Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов органам предварительного следствия? ("Право и экономика", 2005, N 12)



"Право и экономика", 2005, N 12

Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов органам предварительного следствия?

Ответ: Поступающие в кредитные организации запросы, подписанные должностными лицами, осуществляющими предварительное следствие, в большинстве случаев содержат ссылку на номер уголовного дела и п. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В то же время такие запросы могут быть оформлены без указания на правовые основания.

Как прямо следует из положений ч. 2 и 4 Закона о банках, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. При этом следует отметить, что действующее законодательство не содержит понятия "органы предварительного следствия", что фактически исключает применение указанных положений Закона на практике.

Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Следовательно, настоящая норма является отсылочной, что предполагает наличие в УПК отдельных норм, регламентирующих полномочия должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование. Но, как известно, УПК не содержит таких норм.

Положение усугубляется тем, что в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует даже упоминание о порядке истребования сведений (документов), содержащих банковскую тайну, в рамках возбужденного уголовного дела.

В связи с изложенным представляется целесообразным применить для рассматриваемых правоотношений аналогию закона, к тому же такого рода прецеденты уже имеются. Так, например, разъясняя смысл положений уголовно-процессуального закона, Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2005 г. N 10-О, в частности, указал, что отступления от банковской тайны, в силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь на основе федерального закона, каковым, в частности, является УПК РФ, предусматривающий возможность выемки в ходе производства по уголовному делу предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в связи с нарушением банковской тайны УПК РФ устанавливает в п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 4 ст. 183, что соответствующие действия осуществляются органами расследования лишь на основании судебного решения с соблюдением предписаний ст. 165 данного Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных в ее ч. 5). При этом как уголовно-процессуальное законодательство, так и гражданское и банковское законодательство, конкретизирующее понятие "документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках", связывают необходимость получения судебного решения не с формой, а с содержанием соответствующих документов.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный в упомянутом Определении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве РФ прямого указания на необходимость принятия судом решения об истребовании сведений и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, не означает, что им устанавливается иной порядок изъятия таких сведений и документов, нежели предусмотренный п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК, и допускается возможность отступления от содержащегося в нем предписания со стороны должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование.

А.В.Шмонин

Докторант

Академии управления МВД России

Подписано в печать

25.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов органам внутренних дел? ("Право и экономика", 2005, N 12) >
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886 ("Консультант", 2005, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.