Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Изменившийся налог на прибыль. Комментирует ФНС ("Главбух", 2005, N 23)



"Главбух", 2005, N 23

ИЗМЕНИВШИЙСЯ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. КОММЕНТИРУЕТ ФНС

Попова Елена Юрьевна - заместитель руководителя Управления налогообложения прибыли (дохода) ФНС России

Судя по всему, нынешняя зима для многих бухгалтеров будет напряженной. В этом году законодатели "порадовали" бухгалтеров целым ворохом изменений практически по всем налогам. Одними из наиболее значимых стали поправки в гл. 25 Налогового кодекса. О самых важных изменениях корреспонденту "Главбуха" рассказали в ФНС России.

- С 1 января 2006 г., согласно новой редакции ст. 248 Налогового кодекса, доход можно будет признать на основании "других документов", подтверждающих доход. То есть получается, что практически любой документ, даже косвенно подтверждающий получение дохода, увеличивает прибыль?

- Я думаю, что эта поправка в ст. 248 Налогового кодекса, которую внес Закон N 58-ФЗ, носит скорее не концептуальный, а технический, уточняющий характер. Просто пока в ст. 248 Налогового кодекса сказано, что доходы определяются только на основании первичных документов. То есть тех, которые утверждены Росстатом. Теперь же перечень документов, подтверждающих доход, не замыкается только на утвержденных бланках. С 2006 г. таким документом может быть и справка бухгалтера, и документ, составленный в соответствии с обычаями делового оборота другой страны. Заметьте, что это новшество можно увязать со ст. 252 Налогового кодекса, в которой речь идет о расходах организации. В нее введена аналогичная норма: со следующего года фирмы смогут уменьшить налогооблагаемую прибыль на основании любых документов, косвенно подтверждающих произведенный расход.

- То есть, чтобы подтвердить расходы, например, на командировку сотрудника, достаточно будет приказа руководителя?

- Мне кажется, что в данном случае одного приказа будет недостаточно. Ведь приказ - это лишь намерение послать сотрудника в командировку. Он может быть изменен, отменен, подписан задним числом... То есть в отрыве от других документов его рассматривать как подтверждение расходов нельзя. Должны быть еще какие-либо доказательства, в том числе и косвенные, подтверждающие расходы. Как минимум отчет о командировке, который должен написать сотрудник, билеты...

- С 2006 г. организации вправе самостоятельно формировать перечень прямых расходов. А может ли фирма вообще его не устанавливать, а все расходы признавать косвенными? Ведь организациям это выгодно: косвенные затраты можно списать сразу, а прямые - нет...

- С одной стороны, действительно это может быть реализовано как право налогоплательщика. В ст. 318 теперь записано: налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, работ, услуг. Однако, с другой стороны, если бухгалтер не установит перечень расходов, ему придется объяснять инспектору, почему расходы, которые по существу являются прямыми, он отнес к косвенным. Ведь может сложиться парадоксальная ситуация: все расходы косвенные, а значит, стоимость продукции равна нулю. То есть выручка у организации в какой-то момент времени появляется, а затрат может не оказаться... Поймите, эта норма была введена, только чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Поэтому бухгалтерам надо конструктивно подойти к этой норме. И если установить перечни прямых расходов одинаковые как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, то это в какой-то степени упростит расчеты возникающих разниц. На это и были нацелены поправки.

- А с какого времени фирма вправе изменить свою учетную политику? С 2006 г. или 2005-го?

- Действительно, это вопрос не простой, потому что Кодекс не дает на него четкого прямого ответа. С этой проблемой мы обращались в Минфин России. И специалисты финансового ведомства в Письме от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/117 ответили: бухгалтеры вправе сами решить, когда менять учетную политику на своем предприятии. Потому что это право, а не обязанность налогоплательщика. Предприятия могут доработать 2005 г. и по прежним правилам, а на 2006 г. перейти на измененный перечень прямых расходов.

Но помните: избранную методику нужно будет применять как минимум два года - согласно п. 1 ст. 319 Налогового кодекса.

- Благодаря Закону N 58-ФЗ организации получили право на "инвестиционную премию": они с 2006 г. смогут единовременно списать на расходы 10 процентов от стоимости основного средства, а также с сумм, потраченных на достройку, модернизацию и техническое перевооружение ОС. А вот реконструкция в этом перечне не упомянута...

- Если не будет технических поправок в ст. 259 Налогового кодекса, то у налоговых органов есть все основания не принимать в расчет 10 процентов от сумм, истраченных на реконструкцию основных средств. Хотя мне, честно говоря, не совсем понятно, почему, собственно, часть затрат на модернизацию и даже на частичную ликвидацию списывать можно, а на реконструкцию - нельзя. Возможно, что законодатели просто забыли об этом. Но мы здесь ничего поделать не можем - мы должны исполнять закон.

- На какие еще поправки бухгалтерам нужно обратить внимание при составлении отчета за 2005 г.?

- Поправок очень много, и коротко рассказать обо всех практически невозможно. Я бы особенно хотела обратить внимание на то, что есть масса изменений, которые требуют обязательного пересчета налоговой базы за нынешний год <*>. Например, резервы по сомнительным долгам. С 1 января 2005 г. введено ограничение объема дебиторской задолженности, от которой рассчитывается резерв. Если раньше резерв можно было формировать по любой задолженности, то с 1 января 2005 г. - только по той, которая возникла в связи с реализацией товаров, работ и услуг. Так что бухгалтеры обязаны пересчитать сумму резерва.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Детально и подробно обо всех изменениях можно прочесть в книге "Годовой отчет - 2005" от журнала "Главбух". А на с. 38 на вопросы читателей по подготовке годовой отчетности отвечает автор книги, главный эксперт ИД "Главбух" Армен Оганесов.

Беседовала

А.Баязитова

Подписано в печать

23.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Коротко: обзор писем и разъяснений налоговых органов от 23.11.2005> ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 12) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 23.11.2005> ("Главбух", 2005, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.