Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Пожарных дел мастера ("Бюджетный учет", 2005, N 12)



"Бюджетный учет", 2005, N 12

ПОЖАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

Икона Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина" издавна почитается как защитница от пожаров, стихийных бедствий и катастроф, связанных с огнем и молнией. Колокола храма именно этой иконы стали украшением внутреннего дворика Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по г. Москве.

Как гласит одна индийская поговорка, "Когда вспыхнул пожар, поздно копать колодец". Но государственные инспекторы пожарной безопасности призваны контролировать не только своевременное сооружение противопожарных источников водоснабжения. Спектр их проверок достаточно широк. Видимо, поэтому визит "пожарника" часто становится неприятной новостью для руководящих работников учреждений и верной приметой непредвиденных расходов.

- Мы проводим проверки в соответствии с Законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", - заверил нас О.Н. Замотаев, заместитель начальника Управления ГПН ГУ МЧС России по г. Москве. - В отношении одного юридического лица плановые мероприятия по контролю могут проводиться не чаще одного раза в два года. Что касается вновь образованных юридических лиц, первая проверка должна проводиться только спустя три года после даты их образования.

- Олег Николаевич, по какому принципу составляются планы проверок?

- Планирование мероприятий осуществляется в зависимости от обстановки с пожарами и их последствий на территории города и с учетом географических, демографических и экономических особенностей обслуживаемого региона. Согласитесь, нельзя составлять планы проверок под копирку в Москве и в провинции. В мегаполисе совершенно другая плотность застройки, иная инфраструктура и т.д.

При составлении плана также учитывается анализ обстановки с пожарами, который проводится ежеквартально. Ведь на наше Управление помимо контроля возложена и такая функция, как государственный статистический учет пожаров и их последствий. Мы ведем базу данных на уровне Москвы, такую же базу ведут наши коллеги из федеральной службы. Исходя из этой информации, мы и составляем планы проверок. Это принцип, общий для всей страны.

В плановом порядке мы проводим и общегородские мероприятия. К примеру, всем известно, что школы к началу учебного года принимаются на готовность комиссионно. В состав каждой комиссии обязательно входит представитель органов государственного пожарного надзора (ГПН). В этом году перед началом нового учебного года 1535 общеобразовательных школ Москвы и 1821 детское дошкольное образовательное учреждение были проверены на предмет готовности.

- Много нарушений было допущено в этом году?

- Нарушений было выявлено достаточно. Но радует, что степень их устранения составила в этом году порядка 75 процентов. По сравнению с другими регионами России это хороший показатель.

Такие результаты стали следствием большого труда. Ведь на этой проблеме мы акцентируем внимание уже не первый год. По результатам наших проверок в органы исполнительной власти города были направлены соответствующие рекомендации. Правительство Москвы приняло среднесрочную городскую целевую программу, которая так и называется "Пожарная безопасность на 2005 - 2007 годы". В соответствии с этой программой на обеспечение пожарной безопасности учреждений образования города запланировано выделение 4,3 млрд руб. Это неплохая сумма. В этом году в каникулярное время эти средства расходовались на решение первоочередных задач по обеспечению безопасности вообще и пожарной безопасности в частности.

- Видны ли уже какие-либо результаты такого повышенного внимания власти к этой проблеме?

- Да. По сравнению с серединой 90-х годов, когда учреждения испытывали недостаток средств даже на ведение основной деятельности, ситуация значительно улучшилась во всех учреждениях бюджетной сферы. Ведь разработанная программа предусматривает выделение средств на эти цели не только образовательным учреждениям, но и учреждениям культуры, социальной защиты населения и здравоохранения.

- Существуют ли принципиальные различия между нарушениями пожарной безопасности в бюджетных учреждениях и нарушениями, допускаемыми в коммерческих фирмах?

- Нет. Не забывайте, что Государственный пожарный надзор - это орган технического надзора, а не финансового. Поэтому для нас нет разницы между бюджетными и коммерческими предприятиями. Ведь степень пожарной опасности объекта не зависит от формы собственности. А руководитель руководителю, равно как и собственник собственнику, рознь. Есть собственники, заботящиеся о принадлежащем им имуществе, а есть безразличные. Поэтому сказать, что бюджетники принципиально отличаются от коммерсантов, я не могу.

Единственное можно отметить, что с бюджетными учреждениями проще работать, потому что в них всегда есть человек, ответственный за пожарную безопасность. Во многих бюджетных учреждениях г. Москвы даже есть такая должность - специалист по пожарной безопасности. В то время как в коммерческих фирмах, кроме руководителя, зачастую нет лиц, ответственных за пожарную безопасность.

- На что в первую очередь инспектор по пожарной безопасности обращает внимание при проведении проверки?

- В первую очередь мы обращаем внимание на то, есть ли условия для быстрой и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара в здании. То есть должно быть достаточное количество эвакуационных выходов, отделка стен и потолков путей эвакуации не должна состоять из горючих материалов, сами пути эвакуации не должны быть захламлены.

Кстати, за многими руководителями учреждений водится такое хобби, как складирование старой ненужной мебели в проходах в преддверии очередной инвентаризации. В таком случае мы строго наказываем виновных в нарушении пожарной безопасности. Ведь мы стоим на страже интересов общества и закона. В этих бюджетных учреждениях учатся наши дети, работают наши близкие и друзья. И наша задача сделать все, чтобы сохранить им жизнь в случае возникновения пожара.

Еще очень важный момент, на который инспектор всегда обращает внимание при проверке: содержание в технической исправности средств пожаротушения, предусмотренных проектом здания. Во-первых, внутренний противопожарный водопровод должен быть исправен, его шкафы должны быть укомплектованы пожарными рукавами и стволами. Если предусмотрена кнопка дистанционного пуска насосов-повысителей, то она должна работать, а не быть предметом интерьера. Непременно должна быть в исправном состоянии автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Я уже не говорю о том, что в порядке должны находиться огнетушители. Кроме того, места их расстановки необходимо обозначить соответствующими знаками, должна быть в порядке телефонная связь, чтобы вовремя можно было набрать "01".

К зданию должны быть обеспечены подъезды для пожарной и иной специальной техники. Кроме того, мы всегда обращаем внимание на состояние электросетей. По статистике одной из самых распространенных причин возникновения пожара является аварийный режим работы электрооборудования.

- Какие санкции могут быть применены к нарушителю пожарной безопасности?

- Самые разные. К примеру, работник бюджетной сферы, курящий в неположенном месте, отвечает за свои действия как гражданин. В его отношении ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. То есть одна сигарета может обойтись от 500 до 1000 руб. Должностное лицо (руководитель либо назначенный им ответственный за пожарную безопасность сотрудник) в соответствии с той же самой статьей может быть оштрафовано на сумму от 10 до 20 МРОТ. Перечисление санкций можно продолжать и продолжать. Могу только отметить, что за нарушение пожарной безопасности, которое привело к возникновению пожара, юридическое лицо может заплатить до 400 МРОТ. Кроме того, недавно вступила в действие норма закона, предусматривающая административное приостановление деятельности организации. Решение о наложении на юридическое лицо такой санкции принимает суд на основании предоставленной нами информации. Эта санкция может быть применена, если в учреждении допущено нарушение, создающее угрозу безопасности людей. Если такое нарушение было обнаружено инспектором при проведении проверки, то он протоколирует его и направляет материалы в суд.

- Такие случаи уже были зафиксированы в бюджетной сфере?

- Эта норма административной ответственности вступила в силу только в августе этого года, и такой статистикой мы будем владеть несколько позже.

- Инспекторы предупреждают о проверках?

- Конечно. О предстоящем мероприятии по контролю государственный инспектор должен поставить в известность руководителя организации. По приходу на объект инспектор обязан предъявить распоряжение или приказ о проведении проверки с печатью органа государственного пожарного надзора за подписью руководителя. Только при наличии такого документа проверка будет законна.

- Какие документы инспектор вправе потребовать от руководителя или ответственного лица?

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) четко регламентируют обязанность руководителя учреждения разработать необходимые документы, которые он должен предъявить при проверке. В первую очередь инспектор обращает внимание на то, разработана ли инструкция по пожарной безопасности, вывешен ли на видном месте план эвакуации из здания, установлен ли приказом по учреждению соответствующий противопожарный режим. Обо всем этом можно узнать, либо найдя соответствующие нормативные документы, либо пройдя специальное обучение.

- То есть существуют специальные курсы, готовящие специалистов по пожарной безопасности?

- Такие курсы создаются в настоящий момент по частной предпринимательской инициативе. Инженеры пожарной безопасности после ухода на пенсию часто становятся частными предпринимателями и готовят хороших специалистов в этой сфере. Разумеется, такая подготовка осуществляется не на безвозмездной основе.

В свою очередь, инженеры пожарной безопасности министерств и управлений должны проводить обучение специалистов в рамках своего ведомства. Обучение и повышение квалификации персонала, в том числе и в области обеспечения пожарной безопасности, - задача руководителей. Они должны либо организовывать эти курсы силами своего ведомства, либо выделять средства для привлечения сторонних специалистов.

Наша задача заключается лишь в том, чтобы в процессе проверки проконтролировать, организован ли должным образом процесс подготовки руководителей, инженерно-технического персонала, работников. Если есть журнал противопожарного инструктажа, то инспектор его посмотрит и проверит, имеет ли человек, его проводящий, соответствующую квалификацию.

- По завершении проверки какие документы составляются?

- Инспектор составляет акт о проведении проверки. Если были выявлены нарушения - административный протокол, предписание на устранение выявленного нарушения и т.д.

- За пожарными инспекторами закреплены конкретные объекты?

- Да. При закреплении объектов за конкретным инспектором мы руководствуемся ведомственно-отраслевым и территориальным принципами. В пределах одного района, к примеру, все учреждения культуры могут быть закреплены за одним инспектором. Дело в том, что учреждения, однородные по своей пожароопасности, имеют некие общие характеристики.

Так, все культурно-зрелищные учреждения со зрительным залом имеют сложные требования к пожарной безопасности, присущие заведениям с массовым пребыванием людей. Допустим, в зависимости от вместимости зала рассчитывается необходимое число эвакуационных выходов, позволяющих спасти всех зрителей в случае возникновения пожара. В зависимости от общего объема здания должны быть выполнены определенные нормы по водоотдаче внутреннего противопожарного водопровода и т.д. То есть общие признаки учреждений одной сферы деятельности очевидны. Поэтому за ними закрепляется один наиболее подготовленный специалист, который может технически грамотно провести проверку сложного объекта в плане обеспечения пожарной безопасности, дать компетентные рекомендации и обоснованные требования к руководству объекта и оформить все это в виде предписания. Но небольшие частные предприятия, как правило, закрепляются за инспекторами по территориальному признаку.

Беседу вела

корреспондент журнала

"Бюджетный учет"

И.В.Заховаева

Подписано в печать

17.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Минфин доводит до муниципалитетов бланк отчета, где целевые программы стоят по ст. ст. 226 "Прочие услуги", 290 "Прочие расходы" или 241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям". Однако за счет этих средств мы производим расходы и на приобретение основных средств и материальных запасов. Например, изготовление справочников, приходуемые на склад. ("Бюджетный учет", 2005, N 12) >
Статья: Отражение в бухгалтерском учете изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ в 2005 г. (Начало) ("Бухгалтерский учет", 2005, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.