|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России о новых правилах размещения страховых резервов ("Юридическая и правовая работа в страховании", 2005, N 4)
"Юридическая и правовая работа в страховании", 2005, N 4
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ О НОВЫХ ПРАВИЛАХ РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ
Минфин России 8 августа 2005 г. издал Приказ N 100н, которым были утверждены новые Правила размещения страховщиками средств страховых резервов. Хотя этот документ в первую очередь касается финансовых служб страховщиков, которые занимаются инвестициями активов компаний, тем не менее его содержание, несомненно, важно и для юристов. Прежде всего потому, что этот акт, как и другие нормативные акты в сфере страхования, составляет важный раздел общего страхового права, а также в значительной степени определяет права и обязанности субъектов страхового дела в части отношений с государством. Кроме того, очень важно понимать, как положения Приказа и утвержденных им Правил влияют на содержание гражданских прав страховых организаций.
Как известно, п. 4 ст. 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон о страховом деле) предоставляет органу страхового регулирования право издавать нормативные правовые акты, определяющие состав и структуру активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также квот на перестрахование. Реализуя эти полномочия, Минфин России своим Приказом от 8 августа 2005 г. N 100н (далее Приказ) утвердил Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (далее Правила), которые определяют состав и структуру активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, и фактически установил квоты на перестрахование (во всяком случае, пока именно так можно интерпретировать определение долей перестраховщиков в страховых резервах). Комментируемые Правила зарегистрированы в Минюсте России 30 августа 2005 г. за N 6968, в силу чего имеют характер нормативного акта, обязательного для всех, кого они касаются. Обращает на себя внимание то, что юридически более корректно было бы назвать нормативный документ так, как он определяется в Законе, - "Требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов". Такое название, во-первых, лучше отражало бы существо соответствующих правил, а во-вторых, не пришлось бы вводить в Правила специальную норму, разъясняющую, что имеется в виду под документом с таким названием (п. 2 Правил). То обстоятельство, что подобные акты раньше носили название "Правила размещения..." и это, конечно, более привычно для страховых организаций, вряд ли оправдывает использование неточного, более того, не очень юридически корректного названия.
Второе юридическое обстоятельство, на которое следует указать, связано с тем, что возникает некая временная лакуна с точки зрения регулирования соответствующих вопросов - в соответствии с п. 2 Приказа страховщики обязаны привести активы, принимаемые в обеспечение страховых резервов, в соответствие с требованиями новых Правил до 30 июня 2006 г., но согласно п. 4 этого акта уже утратили силу предыдущие Правила размещения страховых резервов. Возникает вопрос: в соответствии с какими именно правилами будет определяться состав и структура активов в покрытие резервов по итогам 2005 г.? Единственно, что установлено на этот период, так это соотношение по суммарной величине доли перестраховщиков в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но не урегулированных убытков), которое может составлять 60% (абз. 2 п. 3 Приказа). Получается, что этот вопрос в остальной части оставлен на откуп самим страховым организациям. Представители ФССН в этой связи рекомендуют страховым организациям придерживаться ранее действовавших Правил, и, скорее всего, страховщики и перестраховщики именно так и будут поступать, но все это будет основываться исключительно на целесообразности, так как правовых оснований требовать соблюдения таких Правил у страхового надзора нет. Думается, что следовало бы все-таки признать утратившими силу предыдущие Правила размещения страховых резервов не с момента подписания данного Приказа, а с 1 января 2006 г., что исключило бы саму возможность возникновения данной проблемы. Общая цель новых Правил размещения страховых резервов, судя по всему, заключается в том, чтобы ужесточить требования к качеству тех активов, в которые инвестируются средства страховых резервов. Об этом, в частности, свидетельствует появление целого ряда квалификационных требований, носящих более или менее объективный характер, - наличие международных рейтингов у эмитентов ценных бумаг, присвоенных известными во всем мире рейтинговыми агентствами, включение таких бумаг в котировальный список высокого уровня, определение рыночной стоимости объекта недвижимости независимым оценщиком и т.п. Эти положения направлены на реализацию декларированного в п. 3 Правил принципа возвратности активов. При этом обращает на себя внимание недостаточно четкий критерий в отношении рейтингов российских рейтинговых агентств, которые должны соответствовать приведенным в Правилах уровням рейтингов международных рейтинговых агентств ("Стэндард энд Пурс", "Мудис Инвестор Сервис" и "Фитч Инк" не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня ВВ-, ВаЗ и ВВ-), так как отсутствуют какие-либо официальные документы о соотношении уровней российских рейтингов и рейтинговых оценок ведущих мировых рейтинговых агентств. В то же время отдельные требования выглядят явно излишними или требующими прояснения. Например, в пп. 4 п. 7 Правил указано, что в покрытие резервов принимаются только вклады в банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности. Но это и так очевидно, поскольку при отсутствии лицензии на банковскую деятельность соответствующая коммерческая организация просто не может быть признана банком. Весьма спорный характер носит также требование к российским перестраховщикам - они согласно пп. "а" пп. 8 п. 7 Правил должны иметь лицензию на осуществление перестраховочной деятельности. Если учесть, что согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" страховые организации должны получить лицензии на осуществление перестрахования до 1 июля 2007 г., то получается, что Правила фактически сокращают этот срок более чем на год. Ведь понятно, что страховые компании не будут перестраховывать риски у тех перестраховщиков, которые не имеют лицензии и доля которых в страховых резервах не будет приниматься во внимание страховым надзором. Нам представляется, что данное положение не соответствует норме Федерального закона. Было бы совершенно оправданно, если бы соответствующее требование Правил начало действовать с 1 июля 2007 г. Сделан определенный шаг вперед в плане расширения инструментов инвестирования средств страховых организаций - общее количество допускаемых видов активов, принимаемых для покрытия резервов, увеличено с 19 до 20. Сейчас это федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; муниципальные ценные бумаги; акции; облигации, кроме государственных ценных бумаг; векселя организаций; жилищные сертификаты; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами; сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления; недвижимое имущество; доля перестраховщиков в страховых резервах; депо премий по рискам, принятым в перестрахование; дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов; денежная наличность; денежные средства в валюте РФ на счетах в банках; денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках; слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты РФ из драгоценных металлов; ипотечные ценные бумаги; займы страхователям по договорам страхования жизни. Нужно отметить, что и внутри этого перечня произошли заметные изменения. Так, исключены из возможных объектов инвестирования средств страховых резервов доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере. Это сделано в связи с тем, что такие организации, как правило, носят непрозрачный характер, и зачастую за такого рода инвестициями никаких реальных активов уже нет. Правда, нужно сказать, что страховое сообщество в лице Всероссийского союза страховщиков предлагает вернуть этот вид активов в перечень активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Если принять во внимание, что такие организации должны будут иметь международные рейтинги, то есть представлять из себя надежные и прозрачные компании в принципе, то предлагаемые изменения надежность вложений средств, по нашему мнению, не ухудшат. Впервые появились в списке видов активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, ипотечные ценные бумаги. С одной стороны, это правильно, так как со временем данный инструмент может стать одним из ведущих, но сейчас с учетом слабого развития ипотеки и, главное, рынка ипотечных ценных бумаг такого рода вложения сложно оценить как высоколиквидные. Включены в список и займы страхователям по договорам страхования жизни. Если учесть, что долгосрочное страхование жизни - это, в основном, интерес среднего класса, то размещение средств страховых резервов в займы таким страхователям следует признать достаточно перспективным. Есть расширение перечня объектов внутри видов, в частности, если раньше учитывались только государственные ценные бумаги РФ, то сейчас, кроме них, можно осуществлять вложения также в ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы государством; если до сих пор принимались во внимание векселя лишь банков, то теперь и других организаций; помимо золота и серебра допускается размещение активов в платину, палладий и памятные монеты из драгоценных металлов и т.д. Эти положения направлены на реализацию принципа диверсификации размещения средств страховых резервов. Не до конца ясен пп. 9 п. 7 Правил, содержащий формулировку условий, при наличии которых в обеспечение страховых резервов принимается дебиторская задолженность. Непонятно, в частности, почему не будет приниматься в расчет формальная бухгалтерская дебиторская задолженность, когда договором страхования или перестрахования предусмотрена уплата страховой или перестраховочной премии в рассрочку, что сегодня по крупным рискам имеет место в большинстве случаев, в части платежей, срок исполнения которых наступит, например, через полгода или через 9 месяцев. Если часть платежей выходит за те сроки, которые указаны в этой норме, то это совсем не означает, что они не будут уплачены. Такой подход выглядит излишне жестким. Следует учитывать, что страховым организациям предоставлена возможность включать в активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, также средства, которые переданы ими в доверительное управление. Такой шаг, безусловно, надо оценить как весьма позитивный, поскольку профессиональные управляющие компании размещают средства, как правило, более надежно и с большей доходностью, чем это могут делать сами страховщики и перестраховщики. В качестве подтверждения этого тезиса можно привести правила размещения средств, находящихся на пенсионных счетах граждан в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), и результаты инвестиционной деятельности НПФ. Там все рисковые вложения, то есть все вложения, кроме покупки государственных ценных бумаг и вкладов в банки в пределах установленных квот, НПФ вправе осуществлять исключительно через управляющие компании. Официально публикуемая доходность по инвестициям НПФ, насколько можно судить, выше, чем доходность от такой же деятельности в страховых компаниях. Однако хотелось бы отметить определенную некорректность выбранного варианта закрепления в Правилах данного положения. Если формально прочитать п. 8 Правил, где об этом говорится, то получается, что Минфин России фактически предоставил страховым организациям указанное право. Но это же не так. Право размещать свои активы у страховой компании было всегда, просто ранее страховой надзор не принимал такие средства в покрытие страховых резервов. Поэтому более корректно, как мы считаем, было бы просто указать, что в покрытие также принимаются активы, переданные в доверительное управление. Помимо этого, выглядят странными указания нормативного акта профессиональному участнику финансового рынка по поводу того, какие факторы он должен учитывать при заключении договоров доверительного управления (абз. 2 п. 8 Правил). Из всего набора этих указаний правовое значение имеет лишь требование о наличии в договорах доверительного управления положения о возврате управляющей компанией страховщику части средств в течение 4-х рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления. Но и здесь, к сожалению, приходится констатировать юридическую нечеткость формулировок. Возврат какой именно части переданных в управление средств должен предусматривать договор? Если это будет 0,1%, этого достаточно? Или нужно требовать ускоренного возврата 99,9%? Или этот вопрос в каждом конкретном случае будет решаться по усмотрению соответствующего сотрудника страхового надзора? В таком подходе опять проявляется недоверие к участникам рынка, а ведь они все равно решат этот вопрос наилучшим для них и пользы дела образом. Как один из возможных вариантов конкретизации этого требования можно было бы предложить, чтобы оперативно возвращаемая часть средств, переданных в доверительное управление, была не менее максимально возможного размера собственного удержания компании по единичному риску или кратна этой величине. Вызывает вопросы и п. 10 Правил, где указывается, что активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных средств по обязательствам гаранта (поручителя). Проблема заключается в том, что эта норма в такой формулировке ограничивает гражданские права страховщиков как собственников соответствующих активов по их свободному распоряжению. Между тем согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения гражданских прав могут устанавливаться исключительно федеральным законом, а не подзаконными актами, к числу которых относятся комментируемые Правила. Правильнее было бы указать, что активы, обремененные залогом, в покрытие страховых резервов не принимаются. Что касается второго запрета, то, как представляется, к составу и структуре страховых резервов он вообще не относится. Это, скорее, вопрос финансовой устойчивости страховщика, у которого в некоторых случаях имеющиеся активы могут не покрывать всех его обязательств. Вот если бы было указано, что в покрытие страховых резервов не принимаются активы, служащие обеспечением обязательств страховой компании по выданной ею банковской гарантии или по заключенному ею в качестве поручителя договору поручения, то каких-либо возражений это не могло бы вызвать. Предлагаем именно в таком ключе и толковать рассматриваемую норму Правил. Правила указывают, что для целей расчета структурных соотношений активов и резервов принимается только балансовая стоимость активов. Это, конечно, самый простой способ, но в некоторых случаях чреватый определенными негативными последствиями. Например, акции или другие ценные бумаги могут из-за изменения конъюнктуры фондового рынка резко подешеветь против цены приобретения, по которой они и ставятся на баланс, то есть может возникнуть ситуация, когда формально активов для покрытия страховых резервов достаточно, а на самом деле их не хватает. Здесь, на наш взгляд, правильнее было бы ориентироваться все-таки на рыночные котировки таких бумаг, поскольку они каждый день публикуются в средствах массовой информации. К тому же в самих Правилах сделано исключение для объектов недвижимости, которые должны приниматься в расчет по рыночной цене, подтвержденной независимым оценщиком (пп. 7 п. 7). Некоторые специалисты страховых организаций увидели здесь некое внутреннее противоречие, что нашло отражение в заключениях, направленных в адрес ВСС. Как мы считаем, это ошибочное мнение, потому что норма п. 13 Правил, предусматривающего необходимость принимать при расчете соотношений активов и резервов балансовую стоимость активов, носит общий характер, тогда как пп. 7 п. 7 имеет характер специальной нормы, которая в силу общепризнанных правил юридической техники имеет приоритет перед общими нормами. Как бы "повисает в воздухе" п. 11 Правил, в котором раскрывается, какие активы считаются находящимися на территории РФ. Дело в том, что ни в Законе о страховом деле, ни в данном нормативном акте нет каких-либо привязок к месту нахождения активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Если имелось в виду ограничить такие активы только теми, которые находятся в Российской Федерации, или ввести какие-либо нормативы для активов, расположенных за рубежом, то это надо было бы сделать в виде позитивной нормы права. Приложение к Правилам устанавливает конкретные величины структурных соотношений активов и резервов. Надо отметить, что это Приложение более четко структурировано, чем ранее. Следует помнить, что этот документ устанавливает не только общую допустимую долю соответствующих активов в активах, принимаемых для покрытия страховых резервов, но и всегда устанавливает ограничения по размещению средств в один объект или в одной организации. В заключение надо подчеркнуть, что среди специалистов страховых организаций бытует мнение, что активы должны соответствовать требованиям по составу и структуре только на отчетные даты, а в периоды между такими датами можно размещать активы совершенно произвольно. Важно подчеркнуть, что оснований для столь оптимистического взгляда на жизнь нет. Правила выдвигают лишь соответствующие требования, не привязывая их к каким-либо отчетным датам. Следовательно, активы в каждый конкретный момент времени должны соответствовать указанным Правилам по состоянию на 30 июня 2006 г. и в последующие периоды. Даже если нарушение органом страхового надзора будет выявлено постфактум, то все равно у него есть право привлечь страховую организацию к административной ответственности в виде выдачи предписания, приостановления лицензии и т.д.
Р.Е.Дедиков Ведущий специалист ОАО "Московское перестраховочное общество" Подписано в печать 17.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |