|
|
Статья: Как проверить имущество ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 44)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 44
КАК ПРОВЕРИТЬ ИМУЩЕСТВО
Приближается период подготовки и сдачи годового баланса. Объем работ, который в связи с этим предстоит выполнить бухгалтеру, весьма значителен. Поэтому имеет смысл начать подготовку и уже сейчас провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Первым этапом работ по составлению бухгалтерской отчетности является инвентаризация имущества. До 31 декабря организации должны обязательно ее провести и выявленные недостачи или излишки отразить в бухгалтерском учете (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В противном случае отчетность может быть признана недостоверной. А за неверное отражение данных на счетах бухучета и в отчетности предусмотрены штрафные санкции по ст. 120 НК РФ (минимальный штраф - 5 тыс. руб.). Но не обязательно заниматься подсчетом своего имущества накануне нового года. Это можно сделать уже сейчас. Пункт 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов разрешает при составлении годового баланса учесть результаты инвентаризации, проведенной после 1 октября <*>. Правда, из этого правила есть исключение. Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности проводится 31 декабря. Дело в том, что она необходима для создания резерва по сомнительным долгам. А он в свою очередь формируется в последний день года.
————————————————————————————————
<*> Методические указания утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Что и где сличаем?
Как мы уже отметили, инвентаризации подлежит все имущество организации. Это основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. В качестве финансовых обязательств рассматриваются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Обратите внимание: основные средства не обязательно подвергать ежегодной ревизии. В отношении этого актива инвентаризация может проводиться один раз в три года.
Проверка проводится не только собственного имущества. Если в бухгалтерском учете имеются материальные ценности, не принадлежащие организации, их также нужно отразить в описях. Такие случаи могут возникнуть, если, например, фирма арендует основные средства. И еще один нюанс. Инвентаризация проводится по местонахождению имущества и материально-ответственных лиц. То есть если компания сдает в аренду имущество, то его также нужно проверить и занести во все инвентаризационные документы. Таким образом, комиссия в полном составе должна посетить всех арендаторов и проверить переданное им имущество.
Пошаговая инструкция
Чтобы инвентаризация была признана действительной, необходимо строго следовать процедуре ее проведения (порядок см. в схеме "Этапы инвентаризации"). В частности, комиссия должна быть в полном составе. Отсутствие хотя бы одного из ее членов даст основание считать результаты проверки недействительными.
Схема
Этапы инвентаризации
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Руководитель организации издает приказ о проведении годовой |
| инвентаризации (примерная форма документа дана в Приложении N 1 |
| к Методическим указаниям <*>). В нем утверждаются: |
+————————T———————————————————————T———————————————————————T————————+
| | | | |
| \|/ \|/ \|/ |
| ————————————————¬ ————————————————————————————¬ ———————————————¬|
| |Состав комиссии| |Перечень инвентаризируемого| |Сроки проверки||
| L———————————————— | имущества и финансовых | L———————————————|
| | обязательств | |
| L———————————————————————————— |
L————————————————————————————————T—————————————————————————————————
¦\¦/
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Выявление фактического наличия имущества |
L————————————————————————————————T—————————————————————————————————
¦\¦/
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Составление инвентаризационных описей и актов |
| (формы приведены в таблице). Документы подписываются членами |
| комиссии и материально—ответственными лицами |
L————————————————————————————————T—————————————————————————————————
¦\¦/
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Сопоставление фактического наличия имущества с данными |
| бухгалтерского учета |
L————————————————————————————————T—————————————————————————————————
¦\¦/
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬
|При выявлении отклонения фактического наличия имущества от данных|
|бухгалтерского учета оформляются сличительные ведомости. Суммы |
|излишков и недостач товарно—материальных ценностей в сличительных|
| ведомостях указываются в соответствии с их оценкой |
| в бухгалтерском учете |
L———————————T————————————————————————————————————————T—————————————
¦ ¦\¦/ \¦/
————————————————————————¬ ————————————————————————¬
| Отражение результатов | | Отражение результатов |
| в бухгалтерском учете | | в налоговом учете |
L———————————————————————— L————————————————————————
Таблица
Оформляем результаты
———————————————T————————————————————————T———————T————————————————¬
|Вид имущества |Типовая форма первичной |ОКУД |Источник |
|(обязательств)|учетной документации | | |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————|
|Основные |"Инвентаризационная |0309001|Приложение N 6 |
|средства |опись основных средств",| |к Методическим |
| |форма N ИНВ—1 | |указаниям |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————+
|Нематериальные|"Инвентаризационная |0317002|Постановление |
|активы |опись нематериальных | |Госкомстата |
| |активов", | |России |
| |форма N ИНВ—1А | |от 18.08.1998 |
| | | |N 88 |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————+
|Финансовые |"Инвентаризационная |0309015|Приложение N 15 |
|вложения |опись ценных бумаг и | |к Методическим |
| |бланков документов | |указаниям |
| |строгой отчетности", | | |
| |форма N ИНВ—16 | | |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————+
|Товарно— |"Инвентаризационная |0309003|Приложения N 8 |
|материальные |опись товарно— | |и N 10 |
|ценности |материальных ценностей",| |к Методическим |
| |форма N ИНВ—3; | |указаниям |
| |"Инвентаризационная |0309005| |
| |опись товарно— | | |
| |материальных ценностей, | | |
| |принятых (сданных) | | |
| |на ответственное | | |
| |хранение", | | |
| |форма N ИНВ—5 | | |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————+
|Незавершенное |"Акт инвентаризации |0309010|Приложение N 13 |
|производство |расходов будущих | |к Методическим |
|и расходы |периодов", | |указаниям |
|будущих |форма N ИНВ—11 | | |
|периодов | | | |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————+
|Денежные |"Акт инвентаризации |0309014|Приложения N 14 |
|средства, |наличных денежных | |и N 15 |
|денежные |средств", | |к Методическим |
|документы и |форма N ИНВ—15; | |указаниям |
|бланки |"Инвентаризационная |0309015| |
|документов |опись ценных бумаг | | |
|строгой |и бланков документов | | |
|отчетности |строгой отчетности", | | |
| |форма N ИНВ—16 | | |
+——————————————+————————————————————————+———————+————————————————+
|Расчеты |"Акт инвентаризации |0309016|Приложение N 16 |
| |расчетов с покупателями,| |к Методическим |
| |поставщиками | |указаниям |
| |и прочими дебиторами | | |
| |и кредиторами", | | |
| |форма ИНВ—17 | | |
L——————————————+————————————————————————+———————+—————————————————
Особенности для спецрежимов
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета. Исключение составляет бухучет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Поэтому в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета этих объектов "упрощенцы" обязаны проводить их инвентаризацию. А вот плательщики единого налога на вмененный доход не освобождены от полноценного ведения бухгалтерского учета. Следовательно, на эти организации распространяются и все требования по инвентаризации. Наконец, рассмотрим ситуацию, когда предприятие, переведенное на "вмененку", одновременно использует упрощенную систему. Какое имущество в этом случае подлежит обязательной проверке? На наш взгляд, на этот вопрос существует единственный ответ: инвентаризировать надо все имущество организации. Объясним почему. Если хотя бы один вид деятельности переведен на "вмененку", бухгалтерский учет должен вестись в целом по организации. Ведь только так можно сформировать полную и достоверную информацию о деятельности фирмы. Кроме этого бухгалтерский учет подразумевает непрерывное отражение на счетах всех хозяйственных операций. Поэтому у организации нет права отражать часть операций, переведенных на "вмененку", и вместе с тем игнорировать операции, относящиеся к "упрощенке". Заметим, что аналогичной позиции придерживаются и специалисты Минфина России (Письмо от 24.08.2004 N 03-03-02-04/1/7). Следовательно, и ревизии подлежит все имущество организации.
О.Гульст Эксперт "УНП" Подписано в печать 25.11.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |