Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новая фирма: что ждет бухгалтера? ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 12)



"Практическая бухгалтерия", 2005, N 12

НОВАЯ ФИРМА: ЧТО ЖДЕТ БУХГАЛТЕРА?

В конце года директор объявил об открытии новой фирмы. Эта новость принесет бухгалтеру много хлопот. Особенно внимательно надо отнестись к первой сдаче отчетности, поскольку для новичков существуют свои правила.

Затраты на регистрацию

О появлении новой фирмы можно говорить только после ее государственной регистрации. Для получения регистрационного свидетельства необходимо представить в налоговую инспекцию нотариально заверенные копии учредительных документов, квитанцию или платежное поручение об уплате государственной пошлины, а также заявления о регистрации и постановке на налоговый учет.

Таким образом, оплата услуг нотариуса и госпошлины производится учредителем до регистрации фирмы, то есть эти затраты еще не являются расходами организации. Возникает закономерный вопрос: что с ними делать?

Например, в учредительном договоре может быть закреплено, что расходы на создание фирмы являются вкладом в уставный капитал. Подтверждением суммы вклада в данном случае будут документы, удостоверяющие произведенные затраты. Организационные расходы являются нематериальными активами и амортизируются в течение 20 лет (п. п. 4, 17 ПБУ 14/2000).

Налоговый кодекс не предусматривает учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Следовательно, сумма амортизации будет образовывать постоянные разницы, которые в свою очередь ведут к возникновению постоянного налогового обязательства (ПБУ 18/02).

Пример 1. Иванов Н.Н. решил создать ООО "Альфа". В учредительном договоре он указал, что расходы на государственную регистрацию являются частью его вклада в уставный капитал общества. Иванов Н.Н. заплатил: госпошлину - 2000 руб., за услуги нотариуса - 500 руб. В учетной политике организации закреплено, что амортизация считается линейным способом. Годовая норма амортизации составит 5% (100% : 20 лет), а годовая сумма - 125 руб. (2500 руб. x 5%).

Дебет 75 субсчет 1 Кредит 80

- 10 000 руб. - отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 08 субсчет 5 Кредит 75 субсчет 1

- 2000 руб. - оплачена госпошлина Ивановым Н.Н.;

Дебет 08 субсчет 5 Кредит 75 субсчет 1

- 500 руб. - оплачены услуги нотариуса Ивановым Н.Н.;

Дебет 04 Кредит 08

- 2500 руб. - организационные расходы учтены в составе нематериальных активов;

Дебет 50 Кредит 75 субсчет 1

- 7500 руб. - внесен в кассу остаток задолженности по вкладу в уставный капитал;

Дебет 26 Кредит 05

- 10,42 руб. (125 руб. : 12 мес.) - начислена амортизация на сумму организационных расходов за первый месяц;

Дебет 99 субсчет "Налог на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 2,50 руб. (10,42 руб. x 24%) - отражено в учете постоянное налоговое обязательство.

В случае, когда расходы не являются вкладом в уставный капитал, они могут быть возмещены учредителю - физическому лицу за счет собственных средств организации. Сумма компенсации списывается в бухгалтерском учете на счет 91 по статье "Прочие расходы". Данные затраты не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Обращаем внимание на то, что с такой компенсации должен быть удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц.

Расходы растут

Для начала полноценной работы компании придется понести еще ряд расходов. Например, на изготовление печати. Как правило, заботы по подготовке эскизов, необходимых документов и т.д. берет на себя организация, изготавливающая печати. В этом случае созданная фирма оплачивает услуги посреднику. Также соответствующий сбор взимается за выдачу кодов статистики в отделении Росстата. Определенных затрат потребует и открытие расчетного счета, ведь банк запросит у вас комплект нотариально заверенных документов.

Все вышеперечисленные расходы учитываются в бухгалтерском учете на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

Данные затраты уменьшают налоговую базу по прибыли, поскольку удовлетворяют требованиям ст. 252 Налогового кодекса. Они являются документально подтвержденными (первичные документы об оплате) и экономически обоснованными (без них фирма не может начать деятельность). Исключение составляют услуги нотариуса в части, превышающей тарифы, установленные в ст. 333.24 Налогового кодекса.

Часть названных расходов может включать НДС. При наличии счета-фактуры и выполнении прочих условий возмещения налога он может быть предъявлен к вычету из бюджета.

Внимание! Законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 163 Налогового кодекса. С 1 января 2006 г. ежеквартально по НДС могут отчитываться фирмы, выручка которых за месяц без учета налога не превышает 2 000 000 руб.

Пример 2. ООО "Бета" прошло государственную регистрацию. Затем были произведены затраты по изготовлению печати - 1770 руб. (в том числе НДС - 270 руб.), получению кодов статистики - 200 руб. без НДС и оплате услуг нотариуса - 700 руб. без НДС (стоимость услуг соответствует тарифам гл. 25.3 НК РФ). Оплату всех расходов произвел директор из выданной ему подотчетной суммы.

Дебет 71 Кредит 50

- 3000 руб. - выданы средства под отчет;

Дебет 26 Кредит 71

- 1500 руб. - приняты к учету расходы на изготовление печати;

Дебет 19 Кредит 71

- 270 руб. - учтен НДС по затратам на изготовление печати;

Дебет 26 Кредит 71

- 200 руб. - учтен сбор за получение кодов статистики;

Дебет 26 Кредит 71

- 700 руб. - учтены услуги нотариуса;

Дебет 50 Кредит 71

- 330 руб. (3000 - 1770 - 200 - 700) - возвращен неизрасходованный остаток подотчетной суммы;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 270 руб. - предъявлен к вычету НДС.

Сдаем отчетность в первый раз...

Бухгалтерскую

Пункт 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает особый порядок формирования отчетности для фирм, зарегистрированных в IV квартале. Для них первый отчетный год длится с момента создания организации до конца следующего года. Таким образом, фирма с датой рождения "IV квартал 2005 года" первую промежуточную бухгалтерскую отчетность должна сдать не позднее 30 апреля 2006 г.

Налоговую

Пункт 2 ст. 55 Налогового кодекса устанавливает иной порядок отчетности, чем в бухгалтерском учете. Так, фирмы, созданные в октябре и ноябре, отчитываются в общем порядке, поблажка дается только организациям, зарегистрированным в период с 1 по 31 декабря. Для них первый налоговый период длится со дня создания до конца следующего года.

Рассмотрим поподробнее, какую отчетность и в какой срок должна представить фирма, созданная в декабре 2005 г.

Справки по форме 2-НДФЛ в данном случае подаются лишь после окончания налогового периода, то есть после 31 декабря 2006 г.

Платеж по ЕСН и пенсионным взносам за декабрь 2005 г. для таких компаний будет авансовым. Первую отчетность по социальному налогу и взносам на пенсионное страхование фирма должна представить не позднее 20 апреля 2006 г. При этом регрессивную шкалу бухгалтер сможет применить с учетом начислений за декабрь 2005 г.

Что касается данных по персонифицированному учету, то их необходимо сдать всем организациям не позднее 1 марта 2006 г. Такое правило установлено в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

По налогу на имущество первый отчетный период начнется с даты регистрации фирмы и закончится 31 марта 2006 г. Таким образом, в расчет налога за I квартал попадает 4 месяца + 1 (п. 4 ст. 376 НК РФ), а первую отчетность бухгалтеру придется сдать не позднее 30 апреля.

Правила ст. 55 Налогового кодекса применимы и к налогу на прибыль.

Отчетными периодами по данному налогу являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). Следовательно, первый авансовый платеж фирма должна сделать не позднее 28 апреля 2006 г. В этот же срок она обязана представить отчетность. В расчет войдут и суммы за декабрь 2005 г. <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> О списании затрат в целях расчета налога на прибыль при отсутствии выручки читайте статью "Выручки нет: как списать расходы?", ПБ N 12, 2004.

Особым случаем будет НДС, так как по нему налоговым периодом является месяц. Поэтому вне зависимости от даты создания организация должна будет отчитываться ежемесячно начиная с первого месяца. Исключение составят только фирмы, чья выручка не превышает 1 000 000 руб. в месяц.

Как отчитаться "упрощенцу"?

Новая организация может применять упрощенную систему налогообложения при условии, что она одновременно с регистрацией в налоговой инспекции подала заявление о переходе на этот режим. Обращаем ваше внимание, что Законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ внесены поправки. В соответствии с изменениями с 1 января 2006 г. фирмам дается время на раздумье: заявление о переходе на "упрощенку" может быть подано в течение пяти дней после регистрации.

Первую отчетность декабрьские "упрощенцы" должны сдавать не позднее 25 апреля 2006 г. (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Порядок уплаты авансовых платежей и подачи отчетов по пенсионному страхованию аналогичен правилам, принятым по ЕСН у фирм, использующих общую систему налогообложения.

А.Стунжас

Старший финансовый менеджер

Подписано в печать

24.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Минимальный налог может разорить ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 12) >
Статья: НДФЛ с сотрудника: 13 или 30 ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.