Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: "Каждый способ защиты имеет свои особенности..." ("Консультант", 2005, N 23)



"Консультант", 2005, N 23

"КАЖДЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ..."

Действующее законодательство предусматривает два способа защиты права на товарный знак: в судебном порядке и в административном порядке (через антимонопольные органы, через Палату по патентным спорам, а также через таможенные органы). К особой категории следует отнести способы, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

При выборе способа стоит учитывать его достоинства и недостатки, а также ориентироваться на конкретную ситуацию. Например, если незаконное использование товарного знака сопряжено с большими потерями для правообладателя, то наиболее адекватным способом защиты права будет обращение в суд с иском о возмещении убытков. Однако во многих случаях нарушение права не является очевидным. Поэтому нужно быть готовым к тому, что доказать его будет не так просто. Особенно когда используется обозначение, сходное до степени смешения со знаком правообладателя. Вопрос определения сходства до степени смешения - один из наиболее проблемных при рассмотрении подобных споров. Кроме того, судебная процедура может длиться значительный период времени, в течение которого нарушение права может продолжаться.

Если правообладатель хочет предупредить возможность незаконного использования знака, то для него больше подойдут административно-правовые способы защиты. Например, компания может обратиться в Палату по патентным спорам с такими целями, как: предупредить регистрацию товарного знака, создающего потенциальную угрозу нарушения прав; прекратить правовую охрану товарного знака, зарегистрированного на недобросовестного конкурента; признать товарный знак общеизвестным.

Также, чтобы прекратить незаконное использование товарного знака, компания может обратиться в антимонопольные органы. Защита таким способом имеет следующие плюсы. При подаче заявления фирма не должна платить госпошлину. Комиссия, созданная для рассмотрения конкретного дела, обязана, не ограничиваясь представленными материалами и объяснениями, принимать меры для всестороннего выяснения обстоятельств дела. Это означает, что антимонопольный орган, в отличие от суда, принимает все необходимые меры для получения информации по делу.

Если нарушение права на товарный знак связано с ввозом и вывозом контрафактной продукции, то компании следует обратиться в таможенные органы с заявлением о принятии мер по приостановлению выпуска товаров. Но при этом нужно учесть, что такой способ защиты требует соблюдения большого числа формальностей. Так, например, в случае положительного рассмотрения заявления таможенные органы не примут меры защиты, пока правообладатель не выполнит одно условие. Он должен заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника или получателя товаров. Ведь продукция, выпуск которой может быть приостановлен, может оказаться не контрафактной.

Действия Палаты по патентным спорам, антимонопольного органа, а также таможенных служб можно обжаловать в суд. В целом административно-правовой порядок защиты имеет один существенный недостаток - компания, выбравшая его, не может компенсировать причиненные ей убытки. На практике иногда стоит комбинировать разные способы защиты.

Итак, что же предпринять руководству компании, если оно обнаружит, что какая-то фирма продает продукцию, используя схожий товарный знак? В этом случае рекомендуется действовать в нескольких направлениях. Во-первых, в целях досудебного урегулирования целесообразно направить нарушителю претензию, в которой потребовать от него прекратить незаконное использование знака. В ней следует указать, что в случае, если это требование не будет выполнено, в отношении него будет подано исковое заявление в суд о возмещении убытков. Чтобы сформировать доказательственную базу для возможного будущего судебного разбирательства, следует закупить контрафактный товар и получить чеки, в которых указана организация или предприниматель-продавец.

Параллельно можно запустить механизмы защиты административно- и уголовно-процессуального характера. Если нарушитель использует зарегистрированное обозначение, сходное со знаком правообладателя, то можно попробовать оспорить регистрацию в Палате по патентным спорам. Нелишним будет также обратиться в антимонопольные органы. Нередко довольно-таки весомым аргументом для нарушителя является возбужденное уголовное дело по факту незаконного использования товарного знака.

Что касается превентивных мер, то предупредить и минимизировать возможность незаконного использования товарного знака стоит уже на стадии его регистрации. Так, чтобы выявить сходные зарегистрированные знаки, можно произвести информационный поиск по базе данных Роспатента. Такой поиск проводит Федеральный институт промышленной собственности по заявлению любого лица, причем не только в отношении зарегистрированных товарных знаков, но и в отношении обозначений, находящихся на стадии экспертизы заявки. Стоимость услуги зависит от предмета и срока поиска. Например, поиск словесного обозначения по одному классу товаров в течение одного месяца стоит 600 руб., изобразительного обозначения - 2400 руб. За срочное выполнение поиска в течение двух недель уплачивается двойной тариф.

Также следует регистрировать товарный знак не только по одному классу товаров или услуг, по которому фирма собирается его использовать, но и по ряду смежных классов. Эта мера может в большей степени застраховать компанию от нарушений.

Не стоит забывать о том, что по Закону о товарных знаках нарушением является использование тождественного или сходного обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. В этой связи понятно, почему многие известные производители используют так называемые "зонтичные" бренды, то есть товарные знаки, зарегистрированные по широкому спектру товаров и даже услуг.

Наконец, для предупреждения нарушения необходимо производить регулярный и методичный мониторинг рынка на предмет использования тождественных и сходных товарных знаков.

Примечание. Не всегда имеет смысл обращаться в суд

Кирстен Хевишер (mrs. Kirsten Haevescher), директор по маркетингу компании A.C. HAASE OSTHANDELSGESELLSCHAFT mbH (Hamburg):

"Некоторое время назад мы столкнулись с тем, что ООО "Наша мама" использует дизайн упаковки, практически аналогичный нашему. Однако мнение, встречающееся в российской прессе, о том, что впоследствии мы именно из-за этого инцидента сменили дизайн, ошибочно. Разработка нового оформления - обычное маркетинговое решение. Продукция марки "БЮБХЕН" производится в Германии, но уже много лет представлена не только в России, но и в других странах мира. Поэтому и было принято решение обновить дизайн упаковки.

Конечно, мы рассматривали возможность подать в суд на ООО "Наша мама". Но вопрос защиты дизайна очень сложен. Мы изучили российскую практику и законодательство и установили, что результат продолжительного судебного производства предвидеть невозможно. Таким образом, возник вопрос, хотим ли мы добиваться длительного юридического процесса, не зная, каким может быть результат. Для нас более важное значение имеют не юридические распри, а удовлетворенность наших клиентов. Ведь это они делают выбор между оригиналом и продукцией конкурента. Мы приняли решение сосредоточить свое внимание на качестве - нашем конкурентном преимуществе - и не тратить усилия на разрешение конфликта. К тому же теперь новый дизайн поможет покупателям узнать оригинал с первого взгляда".

П.Садовский

Юрист

юридической компании Legas ("Лигас")

Подписано в печать

23.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Судебная защита прав на товарные знаки достаточно эффективна..." ("Консультант", 2005, N 23) >
Статья: Оценка кредитных рисков по обязательствам страховой компании ("Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.