|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: За сколько дней платить земельный налог ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 45)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 45
ЗА СКОЛЬКО ДНЕЙ ПЛАТИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
В прошлом номере газеты ("УНП" N 44, 2005) было прокомментировано Письмо Минфина России от 26.10.2005 N 03-06-02-04/90 <О порядке уплаты земельного налога в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды>. Речь в комментарии идет о том, что финансисты разрешили рассчитывать земельный налог за каждый день землепользования. Но из этого Письма вытекают еще два интересных момента, на которые, по моему мнению, стоит обратить внимание.
Дело техники
Предположим, налогоплательщик был фактическим пользователем земли лишь первые восемь дней календарного года, то есть с 1 по 8 января (именно такой случай рассматривается в Письме). И на основании позиции Минфина России организация оптимистично решит заплатить налог только за этот период. Но тут ее могут ждать технические сложности. А именно вопросы могут возникнуть при заполнении декларации по земельному налогу. Ведь в ней не предусмотрена такая категория, как "дни пользования землей". В декларации требуется указать месяцы, в течение которых организация владела землей. Получается, что право заплатить налог за дни землепользования есть, а декларацию при этом заполнить не получится. Но, на мой взгляд, это не должно помешать плательщику. Потому что никто не запретил указывать в этой графе дробные числа (то есть ту долю, сколько дней, в течение которых происходило пользование землей, составляют от полного месяца). В рассматриваемом случае эта величина составит 0,258 (8 дней землепользования / 31 день в январе).
Хитрый момент
Разъясняя порядок уплаты налога при утрате права пользования землей в течение месяца, Минфин упомянул вскользь о моменте, с которым он связывает прекращение обязанности по оплате налога. Эта деталь весьма важна, например при отказе от права бессрочного пользования землей. На практике такие ситуации достаточно часты. Организация начинает приводить в порядок данные о землях, за которые она платит налог, и выясняет, что часть территорий ей не нужна и вообще фактически не используется. Тогда плательщик направляет письмо в местные органы власти об отказе от предоставленного ему права пользования. И соответствующие органы принимают (или не принимают) этот отказ. Но с какого момента можно не платить налог?
Время государственной регистрации
Для финансового ведомства все однозначно. Обязанность по перечислению налога в бюджет прекращается с момента государственной регистрации прекращения права постоянного бессрочного пользования. Такая точка зрения высказывается Минфином России регулярно. До Письма, которое комментировалось в прошлом номере "УНП", такая же позиция излагалась в Письме от 10.06.2005 N 03-06-02-04/41. Свой вывод министерство основывает на п. 1 ст. 131 ГК РФ. В нем установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения их возникновения, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Далее в статье прямо перечислены вещные права, которые должны быть зарегистрированы. В список вошли право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты. Получается, что если на руках у организации нет официального документа о том, что прекращение права зарегистрировано территориальными органами федеральной регистрационной службы, то налог за землю надо платить. Причем даже в том случае, если на этот же земельный участок уже оформлен договор аренды. В качестве дополнительного довода фискальное ведомство приводит положения ст. 164 ГК РФ. Там сказано, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (ст. 165 ГК РФ). Отказ же от права пользования землей как раз и является сделкой. Значит, раз нет регистрации, то нет и отказа.
Докажите пользование
На наш взгляд, тут можно поспорить. Если внимательно почитать Гражданский и Земельный кодексы, то ни в одном из них не будет положения о том, что именно государственная регистрация прекращения права обуславливает его фактическое прекращение. Так, п. 1 ст. 45 ЗК РФ устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок (на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ). Но в ст. 53 ЗК РФ условия и порядок прекращения права не предусмотрены. В п. 1 этой статьи указано лишь, что подача заявления об отказе не влечет прекращения права. Не прояснена ситуация и в ГК РФ. Таким образом, можно предположить, что подача заявления об отказе от права пользования является лишь основанием для вынесения соответствующими органами акта о его прекращении. После вынесения этого акта право пользования землей прекращается и налог на землю платить не надо. А регистрация прекращения права лишь подтверждает факт прекращения. Поэтому, на наш взгляд, для целей уплаты налога государственная регистрация прекращения права не имеет значения. Не выдерживает критики и аргумент о том, что сама по себе сделка по отказу от права пользования землей без регистрации незаконна. Дело в том, что такая сделка не названа в перечне сделок, для которых необходима государственная регистрация. Регистрировать по закону надо только прекращение права, то есть факт, а не сделку. Кроме того, судебной практикой, в том числе на уровне ВАС РФ, закреплено положение о том, что под землепользователем (налогоплательщиком) следует рассматривать лицо, которое осуществляет фактическое землепользование. Таким образом, даже без официальных документов, подтверждающих права на пользование участком, организация будет платить налог, если есть доказательства, что земля реально используется организацией. Например, на ней расположено здание (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01). На мой взгляд, подобный подход должен быть и в обратной ситуации - даже если есть документы, подтверждающие право пользования землей, но фактически земля не используется, платить налог не надо. Ведь официальные документы подтверждают лишь право, но не само пользование. Иной подход в данной ситуации ставит эти две категории плательщиков в неравное положение. Подтверждает такой подход и судебная практика (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2005 по делу N Ф09-3141/05-С7). Таким образом, земельный налог не надо платить с момента прекращения пользования, то есть подачи заявления в муниципалитет.
В.Савченко Юрист Подписано в печать 02.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |