Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/330 <О налогообложении кредиторской задолженности по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.11.2005 N 03-03-04/1/330

<О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ

И ШТРАФАМ, СПИСАННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ

ИЛИ ПО РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ>>

Работники Минфина решили разъяснить, с какого момента надо применять новые правила расчета налога на прибыль, установленные Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ <*>. Наиболее остро этот вопрос стоит перед теми предприятиями, у которых есть реструктуризованная задолженность по штрафам и пеням по налогам перед бюджетом. Ведь если нормы этого Закона будут действовать задним числом с 1 января 2005 г., то такие "прощенные" долги нужно будет включать в налогооблагаемый доход за этот год.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 13, 2005.

Применять ли нормы с начала этого года?

Напомним, что согласно п. 2 ст. 8 Закона N 58-ФЗ ряд его положений по замыслу законодателей должен начать действовать уже через месяц после официального опубликования документа (14.06.2005). Кроме того, в соответствии с п. 5 той же ст. 8 большое количество нововведений распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако многие налоговые эксперты справедливо указывают, что для вступления любого налогового закона в силу необходимо соблюдение сразу двух условий, указанных в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса. Во-первых, с момента его опубликования должен пройти месяц, а во-вторых, должен наступить новый налоговый период, который для налога на прибыль равен одному году. Таким образом, по требованию Налогового кодекса все положения Закона N 58-ФЗ могут вступить в силу не ранее 1 января 2006 г. Кстати, именно такой подход к трактовке норм п. 1 ст. 5 Налогового кодекса недавно поддержал Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 21.09.2005 N 885/05.

Мнение госслужащих

Однако Минфин и Федеральная налоговая служба в целом придерживаются формальной позиции о сроках применения норм Закона N 58-ФЗ, указанных в нем самом. Спорить с ней или соглашаться - решать каждому налогоплательщику самостоятельно. Однако рассматриваемое нами Письмо показывает, что и Минфин готов идти в данном вопросе на некоторые компромиссы.

В частности, он соглашается, что в данном случае обязательно должны учитываться положения п. 2 ст. 5 Налогового кодекса. А он указывает, что акты законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают новые налоги или сборы, новые обязанности, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Об одном из таких, предусмотренных Законом N 58-ФЗ, "ухудшений" и говорится в комментируемом Письме.

Долги по штрафам и пеням

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 утверждены порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом за нарушение налогового законодательства. Такая реструктуризация проводится путем поэтапного погашения задолженности, рассчитанной по данным учета налоговых органов.

Согласно первоначальной редакции пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных или уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Под данную формулировку подпадали как списанные в результате реструктуризации налоги и сборы, так и штрафы, и пени по ним.

Законом N 58-ФЗ в пп. 21 внесено дополнение, согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетом только по суммам налогов и сборов. Штрафы и пени по налогам и сборам из этого списка исключаются.

Как известно, пеней признается денежная сумма, которую фирма (в т.ч. и налоговый агент) должна выплатить в случае перечисления в бюджет причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Штрафом же в соответствии со ст. 114 Налогового кодекса признается налоговая санкция, которая применяется в виде денежного взыскания и является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам Налоговым кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса (в ред. Закона N 58-ФЗ).

Положения, установленные этим подпунктом, в соответствии с п. 5 ст. 8 Закона N 58-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Следовательно, норма абз. 10 п. 6 ст. 1 Закона N 58-ФЗ ухудшает положение организаций, у которых в 2005 г. списывается или уменьшается иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.

Учитывая этот факт, работники финансового ведомства делают следующий вывод. Положения Закона N 58-ФЗ, вносящие вышеописанные изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса и ухудшающие положение предприятий, которые платят налог на прибыль, не могут иметь обратной силы и должны применяться в 2005 г. в части, не противоречащей п. 2 ст. 5 Налогового кодекса. Отметим, что такой вывод справедлив и для любых других норм Закона N 58-ФЗ, если они ухудшают положение организаций (налогоплательщики должны быть готовы документально это доказать).

В заключение заметим, что, если фирма укажет на ухудшение своего положения той или иной отдельно взятой нормой законодательного акта о налогах и сборах, она тем самым поставит под сомнение и возможность применения ею задним числом всех остальных норм такого законодательного акта. Дело в том, что налоговые инспекторы, как правило, комплексно подходят к решению вопроса о том, ухудшают или нет положение налогоплательщика новые налоговые законы. Иными словами, они считают недопустимым выборочное применение организациями задним числом отдельных норм таких законов без применения и всех других положений.

С.М.Рюмин

Финансовый директор

ООО "Консультационно-аудиторская фирма

"Инвестаудиттраст"

Подписано в печать

25.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 16.11.2005 N 03-03-04/1/371 <О расходах, связанных с внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал для целей налогообложения прибыли>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23) >
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 14.09.2005 N 119н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.