|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Льготы по земельному налогу ("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2005, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2005, N 4
ЛЬГОТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
От уплаты земельного налога освобождаются учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов либо профсоюзов. Однако на практике не всегда удается сразу разобраться в тонкостях права на применение налоговых льгот. Платить или не платить земельный налог - попытаемся разобраться на примере Постановления ФАС Московского округа от 18 апреля 2005 г. по делу N КА-А40/2502-05.
Суть спора
По результатам проверки налоговая инспекция доначислила земельный налог, пени, а также приняла решение о привлечении кардиологического санаторного центра (ЗАО) к ответственности за совершение налогового правонарушения и взыскании штрафов за неуплату налога и непредставление деклараций. Судом первой инстанции организации было отказано в признании этого решения недействительным. Основание: хотя кардиологический санаторный центр (далее - Центр) и осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, но при этом не является учреждением, не финансируется за счет профсоюзов и бюджетов и, следовательно, не может пользоваться указанной льготой. Организация с таким решением не согласилась.
Ее доводы: - санаторий создан в 1946 г. в виде учреждения здравоохранения ВЦСПС, а ЗАО учреждено на его базе Фондом имущества профсоюзов; - Центр имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на санаторно-курортное лечение, и в соответствии с кодами ОКПО и ОКОНХ относится к санаторно-курортным учреждениям; - Центр финансируется за счет средств Фонда имущества профсоюзов, который является учредителем и владеет 95 процентами акций.
Что решил суд
Апелляционный суд поддержал налогоплательщика, изменил решение суда первой инстанции и отменил решение налоговой инспекции, как не соответствующее Закону РФ "О плате за землю". При этом суд исходил из следующего. Инспекция в обоснование своей позиции о неправомерности применения льготы по налогу на землю приводит два довода: - Центр не является учреждением; - не финансируется из средств профсоюзов. Но так ли они бесспорны? Рассмотрим по порядку. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов либо профсоюзов. То есть исходя из буквального содержания данной нормы, можно сделать вывод о том, что основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для оказания услуг в области здравоохранения. Центр имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. К системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами (ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1). Таким образом, законодатель термином "учреждение" охватывает и коммерческие организации, в том числе и закрытые акционерные общества. Министерство здравоохранения Российской Федерации относит санатории к лечебно-профилактическим учреждениям. Статус санаторно-курортного учреждения также подтверждается кодами статистики. Закон не содержит никаких ограничений по поводу того, является ли учреждение здравоохранения самостоятельной организацией, обладающей правами юридического лица, а также в какой организационно-правовой форме оно зарегистрировано. При таких обстоятельствах довод инспекции о том, что Центр не является учреждением, был отклонен. Судом также установлено, что Постановлением Фонда имущества предусмотрено финансирование Центра в виде направления всех причитающихся Фонду доходов от деятельности санатория на развитие его материально-технической базы и содержание. Фактическое финансирование подтверждается бухгалтерской отчетностью и протоколами решений общих собраний акционеров об использовании прибыли. Нецелевого использования средств не установлено. В связи с чем довод инспекции о том, что Центр не финансируется за счет средств профсоюзов, также отклонен. Таким образом, оба довода налоговой инспекции признаны судом несостоятельными. И сделан окончательный вывод о том, что льготы по земельному налогу санаторием были применены обоснованно. В арбитражной практике есть аналогичные случаи поддержки налогоплательщика: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 августа 2005 г. N Ф08-3657/2005-1471А и Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 июля 2005 г. N Ф08-3071/2005-1246А.
Выводы
Основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус (организационно-правовая форма) как учреждения, а тот вид деятельности, который данное предприятие осуществляет.
И.И.Гаранина Эксперт журнала "Учет в медицине" Подписано в печать 17.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |