|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов органам предварительного следствия? ("Право и экономика", 2005, N 12)
"Право и экономика", 2005, N 12
Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов органам предварительного следствия?
Ответ: Поступающие в кредитные организации запросы, подписанные должностными лицами, осуществляющими предварительное следствие, в большинстве случаев содержат ссылку на номер уголовного дела и п. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В то же время такие запросы могут быть оформлены без указания на правовые основания. Как прямо следует из положений ч. 2 и 4 Закона о банках, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. При этом следует отметить, что действующее законодательство не содержит понятия "органы предварительного следствия", что фактически исключает применение указанных положений Закона на практике. Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Следовательно, настоящая норма является отсылочной, что предполагает наличие в УПК отдельных норм, регламентирующих полномочия должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование. Но, как известно, УПК не содержит таких норм. Положение усугубляется тем, что в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует даже упоминание о порядке истребования сведений (документов), содержащих банковскую тайну, в рамках возбужденного уголовного дела. В связи с изложенным представляется целесообразным применить для рассматриваемых правоотношений аналогию закона, к тому же такого рода прецеденты уже имеются. Так, например, разъясняя смысл положений уголовно-процессуального закона, Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2005 г. N 10-О, в частности, указал, что отступления от банковской тайны, в силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь на основе федерального закона, каковым, в частности, является УПК РФ, предусматривающий возможность выемки в ходе производства по уголовному делу предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях. В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в связи с нарушением банковской тайны УПК РФ устанавливает в п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 4 ст. 183, что соответствующие действия осуществляются органами расследования лишь на основании судебного решения с соблюдением предписаний ст. 165 данного Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных в ее ч. 5). При этом как уголовно-процессуальное законодательство, так и гражданское и банковское законодательство, конкретизирующее понятие "документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках", связывают необходимость получения судебного решения не с формой, а с содержанием соответствующих документов. В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный в упомянутом Определении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике. Таким образом, отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве РФ прямого указания на необходимость принятия судом решения об истребовании сведений и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, не означает, что им устанавливается иной порядок изъятия таких сведений и документов, нежели предусмотренный п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК, и допускается возможность отступления от содержащегося в нем предписания со стороны должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование.
А.В.Шмонин Докторант Академии управления МВД России Подписано в печать 25.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |