Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Т.В. Шевцова: "Нужно сокращать издержки налогоплательщиков, связанные с исполнением налоговых обязательств" ("Российский налоговый курьер", 2005, N 24)



"Российский налоговый курьер", 2005, N 24

Т.В. ШЕВЦОВА: "НУЖНО СОКРАЩАТЬ ИЗДЕРЖКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,

СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ"

В начале октября ФНС России организовала брифинг, посвященный теме администрирования крупнейших налогоплательщиков и новым методам контрольной работы с этой категорией российских компаний, в частности электронным налоговым досье. Их ФНС России со временем планирует создавать по всем налогоплательщикам. Как сегодня администрируют крупнейших налогоплательщиков? Какие новации ожидают других налогоплательщиков? С этими вопросами мы обратились к Татьяне Викторовне Шевцовой, заместителю руководителя ФНС России.

- Татьяна Викторовна, почему государство - в данном случае в лице Федеральной налоговой службы - уделяет такое большое внимание администрированию крупнейших налогоплательщиков?

- В этом нет ничего удивительного. С точки зрения налогового администрирования крупнейшие налогоплательщики представляют определенные риски, связанные с масштабом и сложностью их финансово-хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует и российская практика, и практика развитых стран, в частности США, Великобритании, Германии.

Значительный объем налоговых платежей приходится именно на долю этих компаний. Так, в России на сегодняшний день в список крупнейших налогоплательщиков входит 2521 организация. Их доля по Российской Федерации в общем объеме начислений по федеральным налогам и сборам составляет 70 процентов.

Контролировать деятельность крупнейших налогоплательщиков всегда сложно, что объясняется спецификой их организационно-управленческой структуры. Чаще всего это вертикально интегрированные компании с множеством дочерних и аффилированных фирм. Все это делает их консолидированные балансы недостаточно информативными и прозрачными. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача определить наиболее эффективную административную структуру для реализации функций контроля, а также разработать особые механизмы налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков. Замечу, что аналогичные задачи в настоящее время решают и налоговые администрации других развитых стран.

- Вы сказали, что сейчас в России 2521 крупнейший налогоплательщик. В прошлом году таких компаний было 2513, а еще годом ранее - 1772. Чем вызван рост их числа - улучшением общей экономической ситуации в стране, более эффективной системой администрирования таких компаний или изменением критериев их отбора? Кстати, каковы эти критерии сегодня?

- Полагаю, что здесь сыграла определенную роль каждая из названных вами причин.

Если же говорить о критериях, то налогоплательщиков можно отнести к крупнейшим на двух уровнях - федеральном и региональном. Все зависит от показателей их финансово-экономической деятельности.

Как правило, на федеральном уровне такие показатели выше, а на региональном - ниже <1>. Так, если выручка и активы компании превышают 10 млрд руб., а налоговые начисления - 1 млрд руб., то налогоплательщик будет признан крупнейшим на федеральном уровне. Правда, для предприятий связи, транспорта и алкогольной отрасли эти показатели существенно ниже и составляют соответственно 300 млн и 50 млн руб. При этом предусмотрено, что если организация является взаимозависимой с крупнейшим налогоплательщиком в соответствии со ст. 20 Налогового кодекса, то она подлежит администрированию на том же уровне, что и крупнейший налогоплательщик.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@. - Прим. ред.

Аналогичные критерии для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших используются и в международной практике. Например, налоговые органы развитых стран Европы, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии классифицируют своих крупнейших налогоплательщиков по уровню годового объема продаж, сумме годового дохода, стоимости активов, уровню экспорта или импорта, сумме налогов, уплаченной за прошедшие периоды, а также по виду экономической деятельности, то есть по специфическим показателям отраслевого характера.

- Как выстроена система администрирования крупнейших налогоплательщиков?

- Администрирование крупнейших налогоплательщиков, как я уже сказала, осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Для администрирования крупнейших налогоплательщиков с учетом отраслевой специфики на федеральном уровне в структуре ФНС России создано восемь межрегиональных инспекций. Они работают с налогоплательщиками, которые осуществляют деятельность в нефтяной, газовой, алкогольной, энергетической, металлургической и транспортной отраслях, а также в области машиностроения и связи. Все межрегиональные инспекции расположены в Москве. Исключение - недавно созданная межрегиональная инспекция, в которой состоят на учете организации машиностроения. Она находится в Санкт-Петербурге.

- А что происходит на региональном уровне?

- На региональном уровне созданы межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Они также осуществляют налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, но без учета отраслевой принадлежности. В 37 субъектах Российской Федерации таких инспекций создано 39.

- Можно ли считать, что на этом процесс создания межрегиональных инспекций завершен?

- Нет, в настоящее время осуществляется анализ финансово-экономических показателей организаций еще по ряду отраслей экономики, имеющих значительное влияние на формирование доходной части федерального бюджета.

- Почти все межрегиональные инспекции сосредоточены в Москве. Очевидно, что межрайонные инспекции также находятся в региональных центрах. Не вызывает ли это нареканий со стороны крупных предприятий? Ведь их фактическое место нахождения не всегда совпадает с адресом налоговой инспекции, в которой они должны состоять на учете...

- Некоторые налогоплательщики действительно возражают против того, что, находясь, к примеру, на Камчатке, они должны состоять на учете в Москве. Да и местные и региональные власти неоднократно высказывали опасения, что из-за особенностей администрирования крупнейших налогоплательщиков бюджеты этих уровней могут потерять часть налоговых доходов. Однако эти возражения и опасения являются беспочвенными, и вот почему.

Правовая основа администрирования крупнейших налогоплательщиков заложена в Налоговом кодексе. В ст. 83 содержится норма о том, что Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, что соответственно предполагает и право определения места постановки на учет. Напомню, что в июле этого года Минфин России утвердил такие правила <2>. Ранее они были определены в Приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Речь идет о Приказе Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков". - Прим. ред.

Кроме того, для самих крупнейших налогоплательщиков перевод в межрегиональные инспекции не создает дополнительных трудностей. Всю налоговую отчетность, а также дополнительно истребуемые документы в рамках камеральных проверок можно представлять по электронным каналам связи, обеспеченным средствами криптозащиты.

Что касается местных и региональных властей, то они должны учитывать следующее. С переводом крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции порядок зачисления налогов и сборов в региональные и местные бюджеты не меняется.

Налоги и сборы поступают в бюджеты разных уровней по нормативам отчислений, которые устанавливаются на каждый финансовый год. Так, около 73 процентов всех платежей по налогу на прибыль поступает именно в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Более того, налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровнях способствует значительному увеличению налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

- В начале беседы вы сказали, что налоговые органы разрабатывают особые механизмы выездных проверок крупнейших налогоплательщиков. Чем это вызвано?

- Разветвленная структура крупнейших налогоплательщиков, причем как географическая, так и организационная, затрудняет проведение выездных налоговых проверок. А проверка "случайной" компании, входящей в состав холдинга, как правило, неэффективна, так как, не устанавливая взаимосвязей, выявить признаки применения схем уклонения от налогообложения практически невозможно.

Например, в условиях деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний весь процесс производства и товарно-финансовые потоки жестко регламентируются общими интересами всей компании в целом. Нефть, добытая нефтедобывающими организациями, которые входят в структуру такого холдинга, как правило, реализуется либо управляющей компанией, либо зависимыми от управляющей компании организациями - нефтетрейдерами. При этом зачастую цена формируется не в результате открытых рыночных отношений, а исходя из подходов к ценообразованию управляющей компании. Такой механизм позволяет вертикально интегрированным нефтяным компаниям осуществлять значительную минимизацию налоговых платежей.

До 2004 г. многие крупнейшие налогоплательщики, применяя механизмы трансфертного ценообразования, выводили прибыль в регионы с льготным режимом налогообложения - в Республики Мордовия и Калмыкия, Эвенкийский и Чукотский автономные округа.

Кроме того, под контролем налоговых органов находятся часто применяемые методы минимизации налоговых платежей посредством вывода капитала за рубеж.

Так, российский экспортер поставляет продукцию зависимой компании, зарегистрированной на территории другого государства, по существенно заниженной цене. То есть устанавливает скидки дочерним и зависимым компаниям, которые впоследствии реализуют свою продукцию по мировым ценам. При этом российский участник схемы существенно занижает экспортную выручку. В итоге российский бюджет лишается части потенциальных доходов. Легализация вывезенного капитала осуществляется за счет возврата данных средств в виде кредитов, ссуд, займов.

Очевидно, что компании, применяющие подобные схемы, получают конкурентные преимущества для ведения бизнеса. Пресекая схемы минимизации налогов, ФНС России способствует созданию равной конкурентной среды для всех участников бизнес-сообщества.

- Вернемся к основной теме нашей беседы. Итак, каковы же реальные результаты, которых налоговой службе удалось достигнуть путем введения особых правил администрирования крупнейших налогоплательщиков?

- Создание специализированных межрегиональных и межрайонных инспекций позволило сосредоточить в одном налоговом органе всю информацию, необходимую для эффективного анализа развития той или иной отрасли. Кроме того, наличие такой информации помогает проводить сравнительный анализ производственно-экономических показателей и оценивать адекватность налоговых обязательств каждой из групп налогоплательщиков. На основании полученных данных налоговые органы могут более точно прогнозировать объем налоговых поступлений по отдельным видам налогов и категориям налогоплательщиков.

Важным результатом, которого добились налоговые органы, является повышение налоговой дисциплины налогоплательщиков. Чтобы не быть голословной, приведу конкретные цифры. Темп роста поступлений федеральных налогов и сборов по крупнейшим налогоплательщикам за 9 месяцев 2005 г. составил 162,5 процента, в том числе по налогу на прибыль 187 процентов. По России показатель поступлений федеральных налогов и сборов - 146,6 процента.

В качестве примера также можно привести динамику поступлений налога на прибыль по основным вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Так, рост поступлений в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составил 92,3 процента, в 2003-м по сравнению с 2002-м - 93,3 процента, а в 2004-м по сравнению с 2003-м эта цифра - обратите внимание! - уже равна 225,3 процента.

Анализ темпов роста показал, что многие налогоплательщики сами уточнили свои налоговые обязательства и доначислили налоги за предыдущие периоды, то есть до того, как налоговые органы приняли решение о проведении выездных проверок. Сработал так называемый эффект ЮКОСа.

- На брифинге вы упомянули о том, что на всех крупнейших налогоплательщиков налоговая служба создаст электронные досье. Не могли бы рассказать подробнее об этом нововведении?

- Электронное налоговое досье - это новый инструмент налогового контроля. По сути, речь идет об информационно-аналитической базе, с помощью которой налоговые органы смогут эффективнее анализировать и систематизировать информацию о производственно-экономических и налоговых показателях, товарно-денежных потоках налогоплательщика. В таких досье будет собираться информация не только из внутренних, но и из внешних источников, что позволит устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости налогоплательщика.

Преимущества, которые получает налоговая служба, располагая подобным информационным ресурсом, достаточно существенны. Прежде всего он обеспечивает целенаправленный выбор объектов для налоговых проверок, а также глубокую аналитическую предпроверочную работу. Кроме того, информация, накопленная в электронном досье, помогает проводить контрольные мероприятия по всем звеньям холдингов. Планируется, что в перспективе такие электронные досье будут созданы по всем налогоплательщикам.

- Татьяна Викторовна, давайте поговорим о перспективах развития налогового администрирования.

- Приоритетными направлениями в развитии взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков можно назвать следующие.

Во-первых, совершенствование форм и методов информирования налогоплательщиков и оказание им услуг. Недавно мы подготовили Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, который регламентирует большинство случаев взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Применять этот стандарт, устанавливающий четкие сроки исполнения налоговыми органами своих обязательств по отношению к налогоплательщикам, должны все территориальные органы ФНС России.

Во-вторых, досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками. Оперативное и объективное рассмотрение налоговыми органами разногласий, которые возникают у них с налогоплательщиками, позволит избежать судебных разбирательств. Последние, как известно, ведут к потере времени, сил и средств со стороны как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Досудебное урегулирование споров создаст дополнительные гарантии от возможных ошибок. Особенно это важно для крупнейших налогоплательщиков.

В-третьих, дальнейшее совершенствование системы приема и обработки деклараций и иных документов, представленных в электронном виде. Уже сейчас около половины крупнейших налогоплательщиков воспользовались преимуществами такой системы представления отчетности. Это позволяет им получить доступ к своим персональным данным, содержащимся в информационных ресурсах налоговых органов, в режиме он-лайн.

Таким образом, дальнейшее развитие системы налогового администрирования налогоплательщиков, в том числе и крупнейших, ФНС России связывает с необходимостью поддержания стабильного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Добиться этого можно только путем совершенствования информационно-аналитических методов налогового контроля. При этом одновременно нужно сокращать издержки налогоплательщиков, связанные с исполнением налоговых обязательств, а также затраты государства на осуществление налогового администрирования.

- Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Беседу вели

Н.Иволгина

Т.Пономарева

Подписано в печать

29.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Совмещаем ЕНВД и "упрощенку" ("Российский налоговый курьер", 2005, N 24) >
Статья: Перенос убытков на будущее: правила меняются ("Российский налоговый курьер", 2005, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.