![]() |
| ![]() |
|
Статья: Комплаенс-функция в кредитных организациях ("Бухгалтерия и банки", 2005, N 12)
"Бухгалтерия и банки", 2005, N 12
КОМПЛАЕНС-ФУНКЦИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
На сегодняшний день банковская система Российской Федерации переживает один из этапов ее реформирования. В условиях меняющегося законодательства, определяющего принципиально новые подходы к ведению и регулированию банковского бизнеса, важным становится повышение уровня организации системы корпоративного управления банка, одним из основных элементов которой является система внутреннего контроля. Система внутреннего контроля призвана сократить банковские риски и обеспечить для руководства банка, акционеров и клиентов поток надежной информации о деятельности банка. Одной из основных целей внутреннего контроля является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка (комплаенс). Данная цель должна быть достигнута для защиты имени и репутации банка. Приведенное понятие "комплаенс" основано на понимании его как цели внутреннего контроля. Однако это не является достаточно полным его определением. Продолжая информировать банки о проблемах, связанных с надзором, и стремясь повысить в кредитных организациях эффективность методов в данной области, Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) в апреле текущего года выпустил рекомендации, озаглавленные "Соблюдение законов, правил и решений регулирующих органов и организация этой деятельности в банках" (Compliance and the compliance function in banks, Basel Committee on Banking Supervision, April 2005). Согласно этим рекомендациям комплаенс можно рассматривать с двух сторон. В узком смысле комплаенс представляет собой соблюдение законов, правил и стандартов регулирующих органов и в целом охватывает ряд таких вопросов, как надлежащее исполнение стандартов рыночного поведения, управление конфликтом интересов, справедливое обращение с клиентами и выполнение их пожеланий. Обычно они включают в себя определенные области типа противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и могут охватывать законы налогового характера, уместные для банковских продуктов. В широком смысле комплаенс - это процесс управления комплаенс-риском.
Определение "комплаенс" включает в себя следующие элементы: комплаенс-риск, комплаенс-принципы, комплаенс-политику, комплаенс-функцию. Центральным элементом среди этих понятий является комплаенс-риск. БКБН определил выражение "комплаенс-риск" как риск понесения убытков вследствие применения юридических или регулирующих санкций; риск материальной финансовой потери или потери репутации банка, которая может пострадать в результате его отказа исполнять законы, инструкции и правила, связанные с собственно разработанными регулирующими стандартами организации и кодексами поведения, которые применяются в банковской деятельности. Комплаенс-принципы представляют собой принципы институциональной организации комплаенса, т.е. установление ответственных органов и наделение их полномочиями в области комплаенс-политики. Реализация комплаенс-принципов представлена в таблице.
—————————————————————————T——————————————————————————T—————————————————————————————Обязанности ¦ Обязанности ¦Обязанности и ответственность и ответственность совета¦ и ответственность ¦ сотрудников, выполняющих директоров по соблюдению¦ менеджеров высшего звена ¦ комплаенс-функцию законов, правил и решений¦ по соблюдению законов, ¦ регулирующих органов ¦ правил и решений ¦ ¦ регулирующих органов ¦ —————————————————————————+——————————————————————————+—————————————————————————————- несет ответственность ¦- ответственны ¦- обязаны оказывать помощь за мониторинг в области ¦за эффективное управление ¦менеджерам высшего звена управления ¦комплаенс-риском в банке; ¦по эффективному управлению комплаенс-риском; ¦- ответственны ¦комплаенс-риском, стоящим - должен одобрить ¦за установление ¦перед банком; комплаенс-политику банка,¦и функционирование ¦- ответственны за мониторинг включая документ, ¦комплаенс-политики, за ¦комплаенс-политики и процедур устанавливающий ¦обеспечение ее соблюдения ¦и за предоставление постоянную и эффективную ¦и за предоставление ¦соответствующих сведений комплаенс-функцию; ¦сведений совету директоров¦менеджменту; - по крайней мере раз ¦об управлении ¦- обязаны выявлять, в год должен оценить ¦комплаенс-риском в банке ¦документировать и оценивать степень эффективности ¦- ответственны за принятие¦комплаенс-риски, связанные управления ¦соответствующего ¦с банковской деятельностью, комплаенс-риском ¦коррективного или ¦включая развитие новых ¦дисциплинарного ¦банковских продуктов и ¦воздействия в том случае, ¦методов, установление новых ¦были выявлены нарушения; ¦видов бизнеса и клиентских ¦- по крайней мере раз ¦отношений, а также различных ¦в год должны выделять ¦материальных изменений; ¦и оценивать наиболее ¦- должны оценивать уместность ¦значимые проблемы ¦комплаенс-процедур и ¦комплаенс-риска, стоящие ¦принципов в банке, быстро ¦перед банком, и планы ¦восполнять любые недостатки ¦по управлению им; ¦и, если это необходимо, ¦- оперативно сообщать ¦излагать предложения по их ¦совету директоров о любых ¦устранению; ¦материальных ¦- должны контролировать ¦комплаенс-убытках ¦соблюдение законов, правил и ¦(так, например, о потерях,¦решений регулирующих органов; ¦которые могут повлечь ¦- начальник комплаенс-отдела ¦за собой существенный риск¦должен на регулярной основе ¦наложения юридических или ¦предоставлять сведения ¦регулирующих санкций, ¦по комплаенс-вопросам ¦финансовых убытков ¦менеджерам высшего звена ¦или потери репутации) ¦ —————————————————————————+——————————————————————————+————————————————————————————— Примечание. Сотрудники, ответственные за комплаенс-функцию, должны выполнять свои обязанности в соответствии с комплаенс-программой, которая излагает уже запланированные действия: выполнение и рассмотрение специфических политик и процедур, оценку комплаенс-риска, комплаенс-тестинг и обучение сотрудников в области комплаенс-вопросов. В основе комплаенс-программы должно лежать управление комплаенс-риском. Ответственность за реализацию комплаенс-программы несет начальник комплаенс-отдела. Данная программа должна соответствовать масштабам проводимых банком операций и обеспечивать координацию функций риск-менеджмента.
Реализация комплаенс-принципов
Комплаенс-политика - совокупность способов, методов и процедур, направленных на управление комплаенс-риском. Она должна стать частью организационной культуры кредитной организации. О наибольшей ее эффективности можно говорить, если совет директоров продвигает стандарты честности и единства мнений во всей организации. Кроме того, кредитной организации необходимо разработать документ о комплаенс-политике. В данном документе должны быть отражены следующие вопросы, касающиеся комплаенс-функции: - роль комплаенс-функции в банке и обязанности сотрудников в сфере выполнения данной функции; - меры по достижению независимости; - взаимосвязь комплаенс-функции с другими функциями риск-менеджмента в банке и взаимосвязь с внутренним аудитом; - в случае если комплаенс-обязанности выполняются сотрудниками разных отделов, следует установить четкое распределение обязанностей среди этих отделов; - право доступа к информации, необходимой для осуществления комплаенс-обязанностей, и делегирование полномочий сотрудникам банка по предоставлению данной информации; - право проводить исследования возможных нарушений комплаенс-политики и назначать внешних экспертов по их устранению; - право свободно выражать и раскрывать результаты проводимой комплаенс-политики менеджерам высшего звена и, если есть необходимость, совету директоров или соответствующему комитету; - должностные инструкции менеджеров высшего звена. Совокупность вышеописанных элементов без наличия комплаенс-функции не может эффективно функционировать. Понятие "комплаенс-функция" БКБН используется прежде всего для того, чтобы описать штат, выполняющий обязанности по соблюдению законов, правил и решений регулирующих органов, а не для того, чтобы предписать банку специфическую организационную структуру. Банк будет иметь возможность более эффективно управлять своим комплаенс-риском, если у него имеется собственная комплаенс-функция, согласованная с комплаенс-принципами. Однако банку следует организовать свою комплаенс-функцию и установить приоритеты для управления комплаенс-риском таким образом, чтобы это было сопоставимо с его собственной стратегией риск-менеджмента и структурой в целом. Так, например, в международной практике некоторые банки стремятся организовать свою комплаенс-функцию в пределах их операционного риска, поскольку имеется близкая взаимосвязь между комплаенс-риском и некоторыми аспектами операционного риска. Другие банки предпочитают разделять функции операционного и комплаенс-риска, но при этом устанавливают механизмы, требующие близкого взаимодействия между этими двумя функциями по комплаенс-вопросам. Важной составляющей комплаенс-функции являются принципы комплаенс-функции - принципы ее организации и функционирования. БКБН выделяет ряд принципов комплаенс-функции и дает их характеристику. Комплаенс-функция в банке должна быть независима. Концепция независимости включает в себя четыре связанных элемента. Во-первых, комплаенс-функция должна иметь формальный статус в пределах банка. Этот статус может быть установлен в упомянутом выше внутреннем документе "комплаенс-политика". Во-вторых, в банке должна быть группа сотрудников, выполняющих комплаенс-функцию, или глава данной группы, на которого возложена полная ответственность за координацию управления комплаенс-риском. Характер общения и другие функциональные взаимоотношения между сотрудниками, осуществляющими комплаенс-обязанности, и их начальником будут зависеть от того, какую организацию комплаенс-функции избрал для себя банк. В-третьих, отдел, выполняющий комплаенс-функцию, или, в частности, глава данного отдела не должен занимать положение, где возможен конфликт интересов между его комплаенс-обязанностями и любыми другими обязанностями, возложенными на него. Обычно соответствующий комитет устанавливает, чтобы сотрудники, отвечающие за комплаенс-функцию, выполняли только свои обязанности. Однако комитет осознает, что это не может быть реализовано в более мелких банках или в филиалах. В этих случаях сотрудники, отвечающие за комплаенс-функцию, могут выполнять задания, не связанные с комплаенс-обязанностями, если при этом исключается потенциальный конфликт интересов. В-четвертых, отдел, выполняющий комплаенс-функцию, должен иметь свободный доступ к персоналу и информации, необходимой для выполнения обязанностей. Сотрудники, отвечающие за комплаенс-функцию, должны по собственной инициативе выполнять свои обязанности во всех отделах банка, в которых существует возможность комплаенс-риска. Также сотрудники должны обладать правом проводить исследования нарушений комплаенс-политики и запрашивать помощь специалистов внутри банка (например, помощь юридического отдела или отдела внутреннего контроля) или нанимать внешних специалистов, чтобы решить проблему. Итак, для исполнения комплаенс-функции необходимы независимость и наличие достаточных ресурсов, обязанности должны быть четко определены, а действия - подчинены периодическому и независимому контролю со стороны органов внутреннего аудита. В целом понятие "комплаенс" является новым для России, но сегодня нормативно-правовая база сформулирована таким образом, что позволяет выделить отдельные элементы комплаенса и в нашей стране: - операционный и правовой риски как аналоги комплаенс-риска; - направления внутреннего аудита и организация службы внутреннего контроля как аналог комплаенс-функции; - требования к организации корпоративного управления как аналог коплаенс-принципов; - требования к системе внутренних документов кредитной организации как аналог комплаенс-политики. В целом в российских нормативных актах, регулирующих банковскую деятельность, наиболее полная аналогия достигается в отношении первых двух элементов комплаенса. Проанализируем понятия операционного и правового рисков. "Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие: - несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров; - допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); - несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации); - нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров" <1>. ————————————————————————————————<1> Письмо ЦБ РФ от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках" // Вестник Банка России. 2004. N 38 (от 30 июня 2004 г.).
Как видно из определений, данные понятия являются смежными с понятием комплаенс-риска и позволяют реализовать комплаенс-функцию в рамках управления операционным и правовым рисками. Кроме того, в России комплаенс-функция тесно связана с направлениями внутреннего контроля (аудита). Однако БКБН считает, что комплаенс-функция и функция внутреннего аудита должны быть отделены друг от друга, чтобы обеспечить подчинение комплаенс-функции независимому контролю. Комплаенс-риск следует ввести в методику оценки риска службы внутреннего аудита. Кроме того, в банке должна быть установлена аудиторская программа, оценивающая адекватность и эффективность комплаенс-функции и включающая тестинг средств управления, чувствительных к уровню риска. На наш взгляд, представленные рекомендации БКБН являются недостаточно своевременными для России, поскольку в современной банковской практике все еще существуют проблемы создания и эффективного функционирования внутреннего контроля, а также серьезные разночтения и неопределенность в представлении понятия системы внутреннего контроля, не говоря уже об отдельных ее самостоятельных направлениях, таких как комплаенс. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, ценность рекомендаций БКБН для российской практики заключается в том, что процедуры комплаенс-политики можно использовать для достижения отдельных целей в рамках системы внутреннего контроля.
Е.Морковкина Подписано в печать 22.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |