|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24)
"Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 19.10.2005 N ММ-6-03/886@>
Федеральная налоговая служба РФ в очередной раз довела до своих территориальных подразделений подборку писем, посвященных применению налогового законодательства по НДС. Налоговое ведомство в Письме от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ направило "вниз" для исполнения Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость, обобщив письма, выпущенные им за II, III кварталы 2005 г. <1>. ————————————————————————————————<1> От редакции. Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404 "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС и акцизам за I квартал 2005 года" и комментарий к нему были опубликованы в "АиК", 2005, N 14, с. 47 - 54.
Ни для кого не секрет, что, несмотря на длительную историю применения гл. 21 НК РФ, многие ее нормы до сих пор вызывают вопросы у правоприменителей и являются источником постоянно возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами споров, точку в которых зачастую ставят лишь судебные органы. В опубликованном сегодня Письме налоговое ведомство озвучило свою позицию по многим сложным для трактовки вопросам. Выводы, сделанные ФНС России, сгруппированы и изложены в таблице, в конце которой мы выскажем свое отношение по некоторым из них.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Особенности применения для целей исчисления НДС: | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 146 НК РФ "Объект налогообложения" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |Доходы от игорного бизнеса, осуществляемого | |п. 1 |индивидуальными предпринимателями, не подлежат обложению | | |НДС. Так как игорный бизнес — деятельность, не являющаяся| | |реализацией товаров (работ, услуг), то объект обложения | | |НДС при осуществлении игорного бизнеса отсутствует. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |Товарищества собственников жилья являются плательщиками | |п. 1 |НДС, и при осуществлении операций, признаваемых объектом | | |налогообложения, они исчисляют НДС в общеустановленном | | |порядке. В связи с тем что с 1 января 2004 г. оказание | | |услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, | | |капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению | | |эксплуатацией домохозяйства осуществляется | | |жилищно—строительными кооперативами, товариществами | | |собственников жилья за счет целевых взносов своих членов,| | |такие услуги подлежат налогообложению НДС. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 4 |Оказание работ и услуг, в том числе взимание платы за | |п. 2 |копирование предоставляемых сведений федеральными | | |государственными учреждениями, которые не входят в | | |систему, а находятся в ведении органов государственной | | |власти и органов местного самоуправления, подлежат | | |обложению НДС в общеустановленном порядке. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |В целях налогообложения частные нотариусы отнесены к | |п. 1 |категории индивидуальных предпринимателей. При | | |осуществлении ими операций, признаваемых объектом | | |налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в | | |бюджет НДС в общеустановленном порядке. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 4 |Операции по приему, транспортировке, учету и хранению | |п. 2 |специальной продукции как исключительные полномочия, за | | |которые органы ГИБДД несут ответственность, не являются | | |объектом налогообложения НДС. В случае формирования цены | | |специальной продукции с учетом стоимости услуг по | | |транспортировке и хранению (без выделения отдельно | | |стоимости услуг от стоимости продукции), согласно п. 1 | | |ст. 168 НК РФ, органы ГИБДД обязаны дополнительно к | | |установленной таким образом цене предъявить к оплате | | |покупателю соответствующую сумму налога. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 148 НК РФ "Место реализации работ (услуг)" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |Не подлежат обложению НДС только те работы (услуги), | |п. 1 |которые являются неотъемлемыми технологическими этапами | | |строительства поисковой скважины на континентальном | | |шельфе РФ, так как континентальный шельф не признается | | |территорией РФ и, соответственно, операции по реализации | | |указанных работ не являются объектом налогообложения НДС.| +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 2 |В случае если движимое имущество находится на территории | |п. 1 |иностранных государств, работы по ремонту, доработке, | | |модернизации специальной техники (в том числе и военного | | |назначения) не подлежат обложению НДС. Данное правило | | |действует и в отношении Республики Беларусь. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 4 |При реализации услуг по предоставлению исключительных | |п. 1 |имущественных авторских прав на аудиовизуальное | | |произведение, местом реализации которых признается | | |территория РФ, организациями — иностранными лицами, не | | |состоящими на учете в налоговых органах в качестве | | |налогоплательщиков, у российской организации возникают | | |обязанности налогового агента, предусмотренные п. 1 | | |ст. 161 НК РФ. