|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новая фирма: что ждет бухгалтера? ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 12)
"Практическая бухгалтерия", 2005, N 12
НОВАЯ ФИРМА: ЧТО ЖДЕТ БУХГАЛТЕРА?
В конце года директор объявил об открытии новой фирмы. Эта новость принесет бухгалтеру много хлопот. Особенно внимательно надо отнестись к первой сдаче отчетности, поскольку для новичков существуют свои правила.
Затраты на регистрацию
О появлении новой фирмы можно говорить только после ее государственной регистрации. Для получения регистрационного свидетельства необходимо представить в налоговую инспекцию нотариально заверенные копии учредительных документов, квитанцию или платежное поручение об уплате государственной пошлины, а также заявления о регистрации и постановке на налоговый учет. Таким образом, оплата услуг нотариуса и госпошлины производится учредителем до регистрации фирмы, то есть эти затраты еще не являются расходами организации. Возникает закономерный вопрос: что с ними делать? Например, в учредительном договоре может быть закреплено, что расходы на создание фирмы являются вкладом в уставный капитал. Подтверждением суммы вклада в данном случае будут документы, удостоверяющие произведенные затраты. Организационные расходы являются нематериальными активами и амортизируются в течение 20 лет (п. п. 4, 17 ПБУ 14/2000). Налоговый кодекс не предусматривает учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Следовательно, сумма амортизации будет образовывать постоянные разницы, которые в свою очередь ведут к возникновению постоянного налогового обязательства (ПБУ 18/02).
Пример 1. Иванов Н.Н. решил создать ООО "Альфа". В учредительном договоре он указал, что расходы на государственную регистрацию являются частью его вклада в уставный капитал общества. Иванов Н.Н. заплатил: госпошлину - 2000 руб., за услуги нотариуса - 500 руб. В учетной политике организации закреплено, что амортизация считается линейным способом. Годовая норма амортизации составит 5% (100% : 20 лет), а годовая сумма - 125 руб. (2500 руб. x 5%). Дебет 75 субсчет 1 Кредит 80 - 10 000 руб. - отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал; Дебет 08 субсчет 5 Кредит 75 субсчет 1 - 2000 руб. - оплачена госпошлина Ивановым Н.Н.; Дебет 08 субсчет 5 Кредит 75 субсчет 1 - 500 руб. - оплачены услуги нотариуса Ивановым Н.Н.; Дебет 04 Кредит 08 - 2500 руб. - организационные расходы учтены в составе нематериальных активов; Дебет 50 Кредит 75 субсчет 1 - 7500 руб. - внесен в кассу остаток задолженности по вкладу в уставный капитал; Дебет 26 Кредит 05 - 10,42 руб. (125 руб. : 12 мес.) - начислена амортизация на сумму организационных расходов за первый месяц; Дебет 99 субсчет "Налог на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 2,50 руб. (10,42 руб. x 24%) - отражено в учете постоянное налоговое обязательство.
В случае, когда расходы не являются вкладом в уставный капитал, они могут быть возмещены учредителю - физическому лицу за счет собственных средств организации. Сумма компенсации списывается в бухгалтерском учете на счет 91 по статье "Прочие расходы". Данные затраты не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Обращаем внимание на то, что с такой компенсации должен быть удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц.
Расходы растут
Для начала полноценной работы компании придется понести еще ряд расходов. Например, на изготовление печати. Как правило, заботы по подготовке эскизов, необходимых документов и т.д. берет на себя организация, изготавливающая печати. В этом случае созданная фирма оплачивает услуги посреднику. Также соответствующий сбор взимается за выдачу кодов статистики в отделении Росстата. Определенных затрат потребует и открытие расчетного счета, ведь банк запросит у вас комплект нотариально заверенных документов. Все вышеперечисленные расходы учитываются в бухгалтерском учете на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Данные затраты уменьшают налоговую базу по прибыли, поскольку удовлетворяют требованиям ст. 252 Налогового кодекса. Они являются документально подтвержденными (первичные документы об оплате) и экономически обоснованными (без них фирма не может начать деятельность). Исключение составляют услуги нотариуса в части, превышающей тарифы, установленные в ст. 333.24 Налогового кодекса. Часть названных расходов может включать НДС. При наличии счета-фактуры и выполнении прочих условий возмещения налога он может быть предъявлен к вычету из бюджета.
Внимание! Законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 163 Налогового кодекса. С 1 января 2006 г. ежеквартально по НДС могут отчитываться фирмы, выручка которых за месяц без учета налога не превышает 2 000 000 руб.
Пример 2. ООО "Бета" прошло государственную регистрацию. Затем были произведены затраты по изготовлению печати - 1770 руб. (в том числе НДС - 270 руб.), получению кодов статистики - 200 руб. без НДС и оплате услуг нотариуса - 700 руб. без НДС (стоимость услуг соответствует тарифам гл. 25.3 НК РФ). Оплату всех расходов произвел директор из выданной ему подотчетной суммы. Дебет 71 Кредит 50 - 3000 руб. - выданы средства под отчет; Дебет 26 Кредит 71 - 1500 руб. - приняты к учету расходы на изготовление печати; Дебет 19 Кредит 71 - 270 руб. - учтен НДС по затратам на изготовление печати; Дебет 26 Кредит 71 - 200 руб. - учтен сбор за получение кодов статистики; Дебет 26 Кредит 71 - 700 руб. - учтены услуги нотариуса; Дебет 50 Кредит 71 - 330 руб. (3000 - 1770 - 200 - 700) - возвращен неизрасходованный остаток подотчетной суммы; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 270 руб. - предъявлен к вычету НДС.
Сдаем отчетность в первый раз...
Бухгалтерскую
Пункт 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает особый порядок формирования отчетности для фирм, зарегистрированных в IV квартале. Для них первый отчетный год длится с момента создания организации до конца следующего года. Таким образом, фирма с датой рождения "IV квартал 2005 года" первую промежуточную бухгалтерскую отчетность должна сдать не позднее 30 апреля 2006 г.
Налоговую
Пункт 2 ст. 55 Налогового кодекса устанавливает иной порядок отчетности, чем в бухгалтерском учете. Так, фирмы, созданные в октябре и ноябре, отчитываются в общем порядке, поблажка дается только организациям, зарегистрированным в период с 1 по 31 декабря. Для них первый налоговый период длится со дня создания до конца следующего года. Рассмотрим поподробнее, какую отчетность и в какой срок должна представить фирма, созданная в декабре 2005 г. Справки по форме 2-НДФЛ в данном случае подаются лишь после окончания налогового периода, то есть после 31 декабря 2006 г. Платеж по ЕСН и пенсионным взносам за декабрь 2005 г. для таких компаний будет авансовым. Первую отчетность по социальному налогу и взносам на пенсионное страхование фирма должна представить не позднее 20 апреля 2006 г. При этом регрессивную шкалу бухгалтер сможет применить с учетом начислений за декабрь 2005 г. Что касается данных по персонифицированному учету, то их необходимо сдать всем организациям не позднее 1 марта 2006 г. Такое правило установлено в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". По налогу на имущество первый отчетный период начнется с даты регистрации фирмы и закончится 31 марта 2006 г. Таким образом, в расчет налога за I квартал попадает 4 месяца + 1 (п. 4 ст. 376 НК РФ), а первую отчетность бухгалтеру придется сдать не позднее 30 апреля. Правила ст. 55 Налогового кодекса применимы и к налогу на прибыль. Отчетными периодами по данному налогу являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). Следовательно, первый авансовый платеж фирма должна сделать не позднее 28 апреля 2006 г. В этот же срок она обязана представить отчетность. В расчет войдут и суммы за декабрь 2005 г. <*> ————————————————————————————————<*> О списании затрат в целях расчета налога на прибыль при отсутствии выручки читайте статью "Выручки нет: как списать расходы?", ПБ N 12, 2004.
Особым случаем будет НДС, так как по нему налоговым периодом является месяц. Поэтому вне зависимости от даты создания организация должна будет отчитываться ежемесячно начиная с первого месяца. Исключение составят только фирмы, чья выручка не превышает 1 000 000 руб. в месяц.
Как отчитаться "упрощенцу"?
Новая организация может применять упрощенную систему налогообложения при условии, что она одновременно с регистрацией в налоговой инспекции подала заявление о переходе на этот режим. Обращаем ваше внимание, что Законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ внесены поправки. В соответствии с изменениями с 1 января 2006 г. фирмам дается время на раздумье: заявление о переходе на "упрощенку" может быть подано в течение пяти дней после регистрации. Первую отчетность декабрьские "упрощенцы" должны сдавать не позднее 25 апреля 2006 г. (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). Порядок уплаты авансовых платежей и подачи отчетов по пенсионному страхованию аналогичен правилам, принятым по ЕСН у фирм, использующих общую систему налогообложения.
А.Стунжас Старший финансовый менеджер Подписано в печать 24.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |