Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Контроль усиливается. "Антиотмывочный" закон в действии ("Бухгалтерия и банки", 2005, N 12)



"Бухгалтерия и банки", 2005, N 12

КОНТРОЛЬ УСИЛИВАЕТСЯ.

"АНТИОТМЫВОЧНЫЙ" ЗАКОН В ДЕЙСТВИИ

Новые подходы - новые требования

В последнее время Банк России издал несколько нормативных актов в целях исполнения кредитными организациями Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Особое внимание стоит обратить на три относительно свежих акта ЦБ РФ. Это Письма Банка России N 99-Т (новая редакция Письма N 137-Т), N 97-Т и N 98-Т.

Издание Письма N 99-Т вызвано следующими причинами. Федеральный закон N 115-ФЗ построен таким образом, что надзорным органам, в первую очередь ЦБ РФ, не было дано полномочий по изданию обязательных к исполнению требований. Первоначальная редакция данного Закона предполагала, что Банк России будет лишь давать рекомендации кредитным организациям по организации внутреннего контроля для противодействия легализации преступных доходов. У такого подхода есть свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, впервые на законодательном уровне взаимоотношения между кредитными организациями как поднадзорными субъектами и Банком России как надзорным органом были выведены на новый уровень, когда между ними не было установлено жестких императивных требований. Институт рекомендаций предполагает наличие во взаимоотношениях некоего дискуссионного элемента - банк имеет возможность отстаивать свою позицию. В свою очередь, инспекторы ЦБ РФ при проведении проверок тоже руководствуются не сухой буквой нормативного акта, а имеют возможность применять так называемое профессионально мотивированное суждение.

Надо заметить, что на начальном этапе инспекторы рассматривали Письмо N 137-Т как обязательное к исполнению. В то же время кредитные организации поняли данное Письмо правильно - как рекомендательное, направленное на эффективное построение внутреннего контроля. Из-за этого возникали конфликты. Получилось так, что во время инспекционных проверок, если представители ЦБ РФ сталкивались с ситуацией, когда формально Федеральный закон N 115-ФЗ выполнялся, но по сути не соблюдался, у них не было возможности воздействия на банк.

Поэтому в процессе подготовки изменений в "антиотмывочный" закон институт рекомендаций был сохранен, но при этом Банку России были даны полномочия по изданию обязательных для исполнения требований по ряду принципиальных направлений в организации внутреннего контроля. Это касается идентификации клиентов-выгодоприобретателей, подготовки и обучения кадров, а также квалификационных требований к специальному должностному лицу, ответственному за организацию контроля в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ и программу по его осуществлению.

Так появились документы, в которые были внесены как обязательные к выполнению некоторые пункты, ранее носящие лишь рекомендательный характер. Это N 262-П, N 1485-У и N 1486-У. При подготовке этих актов параллельно предполагалось издать новую редакцию N 137-Т. Однако из-за недостатка времени работа была отложена, а в качестве промежуточного методического варианта параллельно с нормативными актами Банка России было выпущено Указание оперативного характера N 104-Т.

Стоит подчеркнуть, что принципиального отличия между N 99-Т и N 137-Т нет. Из нового документа были удалены те позиции, которые ранее рассматривались как рекомендации и которые вот уже более года являются обязательными для исполнения. Кроме того, в N 99-Т не нашла отражения гл. 4 (цитирование Федерального закона N 115-ФЗ), посвященная исключительно проблематике передачи информации об операциях, подлежащей обязательному контролю, и подозрительных операций в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ).

Трансформировались позиции, которые ранее содержались в гл. 3 N 137-Т и были посвящены вопросам принятия внутри банка решений, в частности, касающихся квалификации той или иной операции с точки зрения обязательного контроля и подозрительности, а также полномочий специального должностного лица, занимающегося исполнением в банке Федерального закона N 115-ФЗ.

Существенному сокращению подверглось Приложение, в котором перечислялись операции повышенного риска. В нем остались только три позиции: туристская деятельность, торговля антиквариатом и обращение наличных денежных ресурсов - они рассматриваются как дополнительные критерии повышенной степени риска. Значительная часть Приложения перешла в N 262-П.

Письмо N 97-Т касается приостановления операций террористов (экстремистов). В каком порядке кредитная организация должна это делать в конкретной жизненной ситуации? Ведь лицо, подозреваемое в причастности к противоправной деятельности, может заметить неадекватную реакцию банковского клерка. Методологические подходы вытекают из позиций ранее действовавшей Инструкции N 27 и ныне действующей N 113. Они определяют порядок проведения операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте. Такая операция может приостанавливаться под предлогом, что у кассира возникли сомнения в подлинности купюры и, соответственно, появилась необходимость проведения экспертизы.

Рекомендации в Письме N 97-Т затрагивают большую часть вероятных случаев. В случаях приостановления операций по списанию денежных средств с банковского счета (банковского вклада) и операций по переводу денежных средств без открытия счетов кредитной организации рекомендуется фиксировать информацию о приостановлении операции в специальном документе (журнале). Желательно его пронумеровать, прошить, скрепить печатями и удостоверить подписями руководителей и главного бухгалтера. Факт приостановки должен фиксироваться так, чтобы ФСФМ при необходимости могла идентифицировать субъект и все детали операции.

За последний год существенно изменилась позиция Банка России в подходах к идентификации субъекта. Ранее то или иное лицо необходимо было квалифицировать как террориста даже в том случае, если представленные им сведения идентификации лишь частично совпадали с параметрами, указанными в списках экстремистов-террористов. В результате многие ни в чем не повинные люди квалифицировались неправильно (к примеру, совпала фамилия), и операции, проводимые ими, даже приостанавливались.

Теперь подход иной. Впервые он косвенно зафиксирован в Положении N 262-П. Прямо об этом говорит Письмо N 97-Т. ЦБ РФ рекомендует признавать террористом (экстремистом) только то лицо, сведения о котором полностью совпадают с данными, указанными в упомянутом списке.

ЦБ РФ сердится

В случаях нарушения кредитными организациями законодательства и предписаний ЦБ РФ к ним применяются меры воздействия в соответствии со ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации"; действует также Инструкция N 59, оговаривающая конкретные меры воздействия за то или иное нарушение. Однако эти документы не учитывают специфики нарушений, допускаемых банками в отношении Федерального закона N 115-ФЗ. В процессе проверок Банк России обратил внимание на тот факт, что некоторые территориальные учреждения применяют к банкам-нарушителям слишком либеральные меры воздействия. Особенно это проявляется в Московском главном территориальном управлении.

ЦБ РФ считает такую ситуацию неприемлемой. Стоит отметить, что надзорные органы Западной Европы и США в аналогичных ситуациях нередко взыскивают с банков-нарушителей штрафы в размерах, достигающих десятков миллионов долларов. Конечно, Банк России не ставит перед территориальными учреждениями цель штрафовать провинившиеся кредитные организации в подобных размерах. Тем не менее назрела необходимость принятия более жестких мер воздействия к тем, кто систематически нарушает "антиотмывочный" закон.

Стоит заметить, что Положение N 98-Т перечисляет 33 правонарушения, наиболее часто встречающихся в банках. При повторно выявленном нарушении применяются жесткие санкции. В то же время во внимание принимаются обстоятельства, которые повлекли возникновение того или иного нарушения. Всего их пять:

1) характер нарушения;

2) причины нарушения (например, выход из строя технических комплексов);

3) общее финансовое состояние кредитной организации и ее положение на федеральном и региональном рынках услуг;

4) эффективность разработанных банком правил внутреннего контроля и программа по его осуществлению;

5) степень соответствия правил внутреннего контроля кредитной организации рекомендациям Банка России.

В некоторых кредитных организациях сложилось ложное мнение, согласно которому за отчетный период (по результатам одной проверки) за выявленные нарушения накладывается один незначительный штраф. Действительно, в ст. 74 Закона о Банке России говорится, что при первичном выявлении нарушения ЦБ РФ вправе взыскать с кредитной организации штраф в размере, не превышающем 1/10 размера уставного капитала кредитной организации, но в любом случае он не может превышать минимального размера уставного капитала, определенного для вновь создаваемой кредитной организации (в случае повторного нарушения сумма штрафа не может превышать 1% от минимального размера уставного капитала). Однако такие штрафы могут накладываться не по совокупности выявленных инспекцией нарушений, а за каждое отдельное нарушение. На это косвенно указывается в Инструкции N 59 и прямо в Письме N 98, согласно которому территориальным учреждениям рекомендуется среди прочих мер активнее использовать такую меру воздействия, как запрет на открытие филиалов (на расширение деятельности).

При квалификации деятельности клиента как подлежащей обязательному контролю или подозрительной банк должен быть абсолютно уверен, что он сумеет доказать инспектору ЦБ РФ правильность своей оценки. В противном случае (когда сведения о клиенте собирались и передавались в соответствующие органы без достаточного на то основания) банк будет нести полную ответственность за нарушение банковской тайны в соответствии с действующим законодательством.

Стоит обратить особое внимание на то, что все сделки (а не отдельные виды сделок) с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю. Определения недвижимости содержатся в ст. ст. 130, 131 и 154 ГК РФ, а также в Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сделка с недвижимостью считается осуществленной и подпадающей под обязательный контроль со дня ее государственной регистрации. Исключения составляют сделки (договоры) аренды, заключенные на срок до одного года.

Банк обязан сообщать о сделке с недвижимостью в ФСФМ, если он выступает одной из сторон по договору и, следовательно, не может не знать о ее осуществлении. При аренде банковской ячейки (расчет покупателя с продавцом при сделках с недвижимостью) банк обязан сообщить о сделке, хотя счет у него и не был открыт.

Сделки долевого участия в строительстве с апреля 2005 г. следует рассматривать как сделки с недвижимостью, поскольку с изменением законодательства незавершенное строительство стало рассматриваться как недвижимое имущество. Контракты залога и аренды недвижимости также подлежат обязательному контролю как сделки с недвижимостью. При этом стоимость заложенной недвижимости оценивается не по рыночной стоимости и не по оценке БТИ, а исключительно по цене договора. И если цена договора залога равна либо превышает 3 млн руб., эта операция подпадает под обязательный контроль.

Рекомендации можно игнорировать, но...

Кредитные организации не обязаны включать рекомендации Банка России в правила внутреннего контроля в полном объеме. Но при проверках проверяющие обращают большое внимание на то, в какой степени учтены рекомендации ЦБ РФ по выявлению необычных (подозрительных) сделок. Если рекомендации выполняются не в полной мере или игнорируются, при формировании окончательного мнения о деятельности кредитной организации это учитывается как отрицательный фактор.

В Письме N 99-Т даны признаки необычных сделок, на которые клерки банка должны обратить внимание. Если банк не учитывает каких-то пунктов рекомендаций, то возникает вопрос: "С какой целью?" У проверяющего может создаться впечатление, что в отношении той или иной операции какого-то клиента кредитная организация умышленно не учла рекомендации ЦБ РФ.

В этом году вышли также рекомендации Банка России, касающиеся операций с повышенной степенью риска. Это относится, среди прочего, к случаям, когда физическое лицо снимает наличные (в рублях или в инвалюте), перечисленные от юридических лиц. Рекомендуется обращать на это внимание и сообщать об операциях в уполномоченные органы. В Положении N 262-П подобные операции отражены как имеющие повышенную степень риска.

Еще один важный аспект, на который проверяющие обязательно обращают внимание, - это идентификация клиентов.

В соответствии с п. 4.2 Положения N 262-П все банки к 21 сентября 2005 г. должны были полностью завершить идентификацию клиентов, а также изучить и идентифицировать выгодоприобретателей. Все сведения, о которых говорится в N 262-П, должны содержаться в анкетах либо в досье по каждому клиенту. Кредитным организациям надо иметь в виду: если анкета (досье) заполнена не полностью, это рассматривается как нарушение нормативного акта Банка России. Среди сведений должны обязательно указываться дата начала отношений с клиентом, дата заполнения (обновления) анкеты, а также фамилия, подпись и должность банковского клерка, заполнявшего анкету. Сотрудник, заполнивший анкету, отвечает за ее достоверность.

Банкоматы - вне закона?

В отношении выполнения требований Положения N 262-П, в частности, по идентификации возникло много споров вокруг банкоматов - они не идентифицируют клиента, что идет вразрез с действующими правилами. Пока неясно, как эта проблема решится.

Копии документов необходимо снимать не только при операциях, подлежащих обязательному контролю (600 тыс. руб. и более). При совершении валютно-обменных операций, как и при операциях по переводу денежных средств за пределы РФ без открытия счета, также необходимо снимать копию паспорта (водительского удостоверения) клиента. Это упрощенная идентификация.

Анкету (досье) надо заполнять в том случае, когда клиент открывает счет и не известно, какие операции он собирается совершать. В таком случае необходимо изучить учредительные документы клиента, в которых говорится о том, чем он намерен заниматься. К повышенной степени риска относится, в частности, риэлторская деятельность. Если, допустим, клиент с низкой степенью риска совершил сделку с недвижимостью, ему сразу следует присвоить повышенную степень риска. Такому клиенту надо уделять усиленное внимание, поскольку, работая с ним, банк берет на себя повышенную нагрузку.

Обороты с наличностью (этим занимаются все торговые предприятия) тоже требуют особого внимания. Здесь банк в своих внутренних правилах должен самостоятельно определить, как и какие суммы ему принимать.

В правилах внутреннего контроля необходимо также расписать последовательность действий в случае невозможности идентификации клиента и выгодоприобретателя.

Кредитным организациям, чтобы не попасть под штрафные санкции, следует помнить, что Банк России выпускает несколько видов нормативных актов. Это инструкции, положения, письма и указания. Документы с буквами "И", "У" и "П" - обязательны к исполнению. Только документы с грифом "Т" носят рекомендательный характер.

ФСФМ сжимает кольцо вокруг махинаторов

Методы и способы отмывания преступных доходов во всем мире отличаются многообразием и широкими масштабами - в схемах отмывания могут участвовать сложные цепочки всевозможных фирм в разных странах и офшорных зонах. На последнем этапе, после многочисленных "прокручиваний", преступные, но уже "отмытые" деньги могут возвращаться в страну происхождения в качестве иностранных инвестиций.

Принятие Федерального закона N 115-ФЗ было вызвано международными факторами. До этого Россия ратифицировала ряд международных документов, направленных на борьбу с терроризмом и пресечение отмывания преступных капиталов.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация по запросу уполномоченного органа обязана предоставить дополнительную информацию по операциям, подлежащим обязательному контролю. Ранее ФСФМ нередко получала на свои запросы отказы-отписки со ссылкой на банковскую тайну. В новой редакции готовящегося к выходу Приказа N 102 Минфина России (ФСФМ подчинена Министерству финансов РФ) четко будут прописаны мотивы, на основании которых ФСФМ сможет запрашивать информацию. Надо выделить главные факторы, на основании которых ФСФМ вправе запрашивать дополнительную информацию.

Прежде всего это касается операций, подпадающих под обязательный контроль, а также операций, проведенных до вступления в силу Федерального закона N 115-ФЗ, но требующих контроля в соответствии с международными обязательствами РФ. Кроме того, сюда входят операции, о которых кредитная организация ранее не сообщала, но имеются сведения, что лица, ее совершившие, участвуют в противоправной деятельности. И наконец, это операции, о которых банк не сообщил, но о них стало известно от других банков-контрагентов. Все эти факторы будут отмечены в новой редакции Приказа N 102, который, вероятно, вступит в силу к концу года.

В настоящее время в ФСФМ ежедневно приходит 13 - 15 тыс. сообщений. Всего их накоплено около 4 млн. В последнее время половина сообщений поступает по коду 6001, остальная половина - по остальным кодам внутреннего контроля.

У ФСФМ есть соглашение с ЦБ РФ об информационном взаимодействии. Что касается предоставления информации, то она должна быть своевременной, полной и качественной. Иногда сведения, поступающие от кредитных организаций, носят формальный характер. Например, дается информация о сделках на сумму менее 600 тыс. руб. (требуется предоставление сведений только о сделках на сумму 600 тыс. руб. и более). Бывают и смехотворные сведения о сделках (операциях) на сумму 5, 10 или 15 руб. Что касается мотивов, то в качестве причины сообщения по коду 6001 указывается, например, что "клиент взял деньги и ушел"?!

Банкам стоит напомнить, что в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть ст. 15.27, предусматривающая административную ответственность за нарушения законодательства по борьбе с отмыванием преступных доходов. Должностное или юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если соответствующая информация не фиксируется, не хранится и не предоставляется в уполномоченные органы, а также если в банке отсутствует или работает неэффективно система внутреннего контроля.

Статью 15.27 вправе применять только должностные лица ФСФМ. Возможна ситуация, когда в кредитную организацию придет с проверкой сотрудник ФСФМ - в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ надзор за соблюдением Закона осуществляет Генеральная прокуратура, которая вправе привлекать любых специалистов. Такая практика, в частности, характерна для Южного федерального округа.

На должностное лицо (старшего руководителя или уполномоченное лицо) накладывается штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб., на юридическое лицо может быть наложен максимальный штраф до 500 тыс. руб. Одновременно может быть приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток - соответствующее решение принимает суд.

Большая проблема - обналичивание больших денежных сумм. В прошлом году со счетов нерезидентов было снято 1,5 млрд долл. В последнее время большую часть нерезидентов составляют выходцы из Юго-Восточной Азии и стран Карибского бассейна (ранее - представители стран СНГ). В схемах обналичивания присутствует этническая особенность. Представители одной народности (семьи, родственной группы) занимаются одним бизнесом. Оборот отдельного участника этого бизнеса невелик, но в совокупности получаются очень большие суммы.

Бурная "активность" без экономического смысла

Особенность преступных схем - использование вексельных расчетов. Есть некий владелец преступного дохода, который при помощи посредника (нескольких посредников) передает кредитной организации наличность. Банк открывает счет посредника - на него поступают деньги. Как правило, посредник - нерезидент. Денежные средства на этот счет могут поступать не единовременно, а на протяжении продолжительного периода наличным или безналичным путем. Могут быть и переводы из-за рубежа либо переводы от разных фирм. Проведение большого количества операций задумывается для запутывания вероятного расследования. Здесь же и многократная скупка (продажа) векселей. Когда рублевая составляющая векселей заканчивается, приобретаются высоколиквидные валютные векселя того же банка или других крупных банков. С валютными векселями осуществляются те же многочисленные купли-продажи, после чего векселя продаются, а на счет посредника-нерезидента поступают валютные средства, которые обналичиваются. В конечном счете деньги передаются владельцу преступного дохода.

Широко используются в преступных схемах липовые фирмы-импортеры или экспортеры товаров (услуг), фирмы-однодневки, а также подставные офшорные компании, через которые прокачиваются преступные капиталы. Инициатором всей комбинации выступает некая фирма, находящаяся за пределами российской юрисдикции, получающая сверхприбыли и не платящая налоги. Сеть подставных фирм нужна преступникам для создания видимости бурной хозяйственной деятельности. При этом большие суммы денег переводятся взад-вперед якобы за поставленные товары или оказанные услуги. При этом если лжефирма играет роль российского экспортера, она еще в конце трюка требует налоговых льгот и возврата экспортного НДС.

У преступных компаний есть особые поведенческие признаки. Это волнообразность и монотонность сообщений или компенсирующие скачки - сначала ничего нет, потом резко начинают идти сведения, затем несколько месяцев - затишье, потом все снова. Операции, проводимые преступными структурами, лишены всякого экономического смысла, поскольку реальных товаров (услуг) нет и в помине. Даже если товар (услуга) есть, то продается (покупается) он по явно завышенной стоимости.

О.Щелов

Подписано в печать

22.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: МСФО 7 "Отчет о движении денежных средств" ("Бухгалтерия и банки", 2005, N 12) >
Вопрос: У банка есть сеть обособленных подразделений. Одно обособленное подразделение было закрыто в I квартале 2005 г. Некоторые из обособленных подразделений ликвидированы во II квартале 2005 г. Каким образом определять сумму налога, причитающуюся уплате в бюджет РФ, а также авансовые платежи по налогу на прибыль в периодах, следующих за ликвидацией обособленных подразделений? ("Бухгалтерия и банки", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.