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению | | (освобождаемые от налогообложения)" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 2 |Услуги по диагностике заболеваний пациентов, проходящих | |п. 2 |стационарное лечение в больнице, оказываемые диспансером | | |по договору с больницей, при наличии у диспансера | | |лицензии на право осуществления в рамках | | |амбулаторно—поликлинической и стационарной медицинской | | |помощи работ и услуг по специальности "Клиническая | | |лабораторная диагностика" не подлежат обложению НДС, | | |если данные заболевания перечислены в программе | | |"Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой | | |программы обязательного медицинского страхования". | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 2 |Оказание муниципальным унитарным предприятием | |п. 2 |медицинскому учреждению транспортных услуг, а не услуг | | |скорой медицинской помощи населению, подлежащих | | |лицензированию в соответствии с Номенклатурой работ и | | |услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, | | |утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от | | |26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования | | |медицинской деятельности", подлежит обложению НДС в | | |общеустановленном порядке. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 13|Не подлежат налогообложению (освобождаются от | |п. 2 |налогообложения) суммы, полученные организацией, | | |осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в | | |пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а | | |также стоимости запасных частей, использованных на | | |осуществление данного ремонта. При этом суммы | | |вознаграждения, а также иные денежные средства, | | |поступившие от предприятий—изготовителей и которые | | |остаются в распоряжении российской компании, сервисных | | |центров, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном| | |порядке. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 17|Услуги правового и технического характера (составление | |п. 2 |проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и | | |других документов, выполнение технической работы по | | |изготовлению документов, а также разъяснения по вопросам | | |совершения нотариальных действий), оказываемые | | |нотариусом, работающим в государственной нотариальной | | |конторе, а также нотариусом, занимающимся частной | | |практикой, и за которые вышеуказанным федеральным законом| | |не предусмотрено ни уплаты государственной пошлины, ни | | |нотариального тарифа, а взимается отдельная плата, | | |облагаются НДС в общеустановленном порядке. Не подлежат | | |налогообложению НДС только юридически значимые действия, | | |совершаемые нотариусом, работающим в государственной | | |нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся | | |частной практикой, и за которые взимается нотариальный | | |тариф. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 22|Наличие у аэропорта временного разрешения, выданного | |п. 2 |межрегиональным территориальным управлением воздушного | | |транспорта Минтранса России по причине отсутствия бланков| | |сертификатов соответствия, при реализации услуг, | | |оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном | | |пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая | | |аэронавигационное обслуживание, не может служить | | |основанием для использования освобождения от | | |налогообложения. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 7 |Денежные средства, полученные | |п. 3 |страховщиком—перестрахователем в порядке суброгации от | | |лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в| | |размере страхового возмещения, выплаченного этим | | |страховщиком страхователю, не облагаются НДС. В случае | | |если риск выплаты страхового возмещения страховщика | | |частично застрахован у перестраховщика, то не облагаются | | |этим налогом денежные средства, полученные | | |перестраховщиком, в доле выплаченного им | | |страховщику—перестрахователю страхового возмещения. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 161 НК РФ "Особенности определения налоговой базы | | налоговыми агентами" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 3 |При заключении договора аренды недвижимого имущества | | |(нежилого помещения), находящегося в федеральной | | |собственности, в соответствии с которым арендодателем | | |выступает орган государственной власти (в данном случае —| | |Комитет по управлению государственным имуществом | | |области), балансодержателем — предприятие, не являющееся | | |органом государственной власти, а арендатором — | | |индивидуальный предприниматель, на индивидуального | | |предпринимателя возлагаются обязанности налогового агента| | |по исчислению, удержанию из доходов, уплаченных | | |арендодателю, и уплате в бюджет соответствующей суммы | | |налога. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 162 НК РФ "Особенности определения налоговой базы | | с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров | | (работ, услуг)" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор| |п. 1 |и спонсируемый, соответственно, рекламодателем и | | |рекламораспространителем. Организации, осуществляя | | |финансирование производства художественных фильмов | | |историко—патриотической направленности, выступают | | |спонсорами, а получатели этих средств — спонсируемыми, | | |данные финансовые средства должны включаться у | | |организации—получателя в налоговую базу как средства за | | |предстоящее оказание рекламных услуг спонсора. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |Денежные средства, полученные налогоплательщиком за | |п. 1 |товары от иностранного покупателя до даты выпуска товаров| | |региональными таможенными органами в режиме экспорта, | | |увеличивают налоговую базу НДС. После принятия таможенным| | |органом при таможенном оформлении решения о выпуске | | |товаров, которое оформляется путем проставления в | | |грузовой таможенной декларации (таможенной декларации) | | |штампа "Выпуск разрешен", товар считается экспортным и на| | |него распространяется действие нормы НК РФ о применении | | |налоговой ставки 0%. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 164 НК РФ "Налоговые ставки" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |При продаже экспонатов с выставки, проводимой на | |п. 1 |территории иностранного государства, местом реализации | | |товара (экспоната) территория РФ не признается, но до | | |момента выдачи таможенным органом разрешения на помещение| | |товара под таможенный режим экспорта он не может | | |считаться экспортируемым и, следовательно, налоговая | | |ставка 0%, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не | | |применяется. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 1 |Документальным подтверждением обоснованности применения | |п. 1 |налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при вывозе | | |товаров через границу с государством — участником | | |Таможенного союза, на которой таможенный контроль | | |отменен, налогоплательщиком представляются в налоговый | | |орган таможенная декларация с отметками таможенного | | |органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза | | |товаров, "Выпуск разрешен" и "По информации ____ | | |(указывается название таможенного органа Республики | | |Беларусь) товар вывезен" и копии транспортных и | | |товаросопроводительных документов с отметкой указанного | | |таможенного органа "Выпуск разрешен" и номером таможенной| | |декларации. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 7 |Налогоплательщик (комитент) при реализации товаров для | |п. 1 |официального использования иностранными дипломатическими | | |и приравненными к ним представительствами через | | |комиссионера имеет право на применение налоговой ставки | | |0% при наличии следующих документов: | | |1) договора комиссии (копия договора) налогоплательщика | | |(комитента) с комиссионером на реализацию товаров; | | |2) договора на поставку товаров, заключенного от имени | | |комиссионера; | | |3) счетов—фактур с пометкой "для дипломатических нужд", | | |выставленных от имени комиссионера; | | |4) официального письма дипломатического | | |представительства, с указанием наименования и реквизитов | | |продавца товаров, подтверждающего, что данные товары | | |предназначены для официального использования | | |дипломатическим представительством; | | |5) платежных документов (их копий), подтверждающих | | |фактическое поступление средств от иностранного | | |дипломатического представительства на счет комиссионера. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 3 |При реализации на территории РФ декоративных животных, | | |птиц, аквариумных рыб следует применять ставку НДС в | | |размере 18%. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 3 |При налогообложении лизинговых платежей применяется | | |налоговая ставка 18%, вне зависимости от того, что | | |предметом лизинга является товар, операции по реализации | | |которого подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке| | |10%. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения| | при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 1 |При получении от покупателя в оплату за реализованный ему| | |товар простого векселя налогоплательщик—экспортер по | | |отношению к банку—векселедателю становится заимодавцем | | |соответствующей денежной суммы, указанной в номинале | | |векселя. Операция по предъявлению векселя к оплате | | |банку—векселедателю и его погашение реализацией не | | |являются, а представляет собой возврат заемщиком | | |(банком—векселедателем) суммы займа заимодавцу. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | |В целях применения налоговой ставки 0% представление | | |организацией таможенной декларации, подтверждающей | | |перевозку товаров, помещенных под таможенный режим | | |выпуска для внутреннего потребления, является | | |обязательным и не может быть заменено копиями | | |карнет—тиров и ЦМР с отметками таможенных органов. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | |В случае установления налоговым органом при проведении | | |проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и | | |налоговых вычетов, неисчисления налогоплательщиком НДС с | | |авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров, | | |налоговый орган вправе включить суммы авансовых платежей,| | |полученных до даты выпуска товаров в таможенном режиме | | |экспорта, в налоговую базу по НДС за тот налоговый | | |период, в котором они были получены. При этом если за | | |налоговый период, в котором были получены авансовые | | |платежи, установленный трехмесячный срок проведения | | |камеральной проверки и проверки обоснованности применения| | |налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, исчисляемый со | | |дня представления в налоговый орган соответствующей | | |налоговой декларации, не истек, то НДС с указанных | | |операций подлежит доначислению в рамках указанных | | |проверок. В случае если указанные проверки за данный | | |налоговый период не могут быть проведены в связи с | | |истечением установленного срока их проведения, | | |доначисление НДС должно производиться в рамках выездной | | |налоговой проверки. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 168 НК РФ "Сумма налога, предъявляемая продавцом | | покупателю" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 1 |При реализации имущества должника по договору комиссии, | | |по получении информации от специализированной организации| | |(комиссионера) о выставленных счетах—фактурах, | | |собственник имущества обязан выдать комиссионеру свой | | |счет—фактуру, отразив в нем показатели, аналогичные | | |показателям, указанным в счете—фактуре, выставленном | | |комиссионером (специализированной организацией) в адрес | | |покупателя, и исполнить обязанность по уплате в бюджет | | |НДС в сроки, установленные ст. 174 НК РФ. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 169 НК РФ "Счет—фактура" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 6 |Налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или | | |возмещению суммы НДС, уплаченные поставщику, на основании| | |счета—фактуры, заверенного факсимильной подписью | | |руководителя и главного бухгалтера организации. | | |Счет—фактура подписывается руководителем и главным | | |бухгалтером организации либо иными должностными лицами, | | |уполномоченными на то в соответствии с приказом по | | |организации. Действующее законодательство не | | |предоставляет возможности использования факсимильных | | |подписей руководителя и главного бухгалтера организации и| | |согласно НК РФ не вправе регистрировать в книге покупок | | |выставленные продавцом счета—фактуры, не соответствующие | | |установленным нормам их заполнения. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 6 |При выставлении счета—фактуры индивидуальным | | |предпринимателем счет—фактура подписывается им с | | |указанием его реквизитов свидетельства о государственной | | |регистрации. Индивидуальные предприниматели, | | |зарегистрированные до 1 января 2004 г. и прошедшие | | |перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Федерального | | |закона N 129—ФЗ "О государственной регистрации | | |юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с | | |1 января 2005 г. при выставлении в адрес своих | | |покупателей счетов—фактур должны указывать реквизиты | | |"Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр| | |индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном | | |предпринимателе, зарегистрированном до 1 января | | |2004 года". | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 5 |В счете—фактуре, оформляемом при реализации | | |сельскохозяйственной продукции, закупаемой у физических | | |лиц (не являющихся плательщиками НДС), по Перечню, | | |утвержденному Постановлением Правительства РФ от | | |16.05.2001 N 383, в графе 7 указывается ставка НДС | | |(18/118 или 10/110) с пометкой "с межценовой разницы", в | | |графе 8 — сумма налога, исчисленная в вышеуказанном | | |порядке, и в графе 9 — стоимость реализуемой | | |сельскохозяйственной продукции и продуктов ее | | |переработки. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 5 |При реализации организацией товаров (выполнении | | |работ, оказании услуг) через обособленные подразделения | | |счета—фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, | | |оказанные услуги) выписываются покупателям обособленными | | |подразделениями организации от имени организации. При | | |этом в строке 2"б" счета—фактуры, в которой на основании | | |установленного порядка указывается индивидуальный номер | | |налогоплательщика и его код причины постановки на учет | | |(КПП), должен указываться КПП соответствующего | | |обособленного подразделения. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 5 |При внесении продавцом товара изменений в счет—фактуру, | | |касающихся уменьшения (увеличения) стоимости товара, | | |налогоплательщик—покупатель должен, во—первых, внести | | |исправительную запись в книгу покупок, в которой был | | |зарегистрирован неправильный счет—фактура, во—вторых, | | |отразить исправленный счет—фактуру в том налоговом | | |периоде, когда был получен исправленный документ, | | |заверенный подписью руководителя организации или | | |индивидуального предпринимателя, печатью организации с | | |указанием даты внесения исправления; в—третьих, должен | | |представить в налоговый орган уточненную налоговую | | |декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были| | |внесены изменения в цену договора, уменьшив в ней | | |налоговые вычеты на полную сумму НДС, указанную в | | |исправленном счете—фактуре. Продавец товара также | | |представляет в налоговый орган уточненную налоговую | | |декларацию по НДС, в которой налоговая база и исчисленная| | |сумма НДС отражены с учетом внесенных в счет—фактуру | | |исправлений. При этом следует обратить внимание на то, | | |что если разница между первоначальной стоимостью товаров | | |(включая НДС) и стоимостью товаров с учетом внесенных в | | |счет—фактуру исправлений не возвращена покупателю, то | | |указанная сумма подлежит включению в налоговую базу | | |продавца в соответствии со ст. 162 НК РФ. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 6 |В случае подписания счета—фактуры иными лицами, | | |уполномоченными на то приказом (иным распорядительным | | |документом) по организации или доверенностью от имени | | |организации, применяются реквизиты "Руководитель | | |организации" и "Главный бухгалтер". Если счет—фактура | | |подписан уполномоченным лицом с указанием непосредственно| | |его должности, то такой счет—фактуру не следует | | |рассматривать как составленный с нарушением требований, | | |так как изменение и дополнение реквизитов счета—фактуры | | |"Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" НК РФ не| | |предусмотрено. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 5 |При реализации товаров, подлежащих налогообложению по | | |ставке 10%, в случае указания в счете—фактуре налоговой | | |ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, | | |установленной пп. 2 ст. 164 НК РФ, данный счет—фактура не| | |соответствует требованиям пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ | | |и, следовательно, не может быть зарегистрирован в книге | | |покупок до внесения продавцом исправлений, заверенных | | |продавцом (подписью руководителя организации или | | |индивидуального предпринимателя и печатью организации), с| | |указанием даты внесения исправления и не является | | |основанием для принятия предъявленных сумм налога к | | |вычету. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 170 НК РФ "Порядок отнесения сумм налога на затраты | | по производству и реализации товаров (работ, услуг)" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 3 |Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие| |п. 2 |упрощенную систему налогообложения, не принимают к вычету| | |суммы НДС, уплаченные при ввозе основных средств на | | |территорию РФ, а учитывают их в стоимости приобретенных | | |основных средств. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 4 |Налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД для | | |определенных видов деятельности, при осуществлении | | |операций, облагаемых НДС, обязаны вести раздельный учет | | |сумм налога, предъявленных продавцами при приобретении | | |товаров (работ, услуг), и не вправе применять положения | | |п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых | | |доля совокупных расходов на производство товаров (работ, | | |услуг), операции по реализации которых не подлежат | | |налогообложению, не превышает 5% общей величины | | |совокупных расходов на производство. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |пп. 4 |Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении| |п. 2 |услуг (независимого оценщика, консультационных, | | |юридических), связанных с приобретением акций (долей, | | |паев), учитываются в стоимости таких услуг. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 171 НК РФ "Налоговые вычеты" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 6 |Не принимаются к вычету суммы НДС по расходам на | | |строительство (бурение) разведочной скважины, отраженным | | |в учете как затраты, связанные с капитальным | | |строительством, но построенный объект не принимается к | | |учету в качестве основного средства и на его стоимость не| | |начисляется амортизация. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | |Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в | | |соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ по товарам | | |(работам, услугам), в том числе основным средствам и | | |нематериальным активам, приобретенным для осуществления | | |операций, признаваемых объектами налогообложения в | | |соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для | | |указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены | | |в бюджет. Стоимость похищенного имущества должна | | |возмещаться за счет виновных лиц с учетом НДС. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ | статьи 172 НК РФ "Порядок применения налоговых вычетов" | +——————T—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 1 |Вычет сумм НДС, предъявленных продавцом и фактически | | |уплаченных покупателем при приобретении основного | | |средства, принимаемого к бухгалтерскому учету как | | |самостоятельный инвентарный объект, производится в том | | |налоговом периоде, в котором одновременно выполнены | | |следующие условия: принят объект на учет в качестве | | |основного средства; на данный объект имеется | | |счет—фактура, составленный в соответствии с требованиями,| | |предусмотренными п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и полностью | | |оплачены предъявленные покупателю суммы НДС. Применение | | |налоговых вычетов долями пропорционально части стоимости | | |основного средства не предусмотрено. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 1 |Налогоплательщик имеет право на вычеты сумм НДС по | | |товарам (работам, услугам), принятым к учету до 2002 г., | | |а оплаченным в 2005 г., в случае если не истек срок | | |исковой давности по договору, в соответствии с которым | | |были приобретены эти товары (работы, услуги). | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 1 |Суммы НДС по основным средствам, перечисленным в пп. 2 | | |п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в доле, приходящейся на остаточную| | |стоимость основных средств в налоговом учете, после | | |перехода налогоплательщика с УСНО на общий режим | | |налогообложения не подлежат вычету, так как в | | |соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, | | |предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении либо| | |уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных| | |средств, производятся в полном объеме после принятия на | | |учет данных основных средств. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 5 |Для подтверждения правомерности предъявления к вычету | | |сумм НДС по товарам, приобретенным для осуществления | | |операций, облагаемых НДС, но использованным на | | |строительство объекта СМР для собственного потребления, | | |налогоплательщик должен подтвердить факт восстановления | | |сумм налога, ранее принятых к вычету, на основании | | |счетов—фактур, выставленных поставщиками по приобретенным| | |товарам. | +——————+—————————————————————————————————————————————————————————+ |п. 1 |Организация, применявшая УСНО, перейдя на общий режим | | |налогообложения, вправе принять к вычету НДС, уплаченный | | |при ввозе оборудования, если такие суммы налога в период | | |применения организацией УСНО не были отнесены к числу | | |расходов, учитываемых при определении объекта | | |налогообложения. | L——————+—————————————————————————————————————————————————————————— Обычно большой интерес налогоплательщиков вызывают вопросы, связанные с применением ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ. Товары, работы и услуги не будут облагаться НДС только тогда, когда налогоплательщики четко следуют требованиям, содержащимся в данной статье Налогового кодекса. Наше внимание привлекли разъяснения порядка налогообложения операций по гарантийному ремонту. Вопрос о правомерности применения освобождения от НДС заключался в том, что подрядная организация, непосредственно осуществлявшая гарантийный ремонт, была привлечена к работе не иностранной компанией - изготовителем продукции, а через уполномоченную российскую организацию и дилеров в лице сервисных центров. Налоговики уточнили, что суммы возмещения затрат на гарантийный ремонт не облагаются НДС, но если сверх данных сумм поступают какие-либо вознаграждения и иные денежные средства, которые остаются в распоряжении российской компании, сервисных центров, то такие суммы подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом следует помнить, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ "входной" НДС по необлагаемым операциям нельзя принимать к вычету, а надо учитывать в стоимости товара. Неутешительным для налогоплательщика стал ответ на вопрос о возможности принятия к вычету сумм частичной оплаты основных средств. В Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, допускается частичный учет "входного" НДС по принятым к учету товарам. При этом в книге покупок делается пометка "частичная оплата". По мнению представителей ФНС России, данное положение нельзя применить к основным средствам, так как п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что при приобретении основных средств вычет производится в полном объеме после принятия основных средств к учету. Похожей позиции придерживается и Минфин России в своем Письме от 16.05.2005 N 03-04-11/111. Однако суды не разделяют мнение налогового ведомства и считают возможным частично применять вычеты по основным средствам, а подтверждением этому служат Постановления ФАС Уральского округа от 18.07.2005 N Ф09-2974/05-С2 и Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 N Ф04-6985/2005(15454-А27-31).
Подписано в печать 06.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |