Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Приказу Минфина России о новых правилах размещения страховых резервов ("Юридическая и правовая работа в страховании", 2005, N 4)



"Юридическая и правовая работа в страховании", 2005, N 4

КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ

О НОВЫХ ПРАВИЛАХ РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ

Минфин России 8 августа 2005 г. издал Приказ N 100н, которым были утверждены новые Правила размещения страховщиками средств страховых резервов. Хотя этот документ в первую очередь касается финансовых служб страховщиков, которые занимаются инвестициями активов компаний, тем не менее его содержание, несомненно, важно и для юристов. Прежде всего потому, что этот акт, как и другие нормативные акты в сфере страхования, составляет важный раздел общего страхового права, а также в значительной степени определяет права и обязанности субъектов страхового дела в части отношений с государством. Кроме того, очень важно понимать, как положения Приказа и утвержденных им Правил влияют на содержание гражданских прав страховых организаций.

Как известно, п. 4 ст. 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон о страховом деле) предоставляет органу страхового регулирования право издавать нормативные правовые акты, определяющие состав и структуру активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также квот на перестрахование.

Реализуя эти полномочия, Минфин России своим Приказом от 8 августа 2005 г. N 100н (далее Приказ) утвердил Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (далее Правила), которые определяют состав и структуру активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, и фактически установил квоты на перестрахование (во всяком случае, пока именно так можно интерпретировать определение долей перестраховщиков в страховых резервах).

Комментируемые Правила зарегистрированы в Минюсте России 30 августа 2005 г. за N 6968, в силу чего имеют характер нормативного акта, обязательного для всех, кого они касаются.

Обращает на себя внимание то, что юридически более корректно было бы назвать нормативный документ так, как он определяется в Законе, - "Требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов". Такое название, во-первых, лучше отражало бы существо соответствующих правил, а во-вторых, не пришлось бы вводить в Правила специальную норму, разъясняющую, что имеется в виду под документом с таким названием (п. 2 Правил). То обстоятельство, что подобные акты раньше носили название "Правила размещения..." и это, конечно, более привычно для страховых организаций, вряд ли оправдывает использование неточного, более того, не очень юридически корректного названия.

Второе юридическое обстоятельство, на которое следует указать, связано с тем, что возникает некая временная лакуна с точки зрения регулирования соответствующих вопросов - в соответствии с п. 2 Приказа страховщики обязаны привести активы, принимаемые в обеспечение страховых резервов, в соответствие с требованиями новых Правил до 30 июня 2006 г., но согласно п. 4 этого акта уже утратили силу предыдущие Правила размещения страховых резервов. Возникает вопрос: в соответствии с какими именно правилами будет определяться состав и структура активов в покрытие резервов по итогам 2005 г.? Единственно, что установлено на этот период, так это соотношение по суммарной величине доли перестраховщиков в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но не урегулированных убытков), которое может составлять 60% (абз. 2 п. 3 Приказа). Получается, что этот вопрос в остальной части оставлен на откуп самим страховым организациям. Представители ФССН в этой связи рекомендуют страховым организациям придерживаться ранее действовавших Правил, и, скорее всего, страховщики и перестраховщики именно так и будут поступать, но все это будет основываться исключительно на целесообразности, так как правовых оснований требовать соблюдения таких Правил у страхового надзора нет. Думается, что следовало бы все-таки признать утратившими силу предыдущие Правила размещения страховых резервов не с момента подписания данного Приказа, а с 1 января 2006 г., что исключило бы саму возможность возникновения данной проблемы.

Общая цель новых Правил размещения страховых резервов, судя по всему, заключается в том, чтобы ужесточить требования к качеству тех активов, в которые инвестируются средства страховых резервов. Об этом, в частности, свидетельствует появление целого ряда квалификационных требований, носящих более или менее объективный характер, - наличие международных рейтингов у эмитентов ценных бумаг, присвоенных известными во всем мире рейтинговыми агентствами, включение таких бумаг в котировальный список высокого уровня, определение рыночной стоимости объекта недвижимости независимым оценщиком и т.п. Эти положения направлены на реализацию декларированного в п. 3 Правил принципа возвратности активов.

При этом обращает на себя внимание недостаточно четкий критерий в отношении рейтингов российских рейтинговых агентств, которые должны соответствовать приведенным в Правилах уровням рейтингов международных рейтинговых агентств ("Стэндард энд Пурс", "Мудис Инвестор Сервис" и "Фитч Инк" не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня ВВ-, ВаЗ и ВВ-), так как отсутствуют какие-либо официальные документы о соотношении уровней российских рейтингов и рейтинговых оценок ведущих мировых рейтинговых агентств.

В то же время отдельные требования выглядят явно излишними или требующими прояснения. Например, в пп. 4 п. 7 Правил указано, что в покрытие резервов принимаются только вклады в банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности. Но это и так очевидно, поскольку при отсутствии лицензии на банковскую деятельность соответствующая коммерческая организация просто не может быть признана банком.

Весьма спорный характер носит также требование к российским перестраховщикам - они согласно пп. "а" пп. 8 п. 7 Правил должны иметь лицензию на осуществление перестраховочной деятельности. Если учесть, что согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" страховые организации должны получить лицензии на осуществление перестрахования до 1 июля 2007 г., то получается, что Правила фактически сокращают этот срок более чем на год. Ведь понятно, что страховые компании не будут перестраховывать риски у тех перестраховщиков, которые не имеют лицензии и доля которых в страховых резервах не будет приниматься во внимание страховым надзором. Нам представляется, что данное положение не соответствует норме Федерального закона. Было бы совершенно оправданно, если бы соответствующее требование Правил начало действовать с 1 июля 2007 г.

Сделан определенный шаг вперед в плане расширения инструментов инвестирования средств страховых организаций - общее количество допускаемых видов активов, принимаемых для покрытия резервов, увеличено с 19 до 20. Сейчас это федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; муниципальные ценные бумаги; акции; облигации, кроме государственных ценных бумаг; векселя организаций; жилищные сертификаты; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами; сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления; недвижимое имущество; доля перестраховщиков в страховых резервах; депо премий по рискам, принятым в перестрахование; дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов; денежная наличность; денежные средства в валюте РФ на счетах в банках; денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках; слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты РФ из драгоценных металлов; ипотечные ценные бумаги; займы страхователям по договорам страхования жизни.

Нужно отметить, что и внутри этого перечня произошли заметные изменения. Так, исключены из возможных объектов инвестирования средств страховых резервов доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере. Это сделано в связи с тем, что такие организации, как правило, носят непрозрачный характер, и зачастую за такого рода инвестициями никаких реальных активов уже нет. Правда, нужно сказать, что страховое сообщество в лице Всероссийского союза страховщиков предлагает вернуть этот вид активов в перечень активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Если принять во внимание, что такие организации должны будут иметь международные рейтинги, то есть представлять из себя надежные и прозрачные компании в принципе, то предлагаемые изменения надежность вложений средств, по нашему мнению, не ухудшат.

Впервые появились в списке видов активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, ипотечные ценные бумаги. С одной стороны, это правильно, так как со временем данный инструмент может стать одним из ведущих, но сейчас с учетом слабого развития ипотеки и, главное, рынка ипотечных ценных бумаг такого рода вложения сложно оценить как высоколиквидные.

Включены в список и займы страхователям по договорам страхования жизни. Если учесть, что долгосрочное страхование жизни - это, в основном, интерес среднего класса, то размещение средств страховых резервов в займы таким страхователям следует признать достаточно перспективным.

Есть расширение перечня объектов внутри видов, в частности, если раньше учитывались только государственные ценные бумаги РФ, то сейчас, кроме них, можно осуществлять вложения также в ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы государством; если до сих пор принимались во внимание векселя лишь банков, то теперь и других организаций; помимо золота и серебра допускается размещение активов в платину, палладий и памятные монеты из драгоценных металлов и т.д. Эти положения направлены на реализацию принципа диверсификации размещения средств страховых резервов.

Не до конца ясен пп. 9 п. 7 Правил, содержащий формулировку условий, при наличии которых в обеспечение страховых резервов принимается дебиторская задолженность. Непонятно, в частности, почему не будет приниматься в расчет формальная бухгалтерская дебиторская задолженность, когда договором страхования или перестрахования предусмотрена уплата страховой или перестраховочной премии в рассрочку, что сегодня по крупным рискам имеет место в большинстве случаев, в части платежей, срок исполнения которых наступит, например, через полгода или через 9 месяцев. Если часть платежей выходит за те сроки, которые указаны в этой норме, то это совсем не означает, что они не будут уплачены. Такой подход выглядит излишне жестким.

Следует учитывать, что страховым организациям предоставлена возможность включать в активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, также средства, которые переданы ими в доверительное управление. Такой шаг, безусловно, надо оценить как весьма позитивный, поскольку профессиональные управляющие компании размещают средства, как правило, более надежно и с большей доходностью, чем это могут делать сами страховщики и перестраховщики. В качестве подтверждения этого тезиса можно привести правила размещения средств, находящихся на пенсионных счетах граждан в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), и результаты инвестиционной деятельности НПФ. Там все рисковые вложения, то есть все вложения, кроме покупки государственных ценных бумаг и вкладов в банки в пределах установленных квот, НПФ вправе осуществлять исключительно через управляющие компании. Официально публикуемая доходность по инвестициям НПФ, насколько можно судить, выше, чем доходность от такой же деятельности в страховых компаниях. Однако хотелось бы отметить определенную некорректность выбранного варианта закрепления в Правилах данного положения. Если формально прочитать п. 8 Правил, где об этом говорится, то получается, что Минфин России фактически предоставил страховым организациям указанное право. Но это же не так. Право размещать свои активы у страховой компании было всегда, просто ранее страховой надзор не принимал такие средства в покрытие страховых резервов. Поэтому более корректно, как мы считаем, было бы просто указать, что в покрытие также принимаются активы, переданные в доверительное управление.

Помимо этого, выглядят странными указания нормативного акта профессиональному участнику финансового рынка по поводу того, какие факторы он должен учитывать при заключении договоров доверительного управления (абз. 2 п. 8 Правил). Из всего набора этих указаний правовое значение имеет лишь требование о наличии в договорах доверительного управления положения о возврате управляющей компанией страховщику части средств в течение 4-х рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления. Но и здесь, к сожалению, приходится констатировать юридическую нечеткость формулировок. Возврат какой именно части переданных в управление средств должен предусматривать договор? Если это будет 0,1%, этого достаточно? Или нужно требовать ускоренного возврата 99,9%? Или этот вопрос в каждом конкретном случае будет решаться по усмотрению соответствующего сотрудника страхового надзора? В таком подходе опять проявляется недоверие к участникам рынка, а ведь они все равно решат этот вопрос наилучшим для них и пользы дела образом. Как один из возможных вариантов конкретизации этого требования можно было бы предложить, чтобы оперативно возвращаемая часть средств, переданных в доверительное управление, была не менее максимально возможного размера собственного удержания компании по единичному риску или кратна этой величине.

Вызывает вопросы и п. 10 Правил, где указывается, что активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных средств по обязательствам гаранта (поручителя). Проблема заключается в том, что эта норма в такой формулировке ограничивает гражданские права страховщиков как собственников соответствующих активов по их свободному распоряжению. Между тем согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения гражданских прав могут устанавливаться исключительно федеральным законом, а не подзаконными актами, к числу которых относятся комментируемые Правила. Правильнее было бы указать, что активы, обремененные залогом, в покрытие страховых резервов не принимаются. Что касается второго запрета, то, как представляется, к составу и структуре страховых резервов он вообще не относится. Это, скорее, вопрос финансовой устойчивости страховщика, у которого в некоторых случаях имеющиеся активы могут не покрывать всех его обязательств. Вот если бы было указано, что в покрытие страховых резервов не принимаются активы, служащие обеспечением обязательств страховой компании по выданной ею банковской гарантии или по заключенному ею в качестве поручителя договору поручения, то каких-либо возражений это не могло бы вызвать. Предлагаем именно в таком ключе и толковать рассматриваемую норму Правил.

Правила указывают, что для целей расчета структурных соотношений активов и резервов принимается только балансовая стоимость активов. Это, конечно, самый простой способ, но в некоторых случаях чреватый определенными негативными последствиями. Например, акции или другие ценные бумаги могут из-за изменения конъюнктуры фондового рынка резко подешеветь против цены приобретения, по которой они и ставятся на баланс, то есть может возникнуть ситуация, когда формально активов для покрытия страховых резервов достаточно, а на самом деле их не хватает. Здесь, на наш взгляд, правильнее было бы ориентироваться все-таки на рыночные котировки таких бумаг, поскольку они каждый день публикуются в средствах массовой информации. К тому же в самих Правилах сделано исключение для объектов недвижимости, которые должны приниматься в расчет по рыночной цене, подтвержденной независимым оценщиком (пп. 7 п. 7).

Некоторые специалисты страховых организаций увидели здесь некое внутреннее противоречие, что нашло отражение в заключениях, направленных в адрес ВСС. Как мы считаем, это ошибочное мнение, потому что норма п. 13 Правил, предусматривающего необходимость принимать при расчете соотношений активов и резервов балансовую стоимость активов, носит общий характер, тогда как пп. 7 п. 7 имеет характер специальной нормы, которая в силу общепризнанных правил юридической техники имеет приоритет перед общими нормами.

Как бы "повисает в воздухе" п. 11 Правил, в котором раскрывается, какие активы считаются находящимися на территории РФ. Дело в том, что ни в Законе о страховом деле, ни в данном нормативном акте нет каких-либо привязок к месту нахождения активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Если имелось в виду ограничить такие активы только теми, которые находятся в Российской Федерации, или ввести какие-либо нормативы для активов, расположенных за рубежом, то это надо было бы сделать в виде позитивной нормы права.

Приложение к Правилам устанавливает конкретные величины структурных соотношений активов и резервов. Надо отметить, что это Приложение более четко структурировано, чем ранее. Следует помнить, что этот документ устанавливает не только общую допустимую долю соответствующих активов в активах, принимаемых для покрытия страховых резервов, но и всегда устанавливает ограничения по размещению средств в один объект или в одной организации.

В заключение надо подчеркнуть, что среди специалистов страховых организаций бытует мнение, что активы должны соответствовать требованиям по составу и структуре только на отчетные даты, а в периоды между такими датами можно размещать активы совершенно произвольно. Важно подчеркнуть, что оснований для столь оптимистического взгляда на жизнь нет. Правила выдвигают лишь соответствующие требования, не привязывая их к каким-либо отчетным датам. Следовательно, активы в каждый конкретный момент времени должны соответствовать указанным Правилам по состоянию на 30 июня 2006 г. и в последующие периоды. Даже если нарушение органом страхового надзора будет выявлено постфактум, то все равно у него есть право привлечь страховую организацию к административной ответственности в виде выдачи предписания, приостановления лицензии и т.д.

Р.Е.Дедиков

Ведущий специалист

ОАО "Московское перестраховочное общество"

Подписано в печать

17.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Правомерно ли инспекция привлекла общество и его генерального директора к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ при продаже товаров? Расхождение сумм полученной выручки по данным фискального отчета и данным кассовой книги возникло в результате проведения операции возврата денежных сумм покупателю по неиспользованным кассовым чекам. ("Московский налоговый курьер", 2006, N 3) >
Интервью: Налог на добавленную стоимость ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.