Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Истина в суде ("Новая бухгалтерия", 2005, N 12)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 12

ИСТИНА В СУДЕ

Здесь приведены комментарии к самым важным и интересным судебным решениям последнего времени.

1. Налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности за отклонение времени на ККМ от реального только в том случае, если неправильная фиксация времени повлияла на эксплуатацию ККМ в фискальном режиме.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 2858/05)

Налоговая инспекция произвела проверку торговой точки, принадлежащей индивидуальному предпринимателю. В ходе проверки установлен факт отклонения времени на ККМ от реального на 58 минут.

По результатам проверки предприниматель за применение неисправной ККМ был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3000 руб.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, указал следующее.

В силу ст. 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а также предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.

Исходя из смысла Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" применение неисправной контрольно-кассовой техники влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в тех случаях, когда контрольно-кассовая машина используется без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

В данной ситуации при совершении покупки был пробит и выдан чек, на момент проверки ККМ была зарегистрирована в установленном законом порядке.

Поскольку вопрос о том, повлияла ли неправильная фиксация времени на эксплуатацию контрольно-кассовой машины в фискальном режиме, судами исследован не был, дело было направлено на новое рассмотрение.

2. Организация, имеющая обособленные подразделения, не подлежит привлечению к налоговой ответственности за перечисление НДФЛ в бюджет по месту регистрации юридического лица, а не по месту нахождения обособленного подразделения.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 645/05)

ЗАО состоит на налоговом учете по месту регистрации и по месту нахождения обособленного структурного подразделения.

Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку обособленного подразделения по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ. В ходе проверки было установлено, что ЗАО удерживало и перечисляло НДФЛ в бюджет по месту регистрации ЗАО, а не по месту нахождения подразделения.

На этом основании ЗАО было привлечено к налоговой ответственности, установленной ст. 123 НК РФ. Кроме того, ЗАО было предложено уплатить в бюджет по месту нахождения структурного подразделения налог и пени.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Поскольку ЗАО исполнило свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога, а удержать налог повторно общество не вправе, доначисление налога на доходы физических лиц неправомерно.

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В силу ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.

Поскольку налог ЗАО удержало и перечислило своевременно и в полном объеме, у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

3. При заключении гражданско-правового договора на оказание услуг суммы, выплачиваемые исполнителю для возмещения расходов по найму жилого помещения и расходов на проезд и не включаемые в сумму вознаграждения, ЕСН не облагаются.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 18.08.2005 N 1443/05)

Негосударственное образовательное учреждение (далее - учреждение) оказывает образовательные услуги. Для этого оно привлекает высококвалифицированных преподавателей - нештатных лекторов и заключает с ними гражданско-правовые договоры на выполнение образовательных услуг (договоры возмездного оказания услуг).

По условиям такого договора расходы исполнителя по проезду к месту проведения образовательных мероприятий, по его проживанию в гостинице являются расходами учреждения и не включаются в сумму вознаграждения. Расходы, понесенные исполнителем в связи с оказанием услуг, компенсируются заказчиком на основании представленных документов. Данные расходы не включались учреждением в объект обложения ЕСН.

Суммы, выплачиваемые исполнителям по договорам возмездного оказания услуг в качестве вознаграждения, включались учреждением в налоговую базу для исчисления ЕСН.

Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку учреждения и пришла к выводу, что указанные выплаты по договору подлежат обложению ЕСН. Учреждение было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату ЕСН в результате занижения налоговой базы.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Поскольку в договорах, заключаемых учреждением с лекторами, выплата вознаграждения за проведение лекций не включает в себя возмещение обществом расходов по найму жилого помещения и расходов по проезду к месту проведения лекций и обратно (по предъявленным лекторами документам), указанные расходы не являются вознаграждением, а носят компенсационный характер расходов, понесенных исполнителями в связи с исполнением ими договоров. Поэтому указанные компенсационные выплаты не признаются объектом обложения ЕСН.

Кроме того, указанные расходы, понесенные исполнителями в связи с исполнением ими договоров, по своей сути имеют ту же правовую природу, что и расходы на командировки работников, состоящих в трудовых отношениях с налогоплательщиком.

А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ при оплате работодателем расходов на командировки работников обложению ЕСН не подлежат суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.

Таким образом, суммы, выплачиваемые исполнителям в качестве возмещения понесенных расходов, не подлежат обложению ЕСН.

4. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 5735/05)

Территориальными органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и обществом была проведена сверка расчетов по уплате страховых взносов по состоянию на 1 января 2001 г. Акты сверки содержат данные о том, что по лицевому счету общества числятся переплаты Пенсионному фонду РФ и Фонду социального страхования РФ.

13 января 2004 г. общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями, в которых просило произвести зачет указанных сумм в счет предстоящих платежей.

Налоговая инспекция сообщила обществу об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов, сославшись на нарушение им установленного п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога.

По мнению общества, п. 8 ст. 78 НК РФ установлен срок для подачи заявления о возврате налога, а срок подачи заявления о зачете в счет предстоящих платежей не установлен.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налоговых органов, указав следующее.

В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно п. п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

Следовательно, как возврат, так и зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате.

Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется.

Уплата страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, вследствие чего и образовалась переплата, производилась самим обществом до той даты, по состоянию на которую были составлены акты сверки, т.е. до 1 января 2001 г.

Следовательно, по состоянию на 1 января 2004 г. три года со дня уплаты взносов истекли, т.е. обществом пропущен срок обращения для зачета страховых взносов, поскольку заявления на производство зачета поданы им в налоговую инспекцию 13 января 2004 г.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

21.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как они далеки от народа... ("Новая бухгалтерия", 2005, N 12) >
Вопрос: Благотворительная организация, создаваемая в форме фонда, должна иметь в числе своих органов высший коллегиальный орган управления, а также в соответствии с п. 4 ст. 118 ГК РФ попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда. Существует ли юридическое определение коллегиального органа? Какое минимальное количество человек может в него входить? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.