Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение "упрощенки" в 2006 году (Начало) ("Аудит и налогообложение", 2005, N 12)



"Аудит и налогообложение", 2005, N 12

ПРИМЕНЕНИЕ "УПРОЩЕНКИ" В 2006 ГОДУ

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (УСН) регламентированы в ст. 346.13 НК РФ. Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) внесены существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ, в частности, в ст. 346.13. Рассмотрим эти изменения.

Изменениями, внесенными абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. снимается серьезное неустранимое противоречие для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

До 1 января 2006 г. вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, были вправе подать заявление о переходе на УСН только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В данном случае организации и индивидуальные предприниматели могли применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Это положение Налогового кодекса налоговые органы трактовали следующим образом: если заявление о переходе на упрощенную систему подано после заявления о постановке на налоговый учет, то в текущем году упрощенную систему применять уже нельзя, опоздавшим налогоплательщикам придется дожидаться следующего года.

Такой подход Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 05.08.2004 по делу N А36-98/10-04 признал незаконным. По мнению суда, в НК РФ не прописана обязанность вновь созданной организации подавать заявление о переходе на УСН именно с заявлением о постановке на налоговый учет. Данный вывод суд сделал из буквального прочтения п. 2 ст. 346.13 НК РФ. По мнению суда, подача заявления о переходе на УСН одновременно с документами, необходимыми для постановки на налоговый учет, - это право, а не обязанность организации. Поэтому налогоплательщик может своим правом и не воспользоваться и подать заявление позже. Причем это не лишает новую организацию права на применение УСН уже в текущем году. В решении прямо указано, что факт подачи заявления о применении упрощенной системы позже документов о регистрации не является "безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования плательщика в переводе его на специальный режим налогообложения".

Напомним, что с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 г. (п. 3 ст. 83 НК РФ) постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. То есть с 1 января 2004 г. организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.

В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение УСН в текущем календарном году, с момента создания организации или с момента регистрации индивидуального предпринимателя, и учитывая, что ФНС России является регистрирующим и налоговым органом, была возможна подача заявления о переходе на УСН одновременно с пакетом документов, предоставляемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом в заявлении о переходе на УСН по форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) не указывали ОГРН, ИНН/КПП организации (ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя). Об этом сообщалось в Письме МНС России от 27.05.2004 N 09-0-10/2190 "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию". Данное положение необходимо было применять вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям при переходе на УСН до 1 января 2006 г.

Абзацами 6 - 11 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ внесены существенные изменения и уточнения в порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2006 г.

В частности, четко оговорено, что подразумевается для применения ограничений под понятием "доходы налогоплательщика": это доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ. При этом размер ограничения повышен с 15 до 20 млн руб.

На основании изменений организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., получили возможность убрать из расчета лимита имущество, которое не подлежит амортизации и не признается амортизируемым имуществом.

Обращаем внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется именно в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а классификация основных средств и нематериальных активов производится в соответствии с налоговым законодательством. Исходя из приведенного здесь перечня, для того чтобы сохранить право на применение УСН, организации, которая превышает установленный лимит, достаточно основные средства передать по договорам в безвозмездное пользование либо перевести по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев либо направить на реконструкцию и модернизацию продолжительностью свыше 12 месяцев.

Следует отметить, что данный предел установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут сохранять право на применение УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в их собственности.

Очень важным является изменение, связанное с тем, что определен момент, когда организации, в которых доля непосредственного участия других организаций в текущем году превысит 25%, должны утратить право на применение УСН. Утрата права происходит с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям по структуре собственности. В прошлые периоды было много споров относительно того, с какого момента происходит утрата такого права. В соответствии с НК РФ данные организации просто были не вправе применять УСН. Об обязательности прекращения применения УСН в НК РФ не говорилось, поэтому при изменении структуры собственности могло существовать семь моментов потери права:

1) с начала налогового периода;

2) с начала квартала, в котором было допущено превышение;

3) в момент перехода собственности на долю;

4) в момент регистрации перехода собственности на долю;

5) с начала следующего квартала, вслед за тем, в котором было допущено превышение;

6) с начала следующего года (налогового периода);

7) никогда, так как нет оснований для прекращения права.

Аналогично утрате права при допущении несоответствия требованиям по структуре собственности с начала того квартала, в котором было допущено несоответствие, происходит утрата права, если происходят следующие события:

1. Организация создает филиалы и (или) представительство.

Напоминаем, что определение филиала и представительства дано в ст. 55 ГК РФ. Представительством называется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Кроме того, представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В налоговом законодательстве отсутствует определение филиала и представительства: в отношении филиалов и представительств используется понятие "обособленное подразделение организации". Наличие у организации обособленных подразделений, которые не отвечают признакам филиала или представительства, не является препятствием для перехода на упрощенную систему.

2. Организация осуществляет деятельность ломбарда.

Согласно ст. 358 ГК РФ ломбард - специализированная организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов и имеющая на это лицензию (в настоящее время данная деятельность не лицензируется).

3. Организация или индивидуальный предприниматель начинают производство подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Перечень подакцизных товаров дан в п. 1 ст. 181 НК РФ. Виды добытого полезного ископаемого определены в п. 2 ст. 337 НК РФ. Обращаем внимание, что УСН могут применять организации, занимающиеся реализацией (без производства) подакцизных товаров. К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

4. Организация или индивидуальный предприниматель занимаются игорным бизнесом.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.

5. Адвокат открывает адвокатский кабинет или создает иную форму адвокатских образований.

6. Организации становятся участниками соглашений о разделе продукции.

Согласно ст. 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является специальным налоговым режимом, при котором участники этих соглашений уплачивают налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, вносят платежи за пользование недрами.

Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение данных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Сторонами соглашения могут являться инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение УСН (если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысят 20 млн руб.), подлежит индексации в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Индексация будет происходить на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год.

Поскольку изменения в Законе вводятся с 1 января 2006 г., коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, необходимо отсчитывать от момента вступления Закона в силу, что вызовет неустранимые противоречия, связанные с тем, какой из коэффициентов-дефляторов применять первым - на 2006 г. или на 2007 г. Вероятнее всего, это будет коэффициент-дефлятор на 2007 г., так как надо смотреть следующий год от момента вступления Закона в силу, и далее будет происходить перемножение коэффициентов дефляторов.

Согласно изменениям, внесенным абз. 12 и 13 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. об утрате права на применение УСН налогоплательщик обязан сообщить в письменной форме в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода не только тогда, когда его доход превысил установленное ограничение, но и тогда, когда он утратил право на применение УСН по иным основаниям.

Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" утверждена для этих целей форма сообщения N 26.2-5.

Налоговый орган вправе привлечь руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за непредставление в установленный срок (в течение 15 дней по истечению отчетного периода) сообщения об утрате права на применение УСН.

Законодательством установлен штраф в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда - для граждан; от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда - для должностных лиц в случаях непредставления в определенный законодательством срок либо отказа от предоставления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

(Продолжение следует)

Специалисты

"BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

30.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В нашем открытом акционерном обществе при продаже любым акционером своих акций их приобретает само акционерное общество, а затем продает их по указанию генерального директора тем или иным лицам (как правило, топ-менеджерам, исполнительным директорам, самому генеральному директору). Правильно ли это? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 48) >
Статья: По итогам аудиторских проверок ("Аудит и налогообложение", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.