Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов налоговым органам? Имеют ли право налоговые органы истребовать у кредитных организаций выписки по лицевым счетам их клиентов? ("Право и экономика", 2005, N 12)



"Право и экономика", 2005, N 12

Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов налоговым органам?

Имеют ли право налоговые органы истребовать у кредитных организаций выписки по лицевым счетам их клиентов?

Ответ: Наиболее распространенной целью истребования сведений и документов налоговыми органами является проведение налогового контроля (налоговой проверки) в отношении клиентов кредитной организации. В связи с этим в требованиях налоговых органов о предоставлении сведений и документов, связанных с деятельностью клиентов кредитных организаций, как правило, содержится указание на юридические (правовые) основания (п. 11 п. 1 ст. 31, ст. ст. 86 и 87 Налогового кодекса РФ, а также п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах)).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в том числе налоговым органам РФ, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 31 НК налоговый орган вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

Как прямо следует из п. 2 ст. 86 НК, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 87 НК, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Из положений п. 3 ст. 7 Закона о налоговых органах следует, что налоговые органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

Таким образом, анализ указанных норм действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы:

1) налоговые органы имеют право, а кредитные организации (банки) обязаны выдавать (предоставлять) налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования налоговых органов в этом случае должны содержать ссылку на положения пп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 86 или ст. 87 НК, а также ст. 26 Закона о банках;

2) законодательство не содержит, с одной стороны, запретов на истребование налоговыми органами у банков (кредитных организаций) документов (их копий), относящихся к деятельности их клиентов, с другой - обязанности банков (кредитных организаций) предоставлять такие документы (их копии).

Иногда в требованиях налоговых органов о предоставлении сведений и/или документов, относящихся к деятельности клиентов кредитной организации, имеется ссылка на ч. 1 ст. 93 НК, из которой прямо следует, что должностное лицо налогового органа, проводящего налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Следовательно, в рамках проведения налоговой проверки клиентов кредитной организации положения настоящей нормы могут распространяться только в тех случаях, когда кредитная организация выступает налоговым агентом своих клиентов. При этом следует отметить, что режим банковских счетов не позволяет относить кредитные организации, предоставляющие услуги по расчетному обслуживанию своих клиентов, к налоговым агентам.

На основе вышеизложенного, а также учитывая, что согласно банковскому законодательству выписки по лицевому счету являются документами аналитического учета (Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 5 декабря 2002 г. N 205-П), а не справками по операциям и счетам клиентов кредитных организаций, последние имеют право отказать в предоставлении выписок по лицевому счету.

А.В.Шмонин

Докторант

Академии управления МВД России

Подписано в печать

25.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Сотруднику в месяц платят должностной оклад из средств федерального бюджета в сумме 4000 руб., а из средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, выплачивают доплаты в сумме 20 000 руб. в месяц. Налоговая база за январь - декабрь составит 288 000 руб. Как применять регрессивную шкалу по единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование к 8000 руб.? ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 6) >
Вопрос: Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов таможенным органам? ("Право и экономика", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.