|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Аренда федерального имущества ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 6)
"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 6
АРЕНДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В данной статье рассмотрим два вида договоров аренды при сдаче федерального имущества в аренду и отражение в учете доходов и расходов по этому виду деятельности.
При возникновении у федерального учреждения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего зачислению в федеральный бюджет, Минфин России считает возможным производить уплату НДС в порядке, который прописан в его Письме от 01.04.2004 N 03-01-01/12-120. Сумма, предназначенная для уплаты НДС, на основании отдельного платежного поручения заказчика работ (услуг) или арендатора зачисляется на счет органа Федерального казначейства, открытый в учреждении банка на балансовом счете N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", с отражением на лицевом счете по учету внебюджетных средств федерального учреждения, оказывающего платную услугу или сдающего в аренду имущество. В разрешении на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам федерального учреждения указанные источники не предусматриваются.
Бухгалтерский учет до 2005 года
В бухгалтерском учете федерального учреждения до 1 января 2005 г. порядок отражения доходов от аренды федерального имущества был следующим: Начисление сумм платежей от оказания платных услуг, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, включая суммы НДС: Дебет 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" Кредит 173 "Расчеты по платежам в бюджет" Поступление сумм платежей неналоговых доходов в бюджет на основании информации органа Федерального казначейства (без суммы НДС): Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет" Кредит 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" Поступление суммы НДС на лицевой счет федерального учреждения, открытый в органе Федерального казначейства по учету внебюджетных средств: Дебет 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления" Кредит 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" Перечисление в федеральный бюджет сумм НДС: Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет" Кредит 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"
Бюджетный учет с 2005 года
Рассмотрим вышеуказанные записи по новому Плану счетов по двустороннему договору аренды, если договор заключается сроком менее чем на один год и не требуется согласования с Мингосимуществом. Арендатор не может быть налоговым агентом по такому договору, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя. В таком случае надо правильно составить договор. Отдельной строкой указывается сумма арендной платы и отдельно - сумма НДС. Арендодатель, которому эта сумма перечисляется арендатором на лицевой счет (в доход бюджета), также в договоре указывает номер лицевого счета по зачислению доходов от аренды и отдельно номер счета по перечислению НДС на внебюджетный лицевой счет, открытый арендодателю в органах Казначейства. Сумма НДС указывается отдельной строкой и поступает на внебюджетный счет по отдельному платежному поручению для последующего перечисления в федеральный бюджет. Обязанность по уплате НДС выполняет арендодатель, который уплачивает НДС в бюджет в соответствии с принятой учетной политикой "по отгрузке" или "по оплате". С 1 января 2006 г. порядок исчисления НДС изменится: не будет права выбора в учетной политике, для исчисления НДС будет применяться только один метод - "по отгрузке". Рассмотрим отражение в бюджетном учете этих операций. Начисление сумм платежей от оказания платных услуг, подлежащих зачислению в федеральный бюджет без суммы НДС: Дебет 1 20502 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Кредит 1 30305 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Начисление суммы НДС: Дебет 2(3) 20502 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Кредит 2(3) 30304 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" Поступление сумм платежей неналоговых доходов в бюджет на основании информации органа Федерального казначейства (без суммы НДС): Дебет 1 30305 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Кредит 1 20502 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Поступление суммы НДС на лицевой счет федерального учреждения, открытый в органе Федерального казначейства по учету внебюджетных средств: Дебет 2(3) 20101 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета" Кредит 2(3) 20502 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Перечисление НДС в федеральный бюджет: Дебет 2(3) 30304 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" Кредит 2(3) 20101 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов" Расходы, производимые за счет средств от поступившей аренды, производятся в следующем порядке: Оплата по предъявленным поставщиками счетам за коммунальные услуги согласно дополнительному лимиту бюджетных обязательств: Дебет 1 30204 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" Кредит 1 30405 223 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по коммунальным платежам" Согласно счету-фактуре сумма коммунальных платежей, относящаяся к отчетному периоду, отражается в расходах по бюджетной деятельности, сумма НДС, уплаченная поставщикам, относится также в расходы, поскольку это бюджетные средства, и налоговому вычету НДС не подлежит: Дебет 1 40101 223 "Расходы на коммунальные платежи" Кредит 1 30204 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" Закрытие счетов производится в конце года: Доходы Дебет 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" Кредит 1 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" Расходы Дебет 1 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" Кредит 1 40101 200 "Расходы учреждения"
При 3-стороннем договоре
Арендатор является налоговым агентом по уплате в бюджет НДС. По условиям договора прописывается следующее. Сумма договора расписывается - отдельно арендная плата, без учета налога на добавленную стоимость и куда перечисляется, для этого указывается номер счета по доходам от сдачи имущества в аренду, сумма НДС также прописывается отдельной строкой и на какой счет доходов в бюджет перечисляется. Особо подчеркивается, что арендатор является налоговым агентом по исчислению и уплате НДС в бюджет согласно ст. 161 НК РФ. Записи по учету доходов от сдачи имущества в аренду при 3-стороннем договоре Начислена арендная плата (без НДС) по договору с арендатором: Дебет 1 20502 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Кредит 1 30305 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Средства поступили в бюджет согласно реестру Казначейства на поступившие средства (арендная плата) от арендаторов: Дебет 1 30305 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Кредит 1 20502 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Арендатор самостоятельно перечисляет сумму НДС в доход федерального бюджета, выступая налоговым агентом, и отчитывается в налоговой декларации, заполняя раздел, касающийся налогового агента. Расходы, производимые за счет средств от поступившей аренды, производятся в следующем порядке: Оплата по предъявленным поставщиками счетам за коммунальные услуги согласно дополнительному лимиту бюджетных обязательств: Дебет 1 30204 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" Кредит 1 30405 223 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по коммунальным платежам" Согласно счету-фактуре сумма коммунальных платежей, относящаяся к отчетному периоду, отражается в расходах по бюджетной деятельности, сумма НДС, уплаченная поставщикам, относится также в расходы, поскольку это бюджетные средства, и налоговому вычету НДС не подлежит: Дебет 1 40101 223 "Расходы на коммунальные платежи" Кредит 1 30204 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг" Закрытие счетов производится в конце года: Доходы Дебет 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" Кредит 1 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" Расходы Дебет 1 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" Кредит 1 40101 200 "Расходы учреждения" Отражение в отчетности В форме 0503121 данные отражаются по строке 150 графы 4 "Бюджетная деятельность" с расшифровкой по строкам 160, 170, 260, 280. Чистый операционный результат будет отрицательный, поскольку образовательное учреждение не является администратором начисления доходов от сдачи в аренду федерального имущества. Результат отразится по строке 290: доходы (строка 030, графа 4) минус расходы (строка 150, графа 4).
Н.Н.Воробьев Генеральный директор Аудиторской фирмы "Экстропрофаудит"
Подписано в печать 25.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |