распорядительным    |
   |      |документом) по организации или доверенностью от имени    |
   |      |организации, применяются реквизиты "Руководитель         |
   |      |организации" и "Главный бухгалтер". Если счет—фактура    |
   |      |подписан уполномоченным лицом с указанием непосредственно|
   |      |его должности, то такой счет—фактуру не следует          |
   |      |рассматривать как составленный с нарушением требований,  |
   |      |так как изменение и дополнение реквизитов счета—фактуры  |
   |      |"Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" НК РФ не|
   |      |предусмотрено.                                           |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 5  |При реализации товаров, подлежащих налогообложению по    |
   |      |ставке 10%, в случае указания в счете—фактуре налоговой  |
   |      |ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки,     |
   |      |установленной пп. 2 ст. 164 НК РФ, данный счет—фактура не|
   |      |соответствует требованиям пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ |
   |      |и, следовательно, не может быть зарегистрирован в книге  |
   |      |покупок до внесения продавцом исправлений, заверенных    |
   |      |продавцом (подписью руководителя организации или         |
   |      |индивидуального предпринимателя и печатью организации), с|
   |      |указанием даты внесения исправления и не является        |
   |      |основанием для принятия предъявленных сумм налога к      |
   |      |вычету.                                                  |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |   статьи 170 НК РФ "Порядок отнесения сумм налога на затраты   |
   |      по производству и реализации товаров (работ, услуг)"      |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 3 |Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие|
   |п. 2  |упрощенную систему налогообложения, не принимают к вычету|
   |      |суммы НДС, уплаченные при ввозе основных средств на      |
   |      |территорию РФ, а учитывают их в стоимости приобретенных  |
   |      |основных средств.                                        |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 4  |Налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД для       |
   |      |определенных видов деятельности, при осуществлении       |
   |      |операций, облагаемых НДС, обязаны вести раздельный учет  |
   |      |сумм налога, предъявленных продавцами при приобретении   |
   |      |товаров (работ, услуг), и не вправе применять положения  |
   |      |п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых   |
   |      |доля совокупных расходов на производство товаров (работ, |
   |      |услуг), операции по реализации которых не подлежат       |
   |      |налогообложению, не превышает 5% общей величины          |
   |      |совокупных расходов на производство.                     |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |пп. 4 |Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении|
   |п. 2  |услуг (независимого оценщика, консультационных,          |
   |      |юридических), связанных с приобретением акций (долей,    |
   |      |паев), учитываются в стоимости таких услуг.              |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |              статьи 171 НК РФ "Налоговые вычеты"               |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 6  |Не принимаются к вычету суммы НДС по расходам на         |
   |      |строительство (бурение) разведочной скважины, отраженным |
   |      |в учете как затраты, связанные с капитальным             |
   |      |строительством, но построенный объект не принимается к   |
   |      |учету в качестве основного средства и на его стоимость не|
   |      |начисляется амортизация.                                 |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |      |Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в     |
   |      |соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ по товарам       |
   |      |(работам, услугам), в том числе основным средствам и     |
   |      |нематериальным активам, приобретенным для осуществления  |
   |      |операций, признаваемых объектами налогообложения в       |
   |      |соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для    |
   |      |указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены |
   |      |в бюджет. Стоимость похищенного имущества должна         |
   |      |возмещаться за счет виновных лиц с учетом НДС.           |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |     статьи 172 НК РФ "Порядок применения налоговых вычетов"    |
   +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 1  |Вычет сумм НДС, предъявленных продавцом и фактически     |
   |      |уплаченных покупателем при приобретении основного        |
   |      |средства, принимаемого к бухгалтерскому учету как        |
   |      |самостоятельный инвентарный объект, производится в том   |
   |      |налоговом периоде, в котором одновременно выполнены      |
   |      |следующие условия: принят объект на учет в качестве      |
   |      |основного средства; на данный объект имеется             |
   |      |счет—фактура, составленный в соответствии с требованиями,|
   |      |предусмотренными п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и полностью  |
   |      |оплачены предъявленные покупателю суммы НДС. Применение  |
   |      |налоговых вычетов долями пропорционально части стоимости |
   |      |основного средства не предусмотрено.                     |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 1  |Налогоплательщик имеет право на вычеты сумм НДС по       |
   |      |товарам (работам, услугам), принятым к учету до 2002 г., |
   |      |а оплаченным в 2005 г., в случае если не истек срок      |
   |      |исковой давности по договору, в соответствии с которым   |
   |      |были приобретены эти товары (работы, услуги).            |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 1  |Суммы НДС по основным средствам, перечисленным в пп. 2   |
   |      |п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в доле, приходящейся на остаточную|
   |      |стоимость основных средств в налоговом учете, после      |
   |      |перехода налогоплательщика с УСНО на общий режим         |
   |      |налогообложения не подлежат вычету, так как в            |
   |      |соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС,       |
   |      |предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении либо|
   |      |уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных|
   |      |средств, производятся в полном объеме после принятия на  |
   |      |учет данных основных средств.                            |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 5  |Для подтверждения правомерности предъявления к вычету    |
   |      |сумм НДС по товарам, приобретенным для осуществления     |
   |      |операций, облагаемых НДС, но использованным на           |
   |      |строительство объекта СМР для собственного потребления,  |
   |      |налогоплательщик должен подтвердить факт восстановления  |
   |      |сумм налога, ранее принятых к вычету, на основании       |
   |      |счетов—фактур, выставленных поставщиками по приобретенным|
   |      |товарам.                                                 |
   +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
   |п. 1  |Организация, применявшая УСНО, перейдя на общий режим    |
   |      |налогообложения, вправе принять к вычету НДС, уплаченный |
   |      |при ввозе оборудования, если такие суммы налога в период |
   |      |применения организацией УСНО не были отнесены к числу    |
   |      |расходов, учитываемых при определении объекта            |
   |      |налогообложения.                                         |
   L——————+——————————————————————————————————————————————————————————
   

Обычно большой интерес налогоплательщиков вызывают вопросы, связанные с применением ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ. Товары, работы и услуги не будут облагаться НДС только тогда, когда налогоплательщики четко следуют требованиям, содержащимся в данной статье Налогового кодекса. Наше внимание привлекли разъяснения порядка налогообложения операций по гарантийному ремонту. Вопрос о правомерности применения освобождения от НДС заключался в том, что подрядная организация, непосредственно осуществлявшая гарантийный ремонт, была привлечена к работе не иностранной компанией - изготовителем продукции, а через уполномоченную российскую организацию и дилеров в лице сервисных центров. Налоговики уточнили, что суммы возмещения затрат на гарантийный ремонт не облагаются НДС, но если сверх данных сумм поступают какие-либо вознаграждения и иные денежные средства, которые остаются в распоряжении российской компании, сервисных центров, то такие суммы подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом следует помнить, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ "входной" НДС по необлагаемым операциям нельзя принимать к вычету, а надо учитывать в стоимости товара.

Неутешительным для налогоплательщика стал ответ на вопрос о возможности принятия к вычету сумм частичной оплаты основных средств. В Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, допускается частичный учет "входного" НДС по принятым к учету товарам. При этом в книге покупок делается пометка "частичная оплата". По мнению представителей ФНС России, данное положение нельзя применить к основным средствам, так как п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что при приобретении основных средств вычет производится в полном объеме после принятия основных средств к учету. Похожей позиции придерживается и Минфин России в своем Письме от 16.05.2005 N 03-04-11/111.

Однако суды не разделяют мнение налогового ведомства и считают возможным частично применять вычеты по основным средствам, а подтверждением этому служат Постановления ФАС Уральского округа от 18.07.2005 N Ф09-2974/05-С2 и Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 N Ф04-6985/2005(15454-А27-31).

Подписано в печать

06.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Коротко о новом от 06.12.2005> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24) >
Статья: О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций ("Налоговый вестник", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.