Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оплата труда работников бюджетных учреждений ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12

ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Оплатой труда является система отношений, связанная с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ). В статье будут рассмотрены изменения в порядке оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые произошли в 2005 г., а также затрагивается тема оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и других работников бюджетной сферы.

Общие положения об оплате труда

Основным документом, отражающим вопросы оплаты труда, является ТК РФ.

Примечание. Разница между оплатой труда и заработной платой состоит в том, что под оплатой труда понимается система отношений, связанных с материальным вознаграждением работника, а под заработной платой - вознаграждение за труд.

Таким образом, понятие оплаты труда можно рассматривать значительно шире, чем только как заработную плату, так как оно предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.

Статьей 135 ТК РФ определено, что в отношении работников бюджетных учреждений порядок оплаты труда и отдельных выплат устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Решением Российской трехсторонней комиссии от 29.12.2004 (Протокол N 4) утверждены Единые рекомендации системы оплаты труда (далее - Единые рекомендации) работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. Единые рекомендации призваны помочь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы в организации труда работников бюджетных учреждений.

Комиссия установила принципы системы оплаты труда, в соответствии с которыми разрабатываются нормативные правовые акты в области оплаты труда на 2005 г.:

- зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;

- единый подход к исчислению стажа работы;

- использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы в виде надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы;

- сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;

- тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31.12.2004;

- увеличение с 01.01.2005 МРОТ на 20% обязывает обеспечить одновременное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в том же размере;

- повышение заработной платы работников бюджетных учреждений в течение 2005 г. от 30 до 50%.

Гарантии по оплате труда

Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ. Данные условия являются гарантиями оплаты труда работников бюджетных учреждений. К таким гарантиям относятся:

- минимальный размер оплаты труда;

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

- ограничение оплаты труда в неденежной форме;

- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

- получение работниками заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;

- сроки и очередность выплаты заработной платы.

Выплата заработной платы в РФ производится в рублях.

Минимальный размер заработной платы

Основой исчисления заработной платы является минимальной размер заработной платы (далее - МРОТ). Законом N 82-ФЗ <1> с 01.01.2005 МРОТ установлен в размере 720 руб. в месяц. Кроме того, предусмотрено дальнейшее повышение МРОТ в 2005 и 2006 гг., а именно с 01.09.2005 - 800 руб. в месяц, с 01.05.2006 - 1100 руб. в месяц.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

При определении уровня минимальной заработной платы, которая начисляется в пользу работника, не должны учитываться доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Удержания из заработной платы

Из начисленной заработной платы могут производиться различные удержания. Существуют три вида удержаний, производимых из причитающихся в пользу физических лиц сумм заработной платы или иных вознаграждений:

- обязательные;

- удержания по инициативе администрации;

- удержания, производимые по согласованию между работодателем и физическим лицом;

К обязательным удержаниям относятся:

- налог на доходы физических лиц;

- алименты;

- удержания по исполнительным документам.

При обязательном удержании не требуется издания приказа администрации учреждения и письменного согласия работника.

По инициативе администрации могут быть произведены удержания:

- за причиненный материальный ущерб;

- аванса, выданного в счет причитающейся заработной платы;

- своевременно не возвращенного аванса, выданного под отчет;

- ссуд, выданных работнику;

- сумм излишне начисленной заработной платы.

К удержаниям, производимым по согласованию между работодателем и физическим лицом, относятся:

- ссуды, выданные работнику;

- профсоюзные взносы;

- суммы по личному страхованию.

Примечание. Размер удержаний на основании распоряжения руководителя учреждения не может превышать 20% от выплачиваемой заработной платы работника (ст. 139 ТК РФ).

Порядок выплаты заработной платы

Статьей 136 ТК РФ установлены порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Так, работодатель в форме расчетного листка обязан извещать каждого работника о начисленной и удержанной заработной плате за отработанный период и сумме, подлежащей к выплате. В частности, в расчетном листке должна содержаться информация:

- о составляющих заработной платы (должностной оклад, тарифная ставка, надбавки, доплаты, стимулирующие выплаты, выплаты за работу в особых условиях, премии);

- о размерах произведенных удержаний (по налогу с физических лиц; по взысканию алиментов; по возмещению неотработанного аванса по заработной плате; по погашению неизрасходованного и невозвращенного аванса; по возврату излишне выплаченных сумм; по возмещению материального ущерба, причиненного работодателю, и пр.);

- об общей сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата работнику бюджетного учреждения выплачивается по месту работы. Кроме того, по решению работника ее могут перечислять на открытый им счет в банке.

Как правило, заработная плата выплачивается непосредственно работнику, однако в случае командировки или иных случаях работник может поручить получить заработную плату другому лицу, оформив доверенность.

Представим примерную форму доверенности:

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                        Доверенность                             |
   |                                                                 |
   |    Я, Иванов Иван Иванович  доверяю  получить  причитающуюся мне|
   |заработную  плату  за  февраль 2005 г.  Петрову  Петру Петровичу,|
   |паспортные     данные:    2202    N  123456,    выдан  20.01.2002|
   |УВД Московского района г. Н. Новгорода.                          |
   |                                                                 |
   |                                                04.03.2005       |
   |                                               ___________       |
   |                                                (подпись)        |
   L——————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Доверенность должна быть удостоверена нотариально или в организации, где работает доверитель.

В бюджетном учреждении заработная плата должна выплачивается два раза в месяц: в дни, установленные трудовым договором. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Отдельно рассмотрим вопрос о нарушении сроков выплаты заработной платы.

Примечание. За нарушение сроков выплаты заработной платы предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Нарушением сроков является задержка заработной платы на срок от 15 дней (ст. 142 ТК РФ).

В случае дисциплинарной ответственности к руководителю учреждения применяется дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения с места работы. При материальной ответственности работодатель в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязан выплатить задолженность по оплате труда с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Административная ответственность работодателя за невыплату заработной платы в срок определена ст. 5.27 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти МРОТ.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ, наступает при задержке заработной платы сроком от двух месяцев, и такая задержка наказывается лишением свободы до двух лет.

Система оплаты труда работников

федеральных государственных учреждений

Как уже было сказано выше, оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Оплата труда работников федеральных государственных учреждений регулируется Законом N 22-ФЗ <2>. До 01.01.2005 действие Закона N 22-ФЗ распространялось на заработную плату всех работников организаций бюджетной сферы деятельности.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников бюджетных учреждений".

Также Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в ст. 143 ТК РФ внесены изменения. Теперь органы государственной власти субъектов РФ сами устанавливают систему оплату труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения.

Статьей 135 ТК РФ и Законом N 22-ФЗ предусмотрена тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений. Она включает в себя тарифные ставки, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Единая тарифная сетка (далее - ЕТС) состоит из 18 разрядов оплаты труда. Каждый разряд имеет свою тарифную ставку, которая увеличивается в соответствии с установленными коэффициентами.

Стоит отметить, что Законом N 22-ФЗ установлены соотношения между тарифными ставками первого и восемнадцатого разряда ЕТС в размере не менее 1 к 4,5.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 N 609 предусмотрело повышение тарифных ставок ЕТС.

Тарифные ставки (оклады) единой тарифной сетки

по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

по состоянию на 31.12.2004

     
   —————————T————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |        |                              Разряд оплаты труда                                   |
   |        +———T———T———T———T———T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————+
   |        | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6 |  7 |  8 |  9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
   +————————+———+———+———+———+———+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+
   |Тарифная|600|670|740|820|910|1010|1110|1220|1340|1470|1610|1740|1880|2020|2180|2340|2520|2700|
   |ставка  |   |   |   |   |   |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   |(оклад) |   |   |   |   |   |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   L————————+———+———+———+———+———+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+—————
   

С 01.01.2005 Постановлением о повышении тарифных ставок (далее - Постановление N 902 <3>) размеры тарифных ставок повышены в 1,2 раза, а с 01.09.2005 Постановлением о повышении с 01.09.2005 тарифных ставок (далее - Постановление N 522 <4>) тарифные ставки повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений".

<4> Постановление Правительства РФ от 18.08.2005 N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений".

Работникам бюджетных учреждений помимо установленных тарифных окладов в пределах выделенных бюджетных ассигнований выплачиваются надбавки, доплаты и иные виды стимулирующего характера. Порядок таких выплат предусмотрен п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785.

В соответствии с Едиными рекомендациями надбавки и доплаты подразделяются на выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Размер и порядок выплат надбавок и доплат устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К компенсационным выплатам относятся:

- доплаты за работу в ночное время;

- доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

- надбавки за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;

- другие.

Размеры компенсационных выплат установлены законодательством РФ.

К стимулирующим выплатам относятся:

- надбавки за выслугу лет;

- надбавки за ученую степень;

- надбавки за сложность или напряженность выполняемой работы;

- премии и вознаграждения;

- другие.

Стимулирующие выплаты, которые носят постоянный характер, обязательны для исполнения. Их размеры установлены в законодательстве РФ.

Труд работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается в виде районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Порядок и размер таких выплат устанавливает Правительство РФ.

Система оплаты труда федеральных государственных

гражданских служащих

Труд федеральных государственных гражданских служащих оплачивается в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Закон N 79-ФЗ). Статьей 50 Закона N 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего состоит из денежного содержания и дополнительных выплат, которые призваны стимулировать его профессиональную деятельность.

К денежному содержанию гражданского служащего относятся:

- должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы;

- доплата за классный чин гражданской службы;

- иные дополнительные выплаты.

Должностные оклады и оклады за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Дополнительными выплатами государственным гражданским служащим являются:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- премии за выполнение задач и функций государственного органа;

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Ежегодно законом о федеральном бюджете определяются размеры увеличения (индексации) окладов денежного содержания федеральных гражданских служащих.

Отметим порядок выплаты федеральным государственным гражданским служащим надбавки за выслугу лет.

Она определяется в следующих размерах:

     
   ————————————————————————T——————————————¬
   |Стаж гражданской службы|   Проценты   |
   +———————————————————————+——————————————+
   |от 1 года до 5 лет     |      10      |
   +———————————————————————+——————————————+
   |от 5 до 10 лет         |      15      |
   +———————————————————————+——————————————+
   |от 10 до 15 лет        |      20      |
   +———————————————————————+——————————————+
   |свыше 15 лет           |      30      |
   L———————————————————————+———————————————
   

Заработная плата федеральным государственным гражданским служащим выдается в РФ за счет фонда оплаты труда. При его формировании помимо основного должностного оклада федеральным гражданским служащим предусмотрены следующие выплаты (в расчете на год):

- доплата за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

- премия за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

- ежемесячное денежное поощрение - в дефференцированном размере, устанавливаемом для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Порядок оплаты труда и формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательством субъекта РФ в соответствии с Законом N 79-ФЗ.

Согласно Указу Президента РФ от 26.05.2005 N 589 с 01.04.2005 лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, установлено ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада. Оно учитывается при исчислении среднего заработка.

А.Кантеровский

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

21.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Непроизведенные активы ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12) >
Вопрос: ...К какому источнику финансирования относятся средства, полученные учреждением за оказанные стоматологические услуги ветеранам и инвалидам ВОВ, жертвам политических репрессий, жителям блокадного Ленинграда по договорам с Управлением здравоохранения? Управлению средства выделяются из бюджета. Нужно ли в налоговом учете отражать их как выручку и облагать налогом на прибыль? ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.