![]() |
| ![]() |
|
Статья: Оплата труда работников бюджетных учреждений ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12)
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12
ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оплатой труда является система отношений, связанная с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ). В статье будут рассмотрены изменения в порядке оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые произошли в 2005 г., а также затрагивается тема оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и других работников бюджетной сферы.
Общие положения об оплате труда
Основным документом, отражающим вопросы оплаты труда, является ТК РФ.
Примечание. Разница между оплатой труда и заработной платой состоит в том, что под оплатой труда понимается система отношений, связанных с материальным вознаграждением работника, а под заработной платой - вознаграждение за труд.
Таким образом, понятие оплаты труда можно рассматривать значительно шире, чем только как заработную плату, так как оно предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п. Статьей 135 ТК РФ определено, что в отношении работников бюджетных учреждений порядок оплаты труда и отдельных выплат устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Решением Российской трехсторонней комиссии от 29.12.2004 (Протокол N 4) утверждены Единые рекомендации системы оплаты труда (далее - Единые рекомендации) работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. Единые рекомендации призваны помочь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы в организации труда работников бюджетных учреждений. Комиссия установила принципы системы оплаты труда, в соответствии с которыми разрабатываются нормативные правовые акты в области оплаты труда на 2005 г.: - зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером; - систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях; - единый подход к исчислению стажа работы; - использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы в виде надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы; - сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп; - тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31.12.2004; - увеличение с 01.01.2005 МРОТ на 20% обязывает обеспечить одновременное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в том же размере; - повышение заработной платы работников бюджетных учреждений в течение 2005 г. от 30 до 50%.
Гарантии по оплате труда
Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ. Данные условия являются гарантиями оплаты труда работников бюджетных учреждений. К таким гарантиям относятся: - минимальный размер оплаты труда; - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; - ограничение оплаты труда в неденежной форме; - ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; - получение работниками заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; - государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; - ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений; - сроки и очередность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы в РФ производится в рублях.
Минимальный размер заработной платы
Основой исчисления заработной платы является минимальной размер заработной платы (далее - МРОТ). Законом N 82-ФЗ <1> с 01.01.2005 МРОТ установлен в размере 720 руб. в месяц. Кроме того, предусмотрено дальнейшее повышение МРОТ в 2005 и 2006 гг., а именно с 01.09.2005 - 800 руб. в месяц, с 01.05.2006 - 1100 руб. в месяц. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. При определении уровня минимальной заработной платы, которая начисляется в пользу работника, не должны учитываться доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Удержания из заработной платы
Из начисленной заработной платы могут производиться различные удержания. Существуют три вида удержаний, производимых из причитающихся в пользу физических лиц сумм заработной платы или иных вознаграждений: - обязательные; - удержания по инициативе администрации; - удержания, производимые по согласованию между работодателем и физическим лицом; К обязательным удержаниям относятся: - налог на доходы физических лиц; - алименты; - удержания по исполнительным документам. При обязательном удержании не требуется издания приказа администрации учреждения и письменного согласия работника. По инициативе администрации могут быть произведены удержания: - за причиненный материальный ущерб; - аванса, выданного в счет причитающейся заработной платы; - своевременно не возвращенного аванса, выданного под отчет; - ссуд, выданных работнику; - сумм излишне начисленной заработной платы. К удержаниям, производимым по согласованию между работодателем и физическим лицом, относятся: - ссуды, выданные работнику; - профсоюзные взносы; - суммы по личному страхованию.
Примечание. Размер удержаний на основании распоряжения руководителя учреждения не может превышать 20% от выплачиваемой заработной платы работника (ст. 139 ТК РФ).
Порядок выплаты заработной платы
Статьей 136 ТК РФ установлены порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Так, работодатель в форме расчетного листка обязан извещать каждого работника о начисленной и удержанной заработной плате за отработанный период и сумме, подлежащей к выплате. В частности, в расчетном листке должна содержаться информация: - о составляющих заработной платы (должностной оклад, тарифная ставка, надбавки, доплаты, стимулирующие выплаты, выплаты за работу в особых условиях, премии); - о размерах произведенных удержаний (по налогу с физических лиц; по взысканию алиментов; по возмещению неотработанного аванса по заработной плате; по погашению неизрасходованного и невозвращенного аванса; по возврату излишне выплаченных сумм; по возмещению материального ущерба, причиненного работодателю, и пр.); - об общей сумме, подлежащей выплате. Заработная плата работнику бюджетного учреждения выплачивается по месту работы. Кроме того, по решению работника ее могут перечислять на открытый им счет в банке. Как правило, заработная плата выплачивается непосредственно работнику, однако в случае командировки или иных случаях работник может поручить получить заработную плату другому лицу, оформив доверенность. Представим примерную форму доверенности:
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Доверенность | | | | Я, Иванов Иван Иванович доверяю получить причитающуюся мне| |заработную плату за февраль 2005 г. Петрову Петру Петровичу,| |паспортные данные: 2202 N 123456, выдан 20.01.2002| |УВД Московского района г. Н. Новгорода. | | | | 04.03.2005 | | ___________ | | (подпись) | L—————————————————————————————————————————————————————————————————— Доверенность должна быть удостоверена нотариально или в организации, где работает доверитель. В бюджетном учреждении заработная плата должна выплачивается два раза в месяц: в дни, установленные трудовым договором. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата заработной платы производится накануне этого дня. Отдельно рассмотрим вопрос о нарушении сроков выплаты заработной платы.
Примечание. За нарушение сроков выплаты заработной платы предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Нарушением сроков является задержка заработной платы на срок от 15 дней (ст. 142 ТК РФ).
В случае дисциплинарной ответственности к руководителю учреждения применяется дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения с места работы. При материальной ответственности работодатель в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязан выплатить задолженность по оплате труда с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Административная ответственность работодателя за невыплату заработной платы в срок определена ст. 5.27 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти МРОТ. Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ, наступает при задержке заработной платы сроком от двух месяцев, и такая задержка наказывается лишением свободы до двух лет.
Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений
Как уже было сказано выше, оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников. Оплата труда работников федеральных государственных учреждений регулируется Законом N 22-ФЗ <2>. До 01.01.2005 действие Закона N 22-ФЗ распространялось на заработную плату всех работников организаций бюджетной сферы деятельности. ————————————————————————————————<2> Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников бюджетных учреждений".
Также Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в ст. 143 ТК РФ внесены изменения. Теперь органы государственной власти субъектов РФ сами устанавливают систему оплату труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения. Статьей 135 ТК РФ и Законом N 22-ФЗ предусмотрена тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений. Она включает в себя тарифные ставки, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Единая тарифная сетка (далее - ЕТС) состоит из 18 разрядов оплаты труда. Каждый разряд имеет свою тарифную ставку, которая увеличивается в соответствии с установленными коэффициентами. Стоит отметить, что Законом N 22-ФЗ установлены соотношения между тарифными ставками первого и восемнадцатого разряда ЕТС в размере не менее 1 к 4,5. Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 N 609 предусмотрело повышение тарифных ставок ЕТС.
Тарифные ставки (оклады) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы по состоянию на 31.12.2004
—————————T————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | | Разряд оплаты труда | | +———T———T———T———T———T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————+ | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | +————————+———+———+———+———+———+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+ |Тарифная|600|670|740|820|910|1010|1110|1220|1340|1470|1610|1740|1880|2020|2180|2340|2520|2700| |ставка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |(оклад) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | L————————+———+———+———+———+———+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————— С 01.01.2005 Постановлением о повышении тарифных ставок (далее - Постановление N 902 <3>) размеры тарифных ставок повышены в 1,2 раза, а с 01.09.2005 Постановлением о повышении с 01.09.2005 тарифных ставок (далее - Постановление N 522 <4>) тарифные ставки повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений. ————————————————————————————————<3> Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений". <4> Постановление Правительства РФ от 18.08.2005 N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений".
Работникам бюджетных учреждений помимо установленных тарифных окладов в пределах выделенных бюджетных ассигнований выплачиваются надбавки, доплаты и иные виды стимулирующего характера. Порядок таких выплат предусмотрен п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785. В соответствии с Едиными рекомендациями надбавки и доплаты подразделяются на выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Размер и порядок выплат надбавок и доплат устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. К компенсационным выплатам относятся: - доплаты за работу в ночное время; - доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; - надбавки за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы; - другие. Размеры компенсационных выплат установлены законодательством РФ. К стимулирующим выплатам относятся: - надбавки за выслугу лет; - надбавки за ученую степень; - надбавки за сложность или напряженность выполняемой работы; - премии и вознаграждения; - другие. Стимулирующие выплаты, которые носят постоянный характер, обязательны для исполнения. Их размеры установлены в законодательстве РФ. Труд работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается в виде районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Порядок и размер таких выплат устанавливает Правительство РФ.
Система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих
Труд федеральных государственных гражданских служащих оплачивается в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Закон N 79-ФЗ). Статьей 50 Закона N 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего состоит из денежного содержания и дополнительных выплат, которые призваны стимулировать его профессиональную деятельность. К денежному содержанию гражданского служащего относятся: - должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы; - доплата за классный чин гражданской службы; - иные дополнительные выплаты. Должностные оклады и оклады за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. Дополнительными выплатами государственным гражданским служащим являются: - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; - премии за выполнение задач и функций государственного органа; - ежемесячное денежное поощрение; - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Ежегодно законом о федеральном бюджете определяются размеры увеличения (индексации) окладов денежного содержания федеральных гражданских служащих. Отметим порядок выплаты федеральным государственным гражданским служащим надбавки за выслугу лет. Она определяется в следующих размерах:
————————————————————————T——————————————¬ |Стаж гражданской службы| Проценты | +———————————————————————+——————————————+ |от 1 года до 5 лет | 10 | +———————————————————————+——————————————+ |от 5 до 10 лет | 15 | +———————————————————————+——————————————+ |от 10 до 15 лет | 20 | +———————————————————————+——————————————+ |свыше 15 лет | 30 | L———————————————————————+——————————————— Заработная плата федеральным государственным гражданским служащим выдается в РФ за счет фонда оплаты труда. При его формировании помимо основного должностного оклада федеральным гражданским служащим предусмотрены следующие выплаты (в расчете на год): - доплата за классный чин - в размере четырех должностных окладов; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; - ежемесячное денежное поощрение - в дефференцированном размере, устанавливаемом для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания. Порядок оплаты труда и формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательством субъекта РФ в соответствии с Законом N 79-ФЗ. Согласно Указу Президента РФ от 26.05.2005 N 589 с 01.04.2005 лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, установлено ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада. Оно учитывается при исчислении среднего заработка.
А.Кантеровский Эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 21.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |