|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/330 <О налогообложении кредиторской задолженности по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.11.2005 N 03-03-04/1/330 <О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ, СПИСАННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ ИЛИ ПО РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ>>
Работники Минфина решили разъяснить, с какого момента надо применять новые правила расчета налога на прибыль, установленные Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ <*>. Наиболее остро этот вопрос стоит перед теми предприятиями, у которых есть реструктуризованная задолженность по штрафам и пеням по налогам перед бюджетом. Ведь если нормы этого Закона будут действовать задним числом с 1 января 2005 г., то такие "прощенные" долги нужно будет включать в налогооблагаемый доход за этот год. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "НА" N 13, 2005.
Применять ли нормы с начала этого года?
Напомним, что согласно п. 2 ст. 8 Закона N 58-ФЗ ряд его положений по замыслу законодателей должен начать действовать уже через месяц после официального опубликования документа (14.06.2005). Кроме того, в соответствии с п. 5 той же ст. 8 большое количество нововведений распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако многие налоговые эксперты справедливо указывают, что для вступления любого налогового закона в силу необходимо соблюдение сразу двух условий, указанных в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса. Во-первых, с момента его опубликования должен пройти месяц, а во-вторых, должен наступить новый налоговый период, который для налога на прибыль равен одному году. Таким образом, по требованию Налогового кодекса все положения Закона N 58-ФЗ могут вступить в силу не ранее 1 января 2006 г. Кстати, именно такой подход к трактовке норм п. 1 ст. 5 Налогового кодекса недавно поддержал Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 21.09.2005 N 885/05.
Мнение госслужащих
Однако Минфин и Федеральная налоговая служба в целом придерживаются формальной позиции о сроках применения норм Закона N 58-ФЗ, указанных в нем самом. Спорить с ней или соглашаться - решать каждому налогоплательщику самостоятельно. Однако рассматриваемое нами Письмо показывает, что и Минфин готов идти в данном вопросе на некоторые компромиссы. В частности, он соглашается, что в данном случае обязательно должны учитываться положения п. 2 ст. 5 Налогового кодекса. А он указывает, что акты законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают новые налоги или сборы, новые обязанности, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Об одном из таких, предусмотренных Законом N 58-ФЗ, "ухудшений" и говорится в комментируемом Письме.
Долги по штрафам и пеням
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 утверждены порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом за нарушение налогового законодательства. Такая реструктуризация проводится путем поэтапного погашения задолженности, рассчитанной по данным учета налоговых органов. Согласно первоначальной редакции пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных или уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Под данную формулировку подпадали как списанные в результате реструктуризации налоги и сборы, так и штрафы, и пени по ним. Законом N 58-ФЗ в пп. 21 внесено дополнение, согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетом только по суммам налогов и сборов. Штрафы и пени по налогам и сборам из этого списка исключаются. Как известно, пеней признается денежная сумма, которую фирма (в т.ч. и налоговый агент) должна выплатить в случае перечисления в бюджет причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Штрафом же в соответствии со ст. 114 Налогового кодекса признается налоговая санкция, которая применяется в виде денежного взыскания и является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам Налоговым кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса (в ред. Закона N 58-ФЗ). Положения, установленные этим подпунктом, в соответствии с п. 5 ст. 8 Закона N 58-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Следовательно, норма абз. 10 п. 6 ст. 1 Закона N 58-ФЗ ухудшает положение организаций, у которых в 2005 г. списывается или уменьшается иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов. Учитывая этот факт, работники финансового ведомства делают следующий вывод. Положения Закона N 58-ФЗ, вносящие вышеописанные изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса и ухудшающие положение предприятий, которые платят налог на прибыль, не могут иметь обратной силы и должны применяться в 2005 г. в части, не противоречащей п. 2 ст. 5 Налогового кодекса. Отметим, что такой вывод справедлив и для любых других норм Закона N 58-ФЗ, если они ухудшают положение организаций (налогоплательщики должны быть готовы документально это доказать). В заключение заметим, что, если фирма укажет на ухудшение своего положения той или иной отдельно взятой нормой законодательного акта о налогах и сборах, она тем самым поставит под сомнение и возможность применения ею задним числом всех остальных норм такого законодательного акта. Дело в том, что налоговые инспекторы, как правило, комплексно подходят к решению вопроса о том, ухудшают или нет положение налогоплательщика новые налоговые законы. Иными словами, они считают недопустимым выборочное применение организациями задним числом отдельных норм таких законов без применения и всех других положений.
С.М.Рюмин Финансовый директор ООО "Консультационно-аудиторская фирма "Инвестаудиттраст" Подписано в печать 25.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |